Компенсация за непроизведенный капитальный ремонт

Содержание

Судебная практика по фонду капремонта: Платить или нет взносы на капитальный ремонт в 2020 году

Компенсация за непроизведенный капитальный ремонт

Вот уже несколько лет жители многоквартирных домов некоторых регионов России получают квитанции по оплате капитального ремонта здания. Подобные действия управляющих организаций вызывают множество вопросов, которые остаются нерешенными по сегодняшний день. Жильцы не могут понять, какие основания существуют для взимания подобной платы.

К населению отдельных областей присоединились и жители столицы. Сегодня описываемое начисление приравнивается к жилищно-коммунальным услугам. Однако есть некоторая разница – после продажи квартиры, имеющаяся задолженность по ремонту ложится на плечи нового владельца, кроме прочих долгов по платежам.

Судебная практика по фонду капремонта показывает, что подобное начисление можно оспорить в органах Фемиды.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн-консультанту во всплывающем окне справа внизу экрана или звоните по номерам указанным на сайте (круглосуточно и без выходных).

Это быстро и бесплатно!

Обязанности владельца квартиры обеспечивать взносы по капительному ремонту

Действующее федеративное доказательство разъясняет, что для проведения капитального ремонта многоэтажных зданий, платежи поступают двумя вариантами:

  • на специализированный лицевой счет МКД;
  • на счет оператора региона.

Выбор способа утверждается на общем собрании владельцев помещений в МКД. Однако подобные мероприятия практически никогда не проводятся, поэтому по умолчанию назначается второй способ.

Счет регионального оператора

Если его внимательно рассмотреть, описываемый вариант наделен меньшей эффективностью в связи с тем, что именно оператор устанавливает очередь исполнения ремонтных работ. Региональный Фонд представлен структурным подразделением, созданным местными органами власти, для решения подобных задач.

В нынешнем 2020 году муниципальный аппарат обязан выполнить следующие условия:

  • рационально выбрать финансовую структуру, которая будет аккумулировать полученные деньги;
  • установить период исполнения капитального восстановления по каждому многоэтажному зданию на территории, которая подлежит их контролю;
  • разработать план предстоящих ремонтных работ;
  • провести подготовительные мероприятия – найти организацию-подрядчика.

Оператору необходимо учитывать количество домостроений, а ответственным за это лицам, знать физическое состояние каждого здания.

Однако судебная практика по капитальному ремонту показывает, что на самом деле ситуация имеет более негативную сторону.

Из этого можно сделать вывод, что восстановление строения вряд ли будет проведено в плановый срок, к тому же остается открытым вопрос поиска подрядчиков.

Посмотрите видео: “Как не платить за капитальный ремонт. Инструкция.”

Специальный счет в банке, открытый по решению собственников помещений в МКД

Поэтому жильцам домов следует подумать о проведении общего сбора и оформить специализированный счет, на который будут поступать средства для исполнения капитального ремонта. Создать такую учетную запись можно в течение 60 суток после начала участия в программе. Игнорирование условия приведет к автоматическому переводу денег региональному оператору.

При использовании первого варианта средства будут поступать на лицевой счет МКД, однако необходимо учесть несколько аспектов.

Общее собрание владельцев квартир должно выделить следующие факторы:

  1. Сумма перечислений не может быть меньше чем тариф, который определило государство. Однако по желанию владельцев, его размер допускается увеличивать.
  2. Выработать план с перечислением ремонтных услуг, производимых за счет поступлений.
  3. Указать период проведения необходимых капитальных работ.
  4. Выбрать банковскую структуру для открытия р/с и аккумулирования средств.
  5. Назначить управляющего, т. к. многоквартирный дом не является юридическим лицом.
  6. Найти подрядчика для выполнения ремонта, с предварительным составлением сметы.

Качество проведенной услуги будет оцениваться советом жильцов дома.

Жилищный кодекс государства, другие правовые акты

Жилищный кодекс в статье 169 указывает на следующее:

  1. Платежи за капитальный ремонт являются обязательными.
  2. Размер платы формируется каждым регионом отдельно. Например, единица Бр/м2 для СПб составляла 2,50 рубля, в Тюменской же области – 20.

  3. Подсчитать количество взносов нужно по формуле, где вся площадь строения умножается на принятый государством или собственниками квартир тариф.
  4. Если в доме имеются нежилые помещения, их владельцы также оплачивают подобную услугу.

  5. Уплачиваемые ежемесячные средства предназначены только для проведения капитальных работ общего имущества, которое расположено в данном здании.

Нормативное положение также говорит о том, что перечисляемые деньги по статье капитальный ремонт можно направлять на счет регионального оператора либо лицевой дома.

Проведение оплаты по капремонту

Два способа формирования фонда капитального ремонта.

До вступления в силу реформ жилищно-коммунального хозяйства, население исправно оплачивало услуги, несмотря на их постоянное подорожание. Однако нововведения еще подняли цену практически на четверть, что одновременно происходило с увеличивающимся показателем безработицы.

Тихие высказывания о взносах на капитальные восстановительные работы переросли в громкие протестные заявления, вылившиеся на страницах отечественных средств массовой информации. Однако это не означает, что ежемесячные перечисления в фонд или лицевой счет отменяются.

Законодательство дает четкий ответ волнующемуся населению. Владельцы квартир, расположенных в многоэтажных строениях, обязаны вносить деньги по оплате коммунальных сервисов, тем более что капитальный ремонт дома является неотъемлемой частью услуг. Это указывается в ЖК РФ, в частности ст.ст. 153 и 154.

Законодательное положение является обязательным для исполнения, поэтому неплательщики привлекаются к гражданской ответственности. Например, начисляется пеня, и судебная практика по взносам на капитальный ремонт ссылается на ст. 155 данного Закона.

Если размер обязательства превышает 10 тысяч рублей, должнику запрещается выезд из страны – ст. 67 ФЗ номер 229 (в новой редакции 2020 года).

При взыскании долга на капитальный ремонт судебная практика отсылает к Гражданскому процессуальному кодексу (ГПК), ст.ст. 122 и 131.

Однако даже государственные правовые акты вызывают много споров в юридических кругах. Например, что в случае сбора средств, необходимо опираться на ГК России – ст.

702, который указывает, что оформление договора-подряда перед проведением капитального ремонта представляется добровольным действием.

Поэтому ежемесячно требовать взносы нельзя. Но если это является публичным соглашением, то уплатив один раз, владелец квартиры дает свое согласие на перечисление средств. После обеспечения первого платежа он обязан уже ежемесячно совершать данную операцию.

За ненадлежащее исполнение законодательства по перечислению платежей, предусматриваются такие формы ответственности:

  1. Должнику направляется судебный приказ по капитальному ремонту о возмещении задолженности по требованию взыскателя – ГПК, статья 128.
  2. Долг по обязательству взыскивается на основании решения органов высшей власти по завершении приказного производства – ст. 130, упоминаемого Закона.
  3. Начисление пени, исходя из длительности срока отсутствия платежей, за каждый просроченный день – ЖК РФ, пункт 14.1 статьи 155.
  4. Наложение штрафных санкций происходит по судебному решению с возмещением основной суммы при уклонении от исполнения обязательства.
  5. Имущество у должника изымается на общий размер долга, которое реализуется на аукционе и идет в счет погашения – Закон номер 229, статья 69 (в актуальной версии 2020 года).
  6. Арест личного имущества должника проводится в пользу фонда капремонта до выплаты всей недоимки – ФЗ №229, ст. 80.
  7. Судебными приставами производится арест личных счетов, выражающегося временным замораживанием их использования либо погашения насчитанного долга – ФЗ №229, пп. 7 пункта 1 ст. 64.
  8. Ограничение на выезд регулируется настоящим Законом, который запрещает покидать пределы государства, если размер неуплаченного обязательства превышает 30 000 рублей – пп. 15 пункта 1 ст. 64.

Исполнительное производство при участии приставов открывается при обращении жилищной конторы или судебному решению по просьбе взыскателя статья 30 ФЗ №229.

Если у должника квартира представлена единственным местом для проживания, его не могут из нее выселить принудительно. При условии продажи самим владельцем, обозначенный долг по капитальному ремонту прибавляется к сумме реализации, что завысит цену квартиры и негативно отразится на мнении покупателя.

Судебная практика по капитальному ремонту

Что входит в перечень работ по капремонту МКД.

Если исходить из судебной практики по взысканию задолженности на капитальный ремонт, учреждения взимают долги с владельцев квартир беспрепятственно. Множество дел по взысканию проходило по упрощенной процедуре. Подобное означает, что заседание издает не решение, а приказ, который обязателен для исполнения.

Возмещение через орган по капитальному ремонту отражается повышением задолженности, свыше полторы тысячи рублей.

Судебные постановления о незаконной плате за капремонт

Новомосковский Горсуд Тульской области признал незаконным начисление взносов на капитальный ремонт – дело номер 2819/2017г. – и отменил наложенные Фондом штрафные санкции.

Ханты-Мансийский районный суд признал неправомочным вменение платежей на капремонт. Аннулировал пеню и постановил компенсировать моральный ущерб владельцу квартиры. Дело номер 21234/2017.

Компенсация за непроизведенный ремонт

Решением Советского районного суда в пользу ответчика была взыскана компенсация за не проведенный капитальный ремонт дома, износ которого составлял более 60%. Дело номер 2405/2016.

Аналогичное решение было принято Ленинским районным органом высшей власти города Пермь (21167/2017).

Взыскание долга по капремонту

Судебная практика по взысканию задолженности на капитальный ремонт показывает что, Арбитражный орган Владимирской области постановил взыскать с ответчика долг по восстановлению здания.

Взыскание пени по капитальному ремонту

Городской суд Южно-Сахалинска постановил взыскать с ответчика, кроме задолженности по капитальному ремонту, начисленную пеню. Дело номер 22754/2018.

Практика ВС России по капремонту

Определение ВС России страны, дело номер 57АПГ143, датированное 4 июня 2014, говорит о том, что владельцы жилья участвуют в расходах по содержанию общего домового имущества.

Постановление Суда по разбирательству №13АПГ1423 от 23.07.14 указывает, что органы местной государственной власти организуют проведение капитальных ремонтов многоэтажных домов за счет платежей владельцев квартир.

Кс разъяснил, кто несет бремя ответственности за капремонт домов, где приватизирована часть квартир

Компенсация за непроизведенный капитальный ремонт

12 марта Конституционный Суд РФ вынес Определение № 557-О/2019 по запросу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 190.

1 «Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения» ЖК РФ, с которым в КС обратилась группа депутатов Госдумы.

По их мнению, оспариваемая норма противоречит Конституции РФ, допуская уменьшение объема публично-правовых обязательств в отношении граждан, приватизировавших квартиры в домах, требовавших на момент приватизации проведения капремонта.

Позиция заявителей

Так, условие о том, что бывший наймодатель (уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления) проводит капремонт в доме, включенном в перспективный и (или) годовой план, только на дату приватизации первого жилого помещения в нем, исключает обязанность государства проводить такой ремонт, если он потребовался на момент приватизации второй и последующих квартир. По мнению заявителей, это не только уменьшает объем публично-правовых обязательств, установленных ст. 16 Закона о приватизации жилищного фонда, но и порождает неравенство между собственниками, приватизировавшими свои квартиры до и после приватизации первого жилого помещения в таком доме.

Депутаты также отметили, что до внесения поправок в ст. 16 Закона обязанность бывших наймодателей по проведению капремонта не зависела от даты приватизации первой квартиры в доме.

При этом из буквального толкования нормы следовало, что соответствующие публично-правовые обязательства возникали не в отношении дома, а в отношении каждого гражданина, имеющего право пользования жильем на условиях социального найма, притом что на момент приватизации такого жилого помещения дому требовался капремонт.

Между тем предусмотренный законодательством механизм, состоящий в том, что после утверждения региональной программы капремонта все собственники включенных в нее домов несут расходы на оплату соответствующих взносов, предполагает освобождение публично-правовых образований от обязательств по проведению капремонта перед лицами, приватизировавшими квартиры в домах, нуждающихся в нем, но не требовавших его проведения на момент приватизации первой квартиры.

КС не нашел неопределенности в оспариваемой норме

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд указал, что, устанавливая порядок приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, законодатель учитывал его реальное техническое состояние.

В первоначальной редакции ст.

16 Закона о приватизации он предусмотрел, что приватизация квартир в домах, требующих капремонта, осуществляется, как правило, после проведения последнего наймодателем, а при согласии граждан за непроизведенный ремонт может выплачиваться компенсация.

Обязанность последующих капремонтов несут уже собственники жилья, в том числе граждане (Постановление КС от 12 апреля 2016 г. № 10-П, Определения от 19 октября 2010 г. № 1334-О-О, от 14 июля 2011 г. № 886-О-О и от 1 марта 2012 г. № 389-О-О).

Таким образом, подчеркивается в определении, сохранение за бывшими наймодателями обязанности по проведению капремонта нуждавшихся в нем домов является предусмотренным законом исключением из общего правила о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества.

КС отметил, что в соответствии с оспариваемой нормой возложение обязанности по проведению капремонта на орган государственной власти или местного самоуправления возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первой квартиры дом был включен в перспективный и (или) годовой план, однако капремонт проведен не был, а также при условии, что капремонт общего имущества после даты приватизации первой квартиры до даты включения дома в региональную программу по капремонту не проводился за счет бюджетных средств.

Таким образом, с момента приватизации первой квартиры в таком доме соответствующее публично-правовое образование перестает единолично нести бремя его содержания – последующие расходы возлагаются на него соразмерно доле в праве общей собственности на общее имущество.

При этом Суд подчеркнул, что процесс приватизации, начавшийся в 90-е гг. ХХ в., не ограничен определенным сроком и продолжается в настоящее время, естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается, а необходимость проведения работ по их капремонту возникает неоднократно.

Исходя из этого, сохранение обязанности за бывшим наймодателем по проведению капремонта домов, ранее входивших в государственный или муниципальный жилищный фонд, не должно трактоваться как возложение на него обязанности по капремонтам, потребность в которых будет возникать вплоть до завершения приватизации всех помещений в доме.

При этом собственники приватизированных квартир в таких домах не освобождаются от расходов на содержание общего имущества, включая взносы на капремонт.

Иное, как указано в документе, приводило бы к неправомерному перераспределению бремени содержания общего имущества, нарушало баланс публичных и частных интересов, а также конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности. Кроме того, это могло бы повлечь неосновательное обогащение собственников помещений, при приватизации которых нуждаемость в работах по капремонту отсутствовала.

Разграничение обязанности бывшего наймодателя по проведению капремонта нуждающихся домов и возлагаемого на собственников помещений бремени содержания общего имущества позволяет также определить объем соответствующих бюджетных средств.

При этом, подчеркнул КС, публичная обязанность бывшего наймодателя по проведению капремонта не может рассматриваться как вновь возникающая по отношению к каждому новому собственнику в доме, нуждающемся в капремонте на момент приватизации соответствующей квартиры.

Эксперты по-разному оценили позицию Суда

Адвокат АП Московской области Татьяна Серегина поддержала позицию КС. «Определение можно назвать социально ориентированным, – пояснила она «АГ». – Суд справедливо обратил внимание на недопустимость неосновательного обогащения собственника каждого последующего помещения, при приватизации которого нуждаемость дома в работах по капремонту отсутствовала».

Как отметила эксперт, Конституционный Суд разъяснил, что введение оспариваемой нормы ЖК было продиктовано судебной практикой и исполнено последним с целью упорядочивания проведения капремонта именно в тех случаях, когда он изначально не был проведен (в период приватизации), либо не в полном объеме, – разумеется, с учетом условий, необходимых для его проведения.

Адвокат добавила, что определение содержит принципиально новый подход к выявлению понятия нуждаемости дома в проведении капремонта. Кроме того, Суд впервые упорядочил проведение капремонта многоквартирных домов, в которых он требовался ранее. «Определение сейчас является основным источником, разъясняющим положения ст. 190.1 ЖК», – подчеркнула она.

По мнению Татьяны Серегиной, хотя оспариваемая норма направлена на перспективное регулирование отношений по проведению капремонта в многоквартирном доме, в ее основу положен ретроспективный подход, поскольку все основные моменты обозначаются в прошлом. «Успешное сочетание двух подходов позволяет комплексно регулировать общественные отношения в данной сфере», – полагает она.

Адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов считает правовую позицию КС противоречивой.

Он пояснил, что КС, с одной стороны, справедливо указал, что ответственность за содержание многоквартирного дома, в том числе по проведению капремонта, до первого факта приватизации помещения должен нести прежний наймодатель: «Данная позиция логична, так как весьма несправедливо перекладывать на плечи новых собственников результат длительного бездействия прежнего владельца, который не осуществлял надлежащего содержания общего имущества дома».

С другой стороны, отметил адвокат, позиция о том, что новый собственник все равно обязан уплачивать взносы на капремонт, в том числе в связи с тем, что «естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается», представляется неубедительной.

«Ссылка на нормы об обязательности оплаты налогов и сборов сомнительна, – полагает Александр Немов, – так как сам КС указывал, что взнос на капремонт не является аналогом обязательных платежей и налогов.

Суд не пояснил, на что будут направлены средства, собираемые собственниками уже после проведения ремонта прежним наймодателем в рамках текущей программы».

По мнению адвоката, логичнее было бы временно освободить новых собственников от уплаты взносов – как минимум до проведения капремонта прежним владельцем, – и КС в данном вопросе защитил публичный интерес. «Определение закрывает спор о взносах на капремонт при досрочном осуществлении работ за счет бюджета, что упрощает жизнь региональным операторам», – резюмировал Александр Немов.

Партнер, руководитель практики Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Александр Латыев отметил, что КС, формально уклонившись от разрешения вопроса о конституционности оспариваемых положений, все-таки ответил на запрос депутатов, недвусмысленно указав, что считает спорную норму соответствующей Конституции. «Статья 190.1 появилась в ЖК только в 2017 г.

и определяет, что в отношении домов, решение о включении которых в план капремонта было принято до приватизации первого помещения, обязанность прежнего собственника-наймодателя по проведению капитального ремонта сохраняется, а если такая необходимость возникла уже после приватизации хотя бы одного помещения, ремонт должен производиться за счет самих собственников», – пояснил он.

По мнению эксперта, КС справедливо указал, что приватизация жилья в России продолжается по сей день: «Так что связывать момент, с которым прекращается обязанность прежнего собственника по проведению капремонта, с приватизацией последнего помещения в доме, – как, видимо, предлагали заявители, – означает фактически увековечивать эту обязанность».

С другой стороны, отметил Александр Латыев, нельзя не признать чрезвычайной произвольности момента, установленного оспариваемой нормой: приватизация первого помещения не зависит от волеизъявления других собственников помещений в том же доме, которых может быть несравнимо больше, чем тех, кто приватизировал свои помещения.

«Приватизация жилья в России представляла собой ярчайший пример несправедливого и во многом случайного распределения государственной (в основном) собственности между гражданами, – пояснил он. – Те, кто получил хорошее жилье, пока оно строилось за общенародные деньги, смог бесплатно его приватизировать.

Те же, кто по различным причинам не успел этого сделать, вынуждены были довольствоваться тем, что осталось, – комнатами в коммуналках, общежитиях, помещениями в аварийных домах.

Можно долго обсуждать предпосылки того, почему кому-то повезло, а кому-то нет, но задачей жилищной приватизации являлось создать класс собственников здесь и сейчас, для решения которой, наверное, не было лучшего инструмента, чем такая – пусть и несправедливая – приватизация».

Оспариваемая норма, полагает эксперт, поддерживает эту несправедливость: «Если кому-то не повезло жить в доме, требовавшем капремонта, но в котором кто-то из соседей поторопился приватизировать квартиру, то надеяться на ремонт за счет государства ему уже не стоит. Притом что дом, возможно, был построен очень давно, и львиная доля его износа пришлась на время, когда частной собственности на квартиры не существовало. Учет периода накопления износа игнорируется указанной статьей ЖК».

По мнению Александра Латыева, урегулировать ситуацию можно было бы значительно тоньше и справедливее, но для этого следовало полностью изменить отношение к такому ремонту: вместо понимания его как публично-правовой обязанности прежнего нанимателя стоило вспомнить, что ранее КС в Постановлении № 10-П указал, что взносы за капремонт есть проявление частно-правового бремени собственника, предусмотренного ст. 210 ГК.

«Если так, стоило бы признать, что поскольку в части помещений, которые не приватизированы до сих пор, обязанность вносить взносы на ремонт по-прежнему возложена на публичного собственника, то и в отношении ранее приватизированных помещений следует применять те же подходы: публичный прежний собственник должен нести расходы на капремонт исходя из того, сколько времени в его собственности оставались помещения в конкретном доме», – указал эксперт.

Такое решение, считает Александр Латыев, было бы несравнимо сложнее и требовало индивидуального подхода к каждому случаю. «Однако не секрет, что универсальные абстрактные решения, как в ст. 190.

1 ЖК, как правило, простые, но от того же грубы и зачастую несправедливы, – подытожил он. – Чему отдать приоритет – простоте или справедливости, – предлагали ответить Суду.

Он же уклонился от ответа, но ясно дал понять, что здесь ему ближе простота».

Как получить деньги за аварийное жилье

Компенсация за непроизведенный капитальный ремонт

С 2014 года я занимаюсь проблемами аварийного жилья в Архангельске. Та судебная практика, которая сложилась на сегодняшний день по стране, не может не радовать. Есть положительные моменты и для собственников, и для нанимателей. Хотелось бы акцентировать внимание именно на правах тех лиц, которые владеют  помещениями в многоквартирных аварийных домах на праве собственности.

Кто отвечает за аварийное жилье

Ваша собственность – ваша проблема. Это утверждение в рамках рассматриваемого вопроса является неверным. У собственников ветхого жилья есть ст. 32 ЖК РФ. В ней достаточно подробно (хотя и весьма запутано) указаны их права в случае признания помещений непригодными для проживания.

Еще несколько лет назад нормы указанной статьи воспринимались судами чрезвычайно тяжело. Полагаю, причины этого будут понятны из нижеизложенного.

Давайте подробно рассмотрим вопрос о том, как получить деньги за аварийное жилье. Вся процедура полностью описана в ст. 32 ЖК РФ. Состоит она из отдельных этапов.

Первый этап: признание дома аварийным

Несколько лет назад для признания дома аварийным в Архангельске (а также в любом другом городе) достаточно было  обратиться с соответствующим заявлением в местную администрацию.

Созывалась межведомственная комиссия, готовилось заключение.  Сейчас заключение межведомственной комиссии должно основываться на экспертизе.

Самый простой способ признать дом аварийным – заказать экспертное заключение и передать его в местную администрацию

Второй этап: требование о сносе или реконструкции в разумный срок

Дом признан аварийным – собственникам должно быть направлено требование о его сносе или реконструкции в разумный срок. Администрация может затягивать процесс, не направляя указанное требование. В таком случае необходимо обращаться в суд.

Дело будет рассматриваться в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Требование звучит так: «признать неправомерным бездействие Администрации _____________по проведению предварительной процедуры изъятия жилых помещений в жилом доме, расположенном по адресу: _______________ признанном аварийным и подлежащим сносу и обязать ___________ в месячный срок с момента вступления судебного решения в законную силу предъявить к ___________ требование о его сносе или реконструкции дома в разумный срок.»

Пример решения ЗДЕСЬ.

Примечание 1: необязательно выходить в суд всеми собственниками. Достаточно одного человека. Суд обязует администрацию направить требование ему. Администрация не может направить требование только одному собственнику и поэтому направляет его всем.

Примечание 2: часто администрация направляет указанное требование, но срок указывает неразумный. Исходя из судебной практики, можно сделать вывод, что неразумным является срок, превышающий 6 месяцев. Срок можно уменьшить опять же через суд.

Требование: «признать незаконным требование о сносе аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: _______________ в части срока его выполнения и обязать Администрацию _________________ не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу изменить требование о сносе аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: _________________, направленное Административному истцу, определив срок его исполнения не позднее ________ г.».

Пример решения ЗДЕСЬ.

Третий этап: решение об изъятии

Администрация принимает и направляет собственнику решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом. Изымается земельный участок, а, следовательно, изымается и аварийный дом, и все отдельные помещения, расположенные в нем.

Администрация бездействует – опять же подаем административное исковое заявление.

Требование: «признать бездействие Администрации _______________ незаконным и обязать Администрацию __________  в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен  жилой дом _______________ и, соответственно, принять решение об изъятии помещения, принадлежащего на праве собственности ______, расположенного по адресу: ______________________, определив выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа».

Пример решения ЗДЕСЬ.

Четвертый этап: получение возмещения за аварийное жилье

Администрация должна направить собственнику соглашение, в котором указаны условия выкупа. Если она не направляет данное соглашение либо указанные суммы не устраивают, то можно заказать оценочную экспертизу и выходить в суд.

В выкупную стоимость входит рыночная стоимость жилого помещения, компенсация за непроизведенный капитальный ремонт, убытки, связанные с переездом и иное. Подробнее можно узнать из п.7. ст. 32 ЖК РФ.

Пример решения ЗДЕСЬ.

Проблемы судебной практики по аварийному жилью

Судебная практика по вопросам аварийного жилья до сих пор не устоялась. Актуальные вопросы: кто имеет право получить компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт, нужно ли оценивать земельный участок отдельно и так далее.

Например, в Архангельске в сентябре 2018 года изменилась судебная практика по вопросу взыскания убытков, связанных с переездом. Ранее суды устраивал расчет убытков, производимый экспертами.

Без вопросов взыскивали 100 – 130 тысяч рублей. Теперь же суды считают, что взыскивать эти убытки можно только по чекам (реально понесенные затраты).

Любопытно то, что ранее даже местная администрация в соглашения об изъятии включала непонесенные убытки.

На день написания настоящей статьи судебная практика по вопросам аварийного жилья соответствует изложенному выше. Что будет дальше – никому неизвестно. С уверенностью можно говорить лишь о том, что проблемы аварийного жилья нужно решать не затягивая.

Компенсация за капремонт: категории граждан, порядок оформления

Компенсация за непроизведенный капитальный ремонт

Оплата взносов за капитальный ремонт – тема, вызывающая недопонимание и множество споров среди населения. Особой популярностью пользуется вопрос: «А надо ли платить по таким квитанциям?»

Многие этого не делают и, к своему незнанию, нарушают законодательство. В дальнейшем это приводит к судебным разбирательствам. Но существуют определенные категории лиц, которым положена компенсация на уплату взноса на капитальный ремонт.

Кому предоставляются льготы

Государство на законодательном уровне защищает определенные слои населения и предоставляет выплаты различного характера. Следующие категории лиц имеют льготы на оплату денег по капитальному обновлению общей собственности в многоквартирных домах:

  • граждане, подвергшиеся радиационному воздействию;
  • ветераны;
  • инвалиды.

Также положена компенсация за капремонт пенсионерам — читайте в статье по ссылке.

ВАЖНО! Компенсация за капремонт лицам пенсионного возраста производится в размере, не превышающем половины такой ежемесячной платы. Данные граждане вправе на получение 50-ти процентов от оплаченной ими суммы на свои банковские реквизиты.

Нужно ли платить за капремонт?

Предоставление возмещения не освобождает от уплаты по квитанциям за каждый месяц.

Собственник жилья в многоквартирном доме имеет обязанность производить оплату, но при этом часть его платежей будет впоследствии возвращена из государственного бюджета.

Однако имеются исключения, в соответствии с которыми граждане не платят денежные средства для осуществления такого ремонта. К ним относятся случаи:

  • если дом считается аварийным и в ближайшее время будет снесен;
  • при изъятии для государственных и муниципальных нужд земельного участка, на котором построен такой дом, а также изъятии всех помещений, находящихся в нем.

СПРАВКА! Капитальный ремонт предусматривает проведение работ, связанных с инженерными системами, крышей, лифтовым оборудованием, подвальными помещениями, фасадом и фундаментом многоквартирных домов.

Для проведения своевременного улучшения условий платежи должны вноситься ежемесячно без задержек.

Какие документы нужны?

Для зачисления выплаты рекомендуется прийти в органы социальной защиты по адресу места жительства со следующим набором бумаг:

  • паспорт;
  • документ, который подтверждает право на регистрацию компенсации:
    1. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
    2. удостоверение участника действий подразделений с особым риском и другие подобные документы;
  • страховое свидетельство;
  • свидетельство о праве собственности на жилье;
  • справка из паспортного стола о составе семьи;
  • оплаченные квитанции либо распечатанные платежи, которые можно получить в Фонде капитального ремонта;
  • справка о том, что задолженности по лицевому счету нет;
  • реквизиты счета для перечисления средств компенсации;
  • понадобятся и ксерокопии перечисленных справок.

Перечисленные документы можно представить лично или через представителя.

Как оформляется?

Компенсация за капитальный ремонт оформляется в местных органах социальной защиты. На прием с пакетом собранных документов можно прийти в любой час рабочего времени организации. В этом случае для оформления льготы придется подождать немалое время.

На сегодняшний день в залах существуют автоматы с электронной очередью, выдающие талон на прием к специалисту.

Но из-за большого количества людей, приходящих ежедневно, процесс ожидания в очереди становится затратным по времени.

СПРАВКА! Для лиц, владеющих компьютерами с выходом в сеть «Интернет», существует другой способ записи. Можно заранее выбрать на соответствующем сайте время, специалиста и прийти в назначенную дату, минуя очередь.

Работнику социальной службы нужно передать оригиналы документов и их копии, заполнить заявление и ожидать в оговоренные сроки поступления денежных средств.

Расчёт суммы возмещения

Компенсация расходов на капитальный ремонт рассчитывается исходя из минимального размера оплаты за квадратный метр жилого помещения за месяц. Данная сумма указана в законодательных актах субъектов Российской Федерации.

После передачи копий оплаченных квитанций или распечатанных платежей происходит расчет суммы компенсации: 50 % по внесенных взносам возвращается на счет плательщика.

Необходимо учитывать, что компенсация на оплату взноса на капитальный ремонт может быть меньше либо больше половины суммы квитанции. Она зависит от принятой в конкретном регионе нормы площади жилого помещения, приходящейся на одного человека.

Данный показатель определяет количество квадратных метров, полагающихся жителю, и в каждом субъекте РФ он устанавливается местным законодательством.

При расчете суммы государственного возврата (компенсация за капитальный ремонт) по квитанциям количество положенного метража умножается на минимальную плату по квадратному метру. Половина полученной суммы и будет перечислена на счет заявителя.

Отметим, что Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 утвержден Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в котором освещены некоторые вопросы возмещения убытков собственнику, причиненных изъятием жилого помещения.

ВАЖНО! При выкупе квартиры для государственных и муниципальных нужд компенсация за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома может быть включена в выкупную цену жилого помещения.

Размер такой компенсации высчитывается из остаточной стоимости квартиры с учетом стоимости квартиры после ремонта.

Как получить деньги?

Для того чтобы получить компенсации взносов за капремонт, необходимо быть добросовестным плательщиком и вовремя подать соответствующие документы. Данная льгота выплачивается в составе компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

При ее оформлении необходимо предоставить действующие и верные реквизиты для перечисления, а при их изменении сразу сообщить в социальные органы защиты.

Компенсация расходов на капремонт в виде денежных средств из бюджета государства поступает на счет таких организаций, а затем перечисляются по реквизитам лиц, оформивших данную услугу.

Каждый гражданин вправе выбрать один из трех способов перечисления:

  • на счет, открытый в любом банке страны;
  • на банковскую карту;
  • почтовым переводом.

Важным условием предоставления услуги является право собственности заявителя на жилую площадь, а также отсутствие задолженности по оплате.

Компенсация за оплату капитального ремонта перечисляется на счет плательщика за несколько дней до необходимой даты уплаты.

Посмотрите видео, чтобы узнать, как получить компенсацию вовремя.

Так как компенсация взносов на капитальный ремонт, а также компенсация за непроизведенный капитальный ремонт общедомового имущества в домах является правом гражданина, её получение зависит от желания человека. Государство не обязано оформлять возмещение тому, кто не обратился с заявлением.

Поэтому необходимо самостоятельно заниматься сбором всех документов и предоставлять их в соответствующую организацию. Расчет компенсации за капремонт занимает определенное время, но в дальнейшем сберегает денежные средства собственников.

Взносы на капитальный ремонт: размер, кто начисляет, платить или нет, кто освобожден

Компенсация за непроизведенный капитальный ремонт

В Федеральном законе 271-ФЗ внесены поправки в статьи, где подробно описан порядок назначения и начисления взносов на капитальный ремонт. До сих пор среди граждан существует много споров о законности и правомерности взносов.

Жилищный кодекс о капитальном ремонте многоквартирных домов

В ЖК РФ указаны порядки начисления денежных средств, особенности формирования фонда, возможные льготы и исключения из общих правил. В ст.

158 вышеназванного кодекса, взносы на капитальный ремонт являются обязательными из-за того, что имущество, подлежащее ремонту, относится к общей долевой собственности жильцов, а именно: коридоры, лифты, лестницы, площадки и общие балконы.

ВНИМАНИЕ! Обязаны оплачивать строку капитального ремонта не только собственники жилых помещений, но и владельцы коммерческой недвижимости.

Взносы в новостройках

Владельцы квартир освобождаются от платы за капитальный ремонт в новостройке на протяжении 5 лет после сдачи дома в эксплуатацию. Связано это с тем, что износа конструкций помещения еще не произошло.

Однако вносить деньги на эту строку расходов собственникам в новостройках придется, если после ввода дома в эксплуатацию опубликована соответствующая региональная программа. В таком случае сбор средств происходит на предстоящий ремонт.

Кто и в каком размере производит начисляет взносы

Формированием квитанций занимается региональный оператор или отдельный собственный фонд многоквартирного дома, который образуется после решения на общем ании собственников.

Этот фонд имеет специальный счет, на который будут поступать средства. Данный способ для собственников жилья является более удобным вариантом для распоряжения денежными средствами и контроля над их тратой.

Операции по счету включают определенные платежи:

  • за ремонтные работы с предоставленной документацией, подтверждающей факт их осуществления;
  • по кредитам (в случае их необходимости);
  • за комиссии.

Контроль за тратой средств и проверку всех статей расходов при оплате в собственный фонд капитального ремонта многоквартирного дома осуществляет один из владельцев недвижимости, выбранный ответственным на общем собрании. Несмотря на способ хранения взносов, деньги должны использоваться строго по назначению.

Минимальный размер суммы на взнос зависит от нескольких параметров. Учитываются следующие сведения при расчете:

  • наличие лифта;
  • возраст постройки.

Наличие в жилом доме лифта увеличивает объем взноса, так как его обслуживание и ремонтные работы при поломке требуют дополнительных денежных средств. Закономерно и увеличение платежей при большом возрасте дома.

Объем взносов определяется также площадью помещений, находящихся в общей собственности, конкретная сумма регламентируется отдельными субъектами Российской Федерации.

К примеру, размер взноса в Тюмени составляет 20 рублей за 1 квадратный метр, а в Санкт-Петербурге – 2,5 рубля. На общем ании размер взносов может быть увеличен по усмотрению большинства (2/3) в соответствии с желанием и потребностями по улучшению состояния дома.

СПРАВКА! Возможны ситуации, когда настало время для проведения ремонта, а собранных средств не хватает для полного объема работ. Тогда прибегают к кредитованию.

Куда могут быть потрачены собранные средства

Капитальный ремонт осуществляется по плану и привязан по срокам для каждого дома, которые утверждаются муниципальными органами управления. Данная информация находится в открытом доступе, при желании можно с ней ознакомиться.

На квитанции обязательно указывается гарантирующий поставщик услуги, который может по контактному номеру телефона ответить на интересующие жильцов вопросы.

Подготовкой сметы занимаются уполномоченные жильцами лица или представители органа местного самоуправления, в компетенции которого находятся соответствующие действия.

В порядке установленной очередности средства будут потрачены на ремонт:

  • внутренних коммуникаций (водоотведения, газо-, водо-, электроснабжения и пр.);
  • лифта и его шахты (возможны работы в старой грузоподъемной машине, а также замена на новые кабины);
  • крыши (восстановление целостности опор или замена покрытия);
  • подвалов;
  • фасада (обновление и приведение в соответствии с современными требованиями и тенденциями);
  • реставрация фундамента.

ВАЖНО! При определении порядка очередности имеет значение время сдачи жилья в эксплуатацию, давность последнего ремонта, а также количество денежных средств (необходимое условие – их достаточный объем).

Кто освобожден от оплаты капремонта

Несмотря на обязательность платежей, законодательством (Федеральный закон №399-ФЗ от 29.12.15) предусмотрены ситуации, когда граждане освобождаются от уплаты в полном объеме или частично (с компенсацией 50%).

Перечень объектов, относящихся к исключениям:

  • муниципальное жилье;
  • новостройки, сданные в эксплуатацию не менее пяти лет назад;

Компенсация взноса за капитальный ремонт (особенности льготы, кому предоставляются)

Компенсация за непроизведенный капитальный ремонт

11 сентября 2019 года председатель Правительства РФ подписал очередное поручение, направленное на ущемление прав граждан, гарантированных Конституцией.  На этот раз речь идет о прекращении действия нормативных актов, принятых в период с 1917 по 1991 годы в бывшем СССР и РСФСР.

Одним из прав было пользование жилым помещением, предоставленным на основании договора социального найма.

При этом, собственник жилого помещения обязан был производить капитальный ремонт здания, не взимая дополнительной платы за это, помимо ежемесячной платы за пользование жилым помещением и оплаты коммунальных услуг.

На протяжении ряда лет велась полемика о том, как и кому, следует уплачивать взносы на «мифический» капитальный ремонт.

Конец спорам был положен внесением изменений в статью 169 ЖК РФ, которая обязала уплачивать взносы всех владельцев недвижимости в МКД.

Как водится, была проявлена забота о льготных категориях граждан, которые теоретически могут быть освобождены от уплаты взносов частично или полностью.

Кто отвечает требованиям по освобождению от уплаты взносов, и что необходимо сделать, чтобы воспользоваться это льготой?

Кому положены льготы

  жилищного фонда в надлежащем состоянии дело затратное и требующее определенных вложений. Полностью финансировать затраты на капитальный ремонт большинство субъектов Федерации не в состоянии, а те, которые могут позволить себе затраты на содержание жилищного фонда, следуют в кильватере общегосударственной политики, полностью перекладывающей бремя платежей на население.

Чтобы уяснить, кто может воспользоваться компенсацией по оплате взносов на капитальный ремонт, обратимся к тексту измененной статьи 169 ЖК РФ.

Ч. 2.1. указанной статьи выделены категории граждан, которым могут быть предоставлены компенсации:

  • семьям, состоящим из неработающих граждан пенсионного возраста – в размере 50%;
  • пенсионерам по инвалидности i или ii групп – в размере 50%;
  • гражданам, достигшим семидесятилетнего возраста – в размере 50%;
  • гражданам, достигшим восьмидесятилетнего возраста – в размере 100%.

Но сразу же оговорено несколько условий:

Решение о предоставлении компенсации передается на усмотрение региональных органов власти, которые принимая решение, руководствуются региональными стандартами обеспеченности жилыми помещениями, установленной региональным законом минимального размера средств, из которых должен формироваться резервный фонд капремонта и целого ряда иных условий. Главным, является наличие средств в бюджете того или иного региона. От этого зависит, будут ли в число лиц, на которых распространяются льготы, включены иные категории граждан, прямо не указанных в ЖК РФ.

Из льготных категорий исключены лица, не являющиеся собственниками жилых помещений, а проживающие на основании договора социального найма. Вне зависимости от возраста им придется оплачивать взносы на капитальный ремонт.

Почему сложно получить льготы

 Обязательным условие оформления льготы по оплате взносов на капитальный ремонт является проживание лица, достигшего 70-ти или 80-ти летнего возраста в квартире в одиночестве. Иными словами, в квартире не должно быть зарегистрировано лиц, не достигших указанного возраста или не являющихся неработающими пенсионерами или инвалидами I или II группы.

На практике такое условие трудновыполнимо, поскольку пожилые люди нуждаются в уходе, предвидят возможное развитие ситуации в связи с преклонным возрастом и стремятся зарегистрировать в квартире кого-либо из более молодых родственников, детей или внуков, которые бы ухаживали за ними, оказывая посильную помощь в бытовом обслуживании и финансовую поддержку.

Это автоматически лишает их льготы на получение компенсации.

Новелла в законе о предоставлении компенсации

 В связи с компьютеризацией большинства баз данных, собранных государственными, муниципальными и специальными службами на граждан России, становится излишним предоставление некоторых сведений на бумажных носителях.

Если ранее при подаче заявления о предоставлении компенсации от пожилого человека или инвалида требовалось в обязательном порядке предоставить документ, подтверждающий отсутствие задолженности по уплате взносов за капремонт или их регулярную оплату, то с 2019 года, предоставления таких сведений не требуется (ч. 4 ст. 171.1 ЖК РФ).

Особенности льготы

Первая особенность – пожилым людям, имеющим право на компенсацию взноса на капремонт, порой сложно бывает уяснить, что эта льгота не предоставляется автоматически по достижению возраста 70-80 лет или получения инвалидности соответствующей группы.

Чтобы получать компенсацию необходимо подать заявление в региональный орган социальной защиты.

Только после проверки достоверности сведений, когда работники этого органа убедятся, что заявитель действительно проживает в квартире один, никто посторонний в ней не зарегистрирован, ему начнут предоставлять компенсацию.

Вторая особенность – льгота является компенсационной. Иными словами, она не освобождает от обязанности платить взносы на капремонт. После их оплаты орган социальной защиты полностью или частично возвращает выплаченные деньги.

Государство всеми доступными средствами выжимает возможность заработать на платежах граждан. Понятно, что после поступления средств от льготников средства какое-то время находятся на счетах банка. За это время начисляются пусть небольшие, но банковские проценты.

Возвращаются же деньги льготнику без учета доходов от использования чужих денежных средств.

Вместе с тем, законодатель не преминул установить возможность начисления пеней за несвоевременную оплату в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Третья особенность – в каждом регионе расчет средств, подлежащих возврату, рассчитывается индивидуально.

Это связано с тем, что компенсация рассчитывается на основании утвержденного в регионе минимального размера взноса на 1 м2 жилой площади, а так же от действующей в данном населенном пункте санитарной (нормативной) нормы жилой площади на одного человека.

Следуя этим стандартам, если размер квартиры, в которой проживает льготник, превышает установленную нормативную площадь, компенсация ему будет выплачиваться не полностью, а только за те квадратные метры, которые не превышают местный стандарт.

Компенсация платы за капремонт распространяется на значительную часть населения страны.

Если верить данным Росстата, то количество граждан 70+ в 2018 году превысило 13 миллионов человек и стало самой многочисленной группой населения.

Эти мотивировали в свое время проведение пенсионной реформы, из этого же количества, путем ряда ограничений, вычеркнули людей, имеющих право на льготы по возрасту, а не по факту проживания в квартире в одиночестве.

 Субсидии на улучшение жилищных условий 

 Право на улучшение жилищных условий (кто имеет право, нормативы, порядок) 

 Платеж за капитальный ремонт, обязателен ли? ответит юрист 

 Порядок вывоза твердых коммунальных отходов с 1.01.2019 года 

 Установка котлов индивидуального отопления (получение разрешения, пошаговая инструкция) 

 Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, ведь чем больше людей будет знать о своих правах (и доказывать их), тем ответственнее станут службы. 

Идея сайта возникла на основе многочисленных жалоб в сфере коммунальных услуг и отсутствия нужной информации в одном источнике! Это единственный в своем роде жилищный сайт, объединяющий действительно важные и актуальные материалы.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->