Гриф для служебного пользования законодательство

Гриф дсп — что это такое, когда использовать, степень секретности – Дело

Гриф для служебного пользования законодательство

21.11.2019

Гриф секретности — это специальная отметка на информационном носителе или сопровождающих его бумагах, которая указывает на содержание в нем данных, представляющих государственную тайну.

Законодательством РФ определен список сведений, разглашение которых может создать угрозу интересам и безопасности страны.

Вся документация, представляющая государственную тайну, подлежит охране, доступ к ней имеет строго ограниченный круг лиц.  Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Гриф секретности — это что такое и когда снимают?

Нормативное регулирование

Принципы и правила причисления сведений к секретным отражены в ФЗ № 5485-1 от 21.07.1993 года. Законодательство обозначает список данных, представляющих государственную тайну, алгоритм их засекречивания и рассекречивания, методы охраны и так далее.

 Используемые грифы указывают на степень секретности материалов и величину возможного урона безопасности РФ при распространении сведений. Определение уровня ущерба при огласке государственной тайны производится Правительством страны. Перечень грифов секретности приведен в ст. 8 ФЗ № 5485-1.

Информация, подлежащая отметке ими, обозначена в постановлении Правительства № 870 от 04.09.1995 года, ст. 5 ФЗ № 5485-1 . К секретным относятся данные в сфере:

  • внешней политики — об экономической, финансовой и политической деятельности вне РФ, досрочное распространение которых может стать причиной нанесения урона безопасности страны;
  • экономики — о подготовке к войне, резервах, производственных мощностях для создания и ремонта боевой техники, запасах сырья, драгоценностей, использовании инфраструктуры для поддержания безопасности РФ, гражданской обороне;
  • науки и техники — об изобретениях и достижениях, прогрессивных технологиях, проектах, предназначенных для обороны или экономики;
  • военной деятельности — о стратегии, подготовке и осуществлении операций, мобилизации ВС, совершенствовании вооружения, техники, ядерных боеприпасах, местонахождении особо важных пунктов, численности войск;
  • разведки и контрразведки, оперативно-розыскных мероприятий — об их финансовом обеспечении, о противодействии терроризму, госзащите установленных лиц, гражданах, конфиденциально сотрудничающих с указанными органами, об охране отдельных объектов, границ государства, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ, о системе связи правительства и президента, шифрах и кодах, средствах их создания и анализа, иных методах защиты материалов, информационной инфраструктуре России, охране ее от компьютерных атак.

Порядок засекречивания, применения грифов определяется действующими в органах госвласти, учреждениях, организациях, на предприятиях перечнями и регламентирован ст. 11 ФЗ № 5485-1. Органы охраны гостайны обозначены в ст. 20 ФЗ № 5485-1. К ним причисляются межведомственная комиссия, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, специализированные учреждения.

Статья 20. Органы защиты государственной тайны (ФЗ № 5485-1)

Классификация грифов секретности

Разделение информации, представляющей государственную тайну, на группы совершается путем оценки степени возможного урона безопасности страны при разглашении. Выделяют данные, причисляемые к материалам:

  • особой важности;
  • совершенно секретным;
  • секретным.

Такие грифы секретности обозначены в ст. 8 ФЗ № 5485-1, подробное описание с указанием возможного уровня ущерба при разглашении приведено в постановлении Правительства № 870 от 04.09.1995 года.

Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений (ФЗ № 5485-1)

Таблица. Грифы секретности

ГрифВеличина возможного урона безопасности страны при разглашении сведенийХарактеристика
Особой важностиУщерб РФ в одной или нескольких сферах деятельности: военной, экономической, внешней политике, научной и технической, разведке, контрразведке, оперативно-розыскной работеВысший уровень секретности. Отметка применяется для ограниченного перечня документации, подлежащего особым мерам защиты. Распространение сведений представляет чрезвычайный риск негативных последствий для государства
Совершенно секретноУрон безопасности министерства (ведомства), экономической отрасли страны в одной или нескольких сферах деятельности, обозначенных вышеДопуск к документации разрешен узкому кругу лиц, процедура обращения с ней строго регламентирована. Преимущественно сюда относятся материалы о работе по охране безопасности страны
СекретноУщерб предприятию, организации, учреждению в вышеописанных сферах деятельностиСюда относятся любые материалы, представляющие гостайну, которым не присваиваются иные грифы

ВНИМАНИЕ! Возможно отнесение документации к группе, обозначаемой отметкой «Для служебного использования». В отличие от секретных грифов, она указывает на ограничение доступа к бумагам во избежание утечки внутренних сведений учреждений.

https://www.youtube.com/watch?v=81O2yDI3r5g

Постановление Правительства № 870 от 04.09.1995 года

Порядок засекречивания информации

При получении материалов в результате различных видов деятельности и пребывании их в списке секретных сведений носителю присваивается подходящий гриф (ст. 5 ФЗ № 5485-1).

 Если полученные данные, разглашение которых представляет угрозу безопасности РФ, невозможно идентифицировать с присутствующими в перечне, необходимо в течение месяца отправить предложение о его дополнении уполномоченному лицу, утвердившему список, при этом материалы предварительно засекречиваются, применяется предполагаемый гриф.

 Уполномоченные лица, ответственные за утверждение перечня, на протяжении 3 месяцев осуществляют оценку направленной им просьбы и выносят решение о возможном изменении списка. Также они вправе отменить присвоение данным грифа секретности.

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей (ФЗ № 5485-1)

Зачастую со временем сведения утрачивают статус гостайны. В этом случае после пересмотра информации его официально снимают.

ВНИМАНИЕ! Недопустимо применение секретных грифов для защиты данных, не причисляемых к гостайне.

В ст. 7 ФЗ № 5485-1 приведен список материалов, не подлежащих охране от разглашения. К ним относится информация:

  • о чрезвычайных ситуациях, катаклизмах, стихийных бедствиях, событиях, представляющих угрозу безопасности людей, и их последствиях;
  • об экологической, демографической обстановке, уровне преступности, санитарных условиях, развитии здравоохранения, образования, культуры;
  • о соцгарантиях, поощрениях, привилегиях, которые предоставляются государством населению и учреждениям;
  • о нарушении прав человека, преступлении закона органами госвласти и их представителями;
  • о величине золотого запаса и валютных госрезервов РФ;
  • о самочувствии высших лиц государства.

Уполномоченные на засекречивание материалов лица несут ответственность за разглашение: уголовную, административную или дисциплинарную. Мера определяется, исходя из степени нанесенного вреда государству, его структурам и населению.

Принципы присвоения информации статуса государственной тайны

Для надежной охраны сведений действующий порядок засекречивания регулярно совершенствуется. Научно-технический прогресс требует модернизации информационно-технической базы для обращения с данными, представляющими государственную тайну.

Процесс причисления сведений к секретным строго регламентирован и обусловлен принципами (ст. 6 ФЗ № 5485-1):

  • законности — соответствие данных положениям нормативной документации (ст. 5, 7 ФЗ № 5485-1);
  • обоснованности — определение необходимости и целесообразности отнесения материалов к секретным, риска негативных последствий при распространении информации на основании экспертной оценки;
  • своевременности — заключается в отсутствии промедления при засекречивании сведений, применение грифов заранее или с момента получения данных.

Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений (ФЗ № 5485-1)

При отнесении информации к секретной важно придерживаться системного подхода и объективности. Недопустимы применение субъективных мнений, сокрытие данных без ссылки на действующий перечень, установленный законодательством РФ. Это становится причиной необоснованного занижения или завышения грифа секретности. Первое создает опасность утечки важной информации.

Чрезмерное сокрытие вызывает сложности взаимодействия и взаимообмена данными между ведомствами, нецелесообразный рост засекреченной нормативной документации.  секретной информации должно быть емким и кратким, бумаги подвержены регулярной ревизии (не менее 1 раза в 5 лет). При утрате ими прежней важности статус гостайны снимается или снижается гриф.

Маркировка информационных носителей

На носитель материалов, причисленных к гостайне, помимо грифа секретности, наносятся и иные данные:

  • пункт списка секретных сведений, утвержденного в госоргане, организации;
  • реквизиты учреждения, проводившего засекречивание данных;
  • номер регистрации;
  • дата или условия снятия статуса или описание события, при наступлении которого возможно рассекречивание данных.

Если маркировка носителя невозможна, реквизиты вносятся в сопроводительные к нему бумаги.

ВНИМАНИЕ! Возможно использование дополнительных пометок и уточнений, например, обозначающих полномочия лиц, имеющих доступ к сведениям.

При содержании на одном носителе информации, частям которой присвоены различные грифы секретности, маркировка содержит наивысший из них.

Допуск лиц к секретным сведениям

Ознакомление и использование материалов, причисленных к гостайне, возможно только узкому кругу лиц. При этом предоставление доступа к закрытым сведениям происходит исключительно на добровольном основании. Это возлагает на гражданина дополнительные права и обязательства.

Доступ к секретным материалам предполагает:

  • согласие с невозможностью разглашать доверенную информацию;
  • принятие ограничений возможностей и прав на некоторый период времени (на выезд за рубеж, использование секретных изобретений, неприкосновенность личной жизни при осуществлении проверок);
  • получение социальных гарантий (надбавок к зарплате);
  • письменное одобрение человека на осуществление проверок для подтверждения сохранности данных (частота и объем зависят от уровня секретности сведений);
  • ознакомление с мерой ответственности при распространении информации.

ВНИМАНИЕ! Варианты допуска лиц к данным соответствуют грифам секретности. Граждане, которым разрешено обращение с материалами особой важности, также вправе воспользоваться сведениями более низкого уровня засекречивания.

При возникновении чрезвычайной ситуации допуск к гостайне может изменяться главой государства. Причинами для отказа лицу в доступе к засекреченным материалам выступают:

  • объявление суда о его недееспособности или ограниченной дееспособности;
  • обвинение в умышленном правонарушении или против госвласти;
  • непогашенная (неснятая) судимость за вышеназванные правонарушения;
  • закрытие уголовного дела по нереабилитирующим обстоятельствам (если не завершен период давности);
  • медпоказания, запрещающие работать с секретной информацией;
  • постоянное проживание лица и его близких за рубежом или оформление бумаг на ПМЖ в другом государстве;
  • определение при проверке обстоятельств, формирующих риск безопасности РФ;
  • отказ от проверочных мер;
  • предоставление ложной информации.

Вердикт об отказе выносится уполномоченным лицом индивидуально с учетом данных проверки. Человек вправе опротестовать такое решение в вышестоящей инстанции или суде.

Снятие статуса государственной тайны

Рассекречивание материалов производится при строгом следовании положениям законодательства (раздел IV ФЗ № 5485-1).

Основаниями для этого выступают:

  • принятие в РФ международных обязательств по открытому предоставлению информации, признанной в стране секретной;
  • изменение условий или события, по причине которых дальнейшая охрана материалов не требуется.

Документы Для служебного пользования (ДСП). Особенности работы, оформление, хранение

Гриф для служебного пользования законодательство

Документ с грифом «ДСП»

Отнесение информации к конфиденциальной в любой организации осуществляется на основании законодательства Российской Федерации.

Бланк документа «Для служебного пользования»>>

Кто определяет в организации какие сведения в документе необходимо к информации ограниченного распространения?

Ответственность за отнесение сведений, содержащихся в документе, к разряду ограниченного распространения возлагается на исполнителя и должностное лицо, подписавшее или утвердившее документ.

В каждой организации должен быть оформлен Перечень должностных лиц, имеющих право доступа к конфиденциальной информации. Также полномочия сотрудника, подтверждающие право работать с информацией с грифом «ДСП» должны быть закреплены в должностной инструкции.

Особенности работы c документами «Для служебного пользования»

  • При увольнении или переводе на другую должность работника, за которымчислятся документы «Для служебного пользования», проводится передача документов непосредственному руководителю.
  • В организации обычно проводится проверка у работников наличия документов «Для служебного пользования» не реже одного раза в год комиссией, назначаемой приказом руководителя. В состав комиссии обязательно включаются должностные лица, в функции которых входит защита информации (сотрудники отдела безопасности).
  • В архивах, где сосредоточено большое количество документов и дел «Для служебного пользования», проверка наличия документов проводится не реже одного раза в пять лет. Результаты проверки оформляются актом проверки наличия документов «Для служебного пользования».

Хранение документов «Для служебного пользования»

Главное условие сохранности документа «Для служебного пользования» — принадлежность конкретному должностному лицу, подтвержденная личной подписью.

В случае утраты документов, дел, носителей информации с пометкой «Для служебного пользования», либо разглашения содержащихся в них сведений, а также при обнаружении признаков, указывающих на несанкционированное ознакомление (попытку ознакомления) с информацией ограниченного распространения должностное лицо, обнаружившее данные факты, немедленно докладывает руководителю организации. Затем по его указанию, как правило, проводится служебное расследование.

Служебное расследование проводит должностное лицо, в функции которого входит защита информации, а результаты служебного расследования докладываются в служебной записке руководителю организации.

На утраченные документы, дела, носители информации «Для служебного пользования» составляется акт, на основании которого в учетные формы вносятся соответствующие отметки.

Утрата документов, содержащих сведения ограниченного распространения, либо незаконное получение и разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

ДСП-документы и носители ДСП-информации хранятся в организации в несгораемых сейфах. Делам, в которых хранятся документы и информация «Для служебного пользования» присваивается гриф «Для служебного пользования».

Особенности оформления документов «Для служебного пользования»

Особенностью оформления документов для служебного пользования является отметка ограничения к доступу документа.

Пометка «Для служебного пользования» с указанием номера экземпляра проставляется на первой странице документа, на обложке и титульном листе издания, а также на первой странице сопроводительного письма к документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения.

Пометка размещается в правом верхнем углу документа. Номер экземпляра проставляется ниже пометки через одинарный межстрочный интервал.

Бланк письма «Для служебного пользования»>>

Если есть приложения к дсп-документу, пометка также размещается в правом верхнем углу приложения, а номер экземпляра проставляется ниже пометки через одинарный межстрочный интервал.

При наличии в организации электронного документооборота файлы документов с пометкой «Для служебного пользования» не вкладываются, а в электронном виде передаются, как правило, по защищенным каналам связи.

Как правильно зарегистрировать и обработать ДСП-документ>>

“,”author”:”Автор: Инна”,”date_published”:”2014-01-30T00:00:00.000Z”,”lead_image_url”:”http://2.bp.blogspot.com/-ZY4se5-QJps/VAHlNvg9IhI/AAAAAAAAASA/pmVofFSoSqo/w1200-h630-p-k-no-nu/ogranichenie_dostupa.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://www.docdelo.ru/2014/08/documenty-dlya-slujebnogo-polzovaniya.html”,”domain”:”www.docdelo.ru”,”excerpt”:”Работа с документами “Для служебного пользования”. Все об особенностях оформления, хранения и ведения конфиденциального делопроизводства на docdelo.ru”,”word_count”:468,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}
Вокруг документов “ДСП” ходит множество домыслов. С одной стороны, в государственных учреждениях он используется довольно широко (и это логично, исходя из того, зачем он нужен). С другой стороны, его использование там регламентировано ведомственными инструкциями, а на законодательном уровне этот вопрос не урегулирован – что порождает множество конфликтов и проблем.

Один из ведущих российских специалистов по вопросам документального оформления разного рода тайн, присутствующий на Форуме Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) под ником toparenko, рассказал о правовом положении отметки “ДСП”. Я подчеркиваю – вопрос о юридической составляющей, а не о том, что “ДСП все равно нужен” – понятно, что нужен, раз все еще жив, несмотря на все законодательные перипетии.

Итак, о “ДСП” – материал toparenko со стилистическими правками (т.к. текст мною из постов форума вырван).ДСП всегда относился с несекретной информации. Но это была информация не подлежащая открытому опубликованию.До 2006 года обращение с информацией ограниченного распространения гос. органов не составляющих гос.

тайну регулировалось:- ст. 139 ГК РФ

Статья 139. Служебная и коммерческая тайна1.

Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

– “Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти”. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233

1.2. К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

1.6. Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Положения.

1.7. Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).
1.8. За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.

2.1.

Необходимость проставления пометки “Для служебного пользования” на документах и изданиях, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ. Указанная пометка и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, на обложке и титульном листе издания, а также на первой странице сопроводительного письма к таким документам.

2.2. Прием и учет (регистрация) документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляются, как правило, структурными подразделениями, которым поручен прием и учет несекретной документации.

2.3. Документы с пометкой “Для служебного пользования”:- печатаются в машинописном бюро. На обороте последнего листа каждого экземпляра документа машинистка должна указать количество отпечатанных экземпляров, фамилию исполнителя, свою фамилию и дату печатания документа. Отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками и вариантами передаются для регистрации работнику, осуществляющему их учет. Черновики и варианты уничтожаются этим работником с отражением факта уничтожения в учетных формах;- учитываются, как правило, отдельно от несекретной документации. При незначительном объеме таких документов разрешается вести их учет совместно с другими несекретными документами. К регистрационному индексу документа добавляется пометка “ДСП”;- передаются работникам подразделений под расписку;- пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями;- размножаются (тиражируются) только с письменного разрешения соответствующего руководителя. Учет размноженных документов осуществляется поэкземплярно;

– хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах).

– 188 Указом Президента (Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 “Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера”)

В 2006 году вышла 4 часть ГК РФ и новый т.н. “трехглавый закон” (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”). Соответственно утратила силу ст.139 ГК РФ (коммерческая тайна ушла в 4 часть ГК РФ, а служебная тайна выпала).

Кроме того после принятия нового “трехглавого закона”:- исчезло законодательное определение конфиденциальной информации (это определение было в старом “трехглавом законе” [Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации”]) и с этого момента есть только “информация ограниченного доступа”/”информация ограниченного распространения”/”информация требующая обеспечения конфиденциальности” (при этом гос. тайна тоже подпадает под эти определения)- ст. 9 определено, что ограничение доступа к информации должно устанавливаться законами (а не подзаконными актами):

Статья 9. Ограничение доступа к информации1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Таким образом с 2006 года служебная тайна выпала из под охраняемой законом тайны

При этом в 2006 году в Думу был внесен Законопроект № 124871-4 “О служебной тайне”, но он так и не был принят и, в ноябре 2011, был снят с рассмотрения Думой.

В результате имеем:- служебная тайна гос. органов (информация и документы под служебной отметкой ДСП) не является охраняемой законом тайной- обязанности по обеспечению ее сохранности несут только гос/муниципальные органы.

Кроме того те, кто принял на себя обязательства по сохранению этой информации (например ФСТЭК требует такие обязательства от лицензиатов при продаже им РД с данной служебной отметкой)- ответственность может быть только дисциплинарная (для гос/муниципалов) или предусмотренная в договорных обязательствах с остальными (не предусмотрели => нет ответственности)

На остальных лиц распространяется ч.4 ст.29 Конституции РФ о праве на свободу поиска и распространения информации не взирая на эту служебную отметку

Статья 29

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Если интересно, то вот инциденты по тэгу “служебная тайна”. Все наказания в РФ идут за иную охраняемую законом тайну.
Конференция Onlinne Information 2007 сегодня прошла экватор в своем существовании.Утро началось с дождя. Несильного, моросящего. Даже зонтик в общем-то нужен не был. Но все равно настроение у людей немного упало. И стало понятно, насколько сильно электрички, оказывается, не любят человечество: когда люди грустят под дождем, поезда метро начинают ходить по расписанию! Думаю, ученым еще предстоит разобраться в этом явлении :)Но, так или иначе, я видел хвост поезда, ушедшего в 8.26, и сел в поезд, уходящий в 8.43. На конференции также произошли изменения к лучшему: wi-fi, отказывавшийся сотрудничать с участниками конференции вчера (он вел себя так, что было понятно – если бы он умел говорить, то сказал бы: “Вас много, а я один!”), сегодня довольно покладисто шел на контакт в буквальном смысле этого слова. Я даже мог отвечать в форуме Портала бизнес-разведчиков. Мой камрад из Украины любезно сфотографировал меня в процессе успешного общения с wi-fiНа самой конференции стал сказываться кризис жанра вебдванольных тематик.  Поясню. Конференция организована так, что одновременно идут заседания в трех треках. Вы можете выбрать любой из них. Так вот, вчера многие выбрали треки, связанные с Веб 2.0. И даже могли послушать некоторые интересные моменты. Например, я вчера узнал, когда ожидается так называемый Веб 3.0 и что это значит: это семантический поиск, и эра его наступит в 2010-2020 годах (довольно широкий диапазон, на мой взгляд, позволяющий сказать все что угодно – от “ну мы же говорили!” и до “подождите, еще не время!”)Но вебдванольных ресурсов не так много если к изображенному на слайде ниже перечню

( Читать дальше… )

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->