Кто проводит аттестацию рабочих мест в организации

Содержание

Как провести аттестацию рабочих мест

Кто проводит аттестацию рабочих мест в организации

  • Законодательство
  • Сроки аттестации
  • Аттестация рабочих мест и штрафы
  • Кто проводит аттестацию?
  • Порядок проведения аттестации
  • Стоимость аттестации рабочих мест

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Аттестация проводится на основании Приказа Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Основываясь на части второй ст. 212 ТК РФ аттестацию рабочих мест обязаны проводить все работодатели без исключений. Основная цель и задача данной процедуры – улучшение условий труда, а также выявление вредных и опасных производственных факторов. Процесс проведения аттестации включает в себя:

  • гигиеническую оценку условий труда работников;
  • оценку травмобезопасности на предприятии;
  • оценка соответствия нормам безопасности труда используемых инструментов и оборудования на предприятии;
  • обеспеченность работников организации средствами индивидуальной защиты.

Сроки аттестации

Организация сама определяет, когда ей нужно проводить аттестацию. Однако по закону, проводить её нужно не реже одного раза в 5 лет! Важно знать, что если на вашем предприятии появляется новое рабочее место или изменено производственное оборудование рабочего места, то его необходимо аттестовать в течении 60 дней.

Многие работодатели путают аттестацию рабочих мест с аттестацией работников. Важно понять, что аттестуется именно рабочее место, а не работник! Например, в вашей организации может работать 5 человек, а рабочих мест может быть 2, 3 или даже 8. Некоторые работники могут выполнять разные задачи и занимать соответственно несколько рабочих мест, каждое из которых обязан аттестовать работодатель!

Аттестация рабочих мест и штрафы

За нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест могут применяться различные санкции: от выдачи предписаний на устранение нарушений до привлечения руководителей и должностных лиц к административной ответственности. Осуществить проверку аттестации рабочих мест может как прокуратура, так и инспекция по труду и занятости. Визит данных структур, как правило, не сулит ничего хорошего.

На сегодняшний день максимальный штраф за не проведение аттестации рабочих мест составляет 50 тысяч рублей. Или может проводится административное приостановление деятельности предприятия или организации на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ). Штраф для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс.

рублей. Однако в планах Министерства здравоохранения и социального развития стоит увеличение данной суммы в несколько раз. Увеличение штрафов позволит повысить степень ответственности работодателя за жизнь и здоровье работников и призовет многие организации провести аттестацию своих рабочих мест.

Кто проводит аттестацию?

Для того, чтобы провести аттестацию, в соответствии с законодательством, необходимо иметь аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда согласно приказу Минздравсоцразвитие N205н от 01.04.

2010. Как правило, такие организации обладают собственной лабораторией и всем перечнем измерительного оборудования для проведения измерений. Привлечение таких организаций происходит на договорной основе.

Порядок проведения аттестации

Порядок проведения аттестации рабочих мест включает в себя:

  1. Формирование приказа по организации, в рамках которого создается специальная аттестационная комиссия, в которую входят специалисты аттестующей фирмы и сотрудники аттестуемой организации.

2) Определяется список рабочих мест, подлежащих аттестации. Далее устанавливается перечень опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и рассчитывается стоимость аттестации.

3) Процесс исполнения аттестации рабочих мест по условиям труда, в рамках которого проводится оценка степени травмоопасности каждого рабочего места и определяется:

  • безопасность применяемого оборудования, инструментария и материалов, участвующих в процессе труда;
  • обеспеченность работников СИЗ и их соответствие фактическому воздействию вредных или опасных факторов;
  • уровень информированности каждого работника о мероприятиях по обеспечению безопасности труда.

4) Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, с приложением соответствующего пакета документов:

  • протоколы произведенных измерений;
  • карты аттестации рабочих мест на предприятии;
  • план мероприятий, направленный на улучшение санитарно-бытовых условий труда работников;
  • ведомости, приложения и прочие документы.

5) После проведения аттестации работодатель отправляет её результаты в государственную инспекцию труда. Полученные документы по результатам аттестации используются в рамках:

  • сертификации производственных объектов, подтверждающей соответствие требованиям по организации охраны труда;
  • для расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного соцстрахования работников от несчастных случаев на производстве;
  • определения условий трудового договора и ознакомления работника с трудовым процессом;
  • разработки плана мероприятий, направленного на обеспечение безопасности труда;
  • определения порядка и размера компенсаций работникам;
  • выявления виновных в нарушении требований по охране труда и принятия соответствующих решений.

Стоимость аттестации рабочих мест

Стоимость услуг по аттестации зависит от количества рабочих мест на предприятии. Для средних и крупных предприятий, где имеется большое количество рабочих мест существуют системы скидок.

Средняя рыночная стоимость аттестации 1 рабочего места составляет от 1500  до 7000 рублей. Отдельно оплачиваются сложные исследования.

При этом стоимость аттестации рабочего места сварщика будет выше, чем стоимость аттестации рабочего места бухгалтера.

Для обычного офиса примерная стоимость аттестации одного рабочего места с персональным компьютером составляет около 2000 рублей.

Существуют организации, которые предлагают оказать данные услуги по ценам значительно ниже средне-рыночных цен. Но следует учесть, что дешевый вариант может привести к значительным потерям в будущем.

На сегодняшний день, рынок подобных услуг в нашей стране весьма разнообразен. Однако из огромной массы организаций, предлагающих услуги аттестации, следует выбирать только честные и зарекомендовавшие себя с положительной стороны фирмы.

Все работодатели должны проводить аттестацию рабочих мест

Кто проводит аттестацию рабочих мест в организации

Аттестацию рабочих мест каждый работодатель обязан проводить каждые пять лет. С 2011 года работодатели при проведении аттестации руководствуются новым Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.

2011 №342н (далее – Приказ). Новый Приказ имеет ряд существенных отличий от ранее действовавшего Приказа №569.

И так, для чего проводят аттестацию, кому поручить проведение аттестации, какая ответственность ждет работодателя за уклонение от проведения аттестации рабочих мест?

Аттестация рабочих мест

Согласно ст.209 Трудового кодекса, аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка состояния рабочих мест, условий труда для выявления опасных факторов, влияющих на здоровье работников и осуществления необходимых мероприятий для приведения рабочих мест в соответствие с нормативами.

Кто должен проводить аттестацию

Проводить аттестацию должны все работодатели, независимо от вида деятельности организации или ИП, независимо от организационно-правовой формы и применяемой системы налогообложения. При этом, аттестацию необходимо провести в отношении каждого рабочего места.

Аттестующие организации

Аттестацию могут проводить юридические лица, аккредитованные аттестующими организациями в установленном порядке. Такие компании включены в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Для того, чтобы провести аттестацию рабочих мест, работодатель заключает гражданско-правовой договор с аттестующей организацией. Необходимо отметить, что организация, которой поручается проведение аттестации, должна быть независимой по отношению к работодателю.

Работодатель, должен оказывать содействие аттестующей организации, предоставлять необходимые документы, давать в устной и письменной форме необходимые разъяснения.

Аттестующая организация

  • На основе действующих нормативов определяет метод проведения оценок и измерений, состав специалистов, осуществляющих необходимые процедуры;
  • Проверяет наличие и полноту документации по обеспечению охраны труда у работодателя; 
  • Запрашивает у работодателя разъяснения по всем возникающим вопросам;
  • В случае отказа работодателя в предоставлении документов и разъяснений отказывает в проведении аттестации.

Периодичность аттестации

Аттестацию по каждому рабочему месту работодатели, согласно п.8 Порядка, должны проводить раз в пять лет.
В соответствии с п.п.47 и 48 Порядка, проводится внеплановая аттестация в следующих случаях:

  • организация новых рабочих мест – до истечения 60-ти рабочих дней после их ввода;
  • замена производственного оборудования;
  • изменение технологического процесса;
  • изменение средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • проведение государственной экспертизы условий труда, которая была осуществлена для оценки качества ранее проведенной аттестации;
  • осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с нормативными требованиями;
  • проведение мероприятий по улучшению условий труда.

Аттестационная комиссия

Работодатель приказом утверждает состав аттестационной комиссии и график проведения работ. В состав комиссии входят:

  • Представитель работодателя;
  • Специалист по охране труда;
  • Представитель выборного профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
  • Представитель аттестующей организации.

В ходе проведения мероприятий по аттестации, комиссия осуществляет следующие процедуры:

  • Контроль за проведением аттестации на всех этапах ее проведения;
  • Собирает и изучает пакет необходимых нормативных документов, организационные, распорядительные и методические акты, необходимые для проведения;
  • Составляет перечень, подлежащих аттестации, рабочих мест, в котором указывает факторы трудового процесса, факторы производственной среды, травмоопасности, обеспеченности работников СИЗ;
  • Проверяет и формирует предложения по приведению в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, должностей руководителей, специалистов и служащих, наименований профессий и должностей, принятых в аттестуемой организации;
  • Каждому рабочему месту присваивает порядковый номер;
  • Заполняет карты аттестации и надлежащим образом их подписывает;
  • В случае необходимости в письменном виде представляет предложения об изменении или дополнении трудовых договоров касательно обязанностей работодателя и защиты интересов работника;
  • По окончании мероприятий по проведению аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с установленными нормами и требованиями охраны труда. При этом указываются источники финансирования и сроки их выполнения.

В процессе осуществления мероприятий по аттестации рабочих мест осуществляется оценка:

  • Соответствия условий труда гигиеническим нормам;
  • Травмоопасности рабочих мест;
  • Обеспеченности каждого работника средствами индивидуальной защиты;
  • Комплексная оценка условий труда.

Результаты аттестации

По результатам аттестации комиссия составляет отчет об аттестации.
Отчет рассматривается комиссией в течение десяти календарных дней. Комиссия подписывает протокол заседания и вместе с отчетом передает его работодателю.

Работодателю отводится десять рабочих дней для подписания приказа о завершении аттестации и утверждения отчета и представляет для ознакомления каждому работнику результаты аттестации его рабочего места.

Работники подтверждают ознакомление с результатами аттестации своей подписью.

В течение десяти календарных дней с момента издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета, работодатель направляет в инспекцию труда сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест и сведения об аттестующей организации.

Ранее действующий Приказ №569 предусматривал передачу документов в инспекцию труда, но сроки для передачи не были установлены. Теперь же работодателям следует придерживаться установленных сроков.

Обратите внимание, в новом Порядке исключены некоторые пункты об использовании результатов аттестации в целях наказания, в частности следующие пункты:

  • Обоснование решений об административном наказании в виде приостановления деятельности организации;
  • Рассмотрение вопроса о приостановлении эксплуатации зданий, машин, оборудования, осуществлении некоторых видов работ вследствие угрозы жизни и здоровью работников;
  • Решение вопроса о мерах ответственности применяемых в отношении лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда.

Ответственность

За непроведение аттестации ответственность, согласно ст.212 ТК РФ, несет работодатель. Ответственность установлена ст. 5.27 КОАП РФ.

Штрафы за правонарушения в сфере охраны труда

ответчиксанкции
Должностное лицо 1 раз1000-5000 (руб.)
Должностное лицо, ранее совершившее аналогичное правонарушениеДисквалификация на срок от одного года до трех лет
Индивидуальный предприниматель1000-5000 (руб.) либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Юридическое лицо30 000 – 50 000 (руб.) либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Подробнее о санкциях за нарушение трудового законодательстваХотим отметить, что планируется существенно повысить размер штрафов за нарушения трудового законодательства.

За проведение аттестации, за достоверность и полноту представленной в трудовую инспекцию информации несет работодатель. За достоверность результатов аттестации, достоверность результатов измерений и согласно п.52 Порядка, отвечает как работодатель, так и аттестующая организация.

Контроль и государственный надзор за соблюдением порядка проведения аттестации осуществляет Роструд. Право контроля также имеют профсоюзы.

Если работодатель провел аттестацию в соответствии с ранее действующим Приказом №569, то повторно не требуется ее проводить.

Согласно новому Приказу, результаты ранее проведенной аттестации, действительны до наступления очередного срока ее проведения.

Стоимость проведения аттестации

На сегодняшний день на территории России аккредитовано 622 аттестующих организаций, в Москве действует 61 организация.
На сайте Минздравсоцразвития http://rao.rosminzdrav.

ru/ можно посмотреть реестр таких организаций.
Стоимость проведения аттестаций зависит от разных факторов, в том числе от количества рабочих мест, сложности исследования и т.д.

В среднем стоимость аттестации одного рабочего места составляет 1000 – 7000 рублей.

Компенсации за вредные условия труда и налогообложение компенсаций

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах с вредными условиями труда, по результатам проведения аттестации, устанавливается в повышенном размере. В коллективном или трудовом договоре должен быть зафиксирован размер надбавки.Разъяснения по налогообложению таких выплат приведены в письме ФНС России от 06.09.2011 №ЕД-4-3/14453.Согласно подп.3 ст.

255 НК РФ, компенсационные выплаты, связанные с особыми условиями труда и режимом работы, в т.ч. надбавки за работу в тяжелых и вредных условиях, относятся к расходам на оплату труда. Соответственно, надбавки, установленные по результатам аттестации, работодатели вправе учитывать в расходах.

Работодатели, выплачивающие надбавки без проведения аттестации, не могут учитывать такие выплаты в расходах. Однако, суды придерживаются другой позиции. Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 07.10.

2010 №Ф09-8271/10-СЗ по делу №А60-4798/2010-С10, постановил, что надбавки выплачиваемые в связи с вредными условиями труда, работодатели вправе включать в расходы независимо от проведения аттестации рабочих мест. Поскольку отсутствие аттестации не освобождает работодателя от обязанности производить дополнительные выплаты работникам, работающим в опасных и вредных условиях.

Помимо надбавки, согласно ст.219 ТК РФ, работникам, занятым на вредных работах, положена компенсация. Налоговые органы считают, что такие выплаты должны облагаться НДФЛ. Освобождаются компенсационные выплаты от НДФЛ только при одновременном наличии следующих условий:

  • Компенсация выплачивается по результатам проведенной аттестации рабочих мест;
  • Работодатель не может устранить выявленные тяжелые или опасные условия труда.

Однако, по мнению Министерства финансов, НДФЛ не облагаются компенсации, если они предусмотрены трудовыми и коллективными договорами с учетом рекомендаций, полученных от профсоюзных инспекторов по охране труда.
Обратите внимание, в связи с тем, что надбавки не являются компенсационными выплатами, при их выплате следует удерживать НДФЛ.

Сертификация организации работ

Работодатели, согласно ст.212 ТК РФ, помимо аттестации, обязаны обеспечить сертификацию организации работ по охране труда.

Малые предприятия вместо сертификации могут оформить декларацию соответствия, которая представляется в государственные органы в подтверждение соответствия условий труда нормативным требованиям.

Декларация соответствия сдается также после проведения аттестации рабочих мест.

С 2012 года работодатели обязаны сообщать в ФСС сведения о результатах аттестации и проведенных в обязательном порядке медосмотрах.

Фонд социального страхования, на основе результатов аттестации определяет размер скидки или надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При определении размера скидки или надбавки учитываются итоги работы страхователя за предшествующие три года.

Скидка не предоставляется, если у работодателя были страховые случаи со смертельным исходом.

Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест?

Кто проводит аттестацию рабочих мест в организации

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения  оценки определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января  2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который вступил в силу 8 апреля 2014 года.

Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников.

Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке.

Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст.

3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)

Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло.

Так, например, если проведенной аттестацией  условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).

Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя.

Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда  и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.

4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н).

Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос Ответ
Что такое специальная оценка?Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)
Кто должен проводить специальную оценку?Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)
Какие рабочие места подлежат специальной оценке?Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ): — надомных работников; — дистанционных работников;— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями
Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?Да, органы ФСС устанавливают скидку  в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.  При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.
Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ. Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)
Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)
Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет фсс

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014. О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте здесь.

Кто проводит аттестацию рабочих мест в организации?

Кто проводит аттестацию рабочих мест в организации

Аттестация рабочих мест на предприятии проводится по результатам строго регламентированной процедуры – специальной оценки условий труда. По итогам аттестации каждому рабочему месту присваивается класс вредности. О том, как и в какие сроки проводится аттестация рабочих мест, читайте в статье.

Цели аттестации рабочих мест труда

К основным обязанностям работодателя, закрепленным Трудовым кодексом, относится обеспечение работникам безопасных условий труда.

Конечно, существуют профессии, должности и организации, работа на которых связана с влиянием вредных и опасных производственных факторов. Работодатель, при всем его желании, не может полностью устранить влияние таких факторов для этих профессий и должностей.

У него есть возможность только минимизировать его, используя современные инструменты и технологии, средства индивидуальной защиты.

С другой стороны, вредные факторы могут быть обнаружены и на рабочих местах, которые в специальных перечнях не упоминаются. Так, например, даже человек, работающий в офисе за компьютером, может испытывать на себе влияние факторов, отрицательно сказывающихся на его здоровье. Это может быть:

  • электромагнитное излучение от экрана монитора;
  • уровни температуры, вибрации, освещенности и шума не соответствующие нормативам;
  • наличие вредных примесей в воздухе.

Скачайте документы по теме:

Аттестация рабочих мест проводится с целью получения количественной оценки тех факторов, которые могут отрицательно влиять на физическое состояние сотрудников и привести к возникновению профессиональных заболеваний.

При этом условия труда на рабочие местах, где выполняются идентичные виды работ, могут существенно отличаться. Это объясняется и наличием или отсутствием вредных факторов, и степенью их влияния, и использованием современных технологий и средств защиты. Поэтому  аттестация рабочих мест на предприятии проводится в индивидуальном порядке, на каждом рабочем месте.

Организация аттестации рабочих мест тоже вменяется в обязанность работодателям. Но и они, и работники заинтересованы в том, чтобы каждое рабочее место было проаттестовано и для каждого установлен класс условий труда. Объективная количественная оценка влияния вредных факторов позволяет:

  • работодателю принять конкретные меры по минимизации их влияния, улучшить условия труда работников и сократить расходы на компенсации и страховые взносы, выплачиваемые в повышенном размере на вредных и опасных производствах;
  • работнику получить компенсации и льготы, соответствующие реальным условиям его труда, принять профилактические меры и уменьшить вероятность возникновения профессиональных заболеваний.

Оценка условий труда и аттестация рабочих мест

До 1 января 2014 года оценочные мероприятия, проводимые с целью установления класса условий труда на конкретном рабочем месте, официально именовались «аттестация рабочих мест».

С начала 2014 года, после того, как вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.

№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», такие мероприятия называются «специальной оценкой условий труда (СОУТ)» (далее – Закон № 426).

И оценка условий труда, и аттестация рабочих мест проводится и проводилась раз в пятилетку. Поэтому до 1 января 2019 года еще будут действительны результаты аттестации рабочих мест, проведенной пять лет назад до 31 декабря 2013 года (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 № 342н).

Суть и цели проведения аттестации и СОУТ идентичны. Право на проведение СОУТ также имеют только те специализированные организации, которые получили официальный сертификат на такие исследования. Основанием для аттестации рабочих мест является договор, заключенный работодателем с такой организацией.

Условия аттестации рабочих мест ранее пятилетнего срока, это:

  • необходимость организации нового рабочего места, на которое уже принят специалист;
  • изменение дислокации уже проаттестованного рабочего места, когда оно перемещается в другое производственное помещение.

Аттестация рабочих мест по классам условий труда проводится независимо от того, стационарными или нестационарными они являются. К категории нестационарных относятся рабочие места сотрудников, которые:

  • выполняют работу в разных помещениях или территориях предприятия-работодателя;
  • характер работы которых является разъездным;
  • работающих на территории других предприятий.

Организация аттестации рабочих мест (спецоценки условий труда)

Проведение аттестационных мероприятий строго регламентировано. Порядок проведения СОУТ установлен Методикой, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Если спецоценку условий труда предприятие еще не проводило, а сроки аттестации рабочих мест заканчиваются в текущем году, необходимо уже сейчас разработать план мероприятий по проведению СОУТ. Схема проведения спецоценки условий труда представлена на рисунке.

Когда подходит срок аттестации рабочих мест (проведения спецоценки), к оценочным мероприятиям необходимо подготовиться заранее. Используйте следующий пошаговый алгоритм.

Шаг 1. Издайте приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест).

Как правило, в нее включают специалиста, назначенного ответственным по охране труда, руководителей подразделений, сотрудника кадровой службы или службы по персоналу.

Комиссия разрабатывает график аттестационных мероприятий. Приказ о создании комиссии представлен на рисунке.

Рисунок. Приказ о проведении аттестации рабочих мест (СОУТ).

Скачайте образцы:

Шаг 2. Определите, с какой организацией будет заключен договор о проведении спецоценки.

Шаг 3.Проверьте, документы и установите, где сроки аттестации рабочих мест заканчиваются. Составьте списки тех рабочих мест, на которых нужно будет провести спецоценку.

Обратите внимание! Целесообразно в первую очередь провести аттестацию тех рабочих мест, условия труда на которых, вероятнее всего, будут признаны вредными или опасными.

Шаг 4. Проведение аттестации рабочих мест компанией-исполнителем. Ее специалисты  идентифицируют и измеряют параметры вредных и опасных производственных факторов. Результаты исследований оформляются протоколами, на основании которых устанавливаются классы условий труда. На рисунке представлена классификация условий труда в соответствии с Законом № 426.

Шаг 5. Организация-оценщик оформляет и передает на утверждение предприятию-заказчику отчет по результатам проведения аттестации рабочих мест. После подписания и утверждения, заверьте отчет электронной подписью и направьте его в электронном формате в адрес организации-оценщика.  Срок подписания и утверждения отчета – не более трех рабочих дней.

Шаг 6. То, как следует действовать далее предприятию-заказчику,  зависит от того, были ли по результатам аттестации рабочих мест вредные и опасные условия труда.

В случае, когда условия труда на всех рабочих местах классифицированы как оптимальные и допустимые, составьте декларацию соответствия. Документ направьте в территориальное отделение Роструда (ГИТ).

Если условия труда на рабочих местах были отнесены к вредным и опасным, работодатель должен разработать план мероприятий по улучшению условий труда.

Шаг 7. Работников предприятия ознакомьте с итогами аттестации рабочих мест. Они должны поставить подписи, удостоверяющие факт ознакомления с документом. Собрать подписи работников необходимо в течение 30 календарных дней.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->