Кому принадлежат контейнерные площадки для мусора

Содержание

Кто отвечает за уборку мусора вокруг контейнеров

Кому принадлежат контейнерные площадки для мусора

В большинстве жилых комплексов России реализована система сбора и вывоза отходов с помощью контейнеров. И если ТКО (твердые коммунальные отходы) из емкостей худо-бедно вывозят, то разобраться, кто должен убирать мусор вокруг контейнеров, довольно сложно.

Уборка контейнерных площадок входит в минимальный перечень работ и услуг по содержанию многоквартирного дома, утвержденный Постановлением Российской Федерации №290 от 3 апреля 2013 года. Проблема чистоты территории широко освещается в прессе и обсуждается с городскими властями.

На разных территориях уборкой занимаются региональные операторы, в других управляющие организации, ТСЖ (Товарищество собственников жилья), муниципальные бюджетные учреждения или сами жильцы. Сложилась ситуация, когда работы выполняет сторона, наиболее заинтересованная в чистоте.

Обязанность по установке контейнерных площадок

Обращение с ТКО регулируется порядками сбора твердых коммунальных отходов, принятыми правительствами областей на региональном уровне.

Обязанность по установке контейнерных площадок возлагается на жильцов домов или юридических лиц по согласованию с региональным оператором.

Последний, в свою очередь, уведомляет муниципальные власти, которые формируют схему обращения с отходами. Вывоз мусора осуществляется исключительно с площадок, обозначенных в схеме.

Региональный оператор определяется тендером по утвержденной процедуре и должен соответствовать требованиям правил обращения с ТКО. Контейнеры признаны объектами благоустройства и не требуют выделения участка для размещения. Установка контейнерных площадок на муниципальной земле выполняется за счет городских властей.

Кто отвечает за содержание контейнерных площадок для сбора мусора

Правилами об обращении с ТКО в редакции от сентября 2018 года обозначено, кто отвечает за содержание контейнерных площадок для сбора мусора. Владелец земли, где размещены емкости, несет все финансовые затраты и обязан принять меры по уходу за состоянием утвержденных мест сбора мусора и прилегающих территорий. Собственником земли может быть юридическое лицо, жильцы или муниципалитет.

Кто производит установку

Непосредственную установку выполняет региональный оператор или перевозчик, заключивший с ним договор.

Кто производит установку площадки, определяется решением жильцов или договором между управляющей организацией и непосредственным исполнителем. Подготовленное место должно соответствовать нормам СанПин 2.1.2.

2645-10, среди которых, требования по водонепроницаемости, ограждению с трех сторон до уровня 1,5 м высотой, освещенности и другие.

Управляющая организация

В большинстве случаев, на основании договора между жильцами и компанией работу по уборке и содержанию контейнерных площадок многоквартирных домов выполняет управляющая организация.

Стоимость работ включается в тариф по содержанию дома и отдельно не прописывается. Для выполнения работ могут привлекаться субподрядчики.

Покупать мусорные контейнеры

Несмотря на обязанность содержать места сбора отходов, жильцы не должны покупать мусорные контейнеры. По заключенному договору емкости предоставляются региональным оператором или транспортной организацией, вывозящей мусор.

Контейнеры, находящиеся в муниципальной собственности, безвозмездно или за определенную плату передаются указанным компаниям. Более того, все емкости для сбора мусора должны соответствовать требованиям, утвержденным порядком сбора ТКО в регионах.

Уборка контейнерной площадки, правила

Законодательством РФ вопрос содержания мест сбора мусора рассмотрен в нескольких подзаконных нормативных актах, а также в постановлениях на региональном уровне.

Среди основополагающих, регулирующих уборку контейнерных площадок, правила оказания услуг содержания имущества в многоквартирном доме.

Согласно действующей редакции от марта 2018 года, ответственный за уборку определяется утвержденным документом в зависимости от вида организации управляющей домом:

  • решением жильцов, если они управляют домом самостоятельно;
  • договором, если создана управляющая организация;
  • уставом, если работает жилищный кооператив или товарищество;
  • решением застройщика.

Уборке также подлежат территории прилегающие к местам сбора отходов.

Кто должен содержать контейнерные площадки для ТБО

В отличие от ТКО, бытовые отходы создаются в процессе жизнедеятельности исключительно жильцов, включая крупногабаритные отходы. В их состав не входит мусор офисов и другие подобные отходы, поэтому содержать контейнерные площадки для ТБО должен тот, кто уполномочен жильцами, создающими мусор. Это могут быть сами люди, ТСЖ, кооператив, управляющая организация либо застройщик.

Муниципальные власти отвечают за содержание, в случае если земля под место для мусора находится в собственности города. Региональный оператор несет ответственность за мусор с момента погрузки ТКО и за содержание мест сбора мусора ответственности не несет.

Тариф

Плата за содержание мест сбора мусора не является коммунальным платежом и в соответствии со статьей 156 ЖК РФ входит в тариф за содержание общего имущества дома.

Расчет выполняется исходя из размера жилой площади квартиры согласно методическим указаниям Минстроя России от 27 сентября 2016 года. Оплата за обеспечение порядка на контейнерных площадках, закрепленных за муниципалитетом перечисляется из бюджета.

Тариф за содержание имущества офисов выше, чем в жилых многоквартирных домах.

Передача контейнерных площадок

Для экономии бюджетных средств муниципальные власти стараются передать контейнерные площадки жильцам и юридическим лицам, осуществляющим сбор ТКО.

Процедура передачи описана в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами. Лицо, принимающее площадку, должно уведомить регионального оператора на протяжении 3 дней с момента приемки места для сбора мусора.

В дальнейшем оформить договор на получение услуги по вывозу отходов.

Для решения проблемы уборки контейнерных площадок для мусора, надо определиться, кому принадлежит земля. Владелец обязан обеспечить уборку, или перепоручить эту функцию уполномоченному органу (ТСЖ, Управляющей или подрядной организации).

10 ответов на острые вопросы о реформе в сфере обращения с ТКО

Кому принадлежат контейнерные площадки для мусора

C 1 января 2019 года в муниципальных образованиях России внедрена новая система обращения с отходами. В феврале 2019 года некоммерческое партнерство «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ „ЖКХ Контроль“» провело мониторинг реализации Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В ходе мониторинга были выявлены семь главных проблем.

1. В местах накопления ТКО отсутствуют контейнерные площадки (Республика Крым) или их недостаточно (Архангельская, Астраханская области, Республика Хакасия).

2. Созданные места (площадки) накопления отходов не соответствуют требованиям законодательства, санитарным нормам и правилам. Такую проблему специалисты зафиксировали в Оренбургской, Ульяновской, Псковской областях, Пермском крае.

3. В местном бюджете отсутствуют средства на строительство контейнерных площадок. Эту проблему исследователи выявили в Самарской, Ульяновской, Псковской, Кировской, Смоленской областях, Республике Крым.

4. Места (площадки) накопления ТКО не убираются, не очищаются от снега, или качество уборки площадок низкое (Оренбургская и Псковская области, Пермский край).

5. Муниципальные реестры мест накопления ТКО содержат неполную или недостоверную информацию.

6. Нет контейнеров для раздельного сбора отходов (Нижегородская, Тюменская области).

7. Мусор с площадок не вывозят или вывозят с нарушением графика (Нижегородская, Мурманская, Курская области).

Рассмотрим, какие из этих вопросов относятся к компетенции органов местного самоуправления, а какие — к полномочиям регионального оператора, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК, ЖК.

На заметку: Полномочия ОМСУ в сфере обращения с отходами

Органы МСУ участвуют в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Эти базовые полномочия закреплены в пункте 18 части 1, части 4 статьи 14, пункте 14 части 1 статьи 15, пунктах 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Конкретизируются эти полномочия в статье 8 Закона № 89-ФЗ.

1. Органы МСУ создают и содержат места (площадки) накопления ТКО. Если обязанность создать место накопления ТКО лежит на других лицах, то ОМСУ согласовывает его создание на основании письменной заявки (п. 3, 4 гл. 2 Правил, утв. постановлением Правительства от 31.08.2018 № 1039). Схема согласования — ниже.

2. Органы МСУ определяют схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведут их реестр.

3. Органы МСУ организуют экологическое воспитание и формируют экологическую культуру в области обращения с ТКО.

Что такое контейнерная площадка

На заметку: Если созданное органом МСУ место накопления отходов не соответствует этим требованиям, граждане могут обратиться в орган МСУ с заявлением о переносе площадки

Определение контейнерной площадки дано в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156.

Контейнерная площадка — место накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), которое предназначено для размещения контейнеров и бункеров и обустроено в соответствии с требованиями законодательства и санитарными нормами. Эти требования содержатся:

  •  в Законе № 89-ФЗ; 
  • Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; 
  • муниципальных правилах благоустройства территории муниципального образования; 
  • СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»; 
  • СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Где расположить контейнерную площадку

Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, дошкольных организаций, общеобразовательных организаций, спортплощадок и мест массового отдыха должно составлять не менее 20 м. Не следует располагать их далее 100 м от МКД. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.

Контейнерную площадку ограничивают бордюром, устанавливают с трех сторон забор высотой 1–2,5 м, вокруг высаживают кустарники и деревья. Для мусоровозов нужно обустроить подъездной путь.

На площадке должна быть размещена информация о ее собственнике и об обслуживаемых объектах потребителей (п. 14 Правил обращения с ТКО).

Сколько контейнеров поставить

Чтобы определить число контейнеров, нужно знать:

  • численность населения, пользующегося мусоросборниками; 
  •  нормы накопления отходов; 
  • сроки хранения отходов.

Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования (п. 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88).

Объем емкостей для накопления отходов также можно определить исходя из численности жителей МКД. Если в МКД до 200 человек, понадобятся переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л. Если в доме живут 200 или более человек, то выбор нужно сделать в пользу контейнеров вместимостью до 800 л.

Важно: Нельзя размещать баки для отходов рядом с пешеходными дорожками, клумбами, узкими проходами, арками, на автодорогах

Контейнеры могут быть:

Если планируется раздельный сбор ТКО, то установите отдельный контейнер для «сухих» отходов, которые пойдут на переработку (текстиль, банки, бутылки и др.). Такие отходы — вторичное сырье, и выбирать его из сборников отходов и мусоровозов запрещено (п. 2.2.5 СанПиН 42-128-4690-88).

Кто должен закупать контейнеры

Потребители складируют ТКО в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (Правила обращения с ТКО).

Поэтому, как правило, приобретает и ремонтирует контейнеры и бункеры для накопления ТКО региональный оператор. Эти расходы включают в расчет его необходимой валовой выручки и учитывают в тарифе. Такой вывод следует из пункта 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО (утв.

 постановлением Правительства от 30.05.2016 № 484).

Региональный оператор не позднее 25 декабря года, предшествующего году размещения контейнеров, направляет в орган МСУ сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах накопления ТКО, на которых планирует их разместить (п. 13.1 Правил обращения с ТКО). Вместе с тем органы МСУ имеют право самостоятельно закупить контейнеры и бункеры для установки в местах накопления ТКО. Так считают в Минприроды (письма от 18.01.2019 № 12–47/928, от 07.03.2019 № 08-25-53/5268).

Кто должен содержать контейнерную площадку

Контейнерную площадку обязан содержать собственник земли, на которой она расположена. Если земля принадлежит муниципалитету, то и содержать площадку должен он. Такой вывод следует из статьи 210 ГК.

Если земельный участок, на котором размещена контейнерная площадка, входит в состав общего имущества в МКД, ее будет содержать управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или ЖК. Есть два условия, при которых земельный участок под МКД входит в состав общего имущества в МКД:

  • он сформирован; 
  • он поставлен на государственный кадастровый учет.

На заметку: Региональный оператор не отвечает за организацию содержания и содержание контейнерной площадки

Если хотя бы одно из двух условий не выполняется, ответственность за содержание площадки несут органы местного самоуправления. Чтобы узнать, включена ли земля под МКД в состав общего имущества собственников помещений в этом МКД, направьте запрос в Росреестр.

Контейнерную площадку, расположенную за пределами придомовой территории, содержит муниципалитет.

Как содержать контейнерную площадку

Работы по содержанию контейнерной площадки определены в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД. Этот перечень Правительство утвердило постановлением от 03.04.2013 № 290.

Контейнерная площадка и ограждение вокруг нее должны быть чистыми. Нужно следить, чтобы ограждение было исправным. Как в холодный, так и в теплый период года необходимо подметать и убирать контейнерную площадку. Это предусмотрено пунктом 24 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД.

За грязь и мусор на контейнерной площадке накажут по статье 6.4 КоАП

Работы по содержанию мест накопления ТКО не включают уборку мест погрузки отходов. Подбирать просыпавшийся при погрузке мусор и перемещать его в мусоровоз обязан сотрудник регионального оператора. Это предусмотрено пунктом 26(1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и пунктом 2 Правил обращения с ТКО.

Как накажут за ненадлежащее содержание контейнерной площадки

За грязь и мусор на контейнерной площадке накажут по статье 6.4 КоАП.

Данная статья предусматривает наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Штраф для должностных лиц составит до 2 тыс. руб., для юридических лиц — до 20 тыс. руб. Также суд может приостановить работу организации на срок до 90 суток.

По статье 8.2 КоАП за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами накажут более строго. Для должностных лиц штраф составит от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для юридических лиц — от 100 тыс. до 250 тыс. руб. Также возможно приостановление деятельности организации до 90 суток.

Какую информацию включить в реестр

Документ:Правила ведения реестров мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Правительство утвердило  постановлением от 31.08.2018 № 1039

Включайте сведения обо всех контейнерных площадках в муниципальный реестр мест накопления ТКО. Он представляет собой базу данных о таких площадках в муниципальном образовании. Реестр ведите на бумажном носителе и в электронном виде. Вносите в него данные:

  • о местонахождении площадок накопления ТКО; 
  • технических характеристиках мест накопления ТКО; 
  • собственниках мест накопления ТКО; 
  • об источниках образования ТКО, которые складируются в местах накопления ТКО.

Данные о контейнерных площадках орган МСУ должен также отразить на схеме размещения мест накопления ТКО — карте муниципального образования масштаба 1:2000.

Кто и как часто должен вывозить отходы

Вывозить отходы обязан региональный оператор. Он отвечает за обращение с ТКО с того момента, когда его сотрудник погрузил отходы в мусоровоз в месте накопления ТКО (п. 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354).

Сроки вывоза отходов устанавливаются в договоре с региональным оператором. В пункте 2 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства от 12.12.2016 № 1156, указано, что периодичность вывоза ТКО определяется согласно приложению к договору.

Если в договоре с региональным оператором не названы сроки вывоза ТКО, можно руководствоваться нормами СанПиН 42-128-4690-88. В холодное время года при температуре –5 °С и ниже отходы не должны храниться дольше трех суток.

В теплое время при температуре выше 5 °С мусор нужно вывозить ежедневно. 

Как могут измениться требования

Роспотребнадзор разработал проект СанПиН 2.1.7.-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений».

Как следует из документа, на территории городских и сельских поселений должны быть оборудованы места накопления ТКО и специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (КГО). Накопление КГО должно осуществляться в бункеры.

На контейнерной площадке должно быть не более 10 контейнеров для ТКО и не более 2 бункеров для КГО. Все виды мусоросборников должны быть оборудованы крышками, чтобы отходы не выпадали на площадку.

На заметку: Главный санитарный врач региона будет вправе изменить периодичность вывоза мусора и обязательные расстояния от мест накопления ТКО до различных объектов, но не более чем на 25 процентов при условии оборудования площадки ограждением и навесом

Документ содержит требования к устройству контейнерной площадки. У нее должно быть твердое водонепроницаемое покрытие (например, из асфальта, керамзитобетона, полимербетона или плитки). Площадка должна быть ограничена бордюром или ограждением, иметь подъездной путь и возможность стока талых и ливневых вод. Аналогичные требования предъявляются и к площадке для установки бункера.

Расстояние от площадки до жилых зданий, границ земельных участков под ИЖС, территорий детских и спортивных площадок, детских садов, школ и мест массового отдыха — не менее 20 м, но не более 100 м, а до организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, — не менее 25 м.

Расстояние между урнами в общественных местах определяется интенсивностью использования объектов, но не должно быть более 40 м для многолюдных мест и более 100 м для малолюдных. Очистка урн — по мере их наполнения.

На пляжах урны следует размещать на расстоянии не менее 10 м от уреза воды из расчета 1 урна на 1600 кв. м или 1 контейнер для ТКО на 3500–4000 кв. м площади пляжа. Расстояние между урнами не должно превышать 40 м.

При определении числа урн в парках нужно исходить из расчета 1 урна на 800 кв. м площади парка. На главных аллеях расстояние между урнами должно быть не более 40 м.

Количество урн и расстояние между ними на территории торговых объектов определяет хозяйствующий субъект с учетом нормативов накопления ТКО.

Периодичность вывоза мусора может измениться. Срок временного накопления несортированных ТКО при температуре 5 °С и выше составит не более 1 суток, при температуре 4 °С и ниже — не более 3 суток.

Почему

Кому принадлежат контейнерные площадки для мусора

Девять месяцев реализации “мусорной реформы” показали, что эффект от нововведений в большей степени зависит не от дорогостоящих перерабатывающих заводов или современных мусоровозов, не от тарифа, которым зачастую манипулируют региональные операторы, а от того, переполнен ли ящик с мусором около дома.

Контейнерные площадки в первую очередь потребовали значительных вложений из местных бюджетов. Ведь за состоянием платформ для мусорных ящиков отвечает не регоператор, а органы местного самоуправления.

Процесс установки контейнерных площадок выявил массу проблем реформы, в том числе главную – нежелание самих жителей брать ответственность за собственный мусор.

Три месяца на малой родине – в поселке Ракитное – убедили меня в одном: даже растущий тариф и новые правила утилизации коммунальных отходов не заставят жителей частного сектора пересмотреть свои привычки. Два кубовых контейнера прямо под окнами дедушкиного дома, куда я переехала на лето, заполнялись сразу же после выгрузки в мусоровоз.

Ветки, трава, потерявшие цвет растения с клумб, кроличий помет вперемешку с арбузными корками и прочими отходами становились прекрасной приманкой для мух, ос и грызунов, а паломничество соседей с ведрами можно описывать бесконечно.

Пристроить жалкий пакет со своим мусором – в основном полиэтиленовой упаковкой – зачастую не представлялось возможным: не успеешь оглянуться – ящики забиты травой или чем-то еще. “Ладно, я здесь до осенних холодов, авось никто не выбросит мне под окна ртутную лампу, -утешала себя.

– А в будущем году уберу как-нибудь эти контейнеры”.

Как мусоросжигательный завод стал достопримечательностью Вены

Но не тут-то было: в рамках реформы все контейнерные площадки потребовали привести в порядок – забетонировать и огородить забором. И никого не смутило, что в большинстве случаев эти ящики установлены стихийно.

По санитарным нормам контейнерная площадка должна находиться как минимум в 20 метрах от жилья, но не дальше ста. В моем случае нарушение первой границы налицо – за три месяца по звуку падающего в контейнер мусора я могла определить, кто из соседей его вы-нес.

После звонка в администрацию поселка работы прекратились. Зато начались скандалы.

“Дальше ста метров не пойду”

Предметом спора стала как раз та самая близость к контейнерам. Чиновники пред-ложили перенести один ящик в начало улицы – на пустырь, второй – на середину, в “зазор” между домами. Но часть людей взбунтовалась.

– Цэ далэко носыть! – вынесли вердикт “пострадавшие”, посчитав, что до новых для них площадок придется ходить больше ста метров. – Тут живуть пенсионеры та инвалиды!

На предложение забетонировать площадку под их собственными окнами, чтобы было ближе, снова протест: “Коло нас ны надо!”

В результате на сход жителей пришлось приглашать главу поселковой администрации.

Южноуральск поделится опытом по раздельному сбору мусора

– У вас на улице по нормативу должно стоять три контейнера, – начал глава Александр Кислинский. – У вас их пять. И все заполняются.

Пока, по его словам, на превышение норматива никто не обращает внимания. Но это пока. Переполненные контейнеры – живая иллюстрация проблемы, о которой представители белгородского регионального оператора уже говорили на прошедших совещаниях – мусора больше, чем за него платят. Скоро придется пересчитывать тариф.

– Ветки, пожнивные остатки… За это все платите не вы, а поссовет,- продолжал глава. -Это считается частью работ по благоустройству.

Иными словами, местные власти просто боятся допустить завалов этих отходов в оврагах да лесопосадках. Вот и нянчатся с жителями.

За индивидуальный сбор подписи поставили и те, кто уже давно сделал компостную площадку

Что же касается норматива близости к домам, то пресловутые 20 метров, как выразился Александр Кислинский “должны быть соблюдены и по закону, и по-людски”. Только его словам никто не внял. Пенсионеры и инвалиды перешли на крик, сквозь который пробилось предложение: “Может, перейти на индивидуальный сбор?”

Этот способ давно опробовали во многих городах, там, где поставить контейнеры не представляется возможным. Например, в древнем Ельце, где разместить уродливый ящик с мусором под окнами памятника архитектуры (а там едва ли не каждый дом – памятник) просто нереально.

И с определенного момента его жители выносят паке-ты с отходами строго в назначенное время. Кто купил собственный контейнер – выкатывают его поближе к дороге. Не получается – оставляют в сторонке.

Но на ракитянской земле, которая когда-то принадлежала князьям Юсуповым, внедрявшим грамотное управление хозяйством, этот вариант понравился не всем.

– Я за общий контейнер, – сказал, подписывая протокол собрания, старожил улицы Николай Андреевич. – Конкретно за этот, – указал он на уже забитый доверху ящик.

Почему попытки раздельного сбора мусора терпят неудачу

Его поддержали многие: отнес в контейнер мусор – и забыл. А то выдумали тут: сортируй пищевые отходы в компост, траву… Хлопотно!

– А мы за индивидуальный сбор, – высказались те, кто вынужден лицезреть тот самый “конкретный” контейнер из окон своего дома. В их случае о 20 положенных по нормам метрах тоже речи не идет.

За индивидуальный сбор подписи поставили и те, кто уже давно сделал компостную площадку, пищевые отходы скармливает курам, а продукты покупает в основном на рынке, а не в супермаркете – так остается меньше упаковки. Еще есть надежда на дифференциацию тарифа: чем меньше мусора, тем ниже должна быть за него плата.

Но многие даже после громких скандалов не решались поставить подпись ни в одной из граф . “Вы за контейнерный чи за индивидуальный сбор?” . – спрашивали они себя и обращались к соседям. Те, в свою очередь, вопрошали: “А можно не подписываться?” Как выяснилось, большинство просто не представляет как управляться с мусором.

Хотя можно не таскать траву в контейнер, сделав компостную площадку: в ней трава сгниет и превратится в удобрение. За это областный власти и даже пообещали “снизить тариф, но, правда, пока решение не принято. Бумагу можно сжечь в мангале или сдать в пункт приема макулатуры. Но зачем заморачиваться? Есть же ящик. Он все вынесет.

Миллионы на мусор

Александр Кислинский отметил, что на обустройство контейнерных площадок по всему поселку направили четыре миллиона рублей, и с каждым недовольным их размещением пришлось разговаривать индивидуально.

– А найти подход к людям не так и просто, – устало говорит глава поселка.

Желания наладить индивидуальный сбор со стороны жителей ракитянские власти не почувствовали.

При том, что в соседнем райцентре – Красной Яруге, которую не зря прозвали “маленькой Швейцарией” – система работает как часы.

Конечно, большинство ракитянцев сами постарались, чтобы контейнеры были вынесены как можно дальше от домов. Но если жители захотят наладить индивидуальный сбор, чиновники обязаны обеспечить такую возможность.
В каких городах России жители готовы разделять мусор

Но как же тогда четыре миллиона инвестиций? Напрасные траты?

Глава компании-регоператора Леонид Белоковаленко отмечает, что эти средства все равно потрачены не зря.

– Площадки послужат в процессе перехода на новую систему, – поясняет он. – Именно так и задумывалось.

Кроме того, регоператор прояснил ситуацию с ветками и пожнивными остатками: это не твердые коммунальные отходы, а потому должен вывозиться за отдельную плату.

– Тариф на них пока ниже – 300 рублей за куб, а не 500, как за обычный мусор, – отметил Леонид Белоковаленко. – Накопились ветки у вас, у соседей – кооперируйтесь, звоните нам, в течение суток все вызовы обрабатываются, заключается договор на оказание разовой услуги и все вывозится быстро и качественно. Погрузка тоже входит в стоимость.

Этот алгоритм – с компостом, сортировкой, вызовом спецбригады и 300 рублями за ветки и траву чиновникам, коммунальщикам и настоящим хозяевам кажется простым.

Но многострадальные ящики на нашей улице снова забиты тем, что летом цвело на клумбах.

Кто-то держит пакеты с мусором в сарае, ждет, пока мусоровоз заберет скопившиеся отходы, и платит ровно так же, как те, кто забил ящики до отказа. И ракитянский случай, к сожалению, не исключительный…

Кто устанавливает контейнеры для мусора?

Кому принадлежат контейнерные площадки для мусора

20 августа 2019 г.

На вопрос, кто устанавливает контейнеры для мусора, представитель пресс-службы Министерства Природы РФ объяснил, что в законодательстве не указаны ответственные лица, обязанные покупать урны и бункеры под их монтаж. Существует несколько организаций, которые отвечают на установку мусорных баков, как правило, эти компании разделяют город на зоны индивидуальной ответственности.

Кто покупает контейнеры?

Коммунальный мусор накапливается в специальных емкостях – контейнерах или баках. Регулярно их очищает мусоровоз и отправляет отхода на свалку либо на перерабатывающую станцию. Во многих городах наблюдается острая нехватка контейнеров, что свидетельствует о недостатке финансирования или халатности администрации.

Перед тем, как установить емкость для твердых коммунальных отходов, её необходимо купить. Этот процесс возлагается на нескольких ответственных лиц, в их число могут входить:

  • Представители органов местного самоуправления, которые оборудовали специальные места для скопления ТКО с учетом норм, прописанных в действующем законодательстве.
  • Собственники территорий, где установлены места сбора ТКО.
  • Компании, управляющие многоквартирными домами.
  • Региональный оператор, если действует единая тарификация с включением установленных расходов.
  • Потребители.

Для того, чтобы ознакомиться с юридическими и правовыми нормами, следует изучить закон под номером 7 от 10.01.02 «Об охране окружающей среды». Совсем недавно в него внесли ряд изменений, после которых длился период перехода от одной системы к другой.

Кто устанавливает контейнеры?

В этой сфере широкое распространение получили различные мифы, поскольку тема находится у многих на слуху. Серьезный ажиотаж поднялся после митингов в 2018 году, которые проходили в столице. Тогда сознательные граждане разделились на несколько лагерей, каждый из которых отстаивал свою позицию. Всеобщая неразбериха и привела к появлению следующих мифов:

  1. Площадки для контейнеров оборудуются по указанию администрации, а средства выделяются из бюджета. В казне не заложены средства под такие мероприятия, хотя в ст.8 закона «Об отходах» указано, что органы местного самоуправления обязаны создать и обеспечить обслуживание участка, на котором расположены мусорные баки. Исключением являются случаи, когда на законодательном уровне эти обязанности возлагаются на другие лица и инстанции. Из этого следует, что администрации легче переложить ответственность на кого-то другого, чем заниматься этим самостоятельно.
  2. Второй миф появился под предводительством Минприроды, когда в одном письме за 2019 год отмечалось, что контейнеры могут покупать собственники земельных участков, на территории которых оборудованы площадки, а также органами самоуправления, создавшими места накопления ТКО. К этим категориям можно отнести региональных операторов, управляющих домами многоквартирного типа и даже непосредственно потребителями. Из этого письма можно сделать вывод, что политика Министерства Природы функционирует по принципу: «вам надо – вы и берите».
  3. Контейнеры покупают управляющие организации и собственники. Данная модель существовала ранее, контейнерные площадки оборудовали и отвечали за их исправность собственники территорий, где находятся эти площадки. Управляющие компании обладали такими же полномочиями, но на участках с многоквартирными домами. На ответственных лиц даже накладывались штрафные санкции, если мусор вывозился с опозданием либо площадки были грязными. Сейчас управляющие компании также привлекаются к финансовым взысканиям и другим административным наказаниям.

За последние несколько лет законодательство претерпело изменения, во многом это заслуга Постановления Правительства №1572, опубликованное в 2018 году. Некоторые пункты полностью модифицировались, но большинство остались неизменными.

Изменения в законодательстве

Региональный оператор несет ответственность за состояние твердых коммунальных отходов после их помещения в мусоровоз. В погрузку также входит очистка мусорных площадок. Правила обращения с отходами пополнились новым понятием: «погрузка ТКО».

Термин представляет собой транспортировку твердого мусора из места скопления или других участков, откуда производится погрузка, в мусоровоз.

В обязательном порядке территория погрузки должна находится в чистом состоянии, в противном случае есть большая вероятность наложения штрафных санкций.

Можно сделать вывод, что места погрузки убирает региональный оператор. Многие отметили, что понятия «контейнерная площадка» и «участок погрузки» различаются, поскольку в некоторых случаях обозначают разные места. Поэтому рассыпанный мусор при погрузке и отходы, которые разлетелись во время нахождения в баке, также имеют большую разницу.

В пункте под номером 13 в «Правилах обращения с отходами» было указано, что за внешний вид и чистоту контейнерных площадок несут ответственность управляющие организации либо собственники.

Действующее законодательство исключает данную обязанность, поэтому за чистоту территории накопления твердых коммунальных отходов отвечает исключительно региональный оператор.

Существует и другое мнение: если площадка включена в перечень общего имущества дома, то обязанности возлагаются на собственников, а также управляющую компанию, в ином случае ответственность несет муниципалитет.

Однако необходимо перейти к более важному вопросу – кто покупает и устанавливает мусорные баки. Из всех вышеперечисленных лиц крайним остается региональный оператор.

В «Правилах обращения» прописано, что каждый год региональный оператор до 25 декабря направляет представителям местного самоуправления данные о численности размещения бункеров и емкостей для мусора.

При этом он обязан указать точное место размещения площадки и объем баков.

Контейнеры для ТКО и площадки, где они установлены, покупает, монтирует, убирает и ремонтирует в случае необходимости – региональный оператор. Однако убирать оператор должен исключительно места погрузки, стоимость этих услуг определяется принятой тарификацией.

Следует отметить, что оператор не устанавливает самостоятельно цены, эти обязанности возложены на представителей региональных властей. В некоторых случаях администрация забывает выделить из бюджета средства на тарификацию. В этом случае установка и обслуживание контейнеров региональный оператор может не выполнять, поскольку штрафные санкции не накладываются.

В каких случаях покупку и установку контейнеров осуществляет управляющая компания?

Помимо регионального оператора обустройством площадок и установкой мусорных баков может заниматься управляющая организация. Это возможно в следующих случаях:

  1. Границы придомового участка оформлены в соответствии с действующим законодательством, а земля и постройки принадлежат не муниципальному образованию, а собственнику.
  2. Было принято решение на всеобщем собрании МКД об обустройстве территории под контейнеры и покупке мусорных баков. В этом случае обязательно уточняется размер финансирования, сумма определяется на основе точных и комплексных расчетов.
  3. Включение участка сбора твердых отходов, расположенного в придомовых границах, в территориальную схему обращения с мусором.

Представители ГЖН и ОМСУ часто используют практику, при которой оборудование площадок и покупка контейнеров возлагается на управляющую компанию.

Однако такое решение можно считать незаконным, поскольку мероприятия нуждаются в определенных финансовых расходах.

При отсутствии контейнеров и появлении очередной жалобы на УК накладывается штраф по причине нецелевой растраты средств, принадлежащих собственникам.

Большинство судебных решений в аналогичных случаях принимаются в пользу управляющих организаций, что заставляет ОМСУ выполнить непосредственные обязанности и установить контейнеры. Тем не менее, еще встречаются случаи, когда суд передает ответственность на управляющую компанию.

Установка контейнеров для твердого мусора и обустройство площадок, а также мест сбора отходов – важные мероприятия, от которых зависит состояние города.

Именно поэтому важно определить ответственное лицо, обязанное следить за состоянием площадок.

В противном случае необходимо писать жалобы в соответствующие инстанции, иногда к проверкам подключаются не только местные органы власти, но и Прокуратора.

Чтобы получить квалифицированную юридическую и правовую помощь, следует обратиться в специализированную компанию, где специалисты проводят консультацию и отвечают на проблемные вопросы.

Кто должен убирать контейнерную площадку на оформленном участке многоквартирного дома

Кому принадлежат контейнерные площадки для мусора

27 декабря 2018 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572, которое внесло изменения в распределение обязанностей между региональными операторами по обращению с ТКО и собственниками земли, на которой расположены места для сбора мусора. Попробуем разобраться в новых требованиях законодательства.

За мусор с момента его погрузки отвечает региональный оператор

Согласно ч. 8 ст.

23 № 458-ФЗ, в регионах РФ с 1 января 2019 года должна действовать новая схема по обращению с ТКО: вывоз мусора становится коммунальной услугой, которую исполняет региональный оператор по утверждённым тарифам.

Именно регоператор с этого времени отвечает за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых  коммунальных отходов, правила которых закреплены в ПП РФ № 1156.

Внедрение этой схемы отложено только в городах федерального значения и регионах, где конкурс по отбору регоператора не состоялся и не нашлось компании, которая бы могла взять на себя эти функции (№ 483-ФЗ). В остальных субъектах РФ региональный оператор по обращению с ТКО уже должен работать в соответствии с нормами ПП РФ № 1156.Кто такой регоператор по обращению с ТКО и чем он занимается

За содержание контейнерной площадки не всегда отвечает собственник земли

Выбранный региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента их погрузки в мусоровоз (п. 13 ПП РФ №1156). До ПП РФ № 1572 за накопление и сбор мусора, а также за создание и содержание мест для накопления ТКО, контейнерной площадки всегда отвечал собственник земли, на которой сбор отходов был организован (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491).

То есть собственник земли создавал и содержал контейнерную площадку, на которой накапливались ТКО, а региональный оператор собирал мусор в мусоровозы и с этого момента отвечал за их транспортировку, сортировку, обезвреживание, утилизацию и захоронение.

ПП РФ № 1572 изменило данную схему, признав утратившим силу ч. III типового договора с регоператором, утверждённого ПП РФ № 1156, где была прописана ответственность собственника земли за контейнерные площадки, размещённые на неоформленных участках (пп. «б» п. 5 ПП РФ № 1572). С 27 декабря 2018 года за такие места для накопления ТКО отвечает орган местного самоуправления.

Ранее за уборку места погрузки ТКО отвечал собственник земли

К содержанию контейнерных площадок и мест накопления ТКО, за которое отвечали управляющими организации, относятся установка, обслуживание (покраска, ремонт и др.

) и очистка урн, мусоропроводов, мусороприёмных камер и контейнерных площадок (п. 260-1 ПП РФ № 290, пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491).

Эти работы входят в перечень обязательных, которые должна выполнять УО для надлежащего содержания общего имущества дома.

Своевременная уборка территории и систематическое наблюдение за её санитарным состоянием были отнесены к обязанностям УО по обслуживанию жилищного фонда в соответствии с п. 3.7.1 постановления № 170.

Следовательно, до момента погрузки мусора в мусоровоз и после отъезда спецмашины ответственность за состояние контейнерной площадки, размещённой на оформленной придомовой территории, несла управляющая организация. Именно она убирала территорию и контейнеры, если отходы были разбросаны.О новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора

С 2019 года уборка места погрузки отходов – обязанность регоператора

Новое ПП РФ № 1572 внесло изменения как ПП РФ № 1156, которое регулирует деятельность региональных операторов, так и в нормативно-правовые акты, которыми руководствуются УО при управлении многоквартирными домами: ПП РФ № 290, ПП РФ № 491, ПП РФ № 354.

1. К содержанию мест и площадок накопления ТКО не относятся работы по уборке мест погрузки отходов в спецмашины (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491 в ред. ПП РФ №1156).

2. Эта обязанность исключена из минимального перечня работ по содержанию общего имущества МКД (п. п. 4, 25 ПП РФ № 290 в ред. ПП РФ № 1156).

Одновременно с этим уборка мест погрузки ТКО отнесена к обязанностям регионального оператора, что с 27 декабря 2018 года закреплено в п. 148(12) ПП РФ № 354 и п. 2 ПП РФ № 1156.

Для разграничения обязанностей собственников земли под контейнерной площадкой, расположенной на оформленной придомовой территории, и регоператора по вопросу содержания и уборки территории, где собираются ТКО, в п. 2 ПП РФ № 1156 введено понятие «уборка места погрузки ТКО».

Под такой уборкой следует понимать действия сотрудников регоператора по подбору и перемещению в мусоровоз отходов, обронённых или рассыпанных во время погрузочных работ. Такие действия включены в погрузку отходов.

Уборка контейнерной площадки в новой схеме обращения с отходами

Казалось бы, ПП РФ № 1572 разграничил обязанности регоператора по обращению с ТКО и управляющих организаций, которые отвечают за содержание общего имущества собственников, и обозначил чёткую схему:

1. УО организует площадку для накопления ТКО и ставит её на учёт в соответствии с ПП РФ № 1039 в случае, если место для сбора отходов размещено на сформированном земельном участке.

2. Жители дома складируют отходы на площадке, аккуратно размещая их в контейнерах.

3. Регоператор один раз в сутки при температуре выше 5°C и раз в трое суток при температуре 5°C и ниже организует погрузку ТКО в мусоровозы и их вывоз, при этом убирая за собой площадку, если в процессе погрузки что-то рассыпалось или разлетелось.

4. Управляющая домом организация следит за прилегающей территорией, за состоянием площадки, проводит её уборку и ремонт, при необходимости – дератизацию и дезинсекцию.

Регоператор, приезжая за мусором, должен начать погрузку на чистой территории контейнерной площадки. За этим следит УО. Уезжая с мусором, сотрудники регионального оператора должны убрать за собой и оставить площадку для накопления отходов опять же чистой.

Но это – в идеале. По факту возможен спор управляющей организации и регоператора, кто виноват в валяющемся в месте накопления ТКО и на прилегающей территории мусоре: не убрал за собой оператор или отходы разбросали жители/бродячие животные уже после их отъезда.

Возникают и другие вопросы: обязан ли региональный оператор убрать место погрузки ТКО, если по прибытии мусоровоза оно уже было загрязнено отходами? И должен ли он вывезти мусор, который не влез в контейнеры и размещён рядом с ними? В законодательстве нет прямой нормы, указывающей на обязанность регоператора это делать.Земельный участок в составе общего имущества МКД

Действия УО после принятия ПП РФ № 1572

Поскольку ПП РФ № 1572 – новое и сложившейся практики по его применению ещё нет, можно предположить, что в каждом регионе и даже муниципалитете будет складываться собственная ситуация – в зависимости от условий договора с региональным оператором, позиции органа ГЖН, а затем – судебной практики.

Мы же хотим напомнить, что жители многоквартирных домов вряд ли будут разбираться, кто и почему не убирает контейнерную площадку, в чьи обязанности это входит. Скорее всего, они обратятся в орган ГЖН.

Если площадка находится на неоформленном земельном участке, то УО не отвечает за порядок в месте накопления ТКО и не может быть наказана за разбросанный мусор. Иной случай, если контейнерная площадка включена в состав общего имущества дома.

Чтобы не быть привлечёнными к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию общего имущества МКД, управляющим организациям необходимо поддерживать чистоту на контейнерной площадке. А если регоператор не убирает после погрузки ТКО – фиксировать эти факты и добиваться исполнения норм ПП РФ № 1572, обратившись напрямую к региональному оператору или через контрольные органы.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->