Как списать основное средство в бюджетном учреждении

Содержание

Списание основных средств документальное оформление в бюджете

Как списать основное средство в бюджетном учреждении

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Можно ли применять Акт списания ф. N ОС-4б для списания основных средств в государственном учреждении?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. N ОС-4б, по ОКУД 0306033) применялся учреждениями до июня 2015 года. На сегодняшний день списание основных средств должно оформляться Актом (ф. 0504104), утвержденным Приказом N 52н.

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сапетина Ирина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2017-2018

Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2017-2018 годов — хозяйственная операция, имеющая некоторые тонкости. Ее проведение требует от бюджетного учреждения (БУ) внимательного документального оформления и соблюдения прочих законодательно установленных правил, о которых будет рассказано в данной статье.

Виды имущества бюджетного учреждения

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Правила распоряжения имуществом

Любое недвижимое имущество

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя

Прочее движимое имущество

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 -2018 годах

Списание ОС может происходить по следующим причинам:

  • ОС потеряло свои свойства полностью или частично и не может функционировать должным образом,
  • ОС больше не находится в пользовании из-за его уничтожения или утраты.

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

  • нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  • транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  • исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Замена старого системного блока на новый в учреждении госсектора в соответствии с ФСБУ

Как списать основное средство в бюджетном учреждении

С точки зрения Инструкций по бухгалтерскому учету в учреждениях госсектора, компьютер является «обособленным комплексом конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы».  

Ранее в письмах Минфина не раз разъяснялось, что комплектующие, являющиеся составными частями компьютера, не могут выполнять свои функции по отдельности. Следовательно, компьютер должен учитываться как основное средство, единый инвентарный объект, а монитор, системный блок, клавиатура, мышь, до сборки компьютера, как материальные запасы.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора «Основные средства» содержит такое же определение: «объектом основных средств признается обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы». 

Пример

На балансе учреждения числится инвентарный объект — компьютер стоимостью 108 000 ₽., приобретенный в 2016 году.

Компьютер состоит из:

  • системного блока — стоимостью 63 000 ₽
  • монитора — стоимостью 35 000 ₽
  • блока питания, клавиатуры, мыши — стоимостью 10 000 ₽

В 2018 г. системный блок сломался. На момент замены системного блока сумма начисленной амортизации на компьютер составила 72 000 ₽.

В соответствии с методологией бюджетного учета системный блок, монитор, блок питания, клавиатура, мышь приобретались учреждением в 2016 г. как материальные запасы, принимались к учету на счет 105 36. Сборка компьютера отражалась на счете 106 31, и уже собранный компьютер учитывается на счете 101 34.

При списании неисправного системного блока происходит ликвидация части объекта основного средства.

Учреждению следует не списывать компьютер полностью, а списать лишь системный блок, пришедший в негодность, а затем включить в инвентарную карточку компьютера новый системный блок.

Алгоритм списания системного блока

Шаг 1. Сторонняя экспертная организация составляет акт о том, что системный блок сломан и восстановлению не подлежит.

Шаг 2. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов:

  • определяет стоимость системного блока в общей стоимости компьютера, рассчитывает сумму амортизации, приходящуюся на него;
  • составляет акт о частичной ликвидации объекта основных средств, оформляет актом операцию доукомплектации компьютера;
  • утверждает акты у руководителя учреждения.

Шаг 3. Бухгалтерия оформляет проводками:

  • частичное списание системного блока;
  • доукомплектацию компьютера;
  • вносит изменения в инвентарную карточку.

Почти все перечисленные операции производятся бухгалтерией и действия распределены в данном случае в соответствии с авторством подписи, стоящей в документе.

Частичное списание системного блока

Проводки по частичному списанию основных средств есть в Инструкциях 174н, 183н, 162н. Например в п.

 12 Инструкции 174н говорится: «ликвидация части объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация», счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета «010100000».

Сумма амортизации, приходящаяся на системный блок, в момент его частичного списания составила:

72 000 /108 000 * 63 000 = 42 000 ₽.

Остаточная стоимость системного блока:

63 000 – 42 000 = 21 000 ₽.

Бухгалтерские проводки:

  • частичное списание стоимости компьютера на сумму остаточной стоимости системного блока:  Дт   0 401 10 172    Кт 0 101 34 410   21 000 ₽.
  • частичное списание стоимости компьютера на сумму начисленной амортизации системного блока:  Дт 0 104 34 411      Кт 0 101 34 410   42 000 ₽.

Если решение о дальнейшем использовании системного блока, изъятого из компьютера не принято, то отразить его следует на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». На этом счете системный блок учитывают до принятия решения о его дальнейшем использовании (реализации, утилизации) (письмо Минфина России от 28.02.2018 № 02-06-10/12969).

Документ, которым можно оформить разукомплектацию компьютера в инструкциях не установлен. Нужно утвердить в учетной политике самостоятельно разработанный документ.

Обязательные реквизиты первичного документа предусмотрены п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».

Доукомплектация компьютера

Согласно п.

 27 ФСБУ «Основные средства» при замене отдельных составных частей основного средства, затраты по такой замене могут увеличивать стоимость объекта с одновременным уменьшением стоимости ОС на стоимость выбывающих частей. Учреждению нужно закрепить в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений 27 пункта ФСБУ «Основные средства» в отношении групп основных средств.

Алла Жукунова, эксперт Контур.Школы: Напишите в учетной политике, в отношении каких групп основных средств, отдельных видов объектов вы будете применять положения п. 27 стандарта «Основные средства».

Можно использовать стоимостные критерии. Например, установить в учетной политике, что положения п. 27 стандарта «Основные средства» учреждение будет применять только при замене частей, имеющих существенную стоимость.

Существенность стоимости части объекта имущества учреждение так же определяет самостоятельно. Это можно прописать в учетной политике, как процентное соотношение. Например, стоимость части объекта имущества считается существенной, если составляет 30 и более процентов от общей стоимости ОС.

Новый системный блок приобретен за 65 000 ₽ по статье 340 КОСГУ. Стоимость его является существенной. Принято решение увеличить первоначальную стоимость компьютера на стоимость системного блока.

Бухгалтерские проводки:

  • отражены капитальные вложения в связи с дооборудованием компьютера: Дт 0 106 31 310    Кт 0 105 36 440   65 000 ₽
  • увеличена первоначальная стоимость компьютера: Дт 0 101 34 310   Кт 0 106 31 310   65 000 ₽

Оформить операцию доукомплектации компьютера нужно Актом приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств ф.0504103. Изменения комплектации компьютера обязательно отражаем в Инвентарной карточке ф.0504031.

Если в учетной политике не установить порядок учета замены составных частей объекта ОС, имеющих существенную стоимость, а списать стоимость сломанного системного блока в расходы или, наоборот, увеличить стоимость компьютера на стоимость нового системного блока, не уменьшив на остаточную стоимость вышедшей из строя части, то можно получить замечание проверяющих. Ведь в таких случаях балансовая стоимость компьютера может оказаться либо заниженной, либо завышенной.

В нашем примере после замены системного блока изменится стоимость компьютера:

108 000 – 63 000 + 65 000 = 110 000 ₽

Изменится и амортизация, которую предстоит начислить на компьютер с новым системным блоком:

108 000 – 72 000 – 42 000 + 65 000 = 59 000 ₽

Стандарт «Основные средства» не дает ответ на вопрос, как начислять амортизацию при замене частей основного средства. Пропишите это в учетной политике. Например, можно действовать так:

  • если амортизация линейным способом начислена по компьютеру не полностью — при определении новой ежемесячной суммы амортизации равномерно распределяйте увеличившуюся остаточную стоимость на протяжении оставшегося срока полезного использования;
  • если по компьютеру начислена амортизация 100% – доначисляйте амортизацию доукомплектованного ОС до 100% единовременно.

Новое, что предлагает ФСБУ «Основные средства» по учету основных средств:

Инвентарным объектом может признаваться часть объекта имущества, в отношении которой можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала.  Но при этом должны выполняться условия:

  • часть объекта имущества, имеет отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала);
  • стоимость части объекта имущества составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества, т.е. является существенной.

Такая единица учета основных средств определяется как отдельный инвентарный объект, независимо от того, можно ее физически обособить от других частей объекта ОС или нельзя.

В нашем примере стоимость нового системного блока является существенной, срок его полезного использования отличается от остальных частей компьютера и тогда вместо доукомплектации компьютера новым системным блоком, можно принять к учету этот системный блок как отдельное основное средство. Необходимо присвоить ему инвентарный номер и завести отдельную инвентарную карточку.

Но такой вариант учета должен быть закреплен в учетной политике учреждения.

Что нового в учете компьютерной техники

При учете компьютеров в 2018 году, необходимо принять во внимание вступившие в силу с 1 января 2018 года приказы Минфина России от 31.12.2016 года:

  • № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»
  • № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»

Данные федеральные стандарты обязательны к применению учреждениями. При этом продолжают действовать инструкции по учету № 157н, 162н, 174н, 183н.   

В настоящее время учреждения госсектора могут использовать два подхода к учету компьютера как основного средства:

  1. Учитывать компьютер как комплекс конструктивно сочлененных предметов, включающий системный блок, монитор, клавиатуру, мышь и т.д.;
  2. Учитывать системный блок и монитор как самостоятельные основные средства. При этом клавиатура, мышь и другие части являются составными частями системного блока.

Обязательно установите в учетной политике, способ учета компьютера как инвентарного объекта и какая стоимость части компьютера будет для вашего учреждения существенной. От этого зависит учет замены вышедшей из строя или устаревшей части компьютера.

По классификации ОС компьютеры, принтеры и серверы отнесены ко второй амортизационной группе как машины офисные прочие — код ОКОФ 330.28.23.23. Таким образом, эти ОС являются имуществом со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно (Письмо от 11.09.2012 № 02-06-10/3621).

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 33 онлайн-урока: теория и практика

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Как списать основное средство в бюджетном учреждении

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Вид ОСПраво распоряжения
Недвижимое
Любые здания, сооружения, помещения и прочееОперации по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы
Движимое
Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидийДля осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника
Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельностиБУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИИсключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)
Прочее движимое

Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС.

При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее.

Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Образец заполнения формы 0504105 на списание транспорта

Скачать

При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, которые подтверждают материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.

Малоценные активы

Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей.

Категория малоценных активов делится на две группы:

  • основные фонды, стоимость которых составляет не более 10 000 рублей за единицу;
  • основные фонды, цена которых колеблется от 10 000 до 100 000 рублей за единицу.

В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.

Основные фонды стоимостью до 100 000 рублей, но более 10 000, учитываются на балансовом счете 0 101 00 000. Но их первоначальная стоимость сразу списывается на амортизационные отчисления. Простыми словами, первоначальная цена ОС в размере 100 % списывается на амортизацию — счет 0 102 00 000 бухгалтерского учета.
Даже 100 % начисления амортизации по конкретному объекту основных фондов не дает оснований для выбытия его с бухгалтерского учета. Следовательно, списать с баланса ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей нельзя.

Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.

Проводки на списание основных средств для бюджетников

ОперацияДебетКредит
Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту0 104 ХХ 4100 101 ХХ 410
Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:
При недостаче или уничтожению0 401 10 2710 101 ХХ 410
При стихийных бедствиях0 401 10 2730 101 ХХ 410
Прочие причины0 401 10 1720 101 ХХ 410
Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ0 105 ХХ 3400 401 10 172
Отражены произведенные затраты на списание объекта0 401 20 2000 302 ХХ 730

Списание основных средств в бюджетном учреждении

Как списать основное средство в бюджетном учреждении

Со временем основные средства теряют свое первоначальное назначение по различным причинам: с истечением срока эксплуатации, морального и физического износа, разрушения и т. п.

Поэтому они становятся неэффективными к дальнейшей эксплуатации, и учреждение может принять решение об их ликвидации.

Как правильно провести процедуру списания? Как это оформить документально и отразить в учете? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Основания для списания основных средств

Порядок списания объектов государственной собственности утвержден постановлением КМУ от 08.11.07 г. № 1314 (далее – Порядок № 1314).

Этот Порядок определяет механизм списания объектов незавершенного строительства (незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы), материальных активов, которые согласно законодательству признаются основными фондами (средствами, далее – ОС), прочими необоротными материальными активами, которые находятся в государственной собственности.

Пунктом 4 Порядка № 1314 определено, что ОС подлежат списанию при наличии следующих оснований:

  • невозможность быть отчужденными, безвозмездно переданными госучреждениям и относительно которых не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразным);
  • моральный или физический износ, непригодность для дальнейшего использования, в частности, в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением;
  • повреждение вследствие аварии или стихийного бедствия и невозможность восстановления;
  • выявление недостачи имущества во время инвентаризации.

Имущество, выявленное во время инвентаризации как недостача, списывается с дальнейшим его отражением в бухучете.

Согласование с субъектом управления

Учреждение должно согласовать списание ОС, которые находятся у него на балансе, с субъектом управления (п. 5 Порядка № 1314). Согласно ч. 1 ст. 4 Закона от 21.09.06 г. № 185-V «Об управлении объектами государственной собственности» субъек­тами управления госимуществом, в частности, являются:

  • КМУ;
  • центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий госполитику в сфере управления объектами государственной собственности;
  • уполномоченные органы управления;
  • Фонд госимущества;
  • органы, осуществляющие управление госимуществом согласно полномочиям, определенным отдельными законами;
  • государственные хозяйственные структуры;
  • НАНУ, отраслевые академии наук.

Без согласования с субъектом управления по решению руководителя учреждения списывают полностью амортизированные ОС, прочие необоротные материальные активы, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее чем 20 тыс. грн. (абзац пятый п. 5 Порядка № 1314).

Учреждения, которые КМУ определил субъектами управления, списывают госимущество, которое находится на их балансе, по решению руководителей этих учреждений.

Морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, учреждения могут передавать в сферу управления местных органов исполнительной власти, в дальнейшем закрепляя его за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями (п. 4 Порядка № 1314).

Документы для согласования списания ОС

В п. 6 Порядка № 1314 установлено, что для получения согласия на списание имущества учреждение подает субъекту управления вместе с обращением о списании имущества следующие документы:

  • технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, указывая также направления использования средств, которые предполагается получить вследствие списания;
  • сведения об имуществе, которое предлагается списать по данным бухучета (кроме объектов незавершенного строительства), по форме согласно приложению 1 к Порядку № 1314;
  • акт инвентаризации имущества, которое предлагается к списанию, по форме согласно приложению 2 к Порядку № 1314;
  • акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем субъекта хозяйствования (не подается в случае списания имущества, выявленного во время инвентаризации как недостача);
  • сведения о наличии обременений или ограничений относительно распоряжения имуществом, которое предлагается списать (вместе с соответствующими подтверждающими документами).

Субъект управления в течение 30 дней с даты поступления вышеупомянутых документов оформляет решение о предоставлении согласия на списание имущества в форме распорядительного акта, а об отказе в предоставлении такого согласия – в форме письма.

Создание комиссии по списанию ОС

Списание ОС проводит комиссия по списанию, образованная по приказу руководителя учреждения.

Председателем комиссии является заместитель руководителя учреждения, а членами – главный бухгалтер или его заместитель, работники инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических и других служб учреждения, а также привлеченные по требованию субъекта управления его представители (п. 9 Порядка № 1314).

Комиссия по списанию имущества осуществляет осмотр имущества, устанавливает факт его непригодности, а также невозможность и неэффективность проведения восстановительного ремонта или его использования иным способом. По результатам инвентаризации комиссия принимает решение о списании ОС, прочих необоротных материальных активов. Свое решение о списании, заключения и предложения комиссия оформляет протоколом.

Протокол заседания комиссии, акт инвентаризации, акты на списание имущества и технического состояния утверждаются руководителем учреждения.

Согласно п. 14 Порядка № 1314 к протоколу заседания комиссии по списанию ОС прилагают следующие документы:

  • акт инвентаризации имущества, которое предлагается к списанию;
  • акты технического состояния имущества, которое предлагается к списанию;
  • акты на списание имущества (типовые формы по учету и списанию основных средств субъек­тами государственного сектора и порядок их составления утверждены приказом Минфина от 13.19.16 г. № 818);
  • прочие документы (копия акта об аварии, заключения соответствующих инспекций, госорганов и т. п.).

Протокол заседания комиссии, акт инвентаризации, акты на списание и технического состояния утверждает руководитель учреждения.

Разборка, демонтаж и окончательное списание ОС с баланса проводят только после получения решения о предоставлении согласия соответствующего субъекта управления.

Оприходование полученных материалов и запчастей

Пунктом 23 Порядка № 1314 предусмотрено, что запчасти, полученные вследствие разборки и демонтирования оборудования, оприходуют с отражением:

  • на счетах бухучета запасов – узлы, детали, материалы и агрегаты, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы, полученные вследствие списания имущества;
  • на счетах бухучета ОС – ОС;
  • как вторичное сырье – непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты.

Оценка пригодности узлов, деталей, материалов и агрегатов, полученных вследствие списания имущества, проводится постоянно действующей комиссией, назначенной руководителем учреждения (п. 24 Порядка № 1314).

Если изъятые после демонтажа и разборки имущества узлы, детали, материалы и агрегаты содержат драгоценные металлы или камни, они подлежат сдаче субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность по сборке и первичной обработке такого лома и отходов на основании лицензий (п. 25 Порядка № 1314).

После окончания демонтажа списанного имущества и оприходования материалов и запчастей учреждение должно представить отчет о списании имущества учреждению высшего уровня (форма приведена в приложении 3 к Порядку № 1314).

Бухгалтерский учет

Отражение на счетах бухучета фактов проведения хозопераций по списанию обеспечивает непосредственно учреждение, на балансе которого находятся ОС (п. 22 Порядка № 1314).

Бюджетные учреждения отражают операции по списанию ОС согласно Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденному приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219.

Рассмотрим пример списания ОС в бюджетном учреждении.

Пример

Детский сад (бюджетное учреждение) в апреле 2019 года в связи с моральным и физическим износом списывает следующие ОС:

  • холодильник:

Как оформить списание основных средств в бюджетном учреждении, в казенном учреждении, в ооо, документальное оформление

Как списать основное средство в бюджетном учреждении
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784). Это быстро и бесплатно!

Процесс списания предполагает снятие ОС (основных средств) действующего предприятия с учета. Повод для этого действия не должен быть волей организатора, он должен быть объективным, связанным с внешними факторами.

Списание возможно на основании следующих объективных причин:

  • При установленном факте кражи;
  • Во время физического либо морального износа;
  • В момент выставления на продажу;
  • При обмене на равноценное имущество;
  • В момент внесения определенных взносов в уставной капитал.

При этом важно осознавать, что существует определенная разница между непосредственным списанием и передачей средств другому развивающемуся предприятию. В документальном отражении процедур также присутствуют определенные отличия.

Разновидности имущества действующих бюджетных учреждений

На основании регулирующей статьи закона, все имущество подобных учреждений находится в официальном оперативном управлении, а законным собственником этих благ считается государство.

Существует следующие виды ценного имущества бюджетных организаций, а также доступные способы управления:

  • Недвижимое имущество любой формы – для проведения любых операций с ним нужно заручиться документальным согласием официального собственника;
  • Группа движимого имущества – сюда относится ценное имущество, закрепленное собственником за бюджетной организацией, в этом случае также нужно согласие собственника для проведения каких-либо операций;
  • Ценное движимое имущество, оформленное за средства, полученные от официального собственника бюджетной организацией, организации нужно заручиться согласием собственника для проведения операций с участием этого имущества;
  • Ценное имущество, купленное за средства действующей организации, заработанные ею самостоятельно во время различных операций, приносящих прибыль – право распоряжения таким имуществом сохраняется у организации;
  • Прочим движимым имуществом бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно.

После того как определены виды используемого имущества, стоит уточнить цели и основания для проведения списания.

Основные цели проведения

Списание основного финансового портфеля позволяет решать следующие задачи любого действующего предприятия независимо от его формы:

  • Систематизация данных основных средств;
  • Представление полной и реальной картины основных средств;
  • Сокращение расходов на морально устаревшее имущество;
  • Оптимизация важных производственных процессов;
  • Рост доходности предприятия;
  • Формирование филиалов дочерних подразделений;
  • Упорядочивание всей финансовой информации.

Это краткий список задач, которые может решить процедура списания основного капитала.

Регулирующая база

Все имеющиеся в компании основные средства должны отражаться на основании принятых нормативных актов по бухгалтерской отчетности. Все процедуры отражения основных средств проводится на основании принятого Приказа Минфина РФ №26н от 30.03.01.

К принятому документу внушительный список различных приложений связанных с регулированием отражения ОС в периодической бухгалтерской отчетности. Все эти особенности и нюансы стоит просмотреть заранее, ведь эта информация потребуется с целью стратегического планирования, поэтому допускать ошибку в последовательности действий нельзя.

Неверные действия повлекут за собой нежеланный результат, который может привести к определенным убыткам.

Важные правила списания ОС в бюджетных организациях

Свод правил списания основного баланса достаточно широк, их соблюдать не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Они регулируются на уровне действующего законодательства. Их тоже следует заранее изучить. При минимальном опыте необходимо более подробно рассмотреть реальные примеры из жизни.

Чтобы выполнить списание, нужны основательные причины для этого. Вот несколько объективных причин для этой процедуры:

  • Если ОС утратило некоторые важные свойства, не может функционировать должным способом;
  • ОС больше не находит своего применения из его уничтожения либо полной утраты.

Чтобы избежать многих сложностей, нужно изучить все важные моменты этого процесса.

Заранее нужно проштудировать следующие вопросы:

  • Требуемая документация;
  • Создание нужного приказа;
  • Поэтапная инструкция;
  • Документальное отражение проводками.

Требуемая документация

Чтобы провести процедуры, связанные с ОС, могут потребоваться следующие бумаги:

  • Стандартный документ ОС-1 для приема и дальнейшей передачи ОС;
  • Официальный акт сдачи и приема сооружения здания – ОС-1а;
  • Накладная, предназначенная для отражения перемещения основных средств, – ОС-2;
  • Форма для отражения приема и передачи ОС после проведения ремонтных работ – ОС-3;
  • Инвентарная карточка – ОС-6;
  • Специальный журнал, созданный для отражения всей информации о списанных ОС.

Помимо списка нужной документации, имеются другие формы, не отраженные законодательно, их содержание не должно нарушать действующие нормативные акты. В списке таковых входят: официальный приказ, на основании которого происходит процедура списания важных объектов ОС, учет проведения процедуры, где будет отражено получение ОС действующим предприятием.

Точный список документации, зависит напрямую от учредителей организации, то есть от официальных собственников ценного имущества. Если организация сформирована на базе ценного имущества действующего субъекта РФ либо муниципального образования, то при составлении списка руководствуются принятыми муниципальными законодательными актами.

Если имущество признано федеральным, то правила проведения списания регулируются федеральными органами муниципальной власти, перед которым организация в ответе. Для таких БУ (бюджетных учреждений), осуществляющих управление федеральным имуществом, регулирующей базой считается Положение №834 об особенностях списания федерального имущества, введенное в действие 14.10.2010.

Выпуск соответствующего приказа

В сети имеется достаточное количество образцов специального приказа для отражения списания накопленных средств. В качестве источников стоит отдавать предпочтение тем ресурсам, которые себя отлично зарекомендовали. Чтобы избежать различных проблем и нарушений, нужно следить за тем, чтобы в приказе были отражены достоверно следующие личные данные:

  • Полное наименование официального приказа;
  • Текущая дата составления;
  • Дата списания ОС;
  • Причины для списания ОС;
  • Документальное подтверждение потребности списания ОС, основанием для этого может послужить официальное заключение комиссии;
  • Точное формулирование действий исполнительных органов предприятия;
  • Подпись главного руководителя;
  • Дата официального подписания.

На практике допускаются небольшие отклонения от предложенного алгоритма составления приказа.

Поэтапная инструкция

Существует следующий принятый алгоритм последовательного списания ОС:

  • Формирование специальной комиссии – оно создается с целью осуществления различных процедур, связанных с ОС (реализация, какие-либо иные альтернативы );
  • Подведение деятельности созданной комиссии – создание специальных документальных актов, на основании которых формируется необходимое списание ОС.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->