Исследователь преподаватель исследователь что дает

Как расходятся мнения преподавателей об аспирантуре

Исследователь преподаватель исследователь что дает

Российская аспирантура, которая не так давно перешла к модели структурированных программ, снова на распутье.

Что лучше: эта модель или традиционная — наставничество? И каков должен быть статус аспиранта: молодой ученый или «возрастной» студент? Что об этом думают преподаватели, занимающиеся научным руководством аспирантов, рассказала Наталья Малошонок в докладе на X Международной конференции исследователей высшего образования.

Постоянный переходный возраст

Российская аспирантура находится в кризисе из-за недофинансирования и неопределенности стратегии ее развития.

Перемены, которые в ней произошли с 2013 года, не привели к существенному повышению ее эффективности — например, по числу защит.

«По данным Росстата, в 2017 году на выходе из аспирантуры диссертацию защитили только 13%, а в прошлом году еще меньше — 12%», — отмечает Наталья Малошонок.

Многие учащиеся по-прежнему рассматривают аспирантуру лишь как «ускоритель карьеры» и трудоустраиваются вне академии. Возникает вопрос: для кого работает аспирантура, если не для академии? И эффективна ли она в качестве «инкубатора» молодых ученых?

Проблема, несомненно, не только в невысоком качестве набора, плохом научном руководстве и недостаточной финансовой поддержке аспирантов. Что, собственно, с аспирантурой произошло?

В 2012 году был принят, а с 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепил за аспирантурой статус третьей ступени образования (ранее она считалась послевузовским, профессиональным «апгрейдом»).

От модели наставничества — с минимумом учебной нагрузки, формированием узкопрофильных навыков для академической работы и контролем прогресса аспиранта лишь со стороны научного руководителя — аспирантура перешла к модели структурированных программ.

Фактически она стала «аспирантурой полного дня» — образовательная компонента усилилась. Контроль над аспирантом распределился между несколькими специалистами. А набор прививаемых ему навыков расширился — среди них появились универсальные (работа в команде, планирование и пр.). Что, в принципе, аспирантам на пользу, учитывая, что многие из них часто строят карьеру вне науки.

Наконец, стала необязательной защита диссертаций. Выпускники могут просто получить диплом с квалификацией исследователя (или преподавателя-исследователя).

Эти изменения аспирантуры были восприняты научным сообществом неоднозначно.

Представители РАН неоднократно выступали за возврат к старой модели и подчеркивали, что аспирантура должна быть «только научной».

Как новая ступень образования она «не открывает аспирантам путь в науку», отмечал президент Академии наук Александр Сергеев, призывая сократить число аспирантов и вернуться к «системе подготовки научных кадров».

Ту же позицию занял и глава ВАК Владимир Филиппов, говоря о том, что защита диссертации должна вновь стать обязательной для успешного окончания аспирантуры.

Но что думают обо всем этом преподаватели, которые непосредственно занимаются научным руководством аспирантов?

Директор Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ Наталья Малошонок с помощью анкет и качественных интервью опросила педагогов Высшей школы экономики и Нижегородского государственного университета, которые одними из первых внедрили структурированные аспирантские программы. Преподавателей просили высказаться по тем трем пунктам, которые, собственно, и разделяют две модели аспирантуры. Это объем учебной нагрузки (как много учим?), контроль прогресса аспиранта (кто наставляет?) и формируемые навыки (что на выходе?).

Спор двух моделей

Традиционная модель, о возврате к которой говорят академики, строится по образцу немецкой модели подготовки научных кадров. В ней аспиранта курирует наставник — научный руководитель, который, контролируя работу своего подопечного над диссертацией, передает ему знания и навыки. Судьба диссертации, да и всей научной карьеры во многом зависит от отношений между «мастером» и «учеником».

В модели структурированных программ аспиранты посещают много курсов, и руководителей у них может быть несколько (каждый действует в соответствии со своими компетенциями). Учащиеся получают более широкий набор компетенций и застрахованы от неудачного единоличного руководства ими. Этой модели придерживаются США, Испания, Швеция.

В то же время, в ряде европейских стран — например, в Германии, Австрии, Польше, Италии и Норвегии — структурированные программы сосуществуют с наставничеством.

Переход к структурированным программам — глобальный тренд. По данным ряда исследований, они больше удовлетворяют экономическим потребностям стран в развитии конкурентоспособности и человеческого капитала, то есть знаний и навыков.

Количественная часть исследования Натальи Малошонок показала, что между преподавателями нет консенсуса в том, что считать идеальной моделью аспирантуры.

Самый дискуссионный вопрос, причем не только среди преподавателей, но и среди аспирантов и административных сотрудников, — доля учебной нагрузки. Так, 43% респондентов — за ее минимум в аспирантуре.

На другом полюсе — около трети (32%) респондентов. Это те, кто за «продвинутые курсы по специальности/методологии исследования/педагогике» для аспирантов.

Оставшаяся четверть опрошенных не определилась с ответом.

За распределенный мониторинг прогресса аспирантов высказалась половина (51%) респондентов. Они убеждены, что кафедра, департамент, факультет должны периодически контролировать, как аспирант справляется со своим индивидуальным планом. Вдвое меньше (24%) тех, кто возлагает ответственность за аспиранта на одного только научного руководителя. И столько же — четверть — колеблющихся.

Сторонников узкопрофильной подготовки в аспирантуре и тех, кто за более широкий спектр компетенций, — примерно одинаковое количество: 42% против 39%. И еще 19% не определились.

И, наконец в ответе на главный вопрос: какая аспирантура предпочтительна — преобладают сторонники структурированных программ: их 40% против 29% приверженцев наставничества. И 31% предлагают комбинировать две модели.

Получается, что по главным вопросам, связанным с аспирантурой, довольно много — от одной пятой до почти одной трети — людей занимают промежуточную позицию, окончательно не склоняясь ни к одному из вариантов.

В качественных интервью представлена аргументация этих точек зрения.

Учиться, но по необходимости

Необходимость образовательной нагрузки респонденты мотивировали тем, что аспирантов нужно доучивать («они таких простых вещей не знают, что ах»), развивать эрудицию и общую культуру. Все это, по словам респондентов, помогает профессионально расти.

При этом, однозначного представления о том, каков должен быть формат и даже содержание курсов для аспирантов, у университетских преподавателей нет. Кто-то за глубокое погружение в специальность, а кто-то за лекции, расширяющие кругозор. Многие подчеркивали, что актуальны лишь продвинутые курсы («концентрированные», спецкурсы и пр.), которые дают знания на новом уровне.

В то же время, респонденты говорили, что такие курсы часто ресурсно не обеспечены. Не все вузы могут «квалифицированно дать какие-то предметы». Да и преподавательские ставки для проведения таких курсов часто не добавляются.

Сторонники минимума образовательной нагрузки в аспирантуре подчеркивали:

Учебные курсы не должны быть «обязаловкой». Они могут прослушиваться по желанию или по необходимости.

«Человек чувствует, что у него не было курсов по таким-то дисциплинам, ему в лаборатории трудно разговаривать с людьми, он не понимает терминов и ему непонятно, как строится эксперимент, чтобы он мог выбрать и получить какой-то короткий интенсив по определенному курсу», — поясняет информант.

Знания и навыки можно получить с помощью альтернативных образовательных форматов: конференций, летних школ и пр.

Посещение курсов идет в ущерб исследованию: «Иногда эта учеба отнимает огромное количество времени у диссертации».

«Школяры» и «коллективная безответственность»

Дополнительная учебная нагрузка меняет статус аспирантов: обязательные курсы ставят их в положение «учеников». А в итоге аспиранты не воспринимаются сотрудниками кафедры как коллеги, молодые исследователи.

«Сейчас, скорее, есть элемент школярства и отношение [к аспирантам] все же как к обучающимся в слишком большой степени», — поясняет информант.

Распределение контроля над аспирантом бывает двух видов: либо у него несколько «параллельных» научных руководителей, либо это один «шеф» и несколько консультантов. Есть смысл в том, чтобы разные люди отслеживали разные аспекты диссертационной работы аспиранта — в соответствии со своими компетенциями.

Как отметил один из респондентов, «в идеале, конечно, надо было бы разделить абсолютно интеллектуальную — научную — и организационную вещь [между двумя научными руководителями]».

Один бы контролировал содержательную часть исследования, а другой помогал устроить статью в журнал или искать рецензентов.

Ну и, конечно, несколько кураторов нужны, если аспирант занимается междисциплинарным исследованием.

Оппоненты идеи распределенного руководства подчеркивали, что коллективная ответственность часто оборачивается коллективной безответственностью. К тому же аспирант, как взрослый человек, не нуждается в дополнительном контроле.

Приобретенные навыки

Цель аспирантуры — передача научных знаний, формирование исследовательских компетенций, считает часть респондентов.

Так, надо знать основные теории и уметь ими пользоваться, формулировать и решать задачи, анализировать данные и пр. Важно также умение писать текст и выступать. «Плюс он должен вписаться в научное сообщество», — добавляет информант.

А другой резюмирует: «Единственная компетенция, которая должна быть, — это быть способным к научной работе».

Приверженцы этой точки зрения считают результатом учебы в аспирантуре диссертацию или опубликованные статьи. Именно они говорят о том, что аспирант состоялся как исследователь.

«Вкладом в прогресс общества является та наука, которую он [аспирант] открыл, изложил, выложил на стол, и люди пользуются», — поясняет информант.

Кроме того, именно на защите аспирант демонстрирует компетенции, нужные для карьеры в академии: «умение держать удар», грамотно вести полемику и пр.

Противоположная позиция состоит в том, что аспирантура — по факту, кузница кадров не только для академии — должна давать широкий набор умений. На выходе из аспирантуры должен сформироваться «специалист высокого уровня» с универсальными навыками.

«Пусть он [учащийся] не защитит диссертацию, но у него должен быть навыки критично относиться к действительности», — говорили сторонники этого взгляда на аспирантуру. И отмечали, что важны также умение работы в команде, целеустремленность, управленческие навыки, планирование, креативность — то есть все то, что пригодится в самых разных профессиональных областях.

Сочетать две модели

Значительная часть преподавателей голосует за сочетание двух моделей аспирантуры и не может выбрать идеальный вариант.

Результаты исследования могут объясняться «аномией» (неопределенностью) в сфере аспирантской подготовки, полагает Наталья Малошонок. Эта неопределенность связана с «незавершенностью переходного периода» и с тем, что ключевые приоритеты российской аспирантуры четко не сформулированы.

Как отмечает исследовательница, «только сейчас многие аспирантские программы заканчивают переход к новой модели аспирантуры и начинают выпускать первых выпускников, проходивших подготовку на аспирантских программах нового типа». Поэтому результаты реформы пока сложно оценить в полной мере.

При этом ясно, что неоднородность мнений преподавателей о целях подготовки в аспирантуре может снижать эффективность самой этой подготовки. Просто нет понимания, какие образовательные результаты нужны.

Таким образом, цели российской аспирантуры требуют «либо ясного проговаривания для научных руководителей, либо корректировки с учетом реального трудоустройства выпускников аспирантуры и запроса рынка труда на обладателей ученых степеней», заключает исследовательница.
IQ

Автор исследования:

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 31 октября, 2019 г.

на IQ.HSE

Диплом об окончании аспирантуры без защиты диссертации

Исследователь преподаватель исследователь что дает

В 2013 и 2016 годах в закон об образовании были внесены правки, касающиеся порядка, по которому присуждаются ученые степени, а также изменилась роль ВАК. В итоге формально изменилось обучение аспирантов.

Стоит отметить, что после получения высшего образования, можно поступить в аспирантуру, но вот ограничений на защиту диссертации, чтобы получить ученую степень, нет.

Также поменялось значение такого понятия, как «соискательство».

Какой документ выдается по окончании аспирантуры без защиты диссертации

С первого сентября тринадцатого года изменилась система последовательного получения профобразования. Теперь можно выделить несколько ступеней. Сначала нужно учиться в более низких системах, потом приступать к более высоким:

  1. Бакалавриат;
  2. Магистратура или получение полного образования по специальности;
  3. Аспирантура.

Благодаря такому подходу к образованию, на любой ступени будет тот же принцип обучения, как и при обучении на боле низких ступенях. Например, что студент, только поступивший в высшее учебное заведение, что аспирант, будут учиться в течение семестра, а потом сдавать сессию.

После окончания отведенного количества лет на освоение программы того уровня, которая предполагается на данной ступени, следует итоговая аттестация.

Только по ее итогам можно получить диплом об окончании высшего учебного заведения в качестве бакалавра, специалиста или аспиранта.

Как гласит приказ под номером 1259, который касается обучения в аспирантуре, выпускники этого учебного курса, которые успешно сдали экзамены, получают диплом, согласно главе 3, пункту 44.

В нем указывается, что аспирант получил квалификацию, в качестве исследователя или преподавателя-исследователя, что позволяет ему передавать свои знания в высших учебных заведениях. Если же аспирант не смог успешно пройти аттестацию, тогда согласно главе третьей пункту 45 он получает справку, что прошел обучение в аспирантуре, но диплом ему не вручают.

Особенность обучения в аспирантуре в том, что осуществляя учебную деятельность, аспирант проводит исследование по теме своей диссертации, пишет научные статьи. В итоге государственная итоговая аттестация состоит из двух пунктов:

  1. Государственного экзамена;
  2. Доклада, в виде защиты тех результатов, которые были получены в ходе исследования конкретного вопроса, связанного с темой диссертации. Написать такой тип работы нужно, но защищать не обязательно.

Если студент сумел защитить кандидатскую, то ему присваивается ученая степень, но это не гарантирует, что он получит диплом об окончании аспирантуры. Для этого ему нужно сдать ГИА.

Если же студент сделает только защиту результатов, не сумев довести до ума диссертацию, а также сдаст все экзамены, в дипломе будет написано, что он стал соискателем.

В случае провала на ГИА студент получает справку, что он учился в аспирантуре.

Выходит, что теперь нет нужды в том, чтобы защищать кандидатскую работу. Аспиранту главное сделать защиту исследования и сдать экзамены, чтобы получить диплом, позволяющий преподавать в высших учебных заведениях.

При этом нет никаких взысканий за то, что он не смог защитить кандидатскую. В аспирантуре стало больше внимания уделяться тому, как правильно преподавать предметы, чтобы студент стал хорошим экспериментатором, практиком, педагогом, публицистом.

Теперь возможность защиты диссертации лежит на совести аспиранта.

Сколько есть времени на защиту диссертации после завершения учебы

Когда обучение будет завершено, аспирант получит документацию, свидетельствующую о том, что он дипломированный специалист с правом преподавать в высших учебных заведениях. Теперь он больше не числится в аспирантуре. Но если есть желание все-таки защитить диссертацию, нужно:

  1. Связаться с той структурой, которая помогала выполнять исследование для диссертации;
  2. Обратиться в научную кафедру;
  3. Связаться с диссоветом;
  4. Стать на учет в ВАК;
  5. Иметь связь с элементом аттестовочной комиссией, например, оппонентами, синхронным переводом для тех, кто был приглашен из-за рубежа.

Выходит, что защита может состояться тогда, когда удобно кандидату, теперь она не зависит ни от каких сроков. Получается, что после обучения в аспирантуре и получения диплома, свидетельствующем об этом, у кандидата есть неограниченное количество лет, фактически пока он живет, чтобы закончить, представить и защитить работу.

Закон никак не ограничивает тот факт, что аспирант когда-то в будущем защитит свою диссертацию. Теперь на это у него есть вся жизнь. Нет никаких сроков и ограничений по возрасту.

Прикрепление на соискательство в аспирантуру

Был введен термин «прикрепление», что позволяет соискателю в образовательной системе добиться присвоения ученой степени без того, чтобы осваивать программу аспирантуры.

Сама суть слова «прикрепление» показывает, что диплом аспирант не получит, так как он не будет исследователем, но защитить диссертацию он сможет без того, чтобы учиться в аспирантуре.

Для этого нужно учесть следующих два условия:

  1. Стать магистром;
  2. Уведомить диссертационную комиссию о том, что человек желает претендовать на специальность в конкретной системе, к которой он прикрепляется.

Благодаря выполнению этих двух условий прикрепляемый студент может встречаться с научным руководителем, а также обращаться на кафедру за руководством при написании диссертации. Соискатель не ходит на сессию и в течение семестра не обязан посещать лекции и практические занятия. Только он должен сдать минимальный набор экзаменов до того, как представит свою работу на рассмотрение.

Аспирантура за рубежом

Большинство специалистов желает учиться за рубежом, после того, как они закончили высшее учебное заведение. Это связано не столько с престижем, сколько с тем, что английское или немецкое образование открывает для ученого больше возможностей в области карьеры, нежели российское.

Лучше всего учиться именно в английских или немецких организациях, что касается Канады и Финляндии, то там высшие учебные заведения предлагает возможность учиться бесплатно, чего не скажешь о немецких ВУЗах, где, начиная с 2005 года, подобная услуга была отменена. В Китае можно учиться как на английском, так и на китайском языке, получая диплом международного уровня.

Для того чтобы учиться за рубежом нужно пройти две ступени:

  1. Поступить в аспирантуру за рубежом;
  2. Оформить всю документацию, которая позволит жить за рубежом.

Мало просто предоставить необходимый минимум документов, чтобы быть зачисленным в аспирантуру, нужно еще пройти тестовое задание, которое докажет, что студент владеет языком, а также рекомендательное письмо с прошлого места обучения. В Германии и Канаде также потребуется заполнить заявку на получение стипендии.

Еще для обучения за рубежом помимо указанных шагов, нужно предоставить информацию о том, что имеется счет, на котором лежит приличная сумма в той валюте, которая признана в стране пребывания.

Если есть желание учиться за рубежом, нужно заранее овладеть языком страны, где будет пребывать студент. Также использовать профессиональный перевод во всех справках, которые нужно заполнить и подать в принимающую организацию выбранной страны.

В конце стоит отметить, что закончить аспирантуру, значит, получить диплом о прохождении обучения и успешной аттестации по предметам, изученным в ходе обучения на третьей ступени образования (после бакалавриата и магистратуры). При этом защищать диссертацию необязательно, это можно сделать тогда, когда будет возможность.

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Исследователь преподаватель исследователь что дает

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается журнал «Молодой ученый».

Также рекомендуем: Уровни образования в России

Структура высшего образования в России

Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009 года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает массу вопросов и недопониманий.

Мы свели основные сведения о ступенях образования в следующую таблицу.

СтупеньКвалификация/ Степень Срок обученияТребования для присвоения квалификацииГде можно продолжить обучение
Высшее образование
Бакалавриат Бакалавр Не менее 4 лет Госэкзамены и выпускная квалификационная работа Магистратура
Специалитет Дипломированный специалист / Специалист Не менее 5 лет Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта Магистратура или аспирантура
Магистратура Магистр 2 года Защита магистерской диссертации Аспирантура
АспирантураАдъюнктура Исследователь. Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской диссертации) Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно) Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации Докторантура
Подготовка научных кадров
Докторантура Доктор наук Не более 3 лет Защита докторской диссертации

Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.

Параллельное существование двух разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим образованием, а что — первым?

Бакалавр — это недоучившийся специалист?

Нередко можно услышать вопрос, кто лучше — бакалавр или специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр — это недоучившийся специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.

Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить должность, для которой требуется высшее образование.

Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4 года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который и будет отражен в его дипломе.

Если бакалавр захочет получить более углубленное и узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться в магистратуре — на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию. С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе — это будет считаться получением второго высшего.

Однако специалист специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить в магистратуру на бюджет — для него это не будет считаться вторым высшим образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»).

Как различить корочки специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января 2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома «Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк» и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист».

В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на платной основе.

Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или преподавательской деятельностью в вузе — бакалавру такие права не даны.

Магистр против специалиста

Магистр, как и специалист может заниматься научной деятельностью, преподавать в вузах, а также продолжить обучение в аспирантуре.

В чем же тогда разница между специалистом и магистром? Первая и самая главная заключается в том, что магистров готовят к дальнейшей научно-исследовательской работе, а специалистов — к профессиональной деятельности. Магистры получают более глубокие профессиональные знания и навыки, дающие им преимущества перед специалистами.

Для получения диплома специалиста требуется меньше времени и усилий: поступив в вуз один раз, через 5 лет выпускники получают заветную корочку.

В магистратуру на бюджет принимают на конкурсной основе уже после окончания бакалавриата. Для поступления в магистратуру требуется сдать комплексный междисциплинарный экзамен.

Магистратуры по выбранному направлению подготовки есть не в каждом вузе, но с дипломом бакалавра можно поступить в магистратуру другого вуза — здесь нет ограничений. Можно даже сменить направление, если вдруг понял, что интересы изменились. Чтобы получить диплом магистра, требуется уже как минимум 6 лет: не менее 4 лет бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

К слову, о дипломах. Несмотря на то, что обучение и специалиста (с третьего года), и магистра предусматривает специализацию, предполагается, что они должны различаться присвоенной квалификацией.

Например, если в дипломе специалиста будет указана широкая квалификация «Психолог», то в дипломе магистра — более узкая специализация: «Психологическое консультирование в образовании», «Семейный консультант и психоаналитик», «Клиническая психология».

Специалист получит квалификацию «Физика», а магистр — «Ядерные физика и технологии», «Техническая физика», «Радиофизика», «Электромеханика» и т. п. Хотя на деле можно встретить магистра с широкой квалификацией, такой как «Педагогическое образование», «История», «Экономика».

Это лишний раз свидетельствует о том, что критерии присвоения степеней еще до конца не разработаны.

Аспирантура — третья ступень высшего образования

Реформирование образовательной системы затронуло и последующие ступени образования.

Если еще недавно аспирантура считалась послевузовским образованием, то вступивший в силу 1 января 2013 года закон «Об образовании» сделал аспирантуру третьей ступенью высшего образования, которая реализует программу подготовки научно-педагогических кадров.

Срок обучения в аспирантуре, как правило, составляет 3 года в очной форме и 4 — в заочной. Приказом Минобрнауки от 12 августа 2011 года № 2202 были утверждены специальности технических и естественнонаучных отраслей наук, срок обучения для которых в аспирантуре и адъюнктуре может составлять 4 и 5 лет соответственно.

Раньше аспирант был нацелен на защиту кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук.

Теперь же времени на подготовку диссертации в аспирантуре отведено гораздо меньше за счет введения обязательных учебных занятий, а защита диссертация становится необязательной опцией.

В результате, по словам главы ВАК Владимира Филиппова, диссертации защищают лишь 25–30% закончивших аспирантуру.

Единых для всех вузов и научных институтов требований к поступлению в аспирантуру больше нет. То, какие экзамены сдают поступающие в аспирантуру, решают сами учебные заведения: если раньше их было три, то с 2017 года их может быть и меньше.

Также рекомендуем: Как поступить в аспирантуру

Вузы самостоятельно определяют не только количество и перечень экзаменов, но и шкалу оценивания и проходной балл.

Дополнительные баллы можно получить за личные достижения: патенты, публикации, участие в научных мероприятиях и конкурсах.

Эти баллы складываются с баллами, полученными на экзаменах, либо могут учитываться вместо них. То есть вступительный экзамен может быть заменен конкурсом портфолио.

В 2017 году также впервые выданы дипломы об окончании аспирантуры, которые свидетельствуют об «освоении программы подготовки научно-педагогических кадров» по определенному направлению и о присвоении квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Что касается докторантуры, то с 2013 года она полностью стала формой подготовки научных кадров, а не послевузовской подготовки.

Также рекомендуем: Зачем писать докторскую диссертацию

Итак, реформирование системы высшего образования России привело к параллельному существованию двух систем: традиционной пятилетней подготовки квалифицированных специалистов и двухуровневой, по европейскому образцу, состоящей из бакалавриата и магистратуры. Также заметно изменились функции аспирантуры, которая теперь встроена в общую систему высшего образования и направлена на подготовку научно-педагогических кадров. Меньше всего реформа затронула докторантуру, которая в целом сохранила свои функции.

Аспирантура за рубежом

Многих специалистов привлекает зарубежная форма поствысшего образования. Не только из-за престижности учебных заведений или моды на учебу за границей, но и потому, что английский или немецкий диплом дадут молодому ученому больше перспектив карьерного и профессионального роста, чем российский.

Сущность учебы не отличается от отечественной, но возможны различия по форме (преподавание, сроки, процедуры)

В мировой практике самыми авторитетными считаются университеты Англии и Германии. Некоторые канадские и финляндские институты предлагают бесплатное обучение иностранным студентам. В Германии подобную «благотворительность» сочли снижающей образовательный уровень учащихся, и с 2005г ввели повсеместную оплату.

В последнее время на азиатском направлении пользуется успехом «академический» Китай. Здесь есть разные виды заведений: в одних преподают на китайском, в других – на английском языке.
Поступление заведение за пределами России (и СНГ) можно разделить на два этапа:

  1. зачисление в зарубежную аспирантуру;
  2. оформление справок, разрешающих пребывание в стране.

В первом случае потребуется не только обычный перечень бумаг, но и рекомендательные письма, свидетельство о прохождении тестового задания (знание языка). В некоторых странах (Германия, Канада) нужно написать заявление на стипендию.

Чтоб оформить разрешение учиться в другом государстве, помимо всех формальных шагов (заявление, виза, загранпаспорт), понадобится информация о наличие денег в национальной валюте (счета, переводы).

  1. Абитуриенту лучше заранее изучить язык страны, в которую едет учиться. Плюсом иметь разговорный английский, в большинстве зарубежных государств им владеют в научных кругах.

  2. При заполнении различных справок (особенно тех, где нужно ставить подписи) пользоваться профессиональным переводом.

Аспирантура – третья ступень высшего профессионального образования (наряду с бакалавриатом и магистратурой) с одинаковыми академическими правилами. Диплом полагается каждому аспиранту, прошедшему предзащиту и сдавшему ГИА. Защита диссертации не является для этого обязательным условием. Срок между окончанием учебы и представлением диссертации законодательно не ограничен. 

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->