Кто такой олигофренопедагог и чем он занимается

Олигофренопедагог — особенности работы с детьми

Кто такой олигофренопедагог и чем он занимается

Олигофренопедагог — это преподаватель-дефектолог, который работает с детьми, имеющими отставания в умственном развитии. Основной целью его работы является корректировка состояния ребенка, адаптация его к жизни в социуме, воспитание и привитие необходимых социальных навыков.

Где учатся олигофренопедагоги

Стать олигофренопедагогом можно выучившись в вузе на отделении дефектологии. Дефектологи работают с детьми, имеющими разные нарушения развития:

  • Сурдопедагоги — с глухими или с ослабленным слухом.
  • Тифлопедагоги — со слепыми или имеющими частичные нарушения зрения.
  • Олигофренопедагоги — с умственной отсталостью, задержкой развития психики, аутизмом, ДЦП и состояниями, при которых сочетаются сразу несколько дефектов.
  • Логопеды-дефектологи — работают со всем комплексом речевых проблем.

Данная специальность объединяет разделы педагогики, медицины и психологии. Педагог должен хорошо разбираться в механизмах происходящих процессов в мозге и психики пациента, уметь проводить диагностику и правильно подбирать методы работы.

Основные отличительные качества, которым должен обладать олигофренопедагог:

  • Наличие педагогического оптимизма. Это качестве как обязательную составляющую для успешной работы выделяют все специалисты по исследованию проблемы социализации и компенсации детей с отставаниями в развитии интеллекта. Педагог должен видеть в каждом ребенка личность с индивидуальными возможностями, но особыми темпами обучения.
  • Готовность к эмоциональным нагрузкам. Работа с так называемыми «особыми» детьми непростая, требующая большой отдачи.
  • Умение проводить диагностику, анализировать результаты и строить план коррекционных занятий исходя из состояния и возможностей ребенка. Постоянное изучение новых методик и внедрение их в работу.

Над чем работает логопед-олигофренопедагог

Основная задача — помочь детям с отставаниями в умственном развитии адаптироваться в обществе. Формирование навыков социального общения, умения правильно говорить, понимать направленную речь стоит на первом месте при работе с особыми детьми.

Коррекционная работа в каждом случае планируется индивидуально, однако всегда преследует основные цели:

  • Работа по формированию полноценной коммуникативной речи у ребенка.
  • Стимулирование высших функций психики — мышления, памяти, произвольного внимания.
  • Развитие у ребенка навыков и умений, характерных для данного возраста.
  • Максимально возможная коррекция отставаний в развитии.

Особенностью работы олигофренопедагога становится необходимость регулярно отслеживать и контролировать темп и структуру занятия, опираясь на возможности ребенка. Таким образом, в основе эффективной работы лежит глубокое знание медицинских и психологических особенностей каждого состояния и доброжелательный индивидуальный подход.

Развитие речи у детей с отставанием интеллекта

Как правило, диагноз таким детишкам ставится в довольно раннем возрасте. Они позже средних возрастных норм начинают держать голову, садиться и ходить. Значительно отстает и развитие речи — позднее лепетание, появление подражательных звуков, слов и простых предложений.

Развитие высших функций психики также страдает. Нарушены память, произвольное внимание, моторика и эмоциональная сфера.

Несомненно, это также отражается и на формировании речи:

  • Словарный запас ограничен, охватывая в основном бытовую лексику. Ребенок запоминает лишь те слова, которые чаще всего используются в его окружении.
  • Часто речь отличается штампованностью фраз, такое состояние называется эхолалией. То есть в данном случае это всего лишь механическое повторение без осмысленности.
  • Недоразвитие артикуляционного аппарата вызывает нарушения в произношении звуков.
  • Ребенок не может построить связный рассказ по картинке или пересказать сказку, плохо запоминает стихи.

Таким образом, работа олигофренопедагога по коррекции речи должна включать стимуляцию и всех психических функций.

Направления коррекционной деятельности олигофренопедагога

Занятия по коррекции развития речи с детьми, имеющими интеллектуальные или психические отставания, включают:

  1. Работу по развитию произвольного внимания.
  2. Артикуляционные упражнения.
  3. Стимулирование фонематического слуха.
  4. Формирование правильного грамматического построения высказываний.
  5. Развитие высших психологических функций (внимания, памяти и мышления).
  6. Упражнения для мелкой моторики.
  7. Применение мозжечковой стимуляции.
  8. Стимулирование восприятия (зрительного и слухового) и памяти.
  9. Упражнения для улучшения координации движений и пространственной ориентации.
  10. Коррекция психических и эмоциональных нарушений.
  11. Обучение анализу и синтезу, умению формировать логические связи.
  12. Повышение уровня познавательной активности.
  13. Обучение коммуникативной речи и деятельности.

Особые дети нуждаются и в особом подходе. Специалист преподносит обучающий материал в той форме, которая доступна на данный момент ребенку. В работе используются игровые методы, дидактические занятия, частая смена типов занятий для поддержания внимания.

Советы родителям

  1. Своевременная помощь даст возможность ребенку скорректировать некоторые отставания.
  2. Всем занятиям должна предшествовать диагностика у специалиста.
  3. Не стоит бояться обращения к педагогу-дефектологу. Это именно тот человек, который может помочь ребенку. Даже незначительные нарушения в развитии могут со временем усугубиться, если вовремя не начать работу.
  4. Важно помнить, что конечная цель всех занятия и вашего воспитания ребенка в целом — это успешная социальная интеграция его в обществе. Олигофренопедагог не только постарается скорректировать проблемы в развитии, но и покажет путь адаптации.
  5. Коррекционная работа должна проходить в совместной деятельности специалиста-дефектолога и родителей. Консультация специалиста поможет разобраться в состоянии ребенка, спланировать его воспитание и проведение занятий в домашних условиях.

Олигофренопедагогика – определение. Наука, специальность

Кто такой олигофренопедагог и чем он занимается

В начале 21-го века появилось большое количество изданий, рассматривающих вопросы изучения, обучения, а также воспитания детей, имеющих ограниченные возможности психического здоровья.

Это является объектом, который изучает олигофренопедагогика.

Что это такое? Это одна из отраслей дефектологии, которая изучает проблемы подготовки к жизни умственно отсталых людей и рассматривает вопросы их дальнейшей социальной реабилитации.

История отношения общества к слабоумию

У современной науки нет никаких сведений о том, какое положение занимали аномальные люди в первобытных племенах. Однако доподлинно известен тот факт, что те члены общества, которые были не в состоянии принимать участие в добывании пищи, или гибли сами, или их умерщвляли.

Нельзя назвать гуманным отношение общества к слабоумным не только в древние времена, но и в Средние века. На таких людей смотрели как на лишенных человеческого начала и обреченных, следовательно, не достойных сострадания и помощи. Общество старалось оградить себя от тех, чье поведение в той или иной степени задевало его интересы.

Переломным моментом в отношении к слабоумию явилась Великая французская буржуазная революция (1786-1793 гг.). Это событие стало началом новой исторической вехи в развитии всего общества.

Кроме того, эта революция оказала огромнейшее влияние на развитие наук в различных областях знаний. В 1793 г. вышла в свет Декларация прав человека, в которой, как и в некоторых декретах, говорилось о том, что общественную помощь несчастным людям следует считать священным долгом.

При этом ее рассматривали не как милостыню или благотворительность, а как обязанность государства.

Во второй половине 19-го века проблема слабоумия приобрела особенно острый характер. Это время характеризуется бурным развитием промышленности, усилением эксплуатации работников и значительным ухудшением их бытовых условий.

Все это стало причиной роста количества аномальных детей. Именно поэтому в исследовании слабоумия стали приниматься во внимание аспекты психолого-педагогического и клинического характера.

Все работы велись с целью дальнейшей перспективы развития интеллекта слабоумных людей.

Продолжению работ в данном направлении способствовал бурный расцвет естественных наук. Это способствовало появлению в конце 19-го – начале 20-го века двух направлений в понимании сущности и характера слабоумия.

Их представители сосредотачивали свои усилия на поисках причин и клиническом изучении патологии, а также на обучении умственно отсталых детей. Так, существенные вклады в развитие олигофренопедагогики внесли такие психиатры, как В. Вейганд, В. П.

Сербских, В. И. Яковенко и другие.

Отношение к слабоумию на Руси

Заботу об убогих и юродивых на территории нашей страны в прежние времена первой стала проявлять Православная Церковь. Об этом говорят официальные документы, датированные еще 10-м веком.

В Древней Руси народ считал слабоумных людей угодными Богу и окружал их ореолом таинственности и святости. Однако юродивые, скитавшиеся по дорогам страны, причиняли много зла. Они совершали большое количество преступлений и поджогов.

Именно поэтому возникла необходимость в их изоляции от общества. Первое подобное учреждение открыл в Риге доктор Фридрих Пляц. Это было лечебно-педагогическое заведение для слабоумных и страдающих припадками.

Прослужило это учреждение вплоть до 1941-го года.

Мероприятия по вопросам воспитания и обучения аномальных детей осуществлялись на Руси и военными ведомствами с помощью специальных гимназий.

Олигофренопедагогика, история которой сделала новый виток в конце 19-го века, получила мощный толчок к своему развитию благодаря работам врачей-психиатров И. Г. Игнатьевой и П. И. Ковалевского.

При этом они часто указывали на недостаточность помощи общественных учреждений для развития умственно отсталых детей. Тогда же Е. К.

Грачева, занимающаяся исследованиями в области обучения и воспитания аномальных детей, указывала на вредность для общества игнорирование такой помощи.

Советский этап развития нашего государства отличается созданием дифференцированной сети специальных учреждений. Они были открыты для образования детей с низким интеллектом.

Олигофренопедагогика – наука, которая в советский период получила свое развитие благодаря фундаментальным работам И. Г. Еременко, И. П. Лаужикаса, И. А. Грошенкова, М. Н. Перова и многих других исследователей.

На сегодняшний день данная дисциплина исследуется в НИИ коррекционной педагогики АПН РФ.

Современная олигофренопедагогика – что это такое? Это направление, изучающее закономерности и особенности в развитии умственно отсталых детей, которые проявляются в процессе обучения.

Исследования и разработки в этой области проводят современные ученые-олигофренопедагоги. На основе их трудов вносятся определенные коррективы в систему не только специального, но и общего образования.

Связь с другими науками

Олигофренопедагогика не способна существовать и развиваться без ряда смежных дисциплин, которые условно подразделяются на три блока. Это медицинские науки, психологические, а также педагогические. Каково же значение данных направлений для олигофренопедагогики?

Что касается медицинских наук, то с их помощью ученые, исследующие проблему умственно отсталых детей, способны понять биологические причины патологии и сущность изменений, произошедших в организме больного.

В этом блоке находятся: физиология и анатомия, невропатология и нейрофизиология, психиатрия и психопатология, педиатрия и генетика.

Данные дисциплины позволяют ученым понять те особенности, которые имеет развитие умственно отсталого ребенка, что позволяет правильно разработать общеобразовательную систему.

С чем еще тесно связана олигофренопедагогика? Психология человека (общая, педагогическая и специальная) – это дисциплина, исследования которой также очень важны для олигофренопедагогики.

Они позволяют выявить закономерности, которые имеются у детей с нарушенным интеллектом. Также с их помощью ученые-олигофренопедагоги получают понятие о психических процессах, проходящих у таких больных.

Это позволяет научно обосновывать применяемые на практике приемы и методы.

В воспитании и обучении детей с нарушением интеллекта огромную помощь оказывает педагогика. Данная дисциплина позволяет определить специфику принципов, задач и содержание процесса обучения умственно отсталых школьников.

При этом из педагогики заимствуются средства, методы и приемы, позволяющие производить обучение этой категории учеников. В данный блок входят несколько наук.

Среди них общая, социальная и специальная педагогика, а также дидактика проведения воспитательной работы.

Общее понятие дисциплины

Итак, современная олигофренопедагогика – что это такое? Это наука, разрабатывающая педагогическую классификацию, которая способна обеспечить возможность не только индивидуального, но и дифференцированного подхода к детям, имеющим низкий интеллект.

Кроме того, данная дисциплина указывает на методы и принципы воспитания таких учащихся, содержание их трудового обучения и общего образования.

Также в специальных образовательных учреждениях используются частные методы олигофренопедагогики как науки и применяются рекомендации данной дисциплины по созданию системы и структуры подобных школ.

Основные принципы

Тому, кто задается вопросом о том, олигофренопедагогика – что это такое, стоит знать о том, что данная дисциплина имеет те же источники, что и педагогика. В ней также рассматривают общую методику урока, основы организации учебного процесса и т. д.

Только, в отличие от педагогики, это научное направление изучает работу с умственно отсталыми детьми с учетом их особенностей.

При этом принципы олигофренопедагогики, такие как обучение и воспитание, развитие и формирование человека, имеют то же значение, что и в общей педагогике.

Основные методы

Ученые-олигофренопедагоги в своей работе проводят:

  • исследования;
  • наблюдения;
  • анкетирование;
  • изучение результатов деятельности детей;
  • эксперименты;
  • изучение документации психолого-педагогического характера.

Все это методы олигофренопедагогики как науки. Рассмотрим их подробнее.

При проведении наблюдений производится целенаправленное изучение того или иного педагогического явления. В результате исследователь получает фактический материал. Наблюдение ставит перед собой определенную цель, имеет свои задачи, а также объект. Во время его выполнения ведутся протоколы (записи).

Нередко работы ученых основываются на проведенных ими исследованиях, одним из методов которых является беседа. Она позволяет получить нужную информацию и разъяснить то, что было недостаточно понятным при применении других методов олигофренопедагогики. Проводят беседу по заранее разработанному плану.

Произвести массовый сбор информации ученым позволяет анкетирование. Во время его проведения адресаты письменно отвечают на поставленные вопросы.

Не менее ценный материал исследователи получают в процессе изучения продуктов, сделанных детьми с нарушениями интеллекта. К таким продуктам относят различные поделки, рисунки, а также тетради с контрольными работами и выполненными заданиями по отдельным дисциплинам.

Следующий метод олигофренопедагогики основывается на изучении разнообразной документации психолого-педагогического характера. Это медицинские карты и личные дела детей, их дневники, классные журналы, педагогические характеристики и т. д. При помощи данного метода получают объективные данные, указывающие на практику организации процесса обучения.

Особую роль при исследованиях играет эксперимент. Он представляет собой специально организованную проверку приема, метода или содержания работы. Цель данного метода состоит в определении педагогической эффективности учебного процесса. Эксперимент состоит из следующих этапов:

  • теоретической постановки проблемы, определения цели, предмета и объекта исследования, разработки задач и выдвижения гипотез;
  • методических разработок способов исследования, а также методик дальнейшей обработки результатов;
  • проведения самого эксперимента в виде комплекса упражнений, серии заданий и т. д.;
  • аналитического качественного и количественного анализа имеющихся данных, формулировки выводов и составления практических рекомендаций.

Работа с умственно отсталыми детьми

Существует такая специальность – “олигофренопедагогика”. Ее получают люди, которые в дальнейшем обучают и воспитывают детей с нарушениями интеллектуального развития. Однако стоит иметь в виду, что данная профессия имеет ряд специфических особенностей.

Так, в задачу олигофренопедагога входят не только занятия со своими учениками с целью освоения ими некоторого багажа школьных знаний. Этот специалист прививает детям навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной жизни.

Только при успешном выполнении данной задачи ребенок-инвалид получит возможность приобщиться к достижениям и ценностям окружающего мира.

Олигофренопедагогика – работа, направленная не только на детей, но и на их родителей, которые также нуждаются в советах квалифицированного специалиста. Зарплата учителя коррекционного обучения несколько выше, чем у его коллеги из обычной школы. И это при более коротком рабочем дне. Помимо этого, олигофренопедагог работает с небольшими группами детей (от 8 до 12 человек).

Ученики, как правило, ценят доброту своего педагога и любят его. Однако работать с детьми, имеющими низкий интеллект, под силу далеко не каждому. Такой учитель должен иметь оптимистический настрой.

Без этого условия теряется всякий смысл занятий с теми, кто нуждается в особой помощи. Вера в ребенка и человеческая доброта – это условия, без которых не будет работать ни одна педагогическая методика.

Настоящий специалист должен видеть в каждом ученике-инвалиде уникальную личность и работать ради нее. Да, эта деятельность связана со значительными эмоциональными, а порой и физическими нагрузками. Однако видеть то, что ребенок постепенно, шаг за шагом добивается все новых успехов – это настоящая радость для педагога.

Рабочее место

Олигофренопедагоги занимаются с детьми в специальных садиках и школах для ребят, имеющих нарушения интеллекта. Рабочим местом таких специалистов являются также и различные реабилитационные, а также социальные центры.

Востребована данная профессия и в некоторых общеобразовательных школах и медицинских учреждениях, в которых открыты классы для детей, имеющих задержку психического развития. Во многом олигофренопедагог помогает детскому врачу-психоневрологу.

Особенно это касается случаев сложной диагностики патологий психики ребенка.

Основные качества

Олигофренопедагог не сможет работать без доброты и любви к детям. Кроме того, нужны такому специалисту трудолюбие и ответственность, настойчивость, а также умение радоваться любым, пусть даже незначительным успехам своих подопечных.

Немаловажным условием для такой специфической профессии является желание получения новых знаний. Ведь наука постоянно движется вперед, и педагог должен быть готовым освоить и применить предложенные ею новые технологии и методики. Для получения новых знаний можно пройти курсы по олигофренопедагогике.

Это позволит повысить имеющуюся квалификацию и узнать о новых разработках исследователей в данной области.

Получение знаний

Педагог, работающий с умственно отсталыми детьми, должен понимать физиологию имеющихся у них нарушений, владеть коррекционными способами и уметь оценить итоги проделанной им работы.

А для этого необходимо пройти соответствующее обучение олигофренопедагогике. Для этого можно поступить в Московский государственный педагогический университет.

В этом вузе имеется дефектологический факультет, готовящий специалистов по данному направлению. Профилем обучения является олигофренопедагогика.

Желающих получить данную профессию приглашает и Московский городской педагогический университет им. Потемкина. Обучение олигофренопедагогике на факультете специальной педагогики проходят все желающие связать свою жизнь с этой нелегкой профессией.

Есть еще один столичный вуз, который занимается подготовкой квалифицированных кадров в данной области. Это Московский государственный гуманитарный университет им. Шолохова.

В данном учебном учреждении имеется дефектологический факультет, который готовит специалистов по рассматриваемому направлению.

Получить профессию олигофренопедагога можно и в некоторых других высших учебных заведениях регионов России.

Олигофренопедагогика – что это такое? Наука, специальность

Кто такой олигофренопедагог и чем он занимается

В начале 21-го века появилось большое количество изданий, рассматривающих вопросы изучения, обучения, а также воспитания детей, имеющих ограниченные возможности психического здоровья.

Это является объектом, который изучает олигофренопедагогика.

Что это такое? Это одна из отраслей дефектологии, которая изучает проблемы подготовки к жизни умственно отсталых людей и рассматривает вопросы их дальнейшей социальной реабилитации.

Чем отличается логопед от дефектолога?

Кто такой олигофренопедагог и чем он занимается

Многих родителей, которые сталкиваются с проблемами речевого или интеллектуального развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом нам необходимо заниматься?

Как правило, первыми, к кому обращаются родители детей, со своим беспокойством относительно развития ребенка, являются врачи. Но педиатр, невролог и психиатр по-своему называют коррекционных педагогов: дефектолог, логопед, логопед-дефектолог и т.д.

Очень часто и сами коррекционные педагоги называют себя: нейрологопедами, нейродефектологами и клиническими логопедами, что на самом деле хоть и соответствует действительности, но по факту путает не только самих родителей, но и коррекционных педагогов.

Поэтому очень часто родители детей с речевыми и/или интеллектуальными нарушениями находятся в замешательстве, чем же отличаются друг от друга эти коррекционные педагоги?

Сейчас я понятно и более подробно остановлюсь на том, чем же занимается каждый из вышеперечисленных специалистов и чем они друг от друга отличаются.

Дефектолог, в широком смысле трактовки этого термина – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и адаптации детей с отклонениями в развитии. В узком понимании этого термина дефектолог – это коррекционный педагог.

Дефектология делится на несколько отраслей:

  • Логопедия – занимается коррекцией речевых нарушений;
  • Олигофренопедагогика – занимается коррекцией интеллектуальных нарушений;
  • Тифлопедагогика – занимается обучением детей с нарушением зрения;
  • Сурдопедагогика – занимается обучением детей с нарушениями слуха.

Как мы видим, «дефектология» – это профессия (квалификация), а «логопед», «тифлопедагог», «сурдопедагог» и «олигофренопедагог» – это специализация, то есть профиль образовательной программы по которой, проходил обучение дефектолог. Если провести аналогию с врачами – это как «врач» и «врач – невролог» или «врач – психиатр». Соответственно логопед – это и есть дефектолог, но логопед занимается коррекцией речевых нарушений. А также есть дефектологи со специализацией по олигофренопедагогике, тифлопедагогике и сурдопедагогике.

Соответственно выбор коррекционного педагога, зависит от того, какое нарушение у конкретного ребенка:

  • Если у ребенка есть какое – либо речевое нарушение, то ему необходим – логопед;
  • Если у ребенка интеллектуальное нарушение, то ему необходим – олигофренопедагог;
  • Если у ребенка нарушение зрения, то ему необходим – тифлопедагог;
  • Если у ребенка нарушениями слуха, то ему необходим – сурдопедагог.

Детям с «сочетанными нарушениями» чаще всего нужно несколько специалистов, например логопед и олигофренопедагог.

«Нейрологопедами», «нейродефектологами» и «клиническими логопедами», как правило, представляются те специалисты, которые хотят произвести неизгладимое впечатление на родителей ребенка.

Вы можете мне возразить, мол есть вузы где обучают таких специалистов. Да, действительно есть. Это, как правило, программы профессиональной переподготовки специалистов, где в максимально сжатые сроки от 2 месяцев до года Вам дают необходимые знания.

Либо программы магистратуры, рассчитанные на 2 года. По итогам обучения слушатели данных направлений подготовки по профилю «нейрологопедия», «нейродефектология» и «клиническая логопедия» получают диплом о профессиональной переподготовки или удостоверение о повышении квалификации.

Но если подробно изучить их программу обучения, ознакомится с дисциплинами, то, кроме как количеством академических часов, необходимых для изучения различных дисциплин они ничем не отличаются от тех «обычных дефектологов» имеющих тот или иной профиль подготовки.

Поэтому это всего лишь маркетинговый ход направленный на повышение интереса покупателей.

Часто обобщающим словом «дефектолог» могут представляться еще и те, кто окончил профиль олигофренопедагогики. И это оправдано.

Так как принята Болонская декларация – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства, термин «олигофренопедагог» упразднился и его место заняли термины «специальный психолог», «коррекционный психолог» и «коррекционный педагог». Да и само слово олигофренопедагог зачастую вызывает у родителей чувство отторжения, поэтому «дефектологов – олигофренопедагогов» они старательно избегают.

Вся это путница с терминологией вышла не только из-за перемен в системе высшего образования, но и из-за нас самих.

Мы сами зачастую пытаемся произвести впечатление на мам и пап и называем себя «нейрологопедами» , «нейродефектологами» и «клиническими логопедами», а иногда и чрезмерно деликатничаем и не называем вещи своими именами, боимся сказать, что данному ребенку необходим олигофренопедагог.

Поэтому стали путаться не только родители и врачи, но уже и сами дефектологи не всегда понимают, что входит в их профессиональные компетенции. Так давайте же будем называть вещи своими именами и не вводить в заблуждение себя, клиентов и врачей.

Дефектологов (коррекционных педагогов) как было 4 специализации: логопедия, олигофренопедагогика, тифлопедагогика и сурдопедагогика так и осталось. И выбор коррекционного педагога зависит от того какое нарушение у ребенка является первичным.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->