Дороги и дорожное строительство в городе экология

Дорожное строительство в соответствии со всеми ГОСТ

Дороги и дорожное строительство в городе экология

Автомобильные дорогие и городские улицы – это достаточно сложная структура, требующая постоянного ремонта и реконструкции. Состояние и внешний облик каждой дороги играют роль не только для автомобилистов и пешеходов, но также, например, для туристов, оценивающих общий облик города.

Именно поэтому комплекс организации строительства дорог включает в себя, в том числе, благоустройство территории, установку знаков дорожного движения, прокладку коммуникаций, нанесение разметки, выделение специальных зон для пешеходов и автомобилистов и т.д.

Развитие города в целом можно оценивать, именно исходя из состояния дорожного полотна.

Дорожное строительство также включает в себя организацию подземных автомобильных развязок. За счет них снижается нагрузка на основные транспортные магистрали, а также само движение становится значительно безопаснее для здоровья человека и состояния окружающей среды.

Инновационные технологии сегодня позволяют фирмам по строительству дорог возводить различного вида автомобильные развязки и иные объекты транспортной сети, облегчающие жизнь автомобилистам и пешеходам. При этом чтобы работы были выполнены на высоком уровне, важно учитывать все региональные особенности территории.

Распространенные сложности дорожного строительства

Есть ряд препятствий, существенно осложняющих организацию дорожного строительства. Наиболее распространенные среди них следующие:

  • Ямочный ремонт дорог в мегаполисе (в больших городах вопрос прокладки и ремонта дорог всегда стоит очень остро; перечень необходимых работ здесь широк и разнообразен, поэтому требуется перманентная мобилизация всех ресурсов дорожного строительства и организаций, причастных к этому вопросу).
  • Зеленые насаждения (если вблизи с местом организации дорожного строительства расположен парк, лес и иная зеленая зона, работы необходимо будет проводить особенно аккуратно).
  • Одновременное строительство нескольких объектов, расположенных на большом расстоянии.
  • Природно-климатические сложности (непогода, холод, жара).

Правила безопасности

Каждая дорожно-строительная компания должна четко соблюдать меры техники безопасности. К ним, в частности, относятся следующие меры:

– использование только качественных материалов, закупаемых у предприятий-производителей (желательно напрямую);

– аккуратное использование систем электроснабжения и водоснабжения;

– использование исключительно высококвалифицированной рабочей силы.

Этапы проведения дорожно-строительных работ

Любая фирма по строительству дорог осуществляет прокладку дорожного полотна в несколько этапов.

1 этап. Проектирование

В данном случае речь идет о составлении комплексного проекта, включающего в себя как работы по прокладке дорожного полотна, так и благоустройство территории. В проекте должны быть обозначены сроки проведения всех видов работ, используемые материалы, гарантии и др.

2 этап. Диагностика

Помимо проектирования, подготовка непосредственно прокладки дорожного полотна подразумевает проведение инженерно-геодезической экспертизы, а также комплексный анализ региональных особенностей местности. На основе данных мониторинга составляется вся техническая документация. При этом важно, чтобы все расчеты и все виды работ полностью соответствовали нормативам ГОСТ.

3 этап. Заготовка

После проведения диагностики и составления всей технической документации следует этап заготовки необходимых материалов (она реализуется за счет сотрудничества с производственным предприятием). Производится переработка каменного угля, щебня, асфальтобетонной смеси, а также изготовление необходимых изделий, знаков дорожного движения и т.д.

К этому же этапу относится доставка строительных материалов к месту дорожного строительства и иные виды транспортных работ.

4 этап. Строительно-монтажные работы

После проведения всех мероприятий по подготовке начинаются строительно-монтажные работы, включающие в себя непосредственно возведение магистрали, а также строительство сопутствующих зданий и различных конструкций. На этом этапе также возможен ямочный ремонт дорог и иные мероприятия по изменению рельефа местности.

Для того чтобы дорожно-строительная организация четко соблюдала все установленные этапы, необходимо наличие у нее соответствующей сертификации. Именно поэтому дорожное строительство и ямочный ремонт дорог должна осуществлять фирма по строительству дорог высокой квалификации и с большим опытом работы!

Влияние строительства автомобильной дороги на окружающую среду

Дороги и дорожное строительство в городе экология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВЛИЯНИЕСТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НАОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

1.ВЛИЯНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 4

1.1. Выбор оптимального варианта трассы 4

1.2 Описание объекта строительства 6

1.3 Загрязнение воздуха выхлопными газами 7

1.4 Загрязнение почв и водной среды горюче-смазочными материалами 10

1.5 Предупреждение дорожной эрозии и оврагообразования 13

1.6 Оценка ущерба лесным и охотничьим угодьям 15

1.7 Предупреждение подтопления лесных массивов и водопропускные сооружения 18

2. ВЛИЯНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 19

2.1 Загрязнение почвы свинцом 19

2.2. Загрязнение атмосферного воздуха 21

2.3. Загрязнение водной среды 23

2.4. Оценка уровней шумового воздействия транспортных потоков 24

2.5 Реакция человеческого организма на транспортные загрязнения 26

3. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОЛОГИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ 28

3.1 Мероприятия в процессе строительства 28

3.2 Мероприятия по защите от шумовых воздействий 29

3.3. Эффективность снижения экраном концентраций оксида и диоксида азота 34

3.4. Зеленые защитные насаждения 35

3.5 Концентрации загрязняющих веществ в воздухе после проведения природоохранных мероприятий 41

3.6 Мероприятия по охране почв 52

3.7 Санитарно-защитная зона. Рекомендации по использованию территорий 54

Заключение 66

Литература 68

Введение

В последниедесятилетия в связи с быстрым развитиемавтомобильного транспорта существеннообострились проблемы воздействия егона окружающую среду. Транспортно-дорожныйкомплекс является мощным источникомзагрязнения природной среды. Из 35 млн.

твредных выбросов 89% приходится на выбросыавтомобильного транспорта и предприятийдорожно-строительного комплекса.Существенна роль транспорта в загрязненииводных объектов.

Кроме того, транспортявляется одним из основных источниковшума в городах и вносит значительныйвклад в тепловое загрязнение окружающейсреды.

Автомобилисжигают огромное количество нефтепродуктов,нанося одновременно ощутимый вредокружающей среде, главным образоматмосфере. С каждым годом количествоавтотранспорта растет, а, следовательно,растет содержание в атмосферном воздухевредных веществ. Постоянный ростколичества автомобилей оказываетопределенное отрицательное влияние наокружающую среду и здоровье человека.

В даннойработе мы бы хотели более подробнорассмотреть экологический аспектстроительства и эксплуатации автомобильнойдороги, выявить все источники загрязнений,оценить их воздействие на окружающуюсреду

1.ВЛИЯНИЕСТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НАОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

1.1.Выбор оптимального варианта трассы

Выбороптимального варианта прохождениитрассы – очень важный этап в процессеоценки воздействия трассы на окружающуюсреду.

Автотрассадолжна проходить так, чтобы наноситьминимальный вред окружающей среде.Трасса не может проходить по особоохраняемым территориям (ООПТ). Прокладыватьтрассу следует с наименьшими потерямилесных ресурсов (особенно ценных породдревесины и местах с большой численностьюживотных). Желательно, что бы трассасодержала минимум переходов черезводные объекты.

Экологическоепредпочтение тому или иному вариантупрохождения трассы определяется израссмотрения наиболее важных экологическихи экономических критериев, таких как:

  • Экологические критерии с точки зрения снижения уровней воздействий
      • на атмосферный воздух (химического характера),
      • на водную среду,
      • на атмосферный воздух (акустического характера),
      • на растительный мир,
      • на животный мир,
      • на почвы.
  • Экономические критерии:

      • минимизация приведенных суммарных затрат,
      • инвестиционная привлекательность придорожных территорий,
      • развитие корреспонденций между объектами хозяйственной деятельности,
      • минимизация изъятия используемых земель и сноса сооружений.

Развитиеразличных видов транспорта, особенноавтомобильного, прокладка автотрасспривели к многократному увеличениюпрямого и косвенного воздействиятранспорта на людей.

Обусловленныефункционированием транспортанеблагоприятные экологические факторы(вредные газы, шум, вибрация и др.

), ныневоздействуют не только на пассажиров,но и на множество людей, которые находятсявне транспортных средств и коммуникаций.

Характернымобстоятельством является то, чтоодновременно с усилением влияниясовременного транспорта на природнуюсреду, измененные в результате этогоприродные факторы весь­ма заметно ивсе в большей степени прямо или косвенновоздействуют, «мешают» функционированиюи самого транспорта. При загрязнениивоздуха, например, когда резко увеличиваетсягустота туманов, прекращается работааэропортов, замедляется движение наавтотрассах. Даже птицы нередко являютсяпричиной гибели летательных аппаратов.

Привсем многообразии форм воздействиятранспорта на природную среду ихисточники можно объединить в две основныегруппы:

1)транспортныекоммуникации (автодороги,железные дороги, аэродромы, трубопроводыи т. д.); они воздействуют на природнуюсреду прямо, постоянно и длительно;

2)транспортныесредства (автомобили,самолеты, суда и т. д.), которые оказываюткратковременное влияние на природнуюсреду; они вызывают экологическиепоследствия, способные со временемис­чезнуть, но могут сохраняться иотносительно долго.

1.2Описание объекта строительства

Автотранспорт– наиболее распространенный видназемного безрельсового транспорта,один из основных источников загрязненияатмосферы городов.

В течениегода автотранспорт России выбрасывает13,5 млн т загрязняющих веществ(длсравнения: железнодорожный — 0,22, речной— 0,09, морской — 0,08, воздушный 0,12 т/год).Автотранспорт выжигает значительноеколичество кислорода и выбрасывает ватмосферу эквивалентное количествоуглекислого газа, что способствуетформированию парникового эффекта.

Наряду ссерьезным загрязнением атмосферыгородов автотранспорт загрязняет почвыгородов свинцом. Кроме этого автотранспортявляется серьезным источником шума ивибрации в городах.

Объектстроительства — это автотрасса

В Россииособенно тяжелая экологическая ситуацияс авто­транспортом сложилась в Москве.Средняя скорость движения здесь снизиласьдо 12 км/ч, а средняя длина проезда безоста­новки составляет 400—500 м. Каждыйчетвертый двигатель не соответствуеттребованиям ГОСТа по токсичностидымности. Ежедневно под окнами жителейдомов прогревают двигатели сотни тысячавтомобилей (Ю. В. Новиков, 2006 г.).

С 25 августа1997 г. в Москве запрещено движениебольшег­рузного транспорта по Садовомукольцу в дневное время — до 19 часов.Исключение сделано лишь для машин,обеспечивающих реконструкцию истроительные работы по обновлениюгородских объектов.

Ранее московскоеправительство установило по­добныйзапрет на заезд многотонников вцентральную часть сто­лицы.

На Садовомкольце намечено сооружение трехдвухуровневых развязок — на Сухаревской,Кудринской и Смоленской площадях, атакже прокладка девяти дополнительныхпешеходных тоннелей.

Подземныепереходы позволяют разгрузить многиеперекрестки, где задерживаетсяавтотранспорт. Ведь именно у светофоровавтомобили «газуют», работая на холостомходу.

Разветвленная сеть подземныхтоннелей для пешеходов под улицами иплощадями (сейчас их в Москве более 400)уменьшит вредное воздействие автотранспортана городскую среду.

Организуется, крометого, множество притротуарных платныхавтостоянок, что позволит уменьшитьчисло машин в центре города и улучшитьдви­жение общественного транспорта.

Для стоянкибольшегрузных автомобилей на подъездахк го­роду и поблизости от кольцевойдороги строятся и уже начали действоватьспециальные терминалы — целые комплексы,вклю­чающие в себя охраняемую стоянку,гостиницу, столовую, кафе, душевые,таможенный пункт, автосервис.

1.3Загрязнение воздуха выхлопными газами

Средивсех видов транспорта автомобильныйнаносит наибольший ущерб окружающейсреде.

Насегодняшний день российскоеавтомобилестроение отстает в техническомотношении от мирового уровня. В серийномпроизводстве находятся автомобили,которые проектировались 20-30 лет назад.Технологический уровень производстване позволяет достичь требуемой точностисборки и обработки деталей. Свой вкладв загрязнение ОС вносит низкое качествотоплива: около 70% – этилированногобензина.

Основнымиисточниками загрязнения воздушнойсреды автомобилей являются отработавшиегазы ДВС, картерные газы, топливныеиспарения.

Двигательвнутреннего сгорания – это тепловойдвигатель, в котором химическая энергиятоплива преобразуется в механическуюработу. По виду применяемого топливаДВС подразделяют на двигатели, работающиена бензине, газе и дизельном топливе.По способу воспламенения горючие смесиДВС бывают с воспламенением от сжатия(дизели) и с воспламенением от искровойсвечи зажигания.

Дизельноетопливо представляет собой смесьуглеводородов нефти с температурамикипения от 200 до 3500С. Дизельное топливодолжно иметь определенную вязкость исамовоспламеняемость, быть химическистабильным, при сгорании иметь минимальнуюдымность и токсичность. Для улучшенияэтих свойств в топлива вводят присадки,антидымные или многофункциональные.

Загрязняющиевещества

Отходящиегазы двигателей содержат сложную смесь,из более чем двухсот компонентов, средикоторых немало канцерогенов. Основным параметром, влияющим на интенсивностьзагрязнения окружающей среды являетсятип двигателя автомобиля. В таблице 1указаны виды выбросов загрязняющихвеществ от различных типов двигателейавтомобилей.

Таблица1

Основныевиды выбросов загрязняющих веществ отразличных типов двигателей автомобилей.

Тип двигателяТопливоОсновные виды загрязненийПримеры
Четырехтактный двигатель внутреннего сгоранияБензинУглеводороды, ок­сид углерода, окси­ды азотаАвтомобили, автобусы, самолеты, мотоциклы
Двухтактный двигатель внутреннего сгоранияБензин (с добавлением масла)Углеводороды, оксид углерода, оксид азота, твердые веществаМотоциклы вспомогательные моторы
ДизельЛигроинОксиды азота, твердые веществаАвтобусы, трактора, машины, поезда

Дорожное строительство

Дороги и дорожное строительство в городе экология
статьи

Дорожное строительство, отрасль строительства, занимающаяся проектированием, строительством, ремонтом и техническим обслуживанием автомобильных шоссейных дорог, подъездных дорог и городских улиц.

В это понятие, как правило, входят управление, организация работ и надзор за состоянием дорог, оборудованием и техническими средствами, необходимыми для дорожно-строительных работ. Под автомобильной дорогой понимается высококачественная дорога большой протяженности и высокой пропускной способности.

Улицы и подъездные дороги – это дороги местного значения, обеспечивающие подъезд к автомобильным дорогам.

Автомобильные дороги

Автомобильная дорога для транспорта прямого сообщения по непрерывному маршруту называется автомагистралью. Кольцевая автодорога ведет транспорт вокруг городской зоны. Объездная автодорога дает возможность транспорту полностью либо частично объезжать городскую или промышленную зону.

Скоростные автомагистрали, или автострады, имеют раздельные проезжие части одностороннего движения. В важнейших пересечениях на них предусматриваются транспортные развязки в разных уровнях. Доступ на скоростную автомагистраль частично или полностью контролируется.

Парковая дорога – это шоссейная дорога для некоммерческого транспорта (обычно в парке или узкой зеленой зоне) с полным или частичным контролем доступа. Радиальная автодорога обслуживает городской центр. На сквозной автостраде транзитный транспорт имеет преимущественное право проезда, даже в местах въезда.

За проезд автотранспорта по платным дорогам, мостам и тоннелям взимается установленная плата.

В США важнейшие автомагистрали соединены в федеральную систему автомобильных дорог. Она состоит из автострад без развязок в одном уровне, с частичным или полным контролем доступа, и связывает все крупнейшие городские зоны страны.

В начале 1990-х годов ее полная протяженность составляла 73 000 км (длина земного экватора составляет ок. 40 000 км).

Такие же системы автомагистралей имеются во многих других странах («автобаны» в Германии, «аутострада дель Соле» в Италии).

Устройство автодороги

У автомобильной шоссейной дороги имеются земляное полотно, основание, одно или несколько покрытий проезжей части (дорожная одежда), обочины, мосты, дренажные устройства и средства регулирования дорожного движения.

Основание (с подстилающим покрытием) выполняется из строительного грунта и передает нагрузки от проходящих автомобилей в рассредоточенном виде на земляное полотно. Покрытия проезжей части дорожного полотна могут состоять из асфальтобетона, щебня, щебня с битумной пропиткой, бетона на портландцементе, гравия или пропитанного грунта. См. также КОНСТРУКЦИОННЫЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Обочина обеспечивает боковую поддержку дорожной одежды. Обочины предусматриваются с правой стороны первой полосы движения в каждом направлении. Они служат также для остановки в экстренных случаях.

Мосты и путепроводы дают возможность автотранспорту проезжать над препятствиями, встречающимися на пути, – водными пространствами, поперечными автодорогами, железными дорогами и пр.

Дренаж необходим для отвода ливневых потоков и вешних вод. Под дорожной одеждой в подходящих местах прокладывают водопропускные трубы, и вода по канавам или трубам отводится в места водостока.

Средства регулирования движения обеспечивают безопасность и упорядоченность движения. К таким средствам относятся указатели и дорожные знаки, линии разметки, наносимые на проезжую часть, светофоры, транспортные развязки при пересечении автомобильных дорог в разных уровнях и переезды при пересечении с железной дорогой в одном уровне.

Виды дорожной одежды

Дорожную одежду разной долговечности на разную допустимую нагрузкуможно получить, комбинируя различные дорожно-строительные материалы. Самое важное для долговечности хорошей дорожной одежды – дренаж и уплотнение ее нижних слоев.

Вода в дорожной постели способствует оседанию и боковому сползанию, а также может вызывать вспучивание из-за замерзания или расширения некоторых видов глин. Инженер-дорожник знает, какие материалы легче дренируются и какая система дренажей экономичнее.

Иногда при дорожном строительстве приходится на значительную глубину вынимать природный грунт и заменять его гранулированным материалом заводского приготовления. Все взрыхленные и внесенные дорожно-строительные материалы должны уплотняться тонкими слоями.

Для этого применяются тяжелые стальные катки с небольшими зубцами, передвигаемые тракторами. Существуют также виброкатки. Особенно тщательного уплотнения требуют береговые устои мостов и места подземных переходов коммуникаций.

Грунтовые дороги

Самую простую дорогу можно построить, сгладив неровности природного грунта и придав дорожному полотну требуемый профиль. Достаточно срезать бугры, заполнить ложбины и выкопать дренажные кюветы по бокам, чтобы получить хорошую, дешевую дорогу для не очень интенсивного движения. Однако грунтовые дороги становятся труднопроходимыми из-за грязи в дождливую погоду и из-за пыли – в сухую.

Гравийные дороги

Несколько более долговечны дорожные покрытия из гравия, к которому в качестве вяжущего добавлен грунт определенного качества.

Для повышения водонепроницаемости и прочности дорожного покрытия гравий пропитывают битумом.

Этим можно существенно увеличить долговечность дорог с небольшой нагрузкой, если своевременно заделывать выбоины. Покрывать битумом можно также грунтовые и щебневые дороги.

Стабилизированный грунт

Дорожное покрытие, довольно стойкое к сезонным изменениям влажности и температуры, можно получить, добавив песка к глине или глины к песку либо применив другую комбинацию местных грунтов. Портландцемент, тщательно смешанный с некоторыми видами грунта, дает покрытие, вполне подходящее для умеренно нагруженных дорог.

При подготовке материала для грунтоцементного покрытия грунт полностью размельчают, а затем тщательно смешивают на месте с 6–10% цемента на глубину 10 см и более. Дорожному полотну придают нужную форму и уплотняют его укаткой. На поверхность тонким слоем наносят битум, чтобы предотвратить высыхание до схватывания цемента.

В некоторых местах поверхность дороги можно экономично укрепить с помощью битума, тщательно смешав его с имеющимся грунтом на глубину 10–25 см. Цементно-грунтовой и битумно-грунтовой слои превосходны в качестве основания и подстилающего слоя дорожной одежды.

Поскольку поверхность повреждается в основном быстро движущимися автомобилями, для экономии имеет смысл защитить ее слоем износа.

Макадам

Макадам, дорожное покрытие, названное по имени его изобретателя, английского инженера Дж.Макадама (1756–1836), – это несколько слоев крепкого щебня, тщательно уплотненного тяжелым катком и соединенного в сплошную массу очень мелким щебнем, укатанным сверху. В результате получается весьма прочный слой. При укатке его поливают водой, что еще больше повышает прочность покрытия.

В США под макадамом чаще понимают дорожное покрытие с битумной пропиткой. Здесь имеются сотни километров автодорог с битумно-щебеночным покрытием, особенно в Новой Англии, где в изобилии имеются крепкие породы.

Такая дорожная одежда должна состоять не менее чем из двух слоев на жестком основании. Толщина каждого слоя должна быть ненамного больше максимального размера щебня, чтобы крупные куски щебня вклинивались между более мелкими, повышая прочность слоя.

Слои могут быть толщиной 4–10 см, а битума расходуется 5–15 л/м2.

Щебень каждого слоя равномерно укладывается машиной и укатывается. Затем битумораспределительная машина заливает его разогретым битумом. Поверх насыпают мелкий щебень и укатывают его по горячему материалу. Точно так же укладывают второй слой, следя за тем, чтобы получалась гладкая поверхность.

Асфальтовые дороги

Современное гладкое асфальтовое дорожное покрытие (шит-асфальт) состоит из тщательно подобранного по гранулометрическому составу песка, каменной (бутовой) муки и асфальта.

Материалы смешиваются смесительной установкой при температуре ок.

175° С, при которой асфальт находится в расплавленном состоянии, смесь доставляется на место, наносится специальной машиной на дорожное полотно и укатывается в горячем состоянии.

Асфальтобетонное покрытие состоит из слоев толщиной 5–7,5 см смеси (приготовленной при температуре около 175° С) взятых в нужной пропорции щебня разных размеров, песка, каменной муки и расплавленного асфальта в качестве вяжущего.

Асфальтобетон и гладкий шит-асфальт укладываются на основание из макадама или портландцементного бетона, рассчитанное на соответствующие дорожные нагрузки. Высококачественное асфальтовое покрытие выполняется на надежном основании с подстилающим слоем из классифицированного материала или макадама и 2–5 слоями асфальта.

В нижних слоях щебень крупнее, что повышает прочность покрытия и дает экономию, а в верхних – мельче, благодаря чему обеспечивается водонепроницаемость и износостойкость поверхности. Однако дорожная поверхность должна быть в какой-то мере шероховатой во избежание пробуксовки шин и для облегчения вытеснения воды протектором.

Полная толщина дорожного покрытия зависит от несущей способности грунта и от предполагаемой транспортной нагрузки.

Асфальт можно смешивать с насыпанным на дорожное полотно щебнем непосредственно на месте строительства, а затем разравнивать и укатывать. Но более предпочтительно использовать горячие смеси заводского изготовления, в которых точно выдержаны пропорции ингредиентов.

На заводе щебень сушится и нагревается во вращающейся печи, а затем к нему добавляется отдельно разогретый асфальт, и все эти элементы перемешивается. Для приготовления высококачественных покрытий желательны температуры не ниже 165° С.

Горячая заводская смесь быстро доставляется на место, ровным слоем укладывается на дорожное полотно, а затем уплотняется вибрацией и укаткой.

Портландцементное покрытие

Основание и слой износа такого покрытия обычно объединяются в один слой, который укладывается за одну операцию. Будучи уложен на правильно подготовленный подстилающий слой, портландцементный бетон дает превосходную дорожную поверхность.

Высокая износоустойчивость и прочность покрытия достигается, когда 1 часть цемента берется на 2 части песка и 3–4 части гравия или щебня.

Если использовать портландцементный бетон в качестве основания для асфальтобетона, то можно взять больше песка и крупного наполнителя, но меньше цемента, и тем самым снизить стоимость дорожной одежды.

Толщина бетонного покрытия автодорог и улиц может составлять 20–25 см, тогда как на взлетно-посадочных полосах аэродромов с большими нагрузками она нередко достигает 35 см. По краям дорожного полотна покрытие на ширине 0,6–1,2 м делается на 7,5–10 см более толстым для повышения прочности дороги при минимальных общих затратах.

Бетон укладывается на полную толщину за одну операцию. Если же применяется армирующая проволочная сетка, то сначала укладывают 5-см слой бетона, а затем, проложив сетку, заполняют опалубку до конца. При строительстве дороги укладку бетона ведут на ширину 6–9 м, соответствующую двум полосам движения.

Посередине этой ширины обычно предусматривают температурно-усадочный шов, так как иначе здесь возникает меандровая трещина.

Бетон для мощения может быть замешен на заводе и доставлен на место влажным; в других случаях смесь составляется на заводе, а замешивается по пути или на месте автобетоносмесителем. Для получения высококачественных покрытий тщательно контролируются влагосодержание наполнителя и доля каждого компонента смеси.

Грунтовое или гранулированное основание под бетонное покрытие точно профилируется, а затем устанавливается стальная опалубка необходимой глубины в виде жестких кромок проезжей части, которую предстоит бетонировать. Бетон наносится на основание и разравнивается машиной.

Бетонораспределительная машина перемещается по опалубке, как по рельсам. За ней следует финишер с вибраторами, уплотняющими бетон, и катками, выравнивающими его поверхность. Поверхность проверяется вручную поверочной линейкой и при необходимости подправляется.

В заключение она отделывается протаскиванием по ней специальной ленты или мешковины для придания шероховатости.

Чтобы в течение хотя бы недели, до схватывания бетона, поверхность не высыхала, ее покрывают составом, предотвращающим испарение, либо накрывают мешковиной, которую регулярно увлажняют.

Современная техника

Автодороги и мосты необходимо ремонтировать или реконструировать по мере надобности. Срок службы автодорог составляет 20–30 лет, мостов – от 50 до 100 лет.

Современная техника позволяет более эффективно управлять автодорогами, планировать и проектировать их, строить и эксплуатировать. Важное значение приобрели компьютерные системы автоматизированного проектирования, а также компьютерные системы обработки данных, применяемые во всех сферах строительства и эксплуатации автодорог.

Такие достижения современной техники, как инфракрасная термография и грунтопроникающая радиолокация, дают возможность выявлять структурные и физические дефекты автодорог и мостов.

Все более важную роль в регулировании движения по автодорогам начинает играть электроника. Так, ведутся разработки электронных систем управления автомобилем с картой на приборной доске и речевой сигнализацией и систем автоматизированного регулирования дорожного движения в центральных городских районах.
См. также СТРОИТЕЛЬСТВО ГРАЖДАНСКОЕ.

Этапы дорожного строительства

Несмотря на появление новых методик, основополагающие этапы дорожного строительства остаются неизменными. К ним относятся:

  • проектирование;
  • сооружение земляного полотна;
  • введение специальных прослоек;
  • сооружение дорожной одежды;
  • асфальтирование.

Каждый из них имеет свои характерные особенности и требования к выполнению, для того чтобы результат был ожидаемым.

Первый этап невозможен без предварительного ландшафтного проектирования, исследования местности и составления технической документации. Здесь действуют правила проектирования на законодательном уровне, позволяющие соблюсти требования безопасности.

При сооружении земляного полотна удаляется плодородный слой и изготавливается основание.

Дорожная одежда состоит из нескольких слоев. Именно от ее качества зависит то, насколько долго прослужит покрытие при нагрузках, возникающих от движущихся транспортных средств.

В зависимости от существующей или предполагаемой нагрузки на дорогу, разрабатываются и применяются те или иные способы укрепления дорожного полотна.

Асфальтирование может проходить с использованием:

  • холодного асфальта;
  • литой асфальтобетонной смеси;
  • горячей уплотняемой смеси;
  • щебеночно-мастичного асфальта.

Особенности дорожного строительства в России

В нашей стране дорожно-строительные работы осуществляются только в теплое время года и сопряжены с некоторыми сложностями.

Во-первых, из-за особенностей климата работы могут затягиваться. Во-вторых, большинство дорог, особенно федеральные трассы, достаточно большие, поэтому ремонт дорожного полотна часто растягивается на несколько лет.

В-третьих, с каждым годом количество транспорта на магистралях увеличивается. Поэтому на компании, предлагающие такие виды работы, ложится дополнительная нагрузка.

отличительная особенность дорожных работ в нашей стране – это необходимость обслуживать рекордно длинные участки дороги. Как известно, именно у нас протяженность дорог на всей площади страны рекордно велика.

Вместе с тем оценить стоимость работ может специалист. Обычно такая услуга является бесплатной. Это позволяет заранее узнать цену, получить консультацию.

В дальнейшем на нее оказывает влияние сложность участка и необходимость его подготовки, особенности процесса асфальтирования и выбор соответствующего материала.

Некоторые компании также предлагают озеленение прилегающей территории, в которое входит обустройство газонов и некоторые другие виды работ.

Материалы для строительства дорог

Дороги и дорожное строительство в городе экология

Главное требование к автомобильной дороге – чтобы она была ровной, гладкой, без трещин и выбоин. Практически все вновь уложенные шоссе именно так и выглядят. Насколько долго сохранится их первозданный вид, зависит от особенностей местности и материалов, которые использовали при строительстве.

Чтобы дорога дольше оставалась в идеальном состоянии, нужно правильно подобрать материалы

Подальше от воды

Влага – естественный враг любой автотрассы. Она разрушает основание дорожной конструкции и, замерзая в микротрещинах, разрывает покрытие. Поэтому при проектировании обязательно учитывают уровень грунтовых вод. Конечно, можно построить надежную магистраль и в болоте, но там нужны особые технологии и соответствующие материалы.

Хотя и в обычных природно-климатических условиях есть ограничения: при повышенной влажности не рекомендуется использовать в строительстве дорог такие материалы, как пылеватый песок, мелкая супесь, пылеватый суглинок. Эти виды грунта можно применять только в сухих местах, поскольку в увлажненном состоянии они значительно снижают несущую способность дорожного полотна и провоцируют его деформацию.

Дорожный пирог

Согласно технологии строительства, дорога представляет собой своеобразный пирог из нескольких слоев, у каждого из которых своя задача.

Слой из грунта

Самый нижний слой – грунт. Он – основа, на которой лежит вся конструкция, от его надежности и устойчивости зависит срок службы дороги и ее состояние.

Грунт для дорожной насыпи должен отвечать природно-климатическим условиям местности

Грунты можно разделить на две большие группы:

  • несвязные (сыпучие) – песчаный (размер частицы 0,05–2 мм), гравийный (размер частицы более 2 мм), каменистый;
  • связные – глинистый (с размером частицы менее 0,05 мм).

Лучше всего для возведения дорожной насыпи использовать грунты, которые не изменяются под воздействием природных факторов, сохраняют стабильность при промерзании, оттаивании. В перечень подходящих для дорожного строительства входят следующие виды грунта:

  • Крупные супеси, дренирующий песок, гравий, крупнообломочные и скальные грунты. Их можно использовать практически без ограничений при любых природно-климатических условиях.
  • Легкие супеси, пылеватые и недренирующие пески – ограниченно пригодны, используют в сухих местах.
  • Глины – допустимы, если их влажность не превышает установленной нормы. Не рекомендуется применять глинистые грунты, если основание и тело насыпи находятся в увлажненном состоянии.

Не используют для организации дорог слишком влажные и избыточно засоленные глины, ил, торф, верхний почвенный слой с большим количеством корней растений.

Японцы нашли способ избавлять дороги от снега, не занимаясь их очисткой. Они прокладывают под автотрассами трубы, по которым циркулирует горячая вода. Ее температуры хватает, чтобы растопить снег и не дать образоваться льду.

Песчаная подушка

Этот слой из песка укладывают на грунт. У него несколько функций, самые важные – дренирующая и амортизационная. Песчаная подушка смягчает воздействие автотранспорта на дорожное полотно и увеличивает срок его службы. Ее толщина 15–20 см.

Чтобы повысить прочность конструкции, под песчаный слой и на него можно уложить георешетку – она не даст смешаться песку и щебню и увеличит время службы дороги.

Слой песка в основании дорожного пирога

Слои из щебня

Основной несущий слой в дорожном пироге состоит из щебня. Его толщина и фракция материала зависят от типа дороги и нагрузки на нее. Как правило, при строительстве автотрасс укладывают три слоя щебня:

  • нижний – из камня с фракцией 40–70 мм, он выполняет дренажную функцию;
  • средний – с фракцией 20–40 мм, его задача – равномерное распределение нагрузки на дорожную конструкцию;
  • верхний – из зерна с фракцией 5–20 мм, также играет свою роль при распределении нагрузки и хорошо подходит под асфальт.

Каждый слой тщательно трамбуют, общая толщина подушки из щебня должна достигать 35–40 см.

Укладка щебня – один из важных этапов дорожного строительства

Дорожное покрытие – асфальт или цементобетон?

Подготовленное основание дороги обычно проливают битумной смесью. Завершающий этап – укладка финишного покрытия. Его толщина и характеристики зависят от нагрузки на дорогу. Чем качественнее покрытие, тем дольше будет служить проезжая часть.

Чаще всего для финишного покрытия используют асфальт, для дорог с интенсивной эксплуатацией и высокой нагрузкой выбирают цементобетон.

Асфальт

Технология укладки асфальтобетонного покрытия давно и хорошо отработана. Существует несколько видов асфальта:

  • холодный – для ямочного ремонта;
  • горячий – для капитального ремонта и строительства дорог;
  • литой – обладает повышенной текучестью, сам распределяется по поверхности и не требует укладки;
  • цветной – с включением красящего пигмента, применяют для велодорожек и других покрытий специализированного назначения;
  • резиновый – с добавками из резины, что повышает его долговечность и стоимость;
  • пластиковый – содержит до 20 процентов добавок из пластика, что значительно снижает его цену.

Финишное покрытие дороги из асфальта

Дорога должна ремонтировать себя сама – решили нидерландские ученые и разработали асфальт с токопроводящими волокнами. Проходящий по ним ток разогревает и плавит битум, который склеивает трещины и ликвидирует другие повреждения покрытия.

Основные составляющие асфальтобетонной смеси: битум, песок, щебень (или гравий), минеральный порошок. Их соотношение и фракции подбираются в зависимости от типа дороги и интенсивности ее эксплуатации.

Цементобетон

Этот материал давно используют в дорожном строительстве на Западе, и показал он себя настолько хорошо, что начинает все активнее применяться для устройства автомагистралей и в нашей стране.

У цементобетонных дорог есть недостаток – они дороже асфальтовых. Но зато намного долговечнее, меньше подвержены разрушению, хорошо переносят повышенные температуры, устойчивы к истиранию и действию химических веществ. К тому же первого ремонта такая дорога потребует не раньше чем через 10 лет – а это значительное преимущество.

Технология строительства цементобетонной дороги тоже хорошо отработана. Смесь для укладки делают из дорожного цемента и заливают в опалубку, установленную на подготовленном основании.

Для большей прочности в толщу цементобетона закладывается армирующая сетка.

Одно из обязательных условий – нарезка продольных и поперечных температурных швов, которые позволят материалу дороги реагировать на температурные воздействия, не разрушаясь.

Укладка цементобетонного дорожного полотна

Конечно, цементобетон не вытеснит асфальт с наших дорог. Каждый материал будет использоваться в соответствии с его особенностями и требованиями к дорожному полотну. Главное и в том и в другом случае – соблюдать технологии строительства дороги и использовать качественные материалы.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->