Быть участником дорожного движения дело серьезное

Содержание

Розыск скрывшего с места ДТП автомобиля

Быть участником дорожного движения дело серьезное

Права и обязанности участников дорожного движения четко и подробно прописаны в ПДД. И тем не менее шоссе остается местом повышенной опасности, риск возникновения аварийных ситуаций весьма велик.

Водители и пешеходы нередко нарушают правила, что провоцирует повреждения транспортных средств, нанесение вреда здоровью участников движения. В некоторых случаях виновник аварии, опасаясь последствий, скрывается с места происшествия.

Что его ждет и каким будет наказание за данное противозаконное действие, узнаем в данной статье.

Какие ситуации попадают под определение ДТП

Под аббревиатурой ДТП подразумевается следующее определение, прописанное в пункте 1.2 правил дорожного движения:

Дорожно-транспортное происшествие событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Выписка из правил дорожного движения, пункт 1.2

Чтобы произошедшее событие было квалифицировано как ДТП, необходимо наличие следующих факторов:

  • Авария случилась на дороге либо в месте, относящемуся к проезжей части (тротуар, пешеходный переход), либо на прилегающей территории (дворы, парковки).
  • Происшествие стало результатом движения.
  • Участие одного или нескольких транспортных средств.

Иными словами, повреждение автомобиля при выезде из гаража не будет считаться ДТП, но если был сбит пешеход на тротуаре или велосипедист на дорожке – виновник понесет ответственность согласно букве закона.

Обязанности и права водителя на месте аварии

Порядок действий всех участников ДТП четко прописан в ПДД, при этом обязанности есть не только у виновника, но и у пострадавшего. Очередность действий должна быть следующей:

1Остановиться, включить аварийные огни.

2Выставить аварийный знак в 15(если ДТП произошло в населенном пункте), либо 30 метрах (вне поселений) от транспортного средства.

3Следы шин, обломки запчастей трогать нельзя до приезда сотрудников ГИБДД.

4При наличии травм необходимо оказать первую помощь – наложить повязки, обработать раны.

5Серьезно пострадавшие должны быть отправлены в больницу.

6Попытаться найти свидетелей происшествия, записать их контактные телефоны.

Казалось бы, порядок действий не сложен и следовать им не сложно. Однако на деле водители часто испытывают шок, и не способны к адекватному поведению. Именно этим объясняют водители свое скрытие с места ДТП.

Естественно, у правонарушителя возникает вопрос – как узнать, ищут ли меня, если скрылся с места ДТП? Разумеется, поиском скрывшегося с места ДТП автомобиля займется ГИБДД, и если машину остановят (для проверки документов, например), наказания не избежать.

Что ждет нарушителя? Ответом служит выдержка из статьи 12.27 ч.2:

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Выдержка из статьи 12.27 ч.2.

Такие жесткие меры применимы именно к водителям, скрывшимся с места аварии. В случае если участники ДТП не выполнили предусмотренные действия, их могут оштрафовать на 1000 рублей ( статья 12.27 ч.1).

При современном развитии техники (регистраторы на автомобилях, камеры наблюдения на скоростных трассах) возможность остаться безнаказанным равна нулю. Как быстро найдут, если скрылся с места ДТП? Информация о скрывшемся автомобиле будет передана на посты ГИБДД и задержание правонарушителя не займет много времени.

Если в аварии пострадали люди либо имеет место быть летальный исход, водителя ждет уголовная ответственность.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Можно ли избежать наказания, если уехал с места аварии

При всей строгости закона, существуют способы избежать ответственности после скрытия с места ДТП. Часто незадачливых водителей, уехавших после столкновения, спасает срок давности. Согласно статье 4.

5 КоАП РФ, существует срок привлечения к административной ответственности – три месяца.

Если по истечении этого срока судья не вынесет постановление в отношении хозяина автомобиля, то привлечения к ответственности удастся избежать.

Кроме того, можно попытаться доказать, что скрытие с места ДТП было неумышленным. Это может быть случайно разбитая фара, поцарапанный бампер, оторванное зеркало. Чтобы не тратить время на ожидание инспектора, участники аварии решают проблему между собой и разъезжаются.

Сделать это можно двумя способами: водители при обоюдном согласии самостоятельно составляют схему ДТП, после чего необходимая документация оформляется на ближайшем стационарном посту ДПС.

Либо сотрудники ГИБДД не привлекаются вовсе – водители сами оформляют заявления о ДТП для страховых компаний (составляют так называемый Европротокол).

Важно помнить, что если в аварии серьезно пострадал или погиб человек, а виновник скрылся, срока давности для него существовать не будет. Виновника в этом случае ждет уголовная ответственность (ст.

264 Уголовного кодекса РФ), а розыск автомобиля, скрывшегося с места ДТП станет отягчающим обстоятельством в суде.

Кроме того, если будет доказано, что своевременная помощь пострадавшему оказана не была, виновник дополнительно понесет ответственность по статье 265 УК РФ (оставление без помощи лица, находившегося в опасном для жизни состоянии).

От неприятностей на дороге не застрахован никто. Однако соблюдение правил движения и правильные действия после аварии в разы увеличивают возможность благоприятного исхода. Поэтому оставлять место аварии не нужно в любом случае, возможные последствия отнимут много времени и нервов.

Общие вопросы

Какие случаи можно называть ДТП?

Событие можно квалифицировать как ДТП, если есть наличие следующий случаев:

  • Авария случилась на дороге либо в месте, относящемуся к проезжей части (тротуар, пешеходный переход), либо на прилегающей территории (дворы, парковки)
  • Происшествие стало результатом движения
  • Участие одного или нескольких транспортных средств

Какой порядок действия при ДТП?

Очередность действий следующая:

  • Остановиться, включить аварийные огни
  • Выставить аварийный знак в 15(если ДТП произошло в населенном пункте), либо 30 метрах (вне поселений) от транспортного средства
  • Следы шин, обломки запчастей трогать нельзя до приезда сотрудников ГИБДД
  • При наличии травм необходимо оказать первую помощь – наложить повязки, обработать раны
  • Серьезно пострадавшие должны быть отправлены в больницу
  • Попытаться найти свидетелей происшествия, записать их контактные телефоны

Какое наказание за скрытие с места ДТП?

Лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток.

Предусмотрен ли штраф за не правильные или не выполнение нормативных действий при ДТП?

Да, предусмотрен, в размере 1000 руб.

Как можно избежать наказания за оставление места ДТП?

Очередность действий следующая:

  • Вас может спасти срок исковой давности, он составляет 3 месяца
  • Если Вы оформили европротокол, то Вас не могут привлечь к ответсвенности, так как для его оформления не нужны сотрудники ДПС

Применятся ли срок исковой давности к виновникам ДТП с пострадавшими?

Нет, виновника ждет уголовная ответственность.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Дата обновления: 23 декабря 2019 г.

Кто является участником дорожного движения: подробный разбор

Быть участником дорожного движения дело серьезное

Доброго времени суток, дорогие читатели! Который раз в своих публикациях поднимаю тематику, касающуюся правил дорожного движения. Не зря говорят, что ПДД – это закон жизни.

Именно соблюдение этого закона всеми участниками движения, с большой вероятностью поможет нам в целости и сохранности добраться до места назначения.

Ранее я опубликовал пару занимательных и очень полезных материалов: как выучить ПДД за несколько дней и сдать экзамен и подробное описание применения правила «помеха справа». Сегодня я попытаюсь развеять очередное заблуждение и расскажу,кто является участником дорожного движения.

   Термин

Так как правила движения распространяются на всех его участников, то первым делом необходимо прояснить, кто к ним относиться. А вот здесь возникает первая сложность, как человек более 7 лет, преподававший ПДД, могу смело заявить, что большинство из Вас к участникам ДД, относят только водителя и пешехода.

Чтобы развеять этот миф, необходимо обратиться к Главе 1 ПДД «Общие положения».

То есть получаем:

  1. водитель
  2. пассажир
  3. пешеход

Но и этого для полного понимания картины недостаточно, так давайте подробнее разберем каждый из пунктов. Ведь для каждого участника движения прописаны правила, которые он должен соблюдать, перефразируя, скажу, что не только у водителя есть определённые обязанности.

   Водитель

Термин водитель, согласно ПДД, получает более широкий смысл, нежели просто человек, управляющий транспортным средством.

С Вашего позволения рассмотрю более подробно этот термин, а сделаю акцент на фразе «лицо, управляющее каким-либо транспортным средством».

Чтобы досконально разобраться, с тем, кто же такой водитель, необходимо процитировать еще один термин из Главы 1 правил.

Получается, что человек управляющий мотоциклом, мопедом и велосипедом – это тоже водитель.

Водителем также является погонщик, перегоняющий стадо (чабан, пастух и т.д.).

И что самое интересное к водителю приравнивается и инструктор автошколы, так как у него также имеются органы управления автомобилем (педаль тормоза и сцепления) и он в любой момент может вмешаться в процесс управления автомобилем. Складывается парадоксальная ситуация – в учебном автомобиле два водителя: обучающийся и инструктор.

Можно сказать, что водитель – основной участник движения, так как он управляет средством, поэтому если вы посмотрите на обязанности участников движения, то у него их, гораздо больше, чем у остальных.

   Пешеход

Теперь попробуем разобраться с пешеходом, но сначала выдержка из текста правил:

Как Вы поняли, пешеход – это человек находящийся вне транспортного средства на дороге. А как же тротуар или обочина, так кто же передвигается тогда там?

Для того чтобы в Ваших знаниях не осталось не одного пробела, вспомним элементы дороги:

  • проезжая часть
  • тротуар
  • обочина
  • разделительная полоса
  • трамвайные пути

Да, да – это все элементы дороги, поэтому человек на тротуаре или на обочине – тоже пешеход.

Еще одним обязательным условием является нахождение вне ТС. Получается, что водитель, остановивший свой автомобиль и вышедший из него, мгновенно становиться пешеходом, а как только вернется в машину, становиться вновь водителем.

К пешеходам не будет относиться тот, кто выполняет ту или иную работу на дороге, например: дворник, дорожный рабочий и даже регулировщик, но об этом подробнее в заключительной части статьи.

И самое главное, согласно определению к пешеходам приравнены:

  • люди в инвалидных колясках
  • велосипедисты, мотоциклисты и лица управляющие мопедом, если они спешились и везут егопередвигающиеся на роликах и самокатах

   Пассажир

И опять начинаем с определения:

Здесь все понятно и не требует дополнительных комментариев. Пешеход, который собирается сесть в транспортное средства, даже несмотря на то, что он только поднял ногу для того чтобы встать на подножку автобуса, уже является пассажиром.

С изменением статуса с пешехода на пассажира приводит и к изменению обязанностей. Согласно ПДД их у пассажира меньше, чем у других участников движения.

   Кто не относится к участникам дорожного движения

Не относятся, все те, кто выполняет какую-либо работу на дороге:

  • регулировщик, который, используя три фиксированных жеста, организует регулирование движения;
  • работники дорожных и коммунальных служб (дворники, рабочие наносящие разметку или монтирующие ограждения, рекламные щиты и т.д.);
  • дежурный по переезду или на паромной переправе. Кстати о переправах, вот интересный рассказ о том, как я преодолевал керченскую паромную переправу.

Теперь вы знаете, что к участникам дорожного движения можно отнести только три категории лиц: водитель, пешеход, пассажир и никто более. До встречи на страницах сайта!

Андрей

Путин: безопасность на дорогах – не

Быть участником дорожного движения дело серьезное

ЯРОСЛАВЛЬ, 14 марта. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин провел в Ярославле заседание президиума Госсовета по проблемам безопасности дорожного движения. Глава государства подверг критике медленную работу правительства в этой сфере, призвав не относиться к этим вопросам “как к бытовухе”, а также призвал повысить ответственность как участников, так и организаторов дорожного движения.

“Складывается впечатление, что мы очень легко относимся к этой тяжелейшей проблеме, поверхностно, как к какой-то, извините, бытовухе”, – сказал он. При этом, подчеркнул он, все вопросы в этой сфере решаемы, “нужно только целенаправленно и настойчиво этим заниматься”.

“Если мы хотим, чтобы эта важнейшая задача решалась, то нельзя это делать от случая к случаю, от одного совещания к другому. Это должно быть предметом нашей постоянной работы. Постоянного внимания федеральных органов власти, регионов и муниципалитетов, а также общественности. Я вас всех призываю к такой солидарной ответственности”, – заявил президент.

Масштаб проблемы

За прошедшее десятилетие в результате ДТП получили травмы порядка 3 млн человек, а число погибших составило 350 тыс. человек. По словам Путина, это ужасные цифры.

Президент отметил, что до сих пор часто встречается такое нарушение, как выезд на полосу встречного движения. “Наказание, вплоть до лишения водительских прав, не останавливают их очевидно. В результате безответственного вождения гибнут ни в чем не повинные люди”, – подчеркнул он.

Путин отметил, что чаще всего ДТП происходят по вине водителей. “Именно агрессия и неуважение к другим участникам дорожного движения, как правило, приводят к тяжелейшим авариям.

Поэтому я считаю ключевой задачей воспитание культуры вождения, а это строгое исполнение правил дорожного движения, следование нормам грамотного дружелюбного поведения на дорогах, понимание ответственности за свою жизнь и жизнь своих близких, за безопасность других участников дорожного движения”, – считает глава государства.

Создание культуры вождения, по мнению президента, является длительным процессом, и он должен идти параллельно с ужесточением наказания за нарушение ПДД.

Отдельное внимание – безопасности на пешеходных переходах

Путин отдельно упомянул ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения на “зебре”.

“По-прежнему много людей гибнет на пешеходных переходах. В прошлом году более 1 тыс. человек (погибли в результате ДТП на пешеходных переходах), отметил он. “Считаю, что нужно повысить ответственность водителей за нарушение правил на пешеходных переходах”, – сказал президент.

Ответственность кабмина и ДПС

Путин напомнил, что за прошедшее десятилетие уровень автомобилизации в стране возрос в 1,5 раза. “Сейчас во многих городах на тысячу жителей приходится в среднем по 300 машин. Ясно, что число машин будет увеличиваться. И это объективный вызов для участников дорожного движения и для тех, кто отвечает за его организацию”, – считает он.

При этом Путин подчеркнул, что сотрудники дорожно-патрульных служб должны заниматься профилактикой ДТП и вести просветительскую работу, привлекая к этому средства массовой информации и общественность, а также использовать возможности интернета. Все эти меры, полагает он, будут особенно действенны на муниципальных и региональных уровнях.

“Нужно активнее использовать профилактические меры, в том числе и сотрудникам дорожно-патрульных служб. Они должны не только фиксировать нарушение, но и на деле заниматься организацией безопасного движения”, – заявил Путин.

Президент также напомнил, что еще в мае 2015 года он дал поручение правительству принять дополнительные меры по снижению смертности от ДТП. В августе правительство утвердило соответствующий план мероприятий, в котором было намечено внести в Госдуму 13 законопроектов.

“Однако все сроки были нарушены. В Госдуме сейчас всего один законопроект. Остальные все еще проходят согласования в правительстве. Я прошу под личную ответственность соответствующих министров, руководителей ведомств, которым была поручена подготовка этих документов, внести их в Госдуму, чтобы они, как и было запланировано, были приняты в весеннюю сессию этого года”, – сказал Путин.

Автоматическая фиксация

Выступая на заседании президиума Госсовета, заместитель министра внутренних дел Дмитрий Миронов отметил, что для повышения безопасности движения активно применяются комплексы автоматической фиксации нарушений. Они выявляют две трети случаев нарушений.

“Безусловно, дисциплинирует водителей действующая система автоматической фиксации нарушений. В настоящее время она включает более 10 тысяч зон контроля. С их применением в прошлом году вынесено свыше 50 млн постановлений об административных правонарушениях, что составляет 67% от общего количества выявленных административных правонарушений”, – сообщил он.

“В перспективе представляется целесообразным распространить (эту) систему на дороги регионального и межмуниципального значения, внедрить измерения средней скорости, расширить спектр выявляемых правонарушений, задействовать для их обнаружения возможности других технических средств”, – добавил замминистра.

Он также выразил уверенность, что регионы должны быть в первую очередь заинтересованы в том, чтобы автоматическая система фиксации нарушений работала эффективнее.

“Поэтому рабочей группой предложено направлять получаемые от штрафов денежные средства не просто в бюджет субъекта РФ, а непосредственно в дорожные фонды для реализации мероприятий по ликвидации очагов аварийности, а также на развитие средств автоматической фиксации (правонарушений)”, – сказал Миронов.

Передача администрирования штрафов в регионы

Путин поручил законодательно закрепить право субъектов РФ направлять штрафы за нарушение ПДД в региональные дорожные фонды.

На заседании президент спросил у замглавы Минфина Леонида Горнина, согласно ли министерство с таким решением. Горнин отметил, что в настоящее время 100% штрафов за нарушения ППД уходит в бюджеты субъектов РФ.

Предложения региональных властей состоит в том, чтобы законодательно закрепить передачу этих средств в обязательном порядке в региональные дорожные фонды, “окрасить их, предать им целевое назначение”.

Сейчас у властей субъектов есть право передать эти средства в дорожные фонды, но это не является обязательством.

В свою очередь, помощник президента Андрей Белоусов отметил, что “сейчас в регионах деньги из дорожного фонда забирают, они используются нецелевым образом”. “Целевым образом эта норма не установлена. Минтранс предлагает ее установить. Поэтому очень разумно, если бы по этим штрафам было зафиксировано, чтобы они целевым образом шли в дорожные фонды “, – сказал он.

“Поскольку Минфин не возражает, то давайте так и сделаем”, – сказал Путин.

запись как доказательство

По словам Миронова, МВД также поддерживает инициативу привлекать к ответственности водителей на основании видеозаписи, сделанной другими водителями.

“Сегодня все чаще высказываются предложения о привлечении к административной ответственности на основании видеозаписи, сделанной другими участниками дорожного движения. Для осуществления этой инициативы необходим ряд технических и законодательных решений”, – сказал он.

По словам Миронова, “МВД поддерживает эту инициативу и считает, что такой механизм должен быть создан”. МВД “в настоящее время активно работает над этим с Минкомсвязи”, добавил он.

Дтп по европротоколу

С 1 января следующего года ГИБДД планирует перейти на европротокол при ДТП – оформление незначительных происшествий без участия автоинспекторов, сообщил Миронов.

“Сегодня уже предусмотрено, что оформление происшествий, в которых транспортные средства получили только механические повреждения на трассе, может проводиться без присутствия полиции самими гражданами.

Необходим полный переход на оформление таких происшествий без участия сотрудников Госавтоинспекции”, – сказал он.

По словам Миронова, пока сотрудниками ГИБДД оформляется почти 90% ДТП, в которых вред причинен только автомобилям. “Такая ситуация снижает и без того недостаточную пропускную способность улично-дорожной сети, минимизирует возможности нашего реагирования на изменения дорожно-транспортной ситуации, факты других более тяжелых ДТП”, – отметил он.

Путин поддержал такой подход. “Чтобы убрать лишнее неудобство и формальности, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на массовое оформление ДТП без участия сотрудников полиции”, – заявил он.

 Глава государства отметил, что речь идет об авариях, в результате которых причинен лишь материальный ущерб. “Сегодня не все участники движения готовы к таким самостоятельным действиям, но за ними будущее.

И эти принципы скоро станут такими же привычными, как страхование машин”, – подчеркнул он.

Говоря об автостраховании, президент также призвал страховые компании принять меры, чтобы предотвратить распространение фальшивых полисов.

“Прошу Банк России и страховые компании принять действенные меры, чтобы предотвратить распространение фальшивых страховок”, – заявил он.

“Эта проблема в последнее время приобрела массовый характер и наносит ущерб не только гражданам, но и репутации самого страхового дела”, – считает глава государства.

Своевременная помощь

Речь на заседании зашла и об оказании помощи при ДТП, причем не только медслужбами, но и другими водителями. В частности, Минздрав предлагает дифференцировать виды первой помощи при ДТП, заявила глава ведомства Вероника Скворцова.

“Сейчас в Госдуме уже прошел предварительное обсуждение законопроект по дифференциации видов первой помощи в зависимости от уровня подготовки людей, которые ее оказывают.

Базовый образовательный модуль для водителя-любителя уже внедрен в автошколах; в настоящее время подготовлен расширенный модуль для профессионалов-водителей и специальная образовательная программа для представителей МВД, МЧС и других экстренных служб”, – сказала она.

https://www.youtube.com/watch?v=TRD0YRKHt58

Министр привела статистику, согласно которой 50% серьезно пострадавших в ДТП погибают в первые несколько минут, 30% – в течение 2-3 часов, и только 20% в течение нескольких дней в больницах. По оценке экспертов, 25% пострадавших можно было бы спасти в случае своевременного оказания им первой помощи прямо на месте ДТП.

Участники дорожного движения. Регулировщики

Быть участником дорожного движения дело серьезное

Сразу же расставим приоритеты: участником дорожного движения может быть только физическое лицо, человек. Не стоит путать: транспортное средство не может быть участником. Только человек способен иметь права и нести обязанности в рамках норм, регулирующих дорожное движение.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

В данном определении дается полный, исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать в дорожном движении.

Иными словами, каждый из нас в рамках дорожного движения может быть либо водителем, либо пассажиром, либо пешеходом.

Водитель

Самым главным, основным участником движения считается водитель. Именно на нем лежит основной груз ответственности по соблюдению ПДД и обеспечению безопасности на дороге. Поэтому те, кто считает, что Правила существуют преимущество для водителя, практически не ошибаются.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Водитель, таким образом, представляется нам в своих трех основных проявлениях.

1. Водитель транспортного средства.

Это классический и наиболее распространенный случай. Лицо, управляющее любым ТС (велосипедом, мопедом, мотоциклом, автомобилем и пр.), считается водителем.

Львиная доля ПДД регламентирует именно деятельность водителя ТС. Именно для него создан специальный раздел 2 ПДД, который так и называется – «Общие обязанности водителя».

Кстати, до сих пор дискутируется вопрос о статусе водителя. Является ли он таковым, если ставит автомобиль на стоянку и уходит по своим делам?

Нам представляется, что является. Это, конечно, не бесспорно. Но в противном случае, почему же и за что его штрафуют при нарушении правил остановки или стоянки? Человек же не управляет своим ТС, как это озвучивается определение?

Поэтому, нам кажется, не стоит цепляться за букву закона — «лицо, управляющее» ТС. Иначе после остановки сотрудником ГИБДД, это самое «лицо», выйдя из ТС, перестает им управлять и формально может отказаться от представления документов инспектору. Ведь оно («лицо») теперь уже не является «лицом, управляющим» ТС?

Перед нами – типичный пример пробела в праве. И таких примеров в тексте ПДД огромное количество. Поэтому мы и предлагаем при подобных юридических коллизиях призывать на помощь здравый смысл.

2. Водитель – погонщик животных.

Это второе проявление водительской сущности. Вьючные или верховые животные, а также стадо, двигающиеся в пределах дороги, должны сопровождаться водителем. Именно водителем – пастухом, чабаном и пр.

Именно такой водитель отвечает за безопасность движения и несет ответственность в том момент, когда его «подопечные» пересекают проезжую часть или двигаются по дороге.

3. Водитель – инструктор по вождению.

При обучении вождению мы можем столкнуться, на первый взгляд, с парадоксом: за рулем – курсант, но водителем он не является!

А ничего удивительного. Согласно ПДД, водителем является именно инструктор, который и отвечает за безопасность движения и строгое соблюдение курсантом норм ПДД. И, к сожалению, несет полную ответственность за нарушения, допущенные его подопечным.

 Пассажир

Транспортное средство, как мы выяснили ранее, существует для перевозки пассажиров и различных предметов (грузов, оборудования). Остановимся на пассажире – еще одном участнике дорожного движения. Его поведение регламентировано 5-м разделом ПДД.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Из всей этой тирады ясно одно: пассажир считается таковым до тех пор, пока находится в ТС. Но при этом он не является водителем.

https://www.youtube.com/watch?v=UHlAp3_vnH4

Многие несведущие пассажиры полагают, что не могут быть подвергнуты юридической ответственности за нарушение норм ПДД. Это ошибка. К примеру, отказ от использования ремня безопасности (при их наличии в ТС) является основанием для административной ответственности пассажира.

Пешеход

Проблема пешехода – самая животрепещущая, самая актуальная в практике дорожной безопасности. Наезды на пешеходов (независимо от того, где они происходят, — на пешеходной переходе или вне него) являются весьма частым явлением.

Отчасти в таком состоянии дел виноваты сами пешеходы, напрочь игнорирующие нормы 4-го раздела Правил, которые говорят об обязанностях пешеходов. Самое популярное заблуждение – это слепая вера в безоговорочную правоту пешехода на пешеходном переходе. Эту убежденность намеренно и целенаправленно культивируют СМИ, Интернет, невзирая на имеющиеся обязанности пешехода, зафиксированные в ПДД.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.

К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Пешеход – наиболее массовый участник дорожного движения. И поэтому четкое определение и уяснение его статуса является делом принципиальным.

1. Пешеход должен обозначить факт своего присутствия на дороге (тротуаре, проезжей части, обочине и пр.), а также на пешеходной (или велопешеходной) дорожке.

Иными словами, если лицо не находится на данных участках, то оно и не будет считаться пешеходом.

2. К пешеходам причисляется ряд лиц, которые перемещают небольшие транспортные средства без их непосредственного использования, а также передвигающиеся на инвалидной коляске без двигателя.

Например, пешеходы могут вести мотоцикл, мопед, велосипед, а также перемещать детскую коляску, санки, тележку и т.п.

3. Пешеходами будут считаться и лица, перемещающиеся с помощью роликовых коньков, самокатов и пр.

4. Лица, выполняя свои рабочие функции, профессиональные обязанности в пределах дороги, не будут считаться пешеходами.

К ним чаще всего относятся:

а) дорожные рабочие;

б) работники ГИБДД.

Таким образом, пешеходом мы называем участника дорожного движения, который находится в пределах дороги, пешеходной, велопешеходной дорожки и использует их именно для движения без использования транспортного средства, а не для выполнения своих профессиональных функций.

Регулировщик

Регулировщик не является участником дорожного движения. Как бы это и не выглядело парадоксально, но это факт. Регулировщик является лицом, в чьи профессиональные обязанности входит регулирование дорожного движения. Получается, что это – некий профессиональный статус, призванный следить за безопасностью на дороге.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование.

Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.

К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Говоря о регулировщиках, мы чаще всего подразумеваем именно инспектора ДПС – сотрудника ГИБДД с жезлом. В принципе, в подавляющем количестве случаев так оно и есть.

Определить регулировщика несложно: согласно ПДД, он должен быть в специальной форменной одежде.

В его оснащение входят также и средства регулирования – жезл, диск с красным световозвращательным элементом, свисток (для привлечения внимания участников движения) или устройство громкоговорящей связи.

Регулировщик должен иметь удостоверение, которое он обязан предъявлять по требованию водителя. Для инспектора ДПС существует еще одно требование: на его груди должен находиться специальный отличительный знак с персональным номером.

К регулировщикам, помимо работников ГИБДД, приравниваются и иные должностные лица, которых Правила наделяют полномочиями по регулированию дорожного движения.

1. Регулировщики — работники ВАИ (военной автомобильной инспекции).

При движении по дорогам военных колонн сотрудники ВАИ осуществляют контроль за безопасностью движения. Регулирование движения имеет целью беспрепятственный проезд, прежде всего, транспортных средств вооруженных сил. И в этих условиях рядовые водители обязаны выполнять требования таких регулировщиков.

2. Регулировщики — дежурные по переезду.

Для четкой организации движения и обеспечения максимальной безопасности проезда транспорта через железнодорожные пути на наиболее загруженных ж/д переездах задействуются специальные должностные лица – дежурные по переезду. На таких регулируемых переездах дежурные работают в круглосуточном режиме.

Подобная практика позволяет добиться повышенной безопасности. В случае несрабатывания автоматической сигнализации на переезде регулировщик (дежурный по переезду) блокирует выезд транспортных средств на железнодорожные пути.

3. Регулировщики – работники дорожно-эксплуатационных служб.

Цикл дорожных работ — ремонта дорог, а также их обслуживания (уборки, установки дорожных знаков, нанесения разметки, формирования ограждений и пр.) – выполняется специально обученными сотрудниками дорожно-эксплуатационных служб.

В процессе своей деятельности они вынуждены перекрывать или ограничивать движение транспорта. Именно поэтому им и придается статус регулировщика, а водители обязаны выполнять их требования. На практике же часты случаи игнорирования требований таких регулировщиков. Это недопустимо!

4. Регулировщики – дежурные на паромных переправах.

Паромные переправы – это особые участки, перед которыми столпотворение – вполне нормальное и даже обыденное явление. И водители должны помнить, что требования дежурных по паромным переправам, указывающих на наиболее оптимальное размещение транспортных средств на пароме, – это закон! И его надо свято выполнять!

Несмотря на нервозность ситуации, на усталость от ожидания своей очереди для заезда на паром, водители должны помнить о законности требований регулировщика – дежурного на паромных переправах.

И еще одно замечание. Водитель должен выполнять требования любого регулировщика, но документы (водительское удостоверение, техпаспорт, полис ОСАГО) передавать только сотруднику полиции (или иному лицу, наделенному таким правом контроля).

Посмотрите как оплатить парковку в центре Москвы и не стать нарушителем.

О новой платной трассе М11 и ценах за проезд по некоторым участкам.

Будет ли популярно Uber такси https://voditeliauto.ru/stati/raznoe/uber-taksi-vip-klassa-cherez-internet.html в России — покажет время.

Сделаем вывод

В рамках дорожного движения мы можем встретить только три типа участников – водителя, пассажира, пешехода. Регулировщик, не являясь участником движения, является лицом с особым статусом, позволяющим ему регулировать дорожное движение.

Может заинтересовать:

Водителя могут наказать за нарушение ПДД пассажиром

Быть участником дорожного движения дело серьезное

Водители в России стали более законопослушными. Меняется гражданская позиция многих автолюбителей, меняется отношение к закону. Также водители стали соблюдать ПДД, боясь многочисленных камер на дороге и острого глаза инспектора ГИБДД. Но вот с пассажирами все обстоит по-другому. Тут ситуация ужасная.

По статистике, каждый третий водитель не пристегивается ремнем безопасности, выходит из машины с нарушением ПДД, а также мешает и отвлекает водителя от управления транспортным средством.

И, казалось бы, эта проблема не касается водителей. Ведь соблюдать или не соблюдать закон – личное дело каждого. Но нет. Не все так просто.

Знаете ли вы, что за нарушение ПДД пассажиром водитель может ответить рублем, правами и даже свободой? 

Вот основные нарушения Правил дорожного движения пассажирами, за которые придется ответить водителю:

1. Пассажир отвлекает водителя

Очень распространенное нарушение Правил дорожного движения пассажиром. Речь идет о подпункте 5.2 ПДД РФ пункта 5 «Обязанности пассажиров транспортных средств», запрещающем отвлекать водителя во время движения транспортного средства.

К сожалению, этот пункт игнорируют не только пассажиры, которые просто могут не знать его о существовании, но и сами водители, которые согласно законодательству обязаны контролировать действие и поведение пассажира в машине во избежание аварийной ситуации во время движения. 

Так что если из-за отвлечения внимания пассажиром водитель попадет в ДТП, он не сможет оправдаться тем, что причиной аварии стал пассажир, нарушивший пункт 5.2 ПДД. В итоге за последствия аварии будет отвечать водитель. 

2. Непристегнутый ремень пассажира

Долгое время автолюбители в нашей стране считали позорным пристегиваться, ставя свое здоровье и жизнь под угрозу, забывая, что автомобиль – это источник повышенной опасности. К счастью, сегодня большинство водителей стали исправно пристегиваться, чего не скажешь о пассажирах, для которых и ПДД не указ, и последствия ДТП без ремней безопасности не пугают.

Причем есть такие пассажиры, которые категорически игнорят ремни безопасности. Но они забывают, что за непристегнутый ремень есть ответственность не только для водителей. За непристегнутого пассажира водитель заплатит согласно статье 12.

6 КоАП РФ штраф в размере 1 000 рублей. Если будет не пристегнут сам – еще 1 000 рублей. Но также оштрафуют на 500 рублей и пассажира согласно части 1 статьи 12.29 КоАП РФ.

Если не пристегнуты все пассажиры, тогда водителя ждет суммирование штрафов за каждого нарушителя ПДД. 

Но это все цветочки, ягодки дальше.

Более серьезная ответственность может грозить водителю за непристегнутого пассажира в случае ДТП, в котором, как это обычно и бывает, непристегнутый пассажир может пострадать физически.

Вот тут начинается самое нервное и опасное для любого водителя. За пострадавшего пассажира, не пристегнутого ремнем безопасности, водитель может ответить как административно, так и уголовно. 

Например, если непристегнутый пассажир, которого водитель не обязал пристегнуться, получил легкие телесные повреждения, тому, кто был за рулем, грозит административная ответственность по части 1 статьи 12.24 КоАП РФ, предусматривающая штраф в размере от 2 500 до 5 000 рублей или лишение прав на срок от 1 года до 1,5 лет

Если пассажир получит повреждения средней тяжести, водителя, допустившего перевозку непристегнутого пассажира, ждет ответственность по части 2 статьи 12.24 КоАП РФ(штраф от 10 000-25 000 рублей или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет)

И это еще не все. Есть еще более серьезная ответственность, которая может грозить водителю за пострадавшего непристегнутого пассажира. Речь идет об уголовной ответственности в соответствии со статьей 264 УК РФ

Так, если непристегнутый пассажир получил тяжкий вред или погиб, водителю может грозить до 5 лет лишения свободы. Если погибших пассажиров несколько – срок может составить до 7 лет. 

Но как же так, скажет наш дорогой читатель? Почему водитель должен отвечать за то, что пассажир не пожелал пристегнуться? И будет ли отвечать водитель за пассажира, если в ДТП не виноват? 

Во-первых, давайте вспомним пункт 2.1.2 ПДД РФ:

Водитель механического транспортного средства обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности). При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

Соответственно, если водитель перевозит непристегнутых пассажиров, даже будучи пристегнутым, он все равно нарушает пункт 2.1.2 ПДД РФ и, таким образом, может быть признан виновным в нарушении законодательства. Особенно если автомобиль попал в ДТП, в результате которого непристегнутые пассажиры получили физические повреждения. 

Так, если водители и не желают по каким-то причинам думать о здоровье своих пассажиров, эти вышеуказанные санкции должны ВСЕГДА заставлять водителя заботиться о том, чтобы все пассажиры в машине ОБЯЗАТЕЛЬНО были пристегнуты ремнями безопасности!

3. Пассажир открыл дверь и повредил другой автомобиль, велосипедиста или пешехода

Еще одна довольно частая ситуация, связанная с пассажирами, нарушившими ПДД по своей невнимательности, незнанию и т. д. Представьте: вы останавливаете машину, чтобы сделать высадку пассажира, который, открыв дверь, ударяет другой автомобиль, или проезжающего мимо в этот момент велосипедиста, или, еще хуже, проходящего мимо пешехода.

Как вы думаете, кто будет отвечать за подобное происшествие? Пассажир? На самом деле отвечать будет водитель. Как так? Но таков закон, который, как известно, суров.

И хорошо, если пассажир открытой дверью повредит только автомобиль, – в таком случае виновным в аварии признают водителя, и, если автомобиль застрахован в рамках ОСАГО, страховая компания будет обязана выплатить ущерб пострадавшей стороне или отремонтировать авто. 

Но что если открытая дверь стала причиной травмы велосипедиста, мопедиста, мотоциклиста или пешехода? Тут, конечно, тучи над водителем сгустятся и все будет зависеть от тяжести нанесенных пассажиром травм. Но почему водитель должен отвечать за безалаберные действия пассажира? 

Для начала давайте вспомним, что об обязанности пассажиров говорят ПДД. Для этого снова вернемся к пункту 5 ПДД:

5.1. Пассажиры обязаны:

при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме;

посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Также в ПДД есть пункт 12.7, который запрещает открывать двери транспортного средства, если это создает помехи другим участникам дорожного движения, которыми являются как автомобили, так и велосипедисты, мотоциклисты, мопедисты и, конечно, пешеходы. 

Основываясь на вышеуказанных нормах, закон накладывает на водителей обязанность контроля соблюдения безопасности дорожного движения не только когда автомобиль движется, но и когда стоит на месте.

В том числе водитель, прежде чем осуществить высадку пассажира, обязан убедиться в отсутствии помех для этого.

И только убедившись, что открытая дверь не будет мешать другим участникам дорожного движения, позволить пассажиру открыть дверь и покинуть салон автомобиля.

Однако когда пассажир открытой дверью повреждает стоящий или проезжающий мимо автомобиль, мотоцикл, мопед или ударяет пешехода, полностью вину несет водитель, управляющий транспортным средством.

Почему на водителя наложена такая ответственность? А все дело в том, что транспортное средство – это источник повышенной опасности и любое нарушение ПДД может квалифицироваться как уклонение водителем от обязанности соблюдения безопасности дорожного движения со всеми отсюда вытекающими. 

Вот подробный пример судебного решения, где суд признал водителя виновным в том, что пассажир повредил открытой дверью другую машину. 

А раз водителя могут признать виновным в нарушении безопасности дорожного движения за действия пассажира, открывшего дверь с нарушением ПДД, тому, кто управлял автомобилем, грозит административная ответственность. 

Самое плохое, когда открытая дверь повредила мотоциклиста, водителя мопеда, велосипедиста или пешехода. Тут действия уже попадают под статью 12.24 КоАП РФ (Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

Если неосторожно открытая дверь машины причинит участнику дорожного движения тяжкий вред здоровью или приведет, не дай бог, к его гибели, то водителя могут привлечь к уголовной ответственности в соответствии со статьей 264 УК РФ (Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). 

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->