Международный суд по правам человека где находится

Содержание

Какие дела рассматриваются в Европейском суде по правам человека?

Международный суд по правам человека где находится
Европейский суд (Международный Суд по Правам Человека) , действующий в Страсбурге, представляет собой эффективную международную организацию, в юрисдикцию которой входит рассмотрение жалоб, поступивших от лиц, группы лиц, или неправительственных организаций, заявивших, что права человека, прописанные в Конвенции, были нарушены.

Конвенция представлена международным договором, подтверждающим принятые обязательства государств-участников, а также их неукоснительное исполнение. К правам человека, утвержденным в Конвенции, которые защищаются Судом, причисляются:- право на судебное рассмотрение по уголовным и гражданским делам;- право на выдвижение собственной кандидатуры в выборах и право участия в них;- право на свободу вероисповедания, мысли и совести;- право на свободу мнения;- право на жизнь и неприкосновенность личности;- право на свободу распоряжаться собственностью и право на имущество;

– право на свободу объединений и других организаций.

Права, охраняемые Конвенцией, изложены в некоторых Протоколах, а также в самой Конвенции.

Какие дела рассматриваются Судом Страсбурга?

Европейский суд может правомочно приступить к разбирательству дела только после подачи жалобы. Страсбургский суд может рассматривать два вида жалоб: индивидуальную жалобу (физического лица по отношению к государству-участнику Конвенции) и межгосударственную жалобу (одной страны против другой).

Суд рассматривает лишь жалобы, которые относятся непосредственно к нарушениям прав, обозначенных в Конвенции и Протоколах.

Суд не является апелляционной, либо кассационной инстанцией в отношении национального суда и не уполномочен изменять, либо отменять принятые государственными инстанциями решения.

Кроме того, эта организация не правомочна осуществлять прямое вмешательство в работу органа власти, на работу которого поступила жалоба.

Суд рассматривает только соответственно оформленные жалобы, направленные против государств-участников, ратифицировавших Конвенцию либо Протоколы. При этом Суд не имеет права принимать к рассмотрению те жалобы, которые имеют какое-либо отношение к событиям, произошедшим до ратификации.

Перед подачей жалобы в Европейский Суд по Правам Человека необходимо убедиться, что за события, которые стали причиной нарушения прав человека несет ответственность публичная организация (органы судебной, исполнительной, законодательной власти и др.) определенного государства.

В соответствие со ст.35 п.1 действующей ныне Конвенции, жалоба может быть принята Судом к разбирательству только после применения всех имеющихся средств внутренней правовой защиты. При этом документ может быть подан в Суд не позднее шести месяцев, начиная с момента принятия окончательного решения. Жалобы, не соответствующие установленным требованиям приемлемости, не подлежат рассмотрению.

К примеру, прежде чем отправить жалобу в Европейский Суд по Правам Человека, необходимо прежде обратиться в высшую судебную инстанцию, юрисдикция которого позволяет рассмотреть ваше дело.

Но, в случае, если данный документ подается на судебное решение (например, на обвинительный приговор), а также, если дело находится в стадии обжалования, необходимости в дополнительном обращении в соответствующие инстанции нет.

При этом первое письменное обращение в Европейский Суд по Правам Человека (даже в короткой форме) является основанием для прерывания течения шестимесячного срока. В письме должен быть ясно указан предмет жалобы.

Также это может быть уже заполненный формуляр жалобы.

Обычного письма, в котором указана лишь просьба предоставить необходимую информацию, недостаточно, и оно не может служить основанием для приостановки шестимесячного срока.

Одним из немаловажных условий, которое влияет непосредственно на принятие Судом решения о рассмотрении жалобы, является факт использования всех государственных инстанций, посредством которых можно было бы ликвидировать нарушение прав. Либо предоставление Суду убедительных доказательств того, что в вашем случае, применение таких средств правовой защиты было бы бесполезным и неэффективным.

Используя государственные средства правовой защиты необходимо соблюдение всех процессуальных норм и, что особенно важно, соблюдение сроков, предписанных законом. К примеру, если жалоба отклонена по причине поступления с нарушением процедуры, или с опозданием, вероятность ее рассмотрения в Суде резко уменьшается.

Но при этом, в случаях, если объект жалобы — судебный приговор, то до обращения в в Европейский Суд по Правам Человека проходить судебную процедуру обжалования необязательно. Кроме того, в этом случае также нет необходимости обращаться к процедуре подачи прошения об амнистии, или помиловании.

Рекомендации по заполнению формуляра жалобы в Европейский Суд по Правам Человека

При подаче жалобы в Европейский Суд по Правам Человека важно помнить, что петиции к органам исполнительной, либо законодательной власти не входят в состав средств правовой защиты, которые можно эффективно использовать для обжалования.

Следует отметить особо, что более 90% поступающих в Суд жалоб отклоняется по причине несоблюдения условий, которые представлены выше.

Международный суд по правам человека. Международный суд ООН. Международный арбитражный суд

Международный суд по правам человека где находится

Ещё несколько столетий тому назад основными способами решения международных конфликтов или иных вопросов были дипломатия и война. Причём второй способ использовался значительно чаще, чем первый, из-за того, что с его помощью можно было добиться больших результатов в случае победы.

Но по мере развития общества эволюционировала его правовая культура. Стало понятно, что война приносит вред как побеждённым, так и победителям. Таким образом, общество начало искать более комфортные способы решения международно-правовых споров.

Большим толчком к подобным размышлениям стало появление специфической правовой отрасли, которая регулировала отношения между субъектами, имевшими статус государств.

Международное право во многом помогло развить способ диалога между странами, при помощи которого можно было бы решать практически любые проблемы.

Чтобы добиться реализации международно-правовых норм, создали специальные органы, которые получили статус судов. На сегодняшний день в такие суды обращается большое количество субъектов как публичного, так и частного права.

В статье мы охарактеризуем и раскроем основные аспекты международных судов разной направленности.

Понятие международных судебных инстанций

Для любого рядового гражданина практически всегда остаётся загадкой вопрос о том, что такое международный суд.Вне зависимости от статуса и направленности международной судебной инстанции существует единый правовой регламент деятельности подобных органов.

Интересен тот факт, что любой международный суд – это следствие определённого договора, заключённого между государствами. Учитывая данный факт и иные особенности, можно выделить единое понятие.

Таким образом, международная судебная инстанция – это орган, который создаётся исключительно на основе определённого международного договора с целью решения и рассмотрения споров различного характера между государствами и в некоторых случаях частными лицами.

Сегодня в мире существует масса различных судебных инстанций, каждая из которых отвечает за тот или иной сектор международного права. В статье будут представлены наиболее известные из них.

Существует множество вопросов о том, как реализуется право международных судов.Проблема в том, что не существует единого механизма, при помощи которого решения представленных в статье инстанций использовались на национальном уровне в отдельных странах.

В теории международного права выработана концепция, гласящая, что решение международного суда реализуется в рамках того договора, вследствие которого он создан. Учитывая специфику подобных организаций, представленная концепция вполне обоснованна.

Таким образом, статус международного суда любой направленности регламентируется конкретным международным договором между определёнными государствами.

Международный суд ООН

Одним из наиболее известных и поистине важных органов в сфере регулирования международных споров является суд ООН. Эта инстанция была учреждена в соответствии с уставом Организации Объединённых Наций в 1945 году. Орган является одним из шести основных ведомств Организации.

Согласно Уставу, он осуществляет регулирование международно-правовых споров в соответствии с принципами справедливости и разрешения конфликтов мирными способами. Международный суд ООН был во многом основан из-за Второй мировой войны, когда люди поняли весь ужас подобного рода конфликтов.

Его деятельность регулируется отдельным нормативным документом организации. На сегодняшний день таковым является статут международного суда ООН.

Правовой статус суда полностью зависим от нормативных документов Организации Объединённых Наций. Как правило, ее члены по совместительству являются членами международного суда.

Учреждён этот орган на основе статуса Организации. В своей деятельности суд ООН пользуется значительным количеством источников международного права.

Согласно статье 38 его Статута, для решения определённых правовых споров применяются следующие правовые источники:

В некоторых случаях суд может обосновывать свои решения принципами справедливости, не ограничивая себя формализированными международно-правовыми нормами.

Юрисдикция

Международный суд ООН распространяет свою юрисдикцию лишь на тех субъектов, которые дали прямое согласие на рассмотрение дела в данной инстанции.

Как правило, у государств-участников ООН имеется несколько основных способов, при помощи которых они могут выразить своё желание участвовать в судебном разбирательстве под руководством международного суда. К подобным способам относятся следующие:

  1. Соглашения специального характера (стороны спора договариваются между собой о его передаче в международный суд).
  2. В некоторых договорах существуют статьи, которые изначально обязывают сторону решать все возникающие споры с другим государством в международном суде ООН.
  3. Иногда страна-участница признаёт юрисдикцию суда для себя обязательной посредством одностороннего заявления.

На основе представленных условий международный суд ООН осуществляет свою деятельность в процессе решения споров между государствами.

Международный суд по правам человека

Во многих цивилизованных государствах современности основной ценностью является, прежде всего, человек. Поэтому его права и свободы охраняются многими законодательными актами как национальной, так и международной системы права.

Но даже с учётом развитости правовой культуры населения планеты достаточно часто права человека нарушаются. С этим негативным фактором пытаются бороться, однако в некоторых случаях приходится обращаться в суд. Основным органом в данной сфере является международный суд по правам человека.

Данное название является не совсем корректным, потому что орган имеет несколько иное наименование, а именно – Европейский суд по правам человека, основанный в 1953 году.

Реализация норм суда осуществляется исключительно по отношению к странам-участникам конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Юрисдикция европейского суда по правам человека

Европейский суд по правам человека не является более высоким инстанционным органом, чем вся судебная система того или иного государства.

Тем не менее, если взять для примера Российскую Федерацию, которая является членом Европейской конвенции о защите прав человека и его основных свобод, то решения международного суда входят в систему национального права как обязательный элемент.

При этом юридическая сила решений больше, чем нормативные акты органов национального законодательства РФ.

Что касается вопроса реализации решений международного суда по правам человека, то за всю историю существования этого органа не было случаев неисполнения его актов. В своих решениях суд вправе справедливо удовлетворить требования сторон, а также компенсировать вред, моральный ущерб и судебные издержки.

Условия для подачи жалоб в международный суд по правам человека

Чтобы суд принял жалобу к рассмотрению, она должна отвечать двум основным условиям, а именно:

  1. Жаловаться можно за нарушения только тех прав и свобод человека, которые прямо предусмотрены конвенцией. Не учитываются исключительные права, прописанные только в конституциях отдельных государств. Интересен тот факт, что некоторые свободы, перечисленные в конвенции, для многих государств-участников являются новеллой, однако данный факт не исключает ответственность за их нарушение.
  2. В соответствии со статьей 34 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека, в суд могут поступать жалобы от физических лиц, группы физических лиц и некоммерческих организаций, которые, по их мнению, стали жертвами прямого нарушения прав.

Суд имеет статус международной организации, поэтому в него может обратиться лицо, которое не является гражданином страны-члена Совета Европы. Ещё одним важным условием для подачи жалобы на рассмотрение в суде по правам человека является тот факт, что лицо должно израсходовать все способы защиты своих прав на национальном уровне и лишь потом обращаться в международные инстанции.

Сегодня большое внимание уделяется международной торговле, потому что мировой рынок эволюционирует практически ежесекундно. Как и во всех иных сферах жизнедеятельности человека, в этой также возникают споры, которые необходимо каким-либо образом решать. Для этого существует международный коммерческий арбитражный суд.

Этот орган специально предназначен для рассмотрения и решения споров, возникающих непосредственно между участниками международных коммерческих сделок. В данном случае лицами или же сторонами споров могут быть организации совершенно разной принадлежности к государственным структурам.

Международный коммерческий суд нужно отличать от иных инстанций, которые решают споры непосредственно между государствами.

Особенности международного арбитража

Наряду с государственными судебными органами международный коммерческий арбитражный суд является достаточно популярным способом разрешения споров между сторонами контракта, сделки и т. п. Это позволяет выделить наиболее яркие особенности представленного органа, а именно:

  1. Исполнения решений международного арбитража — это достаточно трудоёмкий и спорный момент. На сегодняшний день не существует единого механизма исполнения судебных решений международного органа, который бы реализовывался абсолютно во всех государствах. Этот негативный фактор в некоторых ситуациях даёт возможность сторонам злоупотреблять своими правами вопреки судебному решению.
  2. Международный арбитражный суд использует принцип конфиденциальности, что позволяет сторонам оставить втайне от всех свой спор.
  3. Учитывая тот факт, что арбитражное производство вполне может затянуться на годы, этот специфический вид защиты своих прав отличается большими затратами, прежде всего, на судебные издержки и иные необходимые расходы (найм консультантов, юристов и т. п.).
  4. Международный арбитражный суд – это нейтральный орган, который не будет отдавать личное предпочтение ни одной из сторон спора.

Уголовный международный суд

Важным прорывом в сфере международной юстиции стало создание международного уголовного суда.

Согласно Римскому статуту (документу-учредителю органа), международный уголовный суд является инстанцией уголовной юстиции всемирного характера.

В его непосредственную компетенцию входит преследование лиц, которые совершили следующие виды правонарушений: военные преступления, геноцид, преступления против человечества.

Статус суда

Международный уголовный суд является постоянным органом, в отличие от точечных трибуналов, которые рассматривают отдельные преступления. Помимо этого, МУС – это отдельная судебная инстанция, расположенная в Гааге. Он не входит в структуру ООН, хотя в определённых случаях может возбуждать производства на основании представления этого органа.

Рассмотрение дел производится по факту ратификации Римского статута, нормы которого на сегодняшний день действуют на территории 123 государств. Существуют такие страны, которые не вошли в число участниц статута, однако активно помогают в осуществлении деятельности международного уголовного суда и его структурных органов.

К числу подобных государств относится Российская Федерация.

Заключение

В заключение следует отметить, что международная юстиция – это не только важная отрасль мирового права в целом, но ещё и большой шаг на пути развития диалога между государствами. Будем надеяться, что вскоре все важные вопросы между странами будут рассматриваться в международных органах.

Страсбургский суд | Международный суд по правам человека

Международный суд по правам человека где находится

Страсбургский суд (Международный суд по правам человека в Страсбурге) расположен во Франции и является судом, в юрисдикцию которого входит рассмотрение жалоб поступивших от различных лиц, заявляющих о нарушениях прав человека, предусмотренных Конвенцией (официальный сайт).

К сожалению, для России нарушение прав человека не является редкостью, поскольку в стране сложилась негативная тенденция, затрудняющая поиск справедливости и защиту нарушенных прав с помощью внутренней судебной системы.

На фоне обострившейся внешнеполитической обстановки, во многом сошли на нет все позитивные начинания рубежа первых 2 десятилетий XXI века по реформированию российской судебной системы, направленному на беспристрастность и независимость российских судов.

Эта проблема касается всех отраслей процессуального права: уголовного, гражданского, административного и даже арбитражного.

При наличии внешнего давления смещаются фокусы взглядов государства   и общества от внутренних проблем на внешнюю политику. Что в свою очередь ведет к умалению необходимости защиты прав и свобод отдельного человека.

В таких условиях суды как бы перестают ощущать давление общества и начинают работать по старинке, то есть, выполняя формальный подход к решению и рассмотрению дел. Особенно это ощутимо сказывается в делах по спорам отдельных граждан с органами государственной власти.

В подавляющем большинстве таких случаев суды априори встают на сторону властных структур.

Например, по уголовным делам с одной стороны оправдательные приговоры за последние два года сошли с 0,54% на 0,36%, но в тоже время добиться возбуждения уголовного дела в некоторых ситуациях, когда требуется привлечь к уголовной ответственности обидчика, не говоря уже о должностном лице органа государственной власти, пострадавшему гражданину становится очень непросто.

В административном судопроизводстве, как и при производстве по делам об административных правонарушениях складывается похожая ситуация.

В подавляющем большинстве случаев суды также априори встают на сторону властных структур.

При таком положении вещей обычному гражданину в большинстве случаев приходится бороться с государством с помощью внешних институтов. На помощь им приходит Страсбургский суд (Европейский суд по правам человека).

Есть ли какая-то специфика при обращении в Страсбургский суд?

Однако Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не является еще одной (последней) инстанцией в российской судебной системе, поэтому граждане РФ должны знать, что при обращении в российские суды за защитой своих нарушенных прав им надо сразу закладывать такую возможность, даже скорее необходимость, как обращение в Европейский суд по правам человека. Попадая под незаконное уголовное или административное преследование, либо становясь жертвой преступного посягательства, а равно, получив необоснованный иск гражданский или административный, необходимо в ходе процесса собирать информацию в материалы дела о нарушениях Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод.

Здесь подразумевается, что на каждой стадии процесса необходимо заявлять о соответствующих нарушениях Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод (при наличии таковых) при этом даже не обязательно указывать на конкретные статьи.

Конечно, по возможности желательно их указывать, а также ссылаться на прецеденты по рассмотрению жалоб на аналогичные нарушения прав человека в Европейском суде.

Это необходимо для того чтобы после того как будут исчерпаны все эффективные способы судебной защиты нарушенных прав в национальных, т.е. российских судах можно было подать жалобу в Европейский суд по правам человека.

Что необходимо сделать строго в течение шестимесячного срока. После вступления в силу протокола № 15 к Конвенции шестимесячный срок сократится до 4 месяцев.

В случае же если, например, по уголовным делам в процессе вплоть до апелляционной жалобы нигде не было указано о нарушениях Европейской Конвенции по правам человека, то необходимо подать кассационную жалобу, где указать на соответствующие нарушения Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод, а также привести примеры прецедентов рассмотрения аналогичных нарушений по жалобам в Европейском суде по правам человека. В такой ситуации жалобу в Страсбургский суд придется подавать сразу же после подачи кассационной жалобы, не дожидаясь рассмотрения, чтобы не пропустить шестимесячный срок. По другим видам судебных процессов производств также должно быть отражено нарушение Конвенции. Иначе жалоба может быть признана неприемлемой или при рассмотрении по существу Европейский суд сочтёт что не было использовано в полной мере право на защиту от нарушения Европейской Конвенции по правам человека в национальных судах.

Чем на более ранней стадии процесса начало заявляться о нарушениях Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод, тем больше шансов на положительный результат рассмотрения жалобы в ЕСПЧ.

Можно ли справиться самому?

При самостоятельной подаче жалобы или подготовке жалоб с помощью знакомых юристов (адвокатов) не имеющих опыта работы с ЕСПЧ, как правило, возникает очень много ошибок, о чём неумолимо свидетельствует статистика: 9 из 10 жалоб Европейский суд по правам человека признаёт неприемлемыми, так в 2016 году Европейский суд проверил около 7000 жалоб против России, из них 6300 признал неприемлемыми или отклонил. Проблемы возникают не только с соблюдением многочисленных формальностей сопровождающих процессов ЕСПЧ, но и с неправильным определением существенных обстоятельств, имеющих значение для дела.

При этом по большинству из рассмотренных, из 228 Решений в 222, было установлено как минимум одно нарушение Европейской Конвенции по правам человека. Это говорит о том, что если жалоба принимается к рассмотрению, то в подавляющем большинстве случаев по ней принимается решение, имеющее положительный результат для заявителя.

Также необходимо учитывать, что на самой подаче жалобы ещё участие заявителя не заканчивается.

Если жалоба не будет признана неприемлемой или отклонена, то после коммуникации к РФ, как к государству ответчику, и получения отзыва (меморандума) от уполномоченного РФ, заявителю необходимо будет предоставить отзыв (обсервацию) на официальном языке Европейского суда, то есть на английском или французском с отстаиванием своей позиции, опровергая доводы меморандума уполномоченного РФ, а также Требование о справедливой компенсации и её обоснование.

Следует добавить, что пятая часть всех Решений в 2016 году касалась Российской Федерации, из 993 решений в отношении стран членов совета Европы 228 касалось действий властей Российской Федерации, о чём было сказано выше.

На основании чего можно сделать вывод, что в целом Европейский суд по правам человека уделяет значительное время и большое внимание жалобам против Российской Федерации, что в свою очередь внушает оптимизм потенциальным заявителем жалоб против Российской Федерации.

Если подробнее разобрать жалобы, на какие нарушения Конвенции они были поданы и в большинстве удовлетворены, то получается, что на первом месте нарушение права на свободу и личную неприкосновенность (153 заявления), на втором месте запрет бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (64), на третьем право на справедливое судебное разбирательство (41).  Очевидно, что основная часть жалоб происходит из нарушений в рамках уголовного судопроизводства, но на третьем месте идут нарушения права на справедливое судебное разбирательство, что включает в себя все виды судопроизводства.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что восстанавливать свои права и требовать справедливой компенсации за нарушение Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод имеет смысл в рамках всех видов судопроизводства.

Где находится Страсбургский суд и как туда обратиться?

На этот вопрос вы найдете ответ в нашем разделе, посвященном полезной информации о Страсбургском суде по правам человека.

Если же вы все же хотите привлечь к работе специалистов, то лучшим способом связи будет отправка документов на адрес mailbox@euroclaim.ru 

Подробнее об этом вы найдет информацию на странице «Оценка перспектив«

Фото [Outlandos [ym] Council of Europe ( Candice Imbert)  from flickr]

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке

Как подать жалобу в Европейский Суд по правам человека

Международный суд по правам человека где находится
Источник: Станислав Авраменко, юридическая компания Best Jurist

Неудовлетворенность российской судебной системой, вынуждает российских граждан обращаться в Европейский Суд по правам человека.

В 2018 году наша страна стала вышла в лидеры по числу жалоб в Европейский суд по правам человека. Всего за прошедший год граждане России направили в ЕСПЧ более 12 тыс. обращений. Из них 11 тыс.

750 обращений сейчас находятся на том или ином этапе судопроизводства.

Европейский суд по правам человека — это международный суд. Его юрисдикция распространяется на страны, ратифицировавшие Конвенцию о защите по защите прав человека и основных свобод (далее «Конвенция»).

Из этого следует, что при нарушении Конвенции страной, ратифицировавшей её, у пострадавшего появляется право обжаловать действия страны-нарушителя. Соответственно возникает множество вопросов о том, как подать в суд по правам человека.

ЕСПЧ — очень бюрократизированный орган. Поэтому, подавая жалобу по гражданскому или уголовного делу, нужно строго соблюсти требования суда к жалобе. В противном случае она будет признана неприемлемой и не будет рассмотрена.

Важно понимать, что ЕСПЧ — это не элемент какой-то национальной судебной системы. Европейский суд — совершенно самостоятельный суд, он не является одной из ступеней обжалования судебного акта, принятого судами России. Поэтому подача жалобы в ЕСПЧ непохожа на обжалование судебного акта в один из российских судов.

Как подать жалобу в Европейский суд?

источник: Станислав Авраменко, юридическая компания Best Jurist

Жалобу может написать и подать лицо, которое считает, что государством нарушены его права, установленные Конвенцией и протоколами к ней. Госпошлина про подаче жалобы в ЕСПЧ не взимается.

При этом неважно, в каком именно процессе нарушены эти права: уголовном, гражданском или административном. Важен сам факт нарушения прав.

Кто может подать жалобу и против кого она подаётся?

Это установлено ст. 34 Конвенции «Индивидуальные жалобы». Жалобу могут подавать:

  • физические лица;
  • неправительственная организация;
  • группа частных лиц.

При этом заявителю-физическому лицу необязательно быть гражданином того государства, против которого он подаёт жалобу.

Важно помнить: при подаче жалобы по уголовному или гражданскому делу ответчиком всегда является государство, нарушившее права, изложенные в конвенции.

ЕСПЧ не примет жалобу против фирмы или физического лица; ответчиком может быть только государство.
Подать жалобу может только само лицо, право которого нарушено или его представитель.

Подать жалобу на «абстрактное» нарушение права невозможно. Заявитель должен быть пострадавшим.

Условия подачи жалобы в ЕСПЧ по гражданскому и уголовному делу

ЕСПЧ принимает жалобы, когда исчерпаны все внутренние правовые способы защиты. То есть прежде, чем идти в ЕСПЧ, нужно пройти все возможные внутренние суды, но здесь есть оговорки. Позвольте пояснить подробнее.

Когда можно обратиться в ЕСПЧ по уголовному делу?

По уголовному делу в ЕСПЧ можно обратиться уже после апелляции. Здесь можно усмотреть противоречие: «как же так, только что сказали, что нужно пройти все ступени юридической защиты в России, и тут же пишем, что можно обращаться в ЕСПЧ уже после апелляции, ведь есть ещё кассация?».

Дело в том, что ЕСПЧ не считает кассационный этап в уголовном процессе эффективным средством защиты прав в России. Причина этого в том, что глава 47.1 Уголовно-процессуального кодекса «Производство в суде кассационной инстанции» не содержит сроков подачи кассационной жалобы.

Поэтому ЕСПЧ принимает жалобы на нарушение Конвенции по уголовным делам уже после апелляции.

Когда можно обратиться в ЕСПЧ по гражданскому делу?

Здесь в полной мере реализуется правило, что перед подачей жалобы в Страсбургский суд нужно пройти все внутренние судебные инстанции, то есть:

  • суд первой инстанции;
  • апелляцию;
  • кассацию;
  • вторую кассацию (то есть Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ).

Если отправлять в ЕСПЧ жалобы по гражданскому делу до решения Судебной коллеги во второй кассации, ЕСПЧ не будет рассматривать жалобу по существу.

Срок подачи жалобы в ЕСПЧ

Срок подачи жалобы прописан в ст.35 Конвенции «Условия приемлемости». Жалобу можно подать в течение 6-ти месяцев с момента вынесения национальным судом окончательного решения по делу

Как собирать доказательства для подачи жалобы в ЕСПЧ?

В идеале нужно готовиться к подаче жалобы в ЕСПЧ уже с первой инстанции.

Суть в том, что заявитель жалуется на действия государства, нарушившие его права. Важно зафиксировать действия государства, которыми нарушены права. Как это можно сделать?

Пример: идёт судебный процесс по уголовному делу. Защита подсудимого заявляет ходатайство о проведении судебно-психологической экспертизы свидетеля со стороны обвинения. Судья отказывает в этом, мотивируя, что ходатайство заявлено преждевременно. Нужно требовать занести факт ходатайства и отказа в протокол.

Отказ судьи может стать одним из доказательств нарушения права на справедливое судебное разбирательство.

После решения суда первой инстанции подаётся апелляция. Важно отразить в апелляционной жалобе те нарушения, которые допустил суд первой инстанции. Это даёт апелляционному суду возможность исправить эти нарушения.

Если апелляция не исправит нарушения, для ЕСПЧ это будет аргументом в пользу заявителя.

Важно: часто податели жалоб в Европейский суд просто копируют кассационную жалобу (если речь про уголовное дело, ведь кассационная жалоба подаётся после апелляции) или жалобу, направляемую во вторую кассацию. Но жалобу в ЕСПЧ пишутся совершенно иначе, чем жалобы в суды России.

Далее вы можете видеть правила заполнения формуляра жалобы в ЕСПЧ. Формуляр — это единственно возможный вариант подачи жалобы (хотя есть ещё вариант отправки жалобы по факсу, но о нём сейчас не будем).

Именно в формуляре следует указать всю информацию, которую заявитель считает необходимым довести до сведения Европейского суда.

Формуляр жалобы в ЕСПЧ и как его заполнять

Заполнять формуляр следует при помощи компьютера. Можно заполнить на русском языке. Внимательно просматривайте каждый лист. Все галочки должны быть проставлены. Если на первом листе не заполнить, например, графу «пол», при том, что пол заявителя явно следует из имени и фамилии, то жалоба будет признана неприемлемой.

Страница 1 — о заявителе, его гражданстве, адресе и телефоне

Если жалоба подаётся от имени человека, то есть физического лица, то следует заполнять раздел А.1. Если заявитель — организация, то А.2.

Здесь не должно возникнуть сложностей. В строке адрес необходимо указать адрес регистрации.

1-ый лист формуляра

Страница 2 — против какого государства подаётся жалоба

Здесь всё ещё проще. Просто нужно поставить «галочку» в чекбоксе нужной страны. В нашем случае это «RUS — Российская Федерация».

страница 2 формуляра

Страница 3 — представитель заявителя, когда заявителем является физическое лицо

3-ий лист посвящён представителю физического лица. Если представителя нет, то есть заявитель пишет и отсылает жалобу сам, то нужно пропустить этот лист.

Если заявителя представляет человек, не являющийся адвокатом, например, супруг или супруга, то надо заполнять блок С.1. Если представляет адвокат, то С.2.

В блоке С.3. заявитель и его представитель должны поставить подписи и даты. Этот блок предназначен для того, чтобы заявитель согласился уполномочить представителя действовать от его, заявителя, имени.

страница 3 Формуляра

Страница 4 – представитель заявителя-организации

4-ый лист — о представителях компании-заявителя. Физические лица не заполняют этот лист.

страница 4 формуляра

Страницы 5, 6, 7 — суть жалобы (изложение фактов)

На 5-ой, 6-ой и 7-ой страницах нужно изложить обстоятельства дела в хронологическом порядке. Необходимо стремиться к лаконичности и относимости фактов именно к описываемому нарушению.

Нет большого смысла описывать ситуацию с самого начала, т.к.

вы потратите место и не опишите по настоящему важные факты описывающие причины обращения в ЕСПЧ: какие действия государства и как ущемили права заявителя.

Итак, еще раз: нужно излагать факты. Эмоций и описаний моральных переживаний в этом разделе быть не должно.

страница 5,6,7 Формуляра

Страницы 8 и 9 – какие статью Конвенции были нарушены

На страницах 8 и 9 надо дать юридическую оценку фактам, изложенным на страницах 5, 6 и 7.

Нужно изложить, каким образом, и какие нормы Конвенции нарушила Россия своими действиями.

страница 8,9 Формуляра

Страница 10 — о соответствии жалобы условиям приемлемости

На 10-ой странице формуляра жалобы в ЕСПЧ нужно указать, какими средствами восстановления прав пользовался заявитель: обращался в суды, но те не смогли признать (прекратить) нарушение прав заявителя.

Требуется указать, когда заявитель получил окончательное решение суда: от этой даты отсчитывается 6-месячный срок, когда можно подавать жалобу в ЕСПЧ.

страница 10 формуляра

Страница 11 – три вопроса об исчерпанности средств защиты

11-ая страница сводится к трём вопросам:

  • Есть ли какие-то средства защиты, которыми заявитель не воспользовался.
  • Пользовался ли заявитель другими международными средствами обжалования.
  • Подавал ли заявитель ранее другие жалобы в ЕСПЧ.

страница 11

Страница 12 — список приложенных документов

К формуляру нужно приложить копии документов, подтверждающих факты, изложенные заявителем.

Нужно прилагать копии, т.к. ЕСПЧ не возвращает материалы заявителю.

Для каждого дела будет свой набор документов, подтверждающих факты заявителя. Обращаем ваше внимание: документы нужно указывать в хронологическом порядке.

Европейский суд по правам человека: создание и компетенция

Международный суд по правам человека где находится

Создание Европейского суда по правам человека связано с обеспечением исполнения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г.

Определение 1

ЕСПЧ – международная судебная инстанция по рассмотрению обращений, связанных с нарушением прав человека.

В 1959 году был основан Европейский суд по правам человека, компетенция суда позволяет рассматривать жалобы граждан государств, членов Совета Европы, а также государств, ратифицировавших Европейскую конвенцию.

Судебный орган находится во Франции в г. Страсбурге.

В компетенцию европейского суда по правам человека входит вынесение постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции.

Структура ЕСПЧ

Количество судей должно быть равно количеству участников Конвенции. ЕСПЧ состоит из 47 судей. Протокол № 14 гласит, что судьи могут быть избраны на 9 лет. Судейский состав избирается ПАССЕ из перечня, включающего три кандидатуры, который подает каждое государство

Определение 2

Вспомогательным органом суда является Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, администрация, технические работники, переводчики.

На должность судей избираются люди с высокими моральными качествами и высоким уровнем профессионализма, обладающие общепризнанным авторитетом Судьи не могут быть переизбраны на другой период.

Дела в суде рассматривают Комитеты, куда входят три судьи, Палаты, куда входят семь судей и Большая палата, состоящая из семнадцати судей.

В Суде проходят Пленарные заседания, куда приглашаются все судьи Суда. В компетенции Пленарного заседания находятся: выборы Председателя, его заместителей, Председателей палат, а также утверждение состава палат, выборы Грефье и его заместителей.

Определение 3

Грефье – должностное лицо Суда, в обязанности которого входит составление официальных отчетов, редактирование документов. Это секретарь высших судебных мест.

В суде работают четыре секции, образованные на Пленарном заседании. Рассмотрением дел и вынесением решений по существу занимаются Палаты Суда и Большая палата.

Дело для рассмотрения передается в одну из Секций, которая, в свою очередь, образует Палату, куда входят Председатель Секции, судья от страны – стороны по делу, и пять человек, представителей секции, назначенных председателем.

Для рассмотрения дел в Большой палате необходимо присутствие судьи от страны, необходимого количества судей. Председательствует в Большой палате Председатель Суда или его заместитель. В юрисдикции Большой палаты находятся самые сложные дела ЕСПЧ.

Комитеты образуются сроком на один год и решают вопросы о приемлемости жалобы по требованиям Конвенции. Задачей Комитетов является не рассмотрение жалобы по существу, а проверка по критериям. Три судьи принимают решения по типовым делам, где правоприменение Суда явно прослеживается.

Замечание 1

Суд может обратиться с просьбой к Комитету об уменьшении числа судей в палате для более продуктивного рассмотрения дел.

Грефье руководит деятельностью Секретариата ЕСПЧ, ведущего переписку с заявителями, помогающего судье-докладчику по делу.

Россия ратифицировала Протокол № 14 к Конвенции в 2010 году, в него внесены изменения в контрольный механизм Конвенции. Применение Протокола осуществляется наряду с процедурами совершенствования функционирования ЕСПЧ для укрепления стабильности его Регламента. Комитеты министров Совета Европы контролируют использование финансовых средств и обеспечение подбора персонала Секретариата.

Процессуальные нормы рассмотрения жалоб в ЕСПЧ принимаются в форме международного договора, подлежащего ратификации, или выраженным государственным согласием на его обязательность.

Замечание 2

Если Россия является одной из сторон спора, а судья – не член Комитета, Россия имеет право требовать предоставления судье возможности замещения одного из членов Комитета.

Компетенция ЕСПЧ

В компетенцию суда входит прием жалоб от физических лиц, неправительственных организаций, групп частных лиц, которые стали объектами нарушений Конвенции. Суд не всегда считает дело подлежащим рассмотрению, лишь после использования всех внутренних средств защиты с точки зрения права. Здесь действует критерий исчерпанности.

По отношению к России ЕСПЧ признал достаточным для подачи жалобы рассмотрение дела судом первой и кассационной инстанций, надзорная инстанция эффективной не признана.

В Конвенции сказано, что Суд может принять дело к рассмотрению в течение полугода с момента принятия решения национальным судебным органом. Данный срок является пресекательным и лишает возможности рассчитывать на объявление жалобы приемлемой. Бывают отдельные случаи, когда ЕСПЧ принимает жалобу без вступившего в силу решения национального суда, если судопроизводство затягивается намеренно.

В полномочия Европейского суда по правам человека входит не принимать жалобу, если она анонимна или аналогична уже рассмотренной жалобе. Суд может объявить неприемлемой любую жалобу индивидуального порядка, если она несовместима с положениями Конвенции.

Если Суд определил жалобу приемлемой он:

  • рассматривает дело с представителями заинтересованных сторон, осуществляет расследование, если это необходимо;
  • способствует миролюбивому решению вопроса на основе положений Конвенции.

Заседания Суда носят открытый характер. Если дело рассматривается против государства, в заседаниях должен принимать участие судья от этого государства. Лица – участники судебных заседаний ЕСПЧ обеспечены иммунитетом от судебного разбирательства.

Страны не препятствуют ведению переписки с Судом. Если подавший жалобу находится под стражей, то письма доставляются и отправляются без задержки и изменения.

Заключенный под стражу не подвергается дисциплинарному наказанию в связи с любыми сообщениями, отправленными через официальные каналы в Суд.

Данные лица могут консультироваться с адвокатом в отношении заявления Суду или любых процедур, вытекающих из него.

Страны не препятствуют поездкам участников с целью присутствия в Суде и их возвращению.

Руководствуясь положениями Конвенции Суд может объявить о ее нарушении. Если внутреннее право высокой договаривающейся стороны может устранить это нарушение лишь частично, Суд имеет право присудить компенсационные выплаты потерпевшей стороне.

По просьбе Комитета министров ЕС суд может вынести консультативное заключение, касающееся толкования положений Конвенции. Решение Суда является окончательным и не обжалуется.

Если нарушение, которое признано судом, продолжает иметь негативные последствия для заявителя, принимаются индивидуальные меры во внутреннем праве. Государство-ответчик возмещает расходы заявителя, возобновляет разбирательство по делу.

Замечание 3

В 2004 году Комитетом министров ЕС была принята Декларация, в которой сказано об обеспечении эффективности исполнения Конвенции на национальном и европейском уровнях. Исполнение решения Суда контролируется Комитетом министров.

Государства имеют обязательства исполнять решения ЕСПЧ в добровольном порядке. Они принимают меры индивидуального и общего характера. Если Комитет министров констатировал факт отказа государства от исполнения решения Суда, он фиксирует невыполнение обязательств.

Меры общего характера сложны в определении и осуществлении. Чтобы решение ЕСПЧ было исполнено, а меры общего характера приняты, необходима большая аналитическая работа с целью выявления причин, которые привели к нарушениям. Это могут быть противоречия между законодательством и Конвенцией, отступление от законодательства, присутствие субъектного фактора.

Постановления Суда

Относительно правовой природы постановлений Суда одни ученые признают их прецедентный характер, другие настаивают на идеологическом компоненте, в виде рекомендаций национальным органам. Постановления ЕСПЧ не являются прецедентными.

Определение 4

Прецедент – это решение суда или административного органа по конкретному делу, которое создает новую норму права, становящуюся обязательной при рассмотрении аналогичных ситуаций.

Индивидуальность, новизна, обязательность – признаки, характеризующие прецедент как источник права.

Российская Федерация признает юрисдикцию Европейского Суда обязательной.

Высокие договаривающиеся стороны обязаны исполнять постановления Суда, где они являются сторонами.

ЕСПЧ не является создателем новых норм права, он проверяет соблюдение Конвенции и обязательств, взятых на себя государствами. Постановления ЕСПЧ не являются источником права.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->