Какая социальная норма потребления электроэнергии

Содержание

Нормы расхода электроэнергии на одного человека в месяц в 2020 году

Какая социальная норма потребления электроэнергии

Отечественные законодательные акты определяют нормативы, согласно которым предусмотрено предоставление потребителям электрической энергии, определяющие итоговый размер счетов. Рассмотрим величину указанных норм и факторы, влияющие на данные показатели.

Основания для определения нормативов

Назначение нормативов потребления электроэнергии производится в соответствии с положениями следующих законодательных актов(файл откроется в новой вкладке):

  • Правительственного постановления №614, принятого в июле 2017 года и определяющего правила социальных норм электрической энергии. Читать подробнее.
  • Законом №35-ФЗ, принятым в марте 2003 года с поправками, внесёнными в 2018 году и регламентирующим общие вопросы электроснабжения. Читать подробнее.
  • Законом №261-ФЗ, утверждённым в ноябре 2009 года и призванным снизить потери в процессе энергоснабжения и способствовать внедрению энергосберегающих технологий. Читать подробнее.

Относительно недавние коррективы были внесены в 2013 году, после чего нормы сохранились без изменений до 2020 года. В результате тех поправок значения возросли на 10 процентов по отношению к существовавшим до этого.

Эти меры призваны стимулировать потребителей к установке индивидуальных приборов учёта.

Что влияет на размер норматива

В связи с правилами расчёта, потребителю предпочтительнее устанавливать счётчик для определения суммы оплаты. В этом случае размер счёта окажется значительно ниже, чем при расчёте по нормам.

Но иногда неудовлетворительное состояние систем энергоснабжения или нежелание владельца препятствуют установке индивидуального прибора учёта. В этом случае не остаётся иного выхода, кроме назначения суммы оплаты путём расчёта по нормативам.

Показатель норматива определяется следующими факторами:

  • площадь жилого и нежилого назначения в квартире;
  • количеством жильцов, зарегистрированных на данной жилплощади;
  • нахождением жилья в частном секторе или многоквартирном доме;
  • наличием электроплиты для готовки;
  • способом организации отопления;
  • принадлежности объекта к городской или сельской местности.

Нормы рассчитываются опытным путём, после анализа результатов фактических замеров показателей для нескольких потребителей в различных регионах страны и разбитых на несколько групп.

Нормы потребление электроэнергии в некоторых регионах

Методика расчёта разработана для всей страны, но местные власти вправе определять указанные показатели для своего региона, с учётом влияния особенностей региона на стоимость выработки и доставки электроэнергии. Но величина отклонения от общегосударственного значения не должна превышать 40 процентов.

Максимальные значения нормативов, установленных по РФ для жилья, оборудованного электрической или газовой плитой (в кВт-ч) составляют:

  • одиноким людям при однокомнатной квартире – от 108 до 263, либо от 81 до 185;
  • семьям(на каждого проживающего), при соответствующих условиях – в пределах 37 – 89 или 28 – 63.

При расчёте норм учитываются следующие дополнительные факторы:

  • проживающим в сельских районах величина показателей повышается на 90 кВт-ч, поскольку энергия может потребоваться в домашнем хозяйстве;
  • пенсионерам, проживающим без других родственников, при отсутствии счётчика по уважительной причине расчёт ведётся по социальной норме, установленной по минимальному значению потребления;
  • если на даче не установлен счётчик при наличии соответствующих оснований, вне зависимости от численного состава семьи, расчёт ведётся по нормам для одного человека.

Подробнее о размере установленных нормативов можно узнать из постановлений местных властей.

Методика расчёта

При расчёте платежа за потреблённые ресурсы без счётчика используется следующая формула:

С = К х Л х Тс,

в которой

  • С – общий размер платежа;
  • К – численность проживающих на жилплощади;
  • Л – показатель лимита, утверждённого в регионе;
  • Тс – размер тарифной ставки для одного кВт-ч, в соответствии с постановлениями местных властей.

Предусмотрено применение дополнительного повышающего коэффициента. Его введение призвано стимулировать граждан к установке счётчиков. Повышающий коэффициент не используется лишь в ситуации, когда установка индивидуального прибора учёта не представляется возможной по причине аварийности жилья или плохого состояния электросетей.

Когда приходится оплачивать с учётом нормативов при наличии электросчётчика

В некоторых ситуациях потребителям приходится платить по нормам даже при наличии электросчётчика. Это необходимо, если:

  • прибор учёта вышел из строя;
  • владелец помещения не сообщил в коммунальную компанию данные о показателях;
  • не обеспечен доступ к прибору учёта сотруднику энергопоставляющей компании;
  • счётчик повреждён умышленно.

Если потребитель не предоставляет в управляющую компанию сведения относительно показаний прибора учёта, на ближайший квартал сумма начисляется по среднему значению. По истечению указанного периода, если ситуация не изменилась, оплата начисляется по нормам.

Поломка электросчётчика должна подтверждаться соответствующим актом, составленным по результатам осмотра аппарата представителем коммунальной компании. Владелец должен немедленно в устной форме (лично или по телефону) либо письменно сообщить о проблемах с функционированием устройства, чтобы зафиксировать факт поломки.

Важно! Электросчётчик может использоваться только в пределах срока поверки. Если поверка просрочена, показания счётчика признаются недействительными.

Владелец обязан следить за состоянием электросчётчика и своевременно предоставлять устройство для проведения поверки в специализированные организации, обладающие соответствующей лицензией.

Социальные нормы

В целях поддержки социально не защищённых слоёв населения, государством приняты ограничения, устанавливающие разрешённый лимит, в пределах которого энергия оплачивается по льготной цене.

Предельный порог установлен на отметке в 300 кВт-ч. До указанного значения цена на электроэнергию значительно ниже, чем в случае превышения. Кроме льгот на оплату, указанная мера направлена на экономию ресурсов, поскольку потребитель заинтересован в снижении расхода, чтобы уменьшить сумму оплаты.

Пути экономии энергоресурсов

Использование счётчиков позволяет потребителю влиять на сумму оплаты, снижая расход энергии. Это может быть достигнуто следующими способами:

  • приобретением экономичного оборудования – международная классификация предусматривает указание в маркировке латинских букв от А до G, в которых А соответствует наиболее экономным приборам;
  • надёжной изоляции помещения при включении кондиционера или электроотопительных приборов;
  • своевременной очистке внутренних стенок чайника от накипи, что сокращает время нагрева;
  • эксплуатация бытового оборудования в соответствии с требованиями изготовителя, указанными в паспорте;
  • приобретение ламп с экономными характеристиками расхода.

Комплексное внедрение указанных мероприятий позволит значительно снизить расход ресурсов, уменьшив счёт платежа за электроэнергию.

Гарантия снижения размера оплаты электрической энергии – установка электросчётчика. Это позволит потребителю платить только за фактически использованные ресурсы и исключить использование повышающего коэффициента.

Социальная норма на электричество

Какая социальная норма потребления электроэнергии

В конце января 2019 года Правительство РФ окончательно отказалось от введения социальной номры на электричество.

В сентябре 2018 года Правительство РФ вновь вернулось к вопросу о социальной номре на электричество. Теперь предлагается следующая схема: соцнорму хотят установить в размере 300 кВт.ч в месяц на одну точку подключения и она будет оплачивается по базовому тарифу, а потребление свыше 300 кВт.ч – по повышенному, свыше 500 кВт.ч – по экономически обоснованному.

Ранее в Правительстве РФ уже был похожий проект.

Согласно проекту Постановления Правительсва РФ социальные нормы на свет, действующие сейчас в некоторых регионах, с 01.07.2016 должны быть отменены. Вместо этого появятся два новых варианта расчета стоимости электроэнергии.

За нее при наличии специального счетчка можно будет платить по трехзонному тарифу, когда в сутках выделяют три периода: пик, полупик, ночь и “привязывают” к ним стоимость электроэнергии. Либо выбрать другую схему, по которой величина оплаты зависит от того, сколько электроэнергии было потрачено за месяц.

В этом случае за 150 киловатт-часов можно будет платить по минимальному тарифу.

Согласно Постановлению Правительсва РФ от 29.02.2016 № 151:

  • срок введения социальной нормы на электричество отменяется в тех субъектах РФ, в которых не проводился пилотный проект по введению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), должны были до 1 апреля 2016 года установить социальные нормы потребления электрической энергии (мощности);
  • устанавливается порядок введения социальной нормы потребления в указанных субъектах РФ по решению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Одновременно с этим устанавливается порядок введения социальной нормы потребления в указанных субъектах РФ по решению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) – определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам) (статья 3 Закона № 35-ФЗ “Об электроэнергетике”).

В настоящее время электроэнергия расходуется неэкономно, что вынуждает нашу Родину искать новые пути стимулирования бережного расходования электроэнергии. В результате таких поисков были приняты следующие нормативные акты:

  • Закон № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, которым закреплены принципы рационального расходования электроэнергии;
  • Постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614 “О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)”, которым утвержден порядок расчета платы за электроэнергию с применением социальной нормы потребления, изложенный в Положении об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — Положение).

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614 расчеты населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) – для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы осуществляются:

  • с 1 сентября 2013 года в:
    • Забайкальском крае (социальная норма – 65 кВт на 1 человека в месяц);
    • Красноярском крае (социальная норма – 75 кВт ч/мес);
    • Владимирской области (социальная норма – 50 кВт ч/мес);
    • Нижегородской области (социальная норма – 50 кВт ч/мес);
    • Орловской области (социальная норма – 190 кВт ч/мес);
    • Ростовской области (социальная норма – 96 кВт ч/мес).
  • в остальных субъектах Российской Федерации – с 1 июля 2016 года:

    • в Санкт-Петербурге (проект расчета) – в квартире с электроплитой – 130 кВт/ч (308 рублей по действующему тарифу), семья из двух человек – за 235 кВт/ч (556 рублей), из трех – за 320 кВт/ч (758 рублей)

Порядок расчета социальной нормы на электроэнергию

Размер социальной нормы каждый регион определяет самостоятельно, исходя из выборочных данных об объеме потребления электроэнергии.

Базовая величина социальной нормы определяется на уровне региона, далее конкретная норма для каждого домохозяйства рассчитывается отдельно. При этом учитываются несколько факторов:

  • количество официально зарегистрированных жителей домохозяйства;
  • тип жилого помещения (в зависимости от расположения жилья (городская или сельская местность), наличия официально установленных электроплит, электроотопительных и электронагревательных установок);
  • категории населения (пенсионеры, обитатели аварийного или ветхого жилого фонда).

Для расчета социальной нормы определяется так называемая группа домохозяйств. Согласно п. 12 Положения существует 6 групп:

  • первая группа домохозяйств – с одним лицом, зарегистрированным в жилом помещении в установленном порядке;
  • вторая группа домохозяйств – с двумя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;
  • третья группа домохозяйств – с тремя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;
  • четвертая группа домохозяйств – с четырьмя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;
  • пятая группа домохозяйств – с пятью и более лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;
  • шестая группа домохозяйств (в расчете на одного проживающего), к которой относятся граждане, проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства.

С увеличением количества зарегистрированных в жилом помещении лиц возрастает и социальная норма — для второго члена семьи надбавка составит 50 кВт/ч в месяц, а для каждого последующего — 20 кВт/ч в месяц.

Другим показателем, влияющим на размер социальной нормы, является тип жилого помещения, которых также установлено 6 типов:

  1. жилые помещения в городских населенных пунктах, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (далее – электронагревательные установки);

  2. жилые помещения в городских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованные в установленном порядке электроотопительными и электронагревательными установками;

  3. жилые помещения в городских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками;

  4. жилые помещения в сельских населенных пунктах, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками;

  5. жилые помещения в сельских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованные в установленном порядке электроотопительными и электронагревательными установками;

  6. жилые помещения в сельских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками.

Надбавки

Имеющим кухонную электроплиту домохозяйствам полагается надбавка, размер которой устанавливается также регионом и не может превышать 90 кВт/ч в месяц на человека. При расчете социальной нормы не учитывается электроэнергия, расходуемая на централизованное горячее тепло- и водоснабжение, но если оно в жилом помещении отсутствует, также применяются соответствующие надбавки:

  • не более 3 000 кВт/ч в месяц на одно домохозяйство на электроотопление в течение отопительного периода;
  • 100 кВт/ч в месяц на одного человека, если в доме есть отопительная установка, работающая по принципу водоподогрева (круглогодично) (п. 7 Методики расчета социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614)).

Льготы

Льготы предоставлены одиноко проживающим пенсионерам (по старости или по инвалидности). Для них в первый год применения социальной нормы размер платы за весь объем потребленной электроэнергии рассчитывается по тарифу соцнормы. А начиная со второго года к социальной норме для таких домохозяйств применяется повышающий коэффициент 1,5.

Размер социальной нормы может также увеличиваться в зависимости от состояния жилого помещения с учетом следующих повышающих коэффициентов:

  • 1,5 – для домохозяйств в аварийном жилом фонде либо ветхом жилом фонде со степенью износа более 90%;
  • 1,2 – для домохозяйств в ветхом жилом фонде со степенью износа более 70%

Средние данные о потреблении бытовых электроприборов

электроприборСреднее потребление, кВт*ч/мес.
Холодильник30
Стиральная машина25
Телевизор30
Компьютер10
Электрочайник15
Утюг10
Пылесос3
Осветительные приборы50
Кондиционер70
Водонагреватель80

социальная норма потребления электроэнергии в 2019 году

Какая социальная норма потребления электроэнергии

Почему нужна социальная норма на электричество?

Что это означает – социальная норма потребления электроэнергии? 

Градация тарифов при введении социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году

Что будет с тарифами, дифференцированными по зонам суток?

Какие льготы по оплате электроэнергии уберут?

Результаты введения социальной нормы потребления электроэнергии в регионах 

Сравнительный расчет по социальной норме потребления электроэнергии и без неё на 2019 год

Чем социальная норма потребления электроэнергии на человека отличается от новой систем

Плюсы и минусы социальной нормы электроэнергии

Почему социальная норма потребления электроэнергии в 2019 году будет введена неизбежно?

Нормативные акты о введении федеральной социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году

Почему нужна социальная норма на электричество?

Причины введения социальной нормы потребления электроэнергии:

  1. Сейчас все граждане оплачивают электроэнергию по одинаковым ставкам, независимо от уровня потребления. Эти ставки ниже себестоимости, особенно льготные тарифы (для сельской местности и т.д.). Между тем, есть обеспеченные граждане, которые потребляют больше электричества, а оплату производят по таким же ставкам. Получается, что им государство помогает больше, чем малообеспеченным слоям населения. Социальная норма поможет распределить нагрузку более справедливо, по аналогии с прогрессивной шкалой налогообложения, когда богатые платят больше, чем бедные. По сути, социальная норма потребления электроэнергии – это мера поддержки социально уязвимых групп.
  2. Социальная норма на электричество поможет обеспечить справедливое распределение финансового бремени, уменьшится т.н. «перекрестное субсидирование», когда низкие тарифы для физлиц оплачиваются за счет высоких тарифов для юрлиц.

Обратите внимание! Экспериментом в регионах вводилась соц.норма электроэнергии на человека, в 2019 году социальная норма на электричество будет установлена в расчете на точку подключения (на квартиру).

Важно! Социальная норма на электричество не означает ограничение объема потребления. Она влияет только на оплату.

Что это означает – социальная норма потребления электроэнергии?

Социальная норма на электричество – определенный объем потребления электроэнергии, который:

  • Устанавливается одинаковым для всех слоев населения;
  • Используется для расчета платы за электроэнергию;
  • Применяется только в случае использования электроэнергии для коммунально-бытовых нужд.

Обратите внимание! Вводимая в 2019 году социальная норма потребления электроэнергии 300 кВт-ч в месяц на точку подключения, согласно статданным, превышает средний уровень потребления по стране, который составляет 225 кВч-ч в месяц на домохозяйство.

Градация тарифов при введении социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году

Важно! Предполагается установить ступенчатую систему тарификации: те, кто потребляет электричество в повышенном размере (владельцы элитной недвижимости, в первую очередь), будут оплачивать электроэнергию сверх социальной нормы потребления по повышенным ставкам.

Система будет включать три ступени:

До 300 кВт-чБазовый тариф для социальной нормы потребления электроэнергии
От 300 до 500 кВт-чПовышенный тариф
Свыше 500 кВт-чЭкономически обоснованный тариф

Конкретные цифры пока не озвучены. Тарифы устанавливаются на региональном уровне, методику их определения разрабатывает и утверждает Федеральная служба по тарифам РФ.

Что будет с тарифами, дифференцированными по зонам суток?

Практика применения социальной нормы потребления электроэнергии в Ростовской, Владимирской, Нижегородской, и др.

областях показала, что социальная норма на электричество вполне совмещается с двухзонными (день/ночь) и трехзонными тарифами. При этом разрабатывается более дробная сетка тарифов.

Учитывая важность перераспределения нагрузки на электросети, дифференцированные тарифы социальная норма потребления электроэнергии в 2019 году не упразднит.

Какие льготы по оплате электроэнергии уберут?

Постепенно уйдут в прошлое (т.е. будут поэтапно отменены):

  • Льготные тарифы для домов с электроплитами;
  • Пониженные расценки для сельской местности;
  • Равные с тарифами для граждан расценки для садоводческих объединений и некоторых других организаций.

В рамках ступенчатой системы градации  оплаты электроэнергии по-прежнему сохранится дифференциация тарифов в зависимости от состава и численности жильцов (льготы и субсидии многодетным, инвалидам и др.). Тенденция такова, что вместо льготных тарифов на электричество вводится субсидирование льготников (доплаты к пособиям).

Результаты введения социальной нормы потребления электроэнергии в регионах

Пилотный проект по введению социальной нормы потребления электроэнергии был введен с 2014 в 7 регионах РФ, социальная норма электроэнергии на человека была установлена от 50 до 190 кВт-ч.

Для примера – в Ростовской области:

  • на 1-го проживающего соц.норма электроэнергии на человека – 96 кВт-ч;
  • на двоих – 156 кВт-ч;
  • на троих – 196 кВт-ч;
  • + 40 кВт-ч на каждого последующего члена семьи.

Таким образом, на семью из 4 человек норма составляет 236 кВт-ч, менее планируемой в 2019 году социальной нормы потребления электроэнергии на домохозяйство 300 кВт-ч.

В целом результат по эксперименту положительный, при грамотно рассчитанном тарифе выиграли и мелкие потребители, и промышленники. Однако проблемы испытали владельцы ветхого жилья и многодетные семьи, которые вынуждены переплачивать за свет.

Нормы расхода электроэнергии в 2020 году на 1 человека в месяц

Какая социальная норма потребления электроэнергии

Отечественное законодательство предусматривает утверждение норм электроэнергии для населения, влияющих на итоговую сумму оплаты, предъявляемую в счёте поставщиком услуг. Рассмотрим установленные в РФ лимиты потребления электрической энергии, с учётом факторов, влияющих на величину норматива.

Чем регламентируется

Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
  2. Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2018 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
  3. Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.

Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.

Установленные показатели и факторы, влияющие на величину норматива

Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.

Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.

В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:

  • жилой и нежилой площади квартиры;
  • числа прописанных на жилплощади;
  • принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
  • использования электрической печи для приготовления пищи;
  • способа отопления;
  • нахождении жилья в городе или сельской местности.

Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране.

Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов.

Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.

Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):

  • для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
  • семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.

Нормы рассчитываются с учётом следующих дополнительных обстоятельств:

  • жителям сельской местности показатели назначаются выше на 90 кВт*ч, в связи с необходимостью использования энергоресурсов в приусадебном хозяйстве;
  • одинокие пенсионеры при отсутствии электросчётчика, не установленного по уважительным причинам, не зависящим от потребителя, оплачивают электроэнергию по социальному нормативу, назначенному по минимальному лимиту потребления;
  • для дачного домовладения при наличии централизованного электроснабжения без установленного индивидуального прибора учёта размер платы назначается по нормативам на одного человека.

Нормы потребления электроэнергии для особых случаев

Детальнее о величине установленных нормативов изложено в постановлениях местных органов власти.

Рекомендуем:  Штрафы за срыв пломбы со счётчика воды

Порядок расчёта

Размер оплаты потреблённой электроэнергии при отсутствии индивидуального прибора учёта определяется по следующей формуле:

П = Л*Н*Т,

в которой:

  • П – общая сумма платежа;
  • Л – количество человек, зарегистрированных в квартире;
  • Н – лимит утверждённого в регионе норматива на одного проживающего по данной жилплощади;
  • Т – стоимость одного киловатт-часа, согласно утверждённому тарифному плану.

Дополнительно применяется повышающий коэффициент, принятый с целью стимулирования граждан к установке индивидуальных приборов учёта. Повышающий коэффициент не должен учитываться только в ситуации, когда установка электросчётчиков невозможна по причине ветхости жилья или неприспособленности для этого электрических сетей.

В каких случаях назначается оплата по нормативом при установленном электросчётчике

В некоторых ситуациях к потребителям, оплачивающим электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учёта, может применяться оплата по нормативам. Это возможно, если:

  • отмечается неисправность электросчётчика;
  • потребитель не сообщает показания прибора учёта в энергопоставляющую компанию;
  • представителям контролирующей организации не предоставлен регламентированный доступ к счётчику;
  • прибор выведен из строя преднамеренно.

Если потребителем не сообщаются данные о фактических показаниях электроэнергии, согласно действующим законодательным нормам в течение трёх месяцев размер оплаты назначается по средним показателям за предыдущие полгода. Начиная с четвёртого месяца предъявляется счёт по нормативным расценкам, полученным расчётным путём, исходя из утверждённых в регионе тарифов и нормативов.

Некоторые тарифные нормативы на человека для регионов РФ

Случаи выхода из строя электросчётчика должны подтверждаться соответствующим актом, составленным представителями энергонадзора, с указанием причин неисправности.

Обратите внимание! Приборы учёта могут эксплуатироваться только до истечения срока плановой поверки, без проведения которой использование электросчётчика не разрешается.

Потребитель должен контролировать плановый срок поверки, обеспечив доступ представителей контролирующей организации для демонтажа прибора с целью проведения поверочных работ.

Социальные нормативы

Правительство заинтересовано в экономии населением расхода электрической энергии. В этих целях для отдельных регионов принята программа, предусматривающая дифференциацию размера тарифных планов по оплате электроэнергии, в зависимости от потреблённого количества киловатт-часов.

Устанавливаются минимальные социальные нормы, при соблюдении которых потребитель платит по минимальному тарифу. Количество ресурсов, потреблённых сверх утверждённых нормативов, оплачивается существенно дороже.

Программа вводится поэтапно, с целью постепенной подготовки населения к указанным способам оплаты энергоресурсов.

Способы сэкономить электроэнергию

Из сказанного понятно, что размер платежа, начисленного по нормативам, существенно превышает фактический, замеренный электросчётчиком. В этом случае потребитель, кроме самого факта использования индивидуального прибора учёта, получает возможность снизить расход ресурсов за счёт:

  • приобретения современных бытовых приборов более высокого класса, экономно расходующих энергию. Согласно международной системе классификации приняты условные обозначения буквами латинского алфавита от А до G, где А – наиболее экономные устройства;
  • герметичности и изоляции помещения при включённых кондиционерах или электрообогревателях;(Читайте статью: Сколько потребляют обогреватели)
  • своевременного удаления накипи со стенок электрочайников или использование альтернативных источников энергии для кипячения воды;(Читайте статью: Сколько расходуют электрические чайники)
  • соблюдения правил эксплуатации электроприборов, предусмотренных изготовителем;
  • использования экономных осветительных ламп.(Читайте статью: Сколько потребляют разные виды лампочек)

Комплексное применение перечисленных энергосберегающих мер при установленном электросчётчике – гарантия снижения расхода потребления электроэнергии и уменьшения размеров платежей за этот вид ресурсов.

Социальные нормы потребления электроэнергии: что планируют власти и как это скажется на потребителях?

Какая социальная норма потребления электроэнергии

15.10.2018

Свет / Тарифы на электроэнергию

Уже летом будущего года во всех российских регионах планируется ввести социальную норму потребления электроэнергию. План в целом вроде бы как правительством одобрен, конкретные детали профильные министерства должны подготовить к середине января 2019 года. О чем идет речь, и к чему готовится потребителям?

Что такое социальная норма потребления электроэнергии?

Для начала разберемся, что такое «социальная норма потребления» электроэнергии в текущем виде.

В подробностях тема раскрыта постановлением правительства РФ №614 от 22.06.

2013 с длинным зубодробительным названием «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)». Ознакомиться с актуальной и полной версией документа можно по этой ссылке — http://base.garant.ru/70422296/.

Если же говорить коротко, то суть дела заключается в следующем:

— определяется объем ежемесячного потребления электроэнергии, за счет которого могут быть удовлетворены основные потребности жильцов квартиры (частного дома)

— на этот объем устанавливается цена на электроэнергию чуть ниже, чем действующая до введения социальной нормы. А сверх этого объем – заметно выше.

Таким образом, государство надеется стимулировать население к экономии энергоресурсов. А тех, кто потребляет больше соц. нормы и свое потребление сокращать не намерен, заставить платить за свет сильно дороже, на уровне мелких коммерческих потребителей.

Цели при этом декларируются разные – от энергосбережения до сокращения «перекрестного финансирования» (под этим термином понимается дотирование цен на электроэнергию для населения за счет продажи энергии промышленным потребителям по более высокой цене).

В настоящее время такая схема оплаты электроэнергии действует в восьми российских регионах. Вот их список:

  • Нижегородская область
  • Ростовская область
  • Владимирская область
  • Орловская область
  • Красноярский край
  • Забайкальский край
  • Республика Крым
  • Севастополь

И тут надо сказать о главной проблеме, связанной с введением «социальной нормы» – сложности и запутанности ее реализации.

Дело в том, что сегодня социальная норма рассчитывается не просто на квартиру (частный дом), а с учетом количества проживающих, количества комнат, наличия электрической плиты и еще ряда обстоятельств.

Проясним на примере Нижегородской области. Здесь базовая социальная норма установлена в 103 кВт.ч., она действует для гражданина, проживающего в одиночку в однокомнатной квартире, оборудованной газовой плитой. Если в однокомнатной квартире проживают двое, то соц. норма на двоих составит 169 кВт.ч. А если речь идет о трех жильцах – уже 218 кВт.ч. И так далее.

Социальная норма в Нижегородской области так же зависит от количества комнат в квартире. В однокомнатной квартире с одним проживающим норма составляет, как уже говорилось 103 кВт.ч, в двухкомнатной с одним жильцом – 133 кВт.ч., в трешке – 150 кВт.ч.

В других регионах, где действует социальная норма условия немного другие. Отличается количество кВт.ч., входящих в социальную норму. Есть разница так же в порядке расчета. Например, не во всех регионах учитывается количество комнат в квартире. Кое-где отдельным образом прописан порядок расчета соц. нормы для частных домов.

В общем, чтобы корректно рассчитать объем потребления в пределах социальной норме и сверх нее, энергетикам приходится использовать массу дополнительной информации о потребителях. О количестве прописанных, о количестве комнат… Зачастую данные эти не являются достоверными и актуальными. И на этой почве возникает масса сложностей.

Запутанным делом все это представляется и со стороны потребителя. Особенно если речь идет о расчетах по двухзонному (день/ночь) или трехзонному (пик/полупик/ночь) тарифах.

Для каждой из этих «зон» суток утверждается своя пара тарифов в пределах и сверх социальной нормы.

И чтобы понять, какая часть, скажем, дневного потребления укладывается в социальную норму, а какая – идет свыше, и как все это правильно посчитать, приходится изрядно поломать голову. И без калькулятора тут точно не обойтись.

Все эти сложности стали очевидны практически сразу после первой попытки введения социальной нормы потребления, которая была предпринята правительством в 2013 году. Тогда было решено «обкатать» новую схему расчета на пилотных регионах.

Опыт «пилотов» оказался не слишком удачным, дело застопорилось. Решение вопроса о введении соц. нормы отдали на откуп региональным властям.

Те, видя проблемы с администрированием расчетов, решили, чтобы не нервировать людей лишний раз, новшества не вводить.

Отдельная история приключилась с Крымом и Севастополем, двумя регионами, вошедшими в состав РФ в 2014 году. Здесь действовала украинская система тарифов на электроэнергию с градацией стоимости электричества в зависимости от объема потребления. «Социальная норма», введенная в этих регионах, по сути, эту практику продолжила.

Таково положение дел к настоящему моменту. Теперь о перспективах.

Социальная норма потребления электроэнергии: что предлагает правительство на этот раз?

Сразу оговоримся, что о планах правительства нам известно лишь из публикаций СМИ, которые ссылаются на некий протокол совещания правительства, в котором обсуждалась возможность внедрения социальной нормы. И вроде бы было принято положительное решение. И хотя в целом информация затем официально подтверждена, текст того самого протокола, так и не был опубликован.

https://www.youtube.com/watch?v=BexHDLTSTOo

Как нет до сих пор в отрытом доступе и предложений правительства по изменению в конкретных нормативных документах.

Тем не менее, основные факты, ставшие к настоящему времени известными, таковы:

— новую схему оплаты власти просят называть не «социальными нормами», а «градацией потребителей»

— норма потребления будет рассчитываться не в отношении одного жильца, а относительно «точки присоединения» (квартиры или частного дома)

— объем электроэнергии, который население сможет потреблять по самой льготной цене предлагается установить в 300 кВт.ч.

— планируется так же ввести дополнительную группу потребителей от 300 до 500 кВт.ч в месяц, которые будут платить за электричество по «более высокой цене» и группу потребителей свыше 500 кВт.ч, которых переведут на «экономически обоснованную» цену, близкую к коммерческим потребителям.

Кроме введения нормы потребления, власти так же предполагают сократить количество групп потребителей, приравненных к населению (сейчас это гаражные и садоводческие кооперативы, например). А так же ликвидировать льготы для жителей сельских населенных пунктов и жильцов городских квартир (частных домов) с электроплитами (электроотоплением). Они сейчас платят за свет с 30% скидкой.

Конкретных ставок новых тарифов пока не называют. По словам вице-премьера Дмитрия Жукова, который курирует это направление, цифры должны появиться к 15 января 2019 года. А заработать новые тарифы должны с 1 июля 2019 года.

Планы по социальной норме: чего конкретно ждать потребителю?

Прежде всего, не ясно: все-таки, вступит или не вступит все вышеописанное в силу? В глазах большинства населения введение нормы потребления будет выглядеть лишь очередным повышением платы за коммунальные услуги. Пойдут ли на это власти после истории с повышением пенсионного возраста и другими скандалами последнего времени? Не очевидно.

Но если все предложения по социальной норме все-таки будут введены в действия, важными представляется следующее.

Первое. Прежде всего, от новаций пострадают собственники частных домов с электроотоплением. Их потребление точно превосходит те самые 300 кВт.ч. в месяц, да и 500 кВт.ч. – тоже. Насколько большим будет повышение?

Давайте посмотрим: тариф на электроэнергию в Московской области для сельского населения составляет 3,71 кВт.ч, для городского населения в домах с газовыми плитами – 5,29 руб за кВт.ч. А для мелких коммерческих потребителей (с выделенной электрической мощность до 150 кВ, расчет только за электроэнергию без учета потребляемой мощности, напряжение – 0,4 кВ) – 5,95 руб за кВт.ч (включая НДС).

Это и есть, видимо, потолок возможного повышения цены на электроэнергию для крупных бытовых потребителей. И если сейчас владелец дома площадью в 150 кв. метров платит за электроэнергию на отопление зимой 12-15 тысяч рублей в месяц, то предлагаемые новшества могут эту сумму увеличить до 20 тысяч.

Второе. Большинство потребителей, скорее всего, уложатся в норму потребления в 300 кВт.ч. В крайнем случае, незначительно его превысят.

Можно исходить из того, что на кошельках собственников обычной квартиры без теплых электрических полов и другое энергоемкого оборудования, введение соц. нормативо серьезным образом не скажется.

Другое дело, что новации неизбежно усложняет для частных лиц расчеты за электроэнергию.

Первые 300 кВт.ч. в месяц рассчитывается по одному тарифу, «излишки» — по другом.

А если в квартире стоит счетчик, который раздельно учитывается потребление электроэнергии днем и ночью? Тогда расчет производится уже по четырем тарифам.

И чтобы правильно посчитать сумму к оплате придется еще вычислить какая часть дневного (отдельно) и ночного (отдельно) потребления вошла в социальную норму, а какая – нет.

Результат: проверить те счета, которые приходят от энергосбыта собственнику квартиры будет, мягко говоря, непросто.

И третье. Главный вопрос – зачем все это? Если речь идет о повышении тарифа на электроэнергию для населения с тем, чтобы вывести цены на уровень коммерческих потребителей, то введение социальной нормы (дифференциации потребление) выглядит логично. Это первый этап на пути к тому, чтобы заставить население платить за свет по рыночной цене.

О справедливости такого подхода, конечно же можно поспорить. Но если дело обстоит именно так, то эта цель должна быть официально заявлена. А так же объяснено, в каких объемах и каким группам населения будут выплачиваться пособия на компенсацию непосильных расходов на электроснабжение.

Но ничего такого не говорится. Более того, есть ощущение, что сегодня введение социальной нормы, как и четыре года назад – часть чиновничьей игры, когда важен не результат, а шумное действо. Из той же серии, что отмена зимнего времени или ввод обязательного знака «шипованная резина» на автомобилях. Поговорят, пошумят, да и забудут.

А людям с этими трехэтажными тарифами, выросшими из социальной нормы, придется жить.

Социальная норма на электроэнергию

Какая социальная норма потребления электроэнергии

С 1 сентября 2013 года в Ростовской области введена социальная норма электроснабжения. Это объем потребленной электроэнергии, который оплачивается по сниженному тарифу.

Расчет социальной нормы

Социальная норма на первого зарегистрированного

96 кВт/ч

Социальная норма на второго зарегистрированного

60 кВт/ч

Социальная норма на следующих зарегистрированных

40 кВт/ч начиная с третьего и на каждого последующего

Льгота по оплате в первый год социальной нормы всего объема потребления электроэнергии, а со второго года с применением повышающего коэффициента 1,5

Одинокие пенсионеры и семьи пенсионеров

+

– многодетные семьи

– семьи, имеющие в составе инвалидов (в т.ч. детей-инвалидов);
– семьи имеющие детей на попечении

Надбавка на электроплиты

43 кВтч на человека, но не менее 90 кВтч на одно домохозяйство

Надбавка на электрические водонагревательные установки

300 кВтч на человека

Степень износа жилого фонда

Аварийное жилье и жилье со степенью износа 70% и более

Сезонные надбавки

Повышающий коэффициент 1,1 в июне, июле и августе, а в феврале, марте и апреле понижающий -0,9.

Отсутствие верхнего ограничения размера соцнормы

Дополнительные 40 кВт.ч начисляются на каждого прописанного – и на шестого, и на седьмого, и так далее, без ограничения.

Перечень льготных категорий

По инициативе областного правительства расширен список льготных категорий граждан. Кроме одиноких пенсионеров в этот список включены: много­детные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов или детей-инвалидов, приемные се­мьи и те, в которых живут дети, оставшиеся без попечения роди­телей.

Соцнорма для льготных категорий семей рассчитывается с применением повышающего коэффициента 1,5.

Для того чтобы воспользо­ваться этим правом, нужно об­ратиться в абонентский отдел ПАО “ТНС энерго Ростов-на-Дону” по месту житель­ства, куда необходимо предоставить докумен­ты, подтверждающие статус се­мьи.

Коэффициенты сезонности

С учетом использования кондиционеров в Ростовской области введен коэффициент сезонности. В июне, июле и августе к объему соцнормы применяется повышающий коэффициент 1,1, а в феврале, марте и апреле – понижающий – 0,9 (утверждены постановлением РСТ Ростовской области от 29.05.2014 №23/2).

Как применять коэффициент сезонности? – Величина социальной нормы потребления электрической энергии умножается на соответствующий коэфициент.

Простой пример, 96 кВт/ч * 1,1 = 105,6 кВт/ч – это и будет летняя социальная норма для одиноко проживающего дончанина. Соответственно, в меся­цы, когда кондиционирование не нужно, соцнорма скорректируется в сторону уменьшения. При расчетах учитываются все прописанные граждане.

№ п/п

Месяц

Величина коэффициента сезонности

1

Январь

1

2

Февраль

0,9

3

Март

0,9

4

Апрель

0,9

5

Май

1

6

Июнь

1,1

7

Июль

1,1

8

Август

1,1

9

Сентябрь

1

10

Октябрь

1

11

Ноябрь

1

12

Декабрь

1

Еще о социальной норме на электроэнергию важно знать:

  • Социальная норма не ограничивает потребление электричества

  • Электроэнергия в пределах соцнормы оплачивается по сниженному тарифу

  • Величина социальной нормы устанавливается с учетом общедомовых нужд

  • При наличии дифференцированного по зонам суток прибора учета применяется пропорционально фактическому потреблению по зонам суток

  • Неиспользованный остаток на следующий период не переходит

  • Применяется при наличии приборов учета (кроме случаев, когда техническая возможность установки прибор учета отсутствует)

  • При выявлении безучетного потребления – не применяется

  • В случае выхода из строя прибора учета – применяется к объему, определенному в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг

Размер социальной нормы потребления электрической энергии, утвержденныйпостановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.03.2014 № 10/1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->