Местное самоуправление функционирует на уровнях

Содержание

Уровни местного самоуправления

Местное самоуправление функционирует на уровнях

Замечание 1

Основы правового регулирования организации управления местными сообществами в России заложены Федеральным законом 2003 г. Названный закон был призван унифицировать принципы организации самоуправление местными сообществами во всех регионах страны.

Законом была введена двухуровневая система самоуправления местными сообществами: предусматривалось формирование муниципальных районов, в состав которых включаются муниципальные районы. Это обусловило необходимость разграничения между ними отдельных полномочий в области муниципального управления.

Федеральным законом 2014 г. были внесены отдельные изменения в положения Федерального закона 2003 г., а именно, были введены новые виды муниципального образования: это внутригородские районы и городские округа с внутригородским делением.

Таким образом, переход к системе местного самоуправления, осуществляемой на двух уровнях, произошел повсеместно, а не только в тех типах организации местного самоуправления, где наличествует такие муниципальные образования, как муниципальный район и поселение, входящее в его состав.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Плюсы и минусы двухуровневой системы местного самоуправления

Повсеместное введение двух уровней местного самоуправления получило неоднозначную оценку в теории и практике самоуправления местными сообществами.

В качестве основного достоинства рассматриваемой новеллы федерального законодательства об организации самоуправления местными сообществами рассматривается приближение публичной власти на муниципальном уровне к населению. Предполагается, что это позволит повысить качество работы муниципальных органов власти и демократизировать муниципальное управление.

Отдельные авторы выступают с критикой рассматриваемых нововведений, ссылаясь на следующие обстоятельства:

  • законодателем исчерпывающе не закреплены критерии деления муниципальных образований на соответствующие типы и не определены принципы взаимоотношений органов муниципальных образований, образующих два уровня системы местного самоуправления;
  • нововведение в полной мере не обеспечивает сохранения единства городского хозяйства, необходимого для эффективного функционирования местного самоуправления;
  • требуется обеспечение дополнительных ресурсов для новых расходов на содержание депутатов соответствующего уровня системы местного самоуправления и аппаратов должностных лиц, обеспечивающих работу исполнительных органов власти и др.

Модели совершенствования уровней местного самоуправления

Для повышения эффективности самоуправления местными сообществами в теории муниципального управления разрабатываются модели совершенствования или модернизации, существующей двухуровневой системы местного самоуправления. К числу основных моделей относятся следующие:

  • учреждение территориальных органов публичной власти регионального уровня, которые заменят действующие сегодня органы муниципального управления второго уровня. Разработчики названной модели призывают на базе существующих муниципальных органов городских округов и муниципальных районов образовать соответствующие региональные органы, а местное самоуправление осуществлять лишь на нижнем уровне, то есть непосредственно в границах города. Вопрос разделения полномочий предлагается решить следующим образом: органы муниципального управления выполняют функцию хозяйственного управления, региональные органы власти решают задачи управления образованием, здравоохранением, жилищным строительством и др.;
  • учреждение крупных городских муниципальных образований, так называемых городских агломераций. Деятельность таких муниципальных объединений предполагает рамочное регулирование на федеральном уровне. Такая агломерация должна формироваться, по замыслу разработчиков, на уровне городов, представляющих собой административные центры соответствующих регионов. Оставаясь муниципальным образованием, такие агломерации расширили бы состав своих полномочий такими важными вопросами публичного управления, как управление в сфере промышленности, управление в научно-технической сфере, управление в области высшего и среднего профессионального образования и пр. Эта модель также предусматривает возможность в случае необходимости формировать внутри таких агломераций отдельные муниципальные образования.

Замечание 2

Представляется, что предложенные модели совершенствования уровней системы местного самоуправления не могут быть применены в чистом виде и не исключают недостатков действующей двухуровневой системы местного самоуправления.

При этом необходимо отметить, что перспективном направлением дальнейшего совершенствования местного самоуправления является перераспределение полномочий между региональными и муниципальными органами власти, особенно, в городах, являющихся административными центрами региона, где параллельно существуют органы публичной власти местного самоуправления двух уровней и региональные органы публичного управления.

Законодательное регулирование взаимодействия уровней местного самоуправления

Замечание 3

Действующее на сегодняшний момент законодательство об организации местного самоуправления не решает проблемных аспектов взаимодействия между разными типами муниципальных образований внутри двухуровневой системы управления местными сообществами.

Так, законодательно закреплено, что уровни местного самоуправления не представляют собой самостоятельных уровней публичного управления в государстве, то есть юридически речь идет о равных типах муниципальных образований, однако при этом фактически формируется определенная зависимость поселений и внутригородских территорий муниципальных образований от районов или общегородских муниципальных образований. Другими словами, фактически наличествуют разные типы муниципальных образований, в то время как законодательно они провозглашаются равными.

Потому сегодня необходимо четко сформулировать и законодательно закрепить правовые принципы организации взаимодействия органов муниципального управления на разных уровнях системы местного самоуправления.

Муниципальное управление и местное самоуправление: понятие, принципы, законы

Местное самоуправление функционирует на уровнях

В данной статье рассмотрим основы муниципального управления и местного самоуправления. Разберем термины, ключевые особенности, принципы и законы.

Целесообразно обратить внимание на то, что понятия местного самоуправления и муниципального управления в настоящее время зачастую смешивают. Однако такой подход является неправомерным. Именно поэтому для начала коснемся вопроса разницы между муниципальным управлением и местным самоуправлением.

В чем разница?

Следует отметить, что вопрос касательно различий между названными категориями весьма сложный. Причиной тому служат разные мнения по этому поводу. Рассмотрим наиболее распространенное из них. Ключ к понимаю можно отыскать в субъектах муниципального управления и местного самоуправления. Так, в субъекты последнего целесообразно включить:

  • Население муниципального формирования.
  • Муниципальные структуры.
  • Муниципальных должностных лиц.

Что касается субъектов муниципального управления, то картина вырисовывается следующая:

  • Муниципальные структуры.
  • Муниципальные должностные лица.

Сделаем вывод

Объекты категорий муниципального управления и местного самоуправления одинаковы. Это не что иное, как муниципальные образования. Так, по причине большего количества субъектов управления целесообразно сделать умозаключение: местное руководство является более широким понятием, чем муниципальное.

Кроме того, следует заметить, что ключевым действующим лицом, которое осуществляет местное самоуправление опосредованно (посредством муниципальных структур, выборных и других должностных лиц) и непосредственно (иными словами, выборы, референдум, сходы граждан и прочее) считается население муниципального формирования.

Муниципальное управление осуществляется органами конкретного места, а также отдельными должностными лицами.

Что происходит в отдельно взятом субъекте

Итак, мы рассмотрели соотношение муниципального управления и местного самоуправления. Далее целесообразно разобрать категории по отдельности.

Под местным самоуправлением следует понимать одну из разновидностей законодательно установленного руководства общественными делами относительно локального сообщества граждан.

В соответствии с ФЗ «О местном самоуправлении» оно является самостоятельной деятельностью населения, которая связана с решением вопросов локального уровня. Организуется такое действие, исходя из интересов общества, его исторических и других традиций местного значения. Кроме того, оно считается автономным.

Вопрос автономии

Стоит заметить, что согласно ФЗ «О местном самоуправлении» его автономия отличается относительным характером. Почему именно так.

Дело в том, что самоуправление местного плана существует и функционирует в системе связей общего типа и отношений, связанных с руководством населением в рамках определенного государства.

Будучи частью целого, оно по принципам теории систем при любых обстоятельствах будет подчиняться общесистемным качественным характеристиками.

Еще одним фактором служит то, что юридические принципы в плане организации и последующей деятельности локального плана устанавливаются именно государственной властью, в частности, законами, принятыми ее органами (основным является ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления»).

Кроме того, материальные основы рассматриваемой категории во многом зависят от государства. Существенная доля финансовых средств, которые необходимы структурам местного самоуправления, исходит именно от него.

И наконец, избранные руководители локального уровня (то есть бургомистры, мэры и так далее) в зарубежных странах, как правило, утверждаются как представители власти на местах.

Здесь они исполняют целый ряд общегосударственных функций, а также являются ответственными за это непосредственно перед государственными структурами.

На территории РФ данный вопрос решен иным образом: некоторые функции передаются местным органам исключительно с их согласия, причем за реализацию они также несут ответственность именно перед государством.

Так, местное самоуправление — это власть, которая наделена не только территориальной ограниченностью, но ограниченностью в плане круга полномочий. Ее структуры имеют право принимать решения касательно вопросов местного уровня согласно закону. В унитарном государстве данный закон принимается его парламентом.

Категория принципов

Под принципами местного самоуправления следует рассматривать условия (требования), которые предусмотрены федеральными законами.

Именно они определяют корни локального метода, его роль и место в общественной системе, порядок и основания формирования, дальнейшей деятельности описываемых структур, а также юридические гарантии и механизмы осуществления гражданского права на местах. Рассмотрим наиболее значимые принципы.

Принципы местного самоуправления

На сегодняшний день принято выделять следующие категории:

  • Принцип самостоятельности в границах его полномочий. Он текстуальным образом закреплен в Конституции РФ. Данный принцип распространяется на всю базу локального самоуправления. Он проявляется в качестве правовой, экономической, организационной и финансовой самостоятельности в плане решения вопросов местного уровня.
  • Сочетание демократии представительного типа с формами прямой реализации волеизъявления людей. Правило выражается во взаимообусловленности и органической связи реализации локального самоуправления людьми посредством выборов, референдума, иных форм волеизъявления.
  • Исключение подчиненности одного муниципального образования иному в границах своей компетенции.
  • Обязательный характер наличия представительной структуры местного самоуправления в образовании муниципального типа или реализация его полномочий путем собрания (схода) граждан.

Дополнительные принципы

В соответствии с ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» среди дополнительных принципов следует отметить следующие:

  • Приоритетное значение представительных структур местного самоуправления в общей системе органов. Стоит отметить, что их ключевая роль обусловлена в первую очередь тем, что структуры представительного типа выражают волю общества муниципального образования в общем, придают ей общеобязательные черты и реализуют власть от его имени.
  • Гласность деятельности, связанной с осуществлением локального руководства.
  • Максимальное обеспечение структурами государственного управления муниципальным образованиям бюджетов местного уровня.
  • Гарантированность со стороны государства минимальных социальных стандартов, связанных с удовлетворением ключевых жизненных потребностей общества, обеспечение которых относится к ведению муниципальных формирований.
  • Гарантии со стороны государства и поддержка локального управления.

Принцип субсидиарности

И наконец, рассмотрим принцип субсидиарности, то есть сотрудничества и взаимодействия местного самоуправления со структурами государственной власти в плане обеспечения жизнедеятельности общества.

Он основывается в первую очередь на единстве источника управления, функций, задачи и целей, на взаимной ответственности, связанной с соблюдением и защитой свобод и прав гражданина и человека, на формировании условий, которые обеспечивают свободное развитие и достойную жизнь человека.

Стоит отметить, что в зарубежных странах законы и правила локального руководства не являются застывшей догмой. Они весьма мобильно изменяются согласно развитию государства и общества.

Тенденциями развития в других странах необходимо считать взаимопроникновение принципов и идей из разных моделей и теорий локального управления, а также универсализацию правил на основе международно-правовых актов.

Категория муниципального управления

В процессе рассмотрения системы муниципального управления и местного самоуправления перейдем к следующей категории. Первое понятие в различных публикациях можно трактовать неодинаково.

В научном ключе первый вид трактуется как составная часть науки, изучающей понятие в сложных системах социально-экономического типа, и в то же время как составляющая муниципальной науки, касающейся локального самоуправления.

Речь идет о комплексном рассмотрении, включающем компоненты ряда экономических, юридических, социологических, демографических дисциплин, маркетинга, эффективного менеджмента и ряда других. Подобный характер науки касательно управления отражает многогранные особенности непосредственно муниципальной деятельности.

Особенности руководства

Направлениям деятельности органов местного самоуправления и муниципального управления свойственны свои черты. Во втором случае важны следующие:

  • Наличие определенных критериев эффективности. Основная черта муниципального управления заключается в том, что если муниципалитет — это не что иное, как организация, которая преследует некоммерческие (социальные) цели, то критерием эффективности его работы не может считаться максимум прибыли или доходов бюджета. В хозяйственном обществе уровень заработной платы отражается на расходах: чем ее уровень выше, тем при других равных факторах будет ниже эффективность деятельности и прибыль предприятия. В муниципальном формировании под ростом доходов населения следует понимать одну из самых важных управленческих задач.
  • Роль индивида, который является участником процесса. Общество в муниципальном управлении играет одновременно три роли: цель, субъект и объект управления. Подобного подхода нет ни в одной другой разновидности руководящей деятельности.
  • Под местным сообществом следует понимать основную ресурсную составляющую муниципального управления, которое базируется на желаниях, энергии, потребностях, воле, трудовой деятельности, интеллекте, а зачастую и денежных средствах отдельных индивидов. Поэтому на муниципальном уровне принятие и дальнейшее осуществление управленческих решений реализуется иначе, чем на уровне государства.

ФЗ «О муниципальной службе», Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляют правила локального самоуправления, носящие общий характер и присущие как муниципальному управлению, так и системе местного руководства субъектом в целом. Исходя из специфики категории, ее законы можно сформулировать таким образом:

  • Самостоятельность в решении вопросов на местном уровне.
  • Обособление локальных структур в организационном плане в системе государственного управления и взаимодействие с государственной властью в реализации функций и задач.
  • Соответствие финансовых и материальных средств полномочиям структур местного самоуправления.
  • Многообразие форм организации в плане реализации муниципального управления.
  • Ответственность должностных лиц и структур локального самоуправления непосредственно перед населением.

Дополнительные правила

В процессе рассмотрения законов муниципального управления и местного самоуправления целесообразно отметить дополнительные принципы первой категории:

  • Соблюдение свобод и прав гражданина и человека.
  • Законность в плане организации и дальнейшей деятельности структур локального самоуправления.
  • Гласность деятельности локальных органов.
  • Единоначалие и коллегиальность в работе структур местного самоуправления.
  • Гарантия муниципального управления со стороны государства.

Заключительная часть

Итак, мы в полной мере рассмотрели категории муниципального управления и местного самоуправления, их принципы и законы функционирования, а также основные особенности.

Стоит отметить, что только руководствуясь всем комплексом ключевых принципов, которые обозначены в статье можно в полной мере обеспечить рациональный подход к управлению.

Стоит отметить, что именно в единстве исполнения всех правил и законов можно обеспечить достижение высоких итоговых результатов в развитии местных структур и муниципальных образований.

Местное самоуправление в РФ: понятие, основа, система

Местное самоуправление функционирует на уровнях

В Конституции Российской Федерации существует статья 12, которая определяет местную структуру самоуправления как одну из основ конституционного строя РФ.

Понятие и основы местной структуры самоуправления

В качестве самостоятельного понятия местное самоуправление в Российской Федерации определяется ФЗ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Определение 1

Местное самоуправление – это конкретная форма исполнения гражданами своей власти, которая, в рамках регламентированных Конституции РФ норм и прочих регулирующих актов, обеспечивает самостоятельное и ответственное разрешение гражданами или структурами локального управления определенных проблем местного значения, учитывая нужды населения, исторические и прочие местные традиции.

Понятие «основы местного самоуправления» в совокупности составляют несколько структурных элементов:

  • Правовые.
  • Территориальные.
  • Экономические.
  • Финансовые.

Правовая основа

Определение 2

Правовые основы – это положения Конституции РФ и нормативные акты разного значения, содержащие нормы права, которые являются регулирующими в отношениях общественного уровня, возникающих при осуществлении местного самоуправления, а также регламентирующие порядок организации и органов местного самоуправления.

Положения ст. 12, 72 и гл. 8 Конституции РФ, в которых закреплены основы местного самоуправления, развиваются в Законе о местном самоуправлении. В нем, в свою очередь, более подробно рассмотрены и закреплены основы местного самоуправления правового, территориального, финансового и экономического характера.

Также Россия выступает участником нескольких международно-правовых договоров, которые направлены на определение основных требований к структурам местного самоуправления. К таким документам можно отнести:

  • Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
  • Декларация о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества от 29 октября 1994 г.

Помимо всего прочего, Федеральным законом от 2 марта 2007 г.

№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливаются нормы правовых отношений связанных с принятием в качестве госслужащих граждан РФ, и подданных иностранных государств являющихся участниками международных договоров РФ, которые определяют возможность граждан других государств находиться на службе муниципального значения. Им также осуществляется регулирование прохождения и прекращения муниципальной службы, определения правового статуса муниципальных служащих.

Замечание 1

Нормы права, которые регулирую органы местного самоуправления, содержатся и в нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных правовых актах.

Более конкретное направление федерального законодательства, учитывая особенности органов местного самоуправления в определенных областях, отражается в конституциях и законах субъектов РФ.

В систему правовых актов муниципального значения входит:

  • Устав муниципального образования, правовые акты, принятые в рамках конкретной местности.
  • Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
  • Акты главы муниципального образования, местной администрации, прочих органов и лиц местного самоуправления, которые были предусмотрены уставом муниципального образования.

На уровне структур локального управления, основным регламентирующим актом является устав муниципального образования. Он определяет круг вопросов попадающих под юрисдикцию данного муниципального образования.

Кроме того, данные органы определяют территорию муниципального образования, органы местного самоуправления, название, структуру и порядок их формирования.

Устав местного значения формируются муниципальным образованием самостоятельно, а после принимается представительным органом местного самоуправления или гражданами непосредственно. Только после прохождения данной процедуры в полной мере акт может быть зарегистрирован на государственном уровне.

Территориальная основа

На территории всей Российской Федерации осуществляется местное самоуправление. Основу территориальной организации локального управления составляет поселенческий принцип, что значит формирование муниципальных образований там, где живут люди и существуют поселения.

Статья 131 Конституции РФ определяет осуществление местного самоуправления в городских, сельских и других поселениях учитывая исторические и прочие местные традиции. Конкретно, закон о местном самоуправлении определяет осуществление самоуправления местного характера во многих поселениях.

Замечание 2

Наделение муниципальных образований определенным статусом поселения какого-либо ранга осуществляется законами субъектов РФ.

Допускается также преобразование территориальных границ, в которых осуществляется муниципальное образование, при условии, что мнения жителей данных территорий будет учитываться. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, государственной власти и федеральных органов.

Кроме того, также возможно:

  • Преобразование муниципальных образований. Здесь подразумевается объединение, разделение образований, изменение статуса поселения.
  • Упразднение поселений. Это возможно на территориях с небольшой численностью жителей, а также в труднодоступных местностях, в случае если численность таких поселений не выше 100 человек, а решение об упразднении принимается самими гражданами поселения.
  • Формирование новых поселений на межселенных территориях. Образование возможно по инициативе населения, которая выдвигается на сходе граждан, которые проживают в населенном пункте, находящемся на межселенных территориях, а также по инициативе органов локального регулирования, государственной власти, федеральных органов государственной власти.

К территориям местного самоуправления относятся:

  • Земли жизни населения, а также смежные земли и свободные территории.
  • Земли общего пользования, в которые входят дороги, улицы, площади
  • Рекреационные территории, а именно зоны отдыха, парки, стадионы, санатории, заповедники.
  • Земли для развития поселения.

Без учета количества проживающих невозможно лишить прав население муниципального образования на ведение локального управления.

Принципы управления здесь имеют тесную связь с созданием муниципальных образований. В некоторых случаях формируются автократические муниципальные образования или же они становятся частью других.

Также особенности регулирования могут быть связаны и с ограничением местного самоуправления.

Замечание 3

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге согласно внутреннему уставу местное самоуправление осуществляется соответствующими органами на внутригородских территориях.

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) можно считать городскими округами. На таких территориях системы самоуправления регламентируются Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

К закрытым административно-территориальным образованиям также относятся наукограды, где признаки исполнения локального самоуправления устанавливаются Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».

А на территории инновационного научного центра «Сколково» особенности организации местного самоуправления осуществляются на основании специального законодательного акта 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

Экономическая основа

Экономическая основа местного самоуправления состоит из нескольких компонентов:

  • Муниципальная собственность.
  • Местные финансы.
  • Имущество, находящееся в собственности государства, а в последующем было передано органам местного самоуправления.

Финансовая основа

Основа финансового характера состоит из местных финансов, а именно денежных средств которые применяются при решении вопросов местного значения. Местные финансы формируются из средств местного бюджета, государственных и муниципальных бумаг.

Органы местного самоуправления пополняют бюджет на основании местных налогов и сборов. Также в местный бюджет поступают средства из бюджетов федерального значения и бюджетов субъектов РФ в качестве отчислений от федеральных и региональных налогов, субсидий и дотаций.

Система местного самоуправления

Определение 3

Система местного самоуправления – это организация муниципальной власти

В систему местного самоуправления входит:

  • Носители власти, к которым принято относить единицы локальной коллективной самоорганизации.
  • Самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов локального уровня.
  • Структуры организационного характера. К ним относятся структуры, которые выбираются конкретно гражданами населенного пункта: сход граждан, местные референдумы и прочие структуры, имеющие полномочия решать вопросы местного уровня
  • Власть местных структур самоуправления.
  • Способ оформления решений по вопросам местного значения.

В РФ к субъектам муниципальной власти относятся:

  • Поселения сельского и городского уровня.
  • Районы муниципального значения
  • Городские округа.
  • Внутригосударственные и муниципальные образования в городах федерального значения.

любого муниципального образования определяет наличие коллектива на местном уровне способного решать вопросы общественной жизни.

Определение 4

Субъект муниципальной власти – это сообщество местного значения, которое характеризуется относительной самостоятельностью в силу объективных закономерностей расселения, проживания, хозяйствования и социально-культурной деятельности.

В статье 130 ч.2 Конституции РФ установлена процедура реализации самоуправления гражданами через референдум, выборы при помощи выборных и других органов местного самоуправления. Кроме того, путем проведения местных собраний, референдумов, а также через обращения граждан в органы местного самоуправления может осуществляться прямое волеизъявление граждан.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->