Гарантии и компенсации работникам крайнего севера

Содержание

Льготы и компенсации работникам крайнего севера: тк рф – Права Работника

Гарантии и компенсации работникам крайнего севера

Российское государство гарантирует каждому работающему гражданину отдых длительностью не менее 28 календарных дней в год. Он может быть и более длительным, если это прямо предусмотрено законом. К таким исключениям относится и отпуск северян, который продлевается несколькими способами.

Во-первых, для некоторых категорий работников госструктур в северных регионах предусмотрено удлинение основного периода отдыха: например, у судейского корпуса он не меньше 45 рабочих дней, у прокурорских работников, полицейских и служащих следственных органов не меньше 45 календарных дней.

Во-вторых, все работники северных территорий помимо дней отдыха на общих условиях имеют право получить дополнительные, которые оплачивается в размере:

  • 24 календарных дней при работе на Крайнем Севере (географически);
  • 16 календарных дней, если трудятся на территориях со схожими климатическими условиями;
  • 8 календарных дней, если район не отнесен к указанным выше категориям, но в нем Правительством установлены северные надбавки к зарплате.

Вдобавок к указанным отпускам северянам могут предоставляться дополнительные по иным основаниям, например, в связи с вредными условиями производства.

Таким образом, общее время отдыха северян складывается из основных и всех льготных дней.

Правила определения размера выплат за отпуск для северян не отличаются от других работников – сумма вычисляется на основе среднедневного заработка по правилам ст. 139 ТК РФ. Для установления его размера все перечисленные сотруднику за годовой период суммы необходимо разделить на 12, а затем на 29,4.

Если же стаж работы на текущем месте менее года и в периоде есть не полностью отработанный месяц, то нужно разделить сумму заработка за весь срок на общее число дней, в которые северянин был трудоустроен. Сначала рассчитывается сумма таких дней в полных месяцах.

Для этого 29,4 нужно умножить на количество полных месяцев трудоустройства. Затем к ним добавляется число дней трудоустройства в неполном месяце. На сумму этих дней следует поделить полученный заработок за весь интересующий период.

Для вычисления дней трудоустройства в неполном месяце используется следующая формула: 29,4 следует поделить на количество дней в месяце и умножить на число дней за этот месяц, в которые сотрудник трудился.

Например, сотрудник работает 11 месяцев и 17 дней. За это время ему начислена зарплата в размере 241 590 р. Количество дней трудоустройства в полных месяцах составляет 29,4 * 11 = 323,4 дня.

Количество отработанных дней в оставшемся месяце (если в нем 31 день) для целей расчета заработка составляет 29,4 : 31 * 17 = 16,12.

То есть общее количество дней трудоустройства в году составляет 323,4 16,12 = 339,52 дня. Исходя из этого средняя зарплата в день составляет 241 590 : 339,52 = 711,56 р.

В таком случае северянину на 52 дня отпуска полагается 37 001,12 р. отпускных (711,56 * 52 = 37 001,12). По такому же принципу производится и расчет выплаты, когда сотрудник не отдыхал – она равна произведению неиспользованных дней и среднего заработка.

Оплата по районному коэффициенту и различные надбавки тоже учитываются при исчислении отпускных северянам. При соединении основного и дополнительного отпусков средняя зарплата рассчитывается за календарный год перед объединенным отпуском. Если же отпуска берутся по отдельности, то и среднедневной заработок вычисляется для каждого.

С точки зрения правил оплаты отпуск северянина ничем не отличается от других категорий работников.

Выплату вместо отпуска можно получить в двух случаях:

  • работник не использовал отдых и решил уволиться;
  • сотрудник решил заменить часть денежным содержанием.

Порядок определения размера выплат регламентирован Правилами об очередных и дополнительных отпусках, утвержденными НКТ СССР 30.04.1930, применяющимися в части, соответствующей ТК РФ. Оплата рассчитывается в соответствии с отработанным временем.

Для расчета выплаты при увольнении используется ежемесячное количество дней отпуска, причем учитываются все виды. Так, если организация находится на Крайнем Севере, то работникам каждый год предоставляются как минимум 28 дней основного и 24 дня льготного отпуска (всего 52 дня).

В пересчете на месяц это 4,33 дня отпуска (52 дня : 12 мес. = 4,33). Например, если северянин отработал 8 месяцев с момента трудоустройства к текущему работодателю, то ему полагается оплата 34,64 дней отдыха (4,33 * 8 = 34,64).

Если же работник трудился больше одного года и не воспользовался отпуском, то ему должны выплатить полную компенсацию за первый год, а также за второй год пропорционально времени работы.

Сотрудник может попросить работодателя выплатить ему деньги вместо предоставления части оплачиваемого отдыха, которая превышает 28 календарных дней.

То есть северянин вправе полностью или в части отказаться от дополнительного отпуска (24 дня) и получить за него оплату.

Получить деньги не могут лишь беременные женщины, несовершеннолетние, а также трудящиеся на вредных для здоровья производствах (если отпуск предоставляется в связи с вредностью).

Для определения размера выплаты за неиспользованный отпуск используются те же правила, что и для расчета отпускных — основу расчета составляет среднедневной заработок за последний календарный год. Если сотрудник работает менее этого срока, то учитывается только отработанный период.

Чтобы получить выплату, необходимо составить письменное заявление. Однако закон не обязывает работодателя по требованию работника заменять отдых выплатой денег, поэтому сотруднику может быть отказано и в этом случае он будет отправлен в отпуск.

Одной из основных льгот, предоставляемых данной категории работников, является районный коэффициент. Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии с ч. 1 ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливаются Правительством РФ. Но на сегодняшний день такой порядок не установлен.

В Постановлении N 216 поясняется, что до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы северянам используются районные коэффициенты к заработной плате, введенные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти.

В свою очередь, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств своих бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов, но только для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов (ст. 316 ТК РФ).

Источник:

Гарантии и компенсации работникам районов крайнего севера в 2019 году

Условия труда в соответствии с нашим законодательством является одним из важных факторов для повышения уровня оплаты труда, а также получения различных преимуществ, которые должны компенсировать всю тяжесть труда связанного с природно-климатическими факторами.

Особенно это касается работников районов Крайнего Севера, которым очень часто приходится трудиться в условиях холодного климата, а также на удаленном расстоянии от дома.

В данной статье мы рассмотрим правовые аспекты предоставления льгот для работников районов Крайнего Севера.

Предоставление льгот для работников Крайнего Севера

Тяжелые условия труда, вредность производства, нарушения режима дня в связи с производственной необходимостью – все эти факторы являются основанием для мотивационного поощрения сотрудников.

  Некоторые регионы нашей страны находятся в такой климатической полосе, где условия жизни тяжелы из-за сильных морозов.

Для таких регионов государство разработало целый ряд мер поддержания работников, занимающихся трудовой деятельностью в условиях Крайнего севера:

Льготы для работников районов Крайнего СевераОписание
Районные коэффициентыЗаработная плата работников осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего севера и местностях приравненных к ним должна индексироваться с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок за особые климатические условия (коэффициенты зависят от региона и устанавливаются на законодательном уровне, самые высокие приходятся на районы Ледовитого океана)
Пенсионные выплаты и пенсионный возрастИсчисление рабочего стажа происходит с применением специального коэффициента, поэтому северяне обычно выходят на пенсию раньше, чем граждане других регионов нашей страны
Расходы, связанные с переездомРаботодатель, особенно это касается бюджетных организаций, обязаны брать на себя все расходы, связанные с дорогой сотрудника до предприятия. В случае переезда сотрудника для осуществления трудовой деятельности все расходы, связанные с переездом и местом жительства берет на себя предприятие, и сотрудник имеет право затребовать дополнительно неделю отпуска для осуществления самого переезда и адаптации на новом месте проживания
Дополнительный отпускОтпуск для работников, осуществляющих трудовую деятельность в условиях крайнего севера, может быть продлен на 24 дня в году. Данный вид поощрения нацелен на компенсацию тяжелых климатических условий, а в бюджетных организациях можно встретить специальную надбавку к отпускным выплатам, которая предоставляется как компенсация проезда до места проведения отпуска. статью ⇒ ««
Сокращенная рабочая неделяДля женщин, трудящихся в районах Крайнего Севера, предусмотрена сокращенная рабочая неделя, продолжительность которой составляют 36 часов

Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера

Гарантии и компенсации работникам крайнего севера

Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вызывает огромное количество вопросов.

Прежде всего, это связано с очевидным для всех фактом – районы Крайнего Севера постепенно утрачивают свой особый статус. В этой связи представляет интерес анализ законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере на предмет выявление причин и возможных последствий происходящих изменений.

Государство всегда признавало необходимость освоения и развития северных территорий. В целях привлечения на работу в данные регионы как можно большего количества людей еще в довоенный период были приняты ряд нормативных правовых актов, устанавливающих для них льготы.

На период ВОВ предоставление льгот было приостановлено, но уже с 1 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» довоенные льготы стали предоставляться вновь: надбавки, обеспечение жильем, дополнительные отпуска, бронирование жилой площади и т.д.

Особая поддержка оказывалась гражданам, приезжающим на Север для работы по срочным трудовым договорам. Этот Указ действовал вплоть до 1960 года, когда был издан новый Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана – два года, предоставлять дополнительные льготы. Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» объем льгот с 1 января 1968 года был увеличен, а для приезжих работников, срок договоров, дающий право на получение льгот был снижен с пяти до трех лет. В те годы в СССР поездки «за длинным рублем» были достаточно популярны.

Данные меры позволяли активно осваивать районы Крайнего Севера: появились крупные города с развитой инфраструктурой, приспособленной для комфортного постоянного проживания граждан. Все больше людей выбирало постоянным местом жительства северные регионы. Рождались дети, строились детские сады и школы

В сложный период начала 90-х возникла необходимость не столько привлечения на работу в районы Крайнего Севера, сколько сохранение достигнутой численности работающего населения, которая начала стремительно сокращаться. В этих целях был принят Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», определявший особый статус регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и связанный с ним перечень гарантий и компенсаций для граждан, выбравших местом жительства данные регионы.

Однако освоение районов Крайнего Севера требовало огромных средств. Концепция СССР в данной сфере была рассчитана на долговременные вложения, которые Российская Федерация, с учетом сложной финансово-экономической обстановки в стране, нестабильности, связанной с переходом на рыночные отношения, не могла себе позволить.

Повсеместные невыплаты заработной платы, закрывающиеся предприятия, развал отлаженного механизма снабжения продовольствием и товарами народного потребления, в совокупности с тяжелыми природно-климатическими условиями проживания, вынудили население бросать квартиры, которые фактически обесценились, и уезжать в другие регионы.

В целях стабилизации ситуации был принят Федеральный закон от 19.06.

96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», который провозглашал «государственный протекционизм, направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития». Однако ситуация оставалась, по-прежнему, стабильно тяжелой.

Кризис в экономике и социальной сфере северных районов Российской Федерации в этот период времени достиг критических размеров – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем Постановлении от 15.05.

97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» констатировал, что «снижаются объемы производства, падает уровень жизни людей, закрываются предприятия, растет отток наиболее квалифицированных специалистов. Северные районы…

оказались в ситуации, когда большинство из них поставлено на грань выживания, а ряд районов находится уже за этой гранью».

Во многом это объяснялось тем, «что проводимая в Российской Федерации экономическая политика не учитывает специфику северных территорий, особенности формирования в них рыночных отношений», а также разрушением системы государственной поддержки экономического и социального развития северных регионов.

В сложившихся условиях было предложено два пути выхода из кризиса.

Концепция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была основана на продолжении ранее проводимой политики.

Он обращал внимание «на недопустимость сокращения государственной поддержки экономики и жизнеобеспечения северных районов России и необходимость учитывать в проводимой экономической политике специфику северных территорий и особенности их перехода к рыночным отношениям» (Постановление от 15.05.97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»). Такая позиция требовала огромных расходов.

– совершенствование межбюджетных отношений

Такая позиция существенно отличалась от положений принятого всего за год до упомянутого Постановления Федерального закона от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».

 
В развитие данной концепции было принято Постановление Правительства от 07.03.

2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера», где отмечалось, что «сложившаяся система государственной поддержки вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями.

Она недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно-командной модели, в том числе…

архаичный характер предоставления северных гарантий и компенсаций и чрезмерно расширенный круг их получателей» и в этой связи необходимо «сформировать целостную систему компенсаций и гарантий, адекватную рыночным требованиям» (Постановление от 07.03.2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера»). Данная Концепция предусматривает реформирование системы государственной поддержки регионов Крайнего Севера вплоть до 2015 года.

Именно эта Концепция определила пути изменений законодательства Российской Федерации в сфере развития регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а выбранные им приоритетные направления нашли отражение на законодательном уровне.

 
Реформирование системы государственной поддержки Севера началось в 2005 году с момента вступления в силу Федерального закона от 22.08.

2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ).

Измененный статьей 26 Федерального закона № 122-ФЗ порядок обеспечения жителей северных регионов гарантиями и компенсациями отражает новую концепцию государства в сфере предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Прежде всего, Федеральный закон от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» признан полностью утратившим силу. Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» пока продолжает действовать, однако большинство его норм отменено, оставшаяся же часть воспроизводит положения Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон РФ № 4520-1) можно взять за основу при рассмотрении вопроса о состоянии законодательного регулирования и правоприменения в сфере гарантий трудовых прав, охраны и оплаты труда, обеспечения прав граждан на охрану здоровья, медицинское обслуживание и образование в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также при определении путей совершенствования федерального и регионального законодательства о северных гарантиях и компенсациях.

При постатейном рассмотрении указанного Закона РФ № 4520-1 можно отметить следующие тенденции с одновременным внесением предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

1.

Статья 1, определяющая сферу действия Закона РФ № 4520-1, дополнена Федеральным законом № 122-ФЗ частью третьей следующего содержания: «Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, – законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, – работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом».

Такое дополнение внесено в соответствии с общим принципиальным подходом государственной политики к совершенствованию межбюджетных отношений во всех сферах внутригосударственных отношений: закрепляется четкое разграничение полномочий органов власти и органов местного самоуправления.

Соответствующее разграничение произошло и в финансовом обеспечении гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: работодатель, который предоставляет гарантии и компенсации, финансирует их за счет собственных средств (статья 4 рассматриваемого Закона). Теоретически такой подход является рациональным и оправданным. Однако на практике работодатели стремятся минимизировать круг таких гарантий и компенсаций и права их работников не соблюдаются. Данная проблема аналогична проблеме выплаты «зарплаты в конвертах» и требует соответствующего решения.

2. В статье 2 действующей редакции Закона РФ № 4520-1 Правительство Российской Федерации в очередной раз возложило на себя обязанность установить перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций.

До настоящего времени Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, определяется Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->