Начальное профессиональное образование профессии

Содержание

Начальное профессиональное образование профессии

Начальное профессиональное образование профессии

(в редакции 1996 года)

Russian classification of initial professional education

Дата введения 1996-07-01

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО) является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, подготовлен в рамках выполнения Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.

№ 121 “О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики” и учитывает изменения, произошедшие в системе начального профессионального образования Российской Федерации, базируясь на положениях Федеральной программы “Развитие образования России” и директивных документах Минобразования России.

Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО) создан как функциональная часть единого языка-посредника для автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления экономикой России с охватом как государственной, так и негосударственной систем образования при решении следующих задач:

  • — регулирования и планирования приема и выпуска специалистов начального профессионального образования;
  • — статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов начального профессионального образования;
  • — интеграции системы профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры путем сопряжения с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) ЮНЕСКО;
  • — проведения международных статистических сопоставлений;
  • — статистического учета по линии ЮНЕСКО.

Объектами классификации в ОКНПО являются группы профессий и специальностей начального профессионального образования, входящие в эти группы профессии начального профессионального образования и специальности, которые позволяют выполнять работы по указанной профессии, а также ступени квалификации, получаемые в процессе подготовки по данной специальности и позволяющие выполнять работы в рамках указанной профессии.

Под указанными объектами понимается:

  • — группа профессий и специальностей представляет собой совокупность объектов классификации, относящихся к какой-либо широкой предметной области, определенной в наименовании группы профессий и специальностей начального профессионального образования;
  • — профессия представляет собой относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующей определенной целенаправленной профессиональной подготовки;
  • — специальность начального профессионального образования — совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате начальной профессиональной подготовки и обеспечивающих возможность выполнять конкретный вид трудовой деятельности в рамках заданной профессии;
  • — ступень квалификации — уровень подготовки профессиональных рабочих кадров, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.

ОКНПО содержит 3 уровневую иерархическую классификацию объектов, охватывающую группы профессий и специальностей, профессии внутри группы, а также специальности в рамках указанной профессии. Каждая профессия (и специальность в рамках профессии) характеризуется ступенью квалификации, получаемой в процессе подготовки по данной специальности.

Структурно объект классификации включает: блок идентификации, блок наименования объекта, блок классификационных признаков объекта.

Блок идентификации ОКНПО строится с использованием серийно-порядкового и последовательно-параллельного методов кодирования. Длина кодового обозначения составляет семь цифровых десятичных знаков и контрольное число (КЧ).

Формула структуры кодового обозначения в блоке идентификации ОКНПО имеет вид:

Разряды кода означают:

  • 1-й, 2-й знаки — код группы профессий и специальностей;
  • 3-й, 4-й знаки — код профессии;
  • 5-й, 6-й знаки — код специальности в рамках профессии;
  • 7-й знак — код ступени квалификации.

Читать дальше:  Годовой объем закупок у единственного поставщика

Для 7-го знака (ступени квалификации) приняты следующие значения кода:

1уровень ускоренной профессиональной подготовки;
2уровень начального профессионального образования по профессиям, для овладения которыми не требуется среднего (полного) общего образования;
3уровень начального профессионального образования по профессиям, для овладения которыми требуется среднее (полное) общее образование;
4уровень повышенного профессионального образования рабочих в высших профессиональных училищах, лицеях и т.п.

Блок наименований ОКНПО содержит названия групп профессий и специальностей, относящихся к ним профессий, специальностей начальной профессиональной подготовки в рамках профессий.

В этом блоке наименования профессий выделены курсивом, что способствует их выделению и внесению отличительного признака от тех специальностей, которые имеют одинаковые с профессией наименования.

В наименованиях отдельных позиций приводятся ссылки на выпуски Единых тарифно-квалификационных справочников (ЕТКС).

Блок классификационных признаков содержит фасет, указывающий на соответствие позиции ОКНПО Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО и включает 5 знаков.

Формула структуры кодового обозначения фасета имеет вид:

Классификационные признаки в МСКО кодируются следующим образом:

  • 1-й знак — код ступени образования;
  • 2-й, 3-й знаки — код изучаемой области в рамках ступени;
  • 4-й, 5-й знаки — группа образовательных программ ЮНЕСКО в пределах изучаемой области.

Примеры кодирования объектов классификации:

Введение ОКНПО осуществляет Научно-исследовательский институт высшего образования во взаимодействии с Минобразования России и ВНИИКИ Госстандарта России.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

1. РАЗРАБОТАН Минобразования России, Научно-исследовательским институтом высшего образования (НИИВО) Госкомвуза России и ВНИИКИ Госстандарта России

РАЗРАБОТЧИКИ
Е.Я. Бутко, д-р экон. наук; Э.Р. Голубева, канд. техн. наук; В.М. Зуев, д-р экон. наук; Ю.Я. Клехо, канд. техн. наук; А.А. Саков, д-р экон. наук; Н.А. Чхартишвили; В.Е. Яценко, канд. экон. наук

ПРЕДСТАВЛЕН Министерством образования Российской Федерации

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 27 декабря 1995 г. № 639

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 сентября 2009 года N 354

Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования

(с изменениями на 21 февраля 2012 года)

Начальное доступное профессиональное образование – это какое образование и что значит НПО: расшифровка

Начальное профессиональное образование профессии

При обучении молодых людей рабочим профессиям значительная роль отводится учреждениям среднего профессионально образования. Как ни странно, но в современном мире наблюдается недостаточная подготовка специалистов-практиков. Нехватку рабочих рук может возместить начальная профессиональная подготовка, уровень которой со временем повышается благодаря использованию высоких технологий.

Основные приоритеты

Возместить недостаток рабочих кадров помогает среднее профессиональное образование (СПО). Профессии начального профессионального образования, которые ранее считались не престижными, сегодня стали востребованными.

Обусловлено это недостатком технических специалистов. Учреждения начального профессионального образования, которые готовят кадры среднего звена становятся популярны, их рейтинг постоянно возрастает.

Молодёжь обучают по 280 специальностям, и этот перечень непрестанно растёт вместе с появлением новых технологий.

Где можно получить профессию

Поступающим доступны образовательные учреждения начальной и повышенная ступеней. Что относится к начальному профессиональному образованию. Это в основном средние специальные учебные заведения (ссузы).

Разновидности:

  • техникумы, где учащиеся получают базовые профессиональные знания и умения;
  • колледжи – предлагают повышенный уровень подготовки, часто открываются при университетах. Обучение ведется с использованием углублённых программ, по окончании студенты могут продолжить обучение, чтобы получить высшее образование;
  • лицеи или профтехучилища позволяют получить начальное профтехобразование, учебный процесс здесь строится по индивидуальным планам,.

По окончании СПО студенты получают диплом НПО с квалификацией «специалист начального уровня». Организации с углублённым преподаванием присваивают квалификацию «младшего специалиста».

Современные стандарты

Что такое образование начального уровня? Как уже было сказано, НПО обеспечивают лицеи и ПТУ (расшифровка — профессиональное техническое училище). Они довольно востребованы: по последним данным в них обучаются до полутора миллионов человек. Выпускники ПТУ получают не только диплом НПО, но и дополнительные права:

По окончании учебы можно по желанию

  1. Продолжить обучаться в колледже либо техникуме по сокращённой программе, которая включает изученные ранее направления..
  2. Получить среднее образование, но прежде придется пройти государственную аттестацию.
  3. Поступить в вуз.

Училища обеспечивают профессиональную подготовку, дают минимум теории и максимум практики, учат рабочим профессиям.

Стандарты повышенного уровня

Кто решил стать компетентным специалистом среднего звена в определенной области или производственником, обязательно должен поступить в техникум или колледж. Они дают теоретические знания, совмещенные с определенным практическим обучением.

В России насчитывается 2,5 тысячи подобных заведений, в которые обучаются до 2,3 миллиона человек. Квалификацию «специалист» студенты получают за счёт введения в программу специальных предметов с углубленным изучением, наличия профессиональной практики и введения дополнительной специальности, которая приобретается параллельно с основной.

Уровень подготовки максимально приближен к высшим учебным заведениям по таким критериям, как:

  • количество учебных часов;
  • присутствие зачётной и экзаменационной системы;
  • практика написания курсовых и дипломных работ.

В отличие от университетов, требования в ссузах более щадящие, поэтому колледжи и техникумы считаются начальной ступенью получения высшего образования. Они готовят студентов к успешному поступлению по специальности сразу на второй курс вуза.

После окончания студентам предоставляется возможность продолжить обучение в ВУЗе по сокращённой программе. Выпускники пользуются различными льготами при поступлении в вуз, к которому прикреплен их колледж.

Продвинутые студенты совмещают учебу с работой по избранной специальности (например, во время учебы в медицинском училище работают медсестрой в поликлинике). Это существенный плюс.

Поступление

Кто имеет возможность поступать в средние специальные учебные заведения и на каких условиях? Данное право получают:

  • абитуриенты, которые получили неполное или базовое среднее образование;
  • лица, имеющие начальное профессиональное образование. Причем, данная категория получает право поступать без вступительных экзаменов.

Перед поступлением необходимо предоставить в приемную комиссию пакет документов:

  • оригиналы свидетельств о неполном (полном) среднем образовании;
  • фото 3 на 4 см в количестве 4 штук;
  • ксерокопию паспорта или свидетельства о рождении.

Дополнительные условия поступления:

  • абитуриенту может быть предложено пройти собеседование;
  • в случае, когда претендентов на поступление больше, чем свободных мест, проводится тестирование по основным школьным предметам;
  • многие учреждения проводят конкурс среднего балла школьных аттестатов.

Что касается колледжа и техникума, то зачисление в них осуществляется по результатам вступительных экзаменов, зачастую, с учётом среднего балла аттестата.

Важно! Основным условием для оказания образовательных услуг является наличие лицензии. Поэтому при поступлении в учебное заведение старайтесь убедиться, что такой документ имеется и срок его действия не истек.

Какие предоставляются льготы

Как и в любых других учебных учреждениях, при поступлении в ссуз или профессиональное училище существует перечень льгот, которыми могут воспользоваться абитуриенты:

  • иногородние дети получают право проживать в общежитии;
  • вне конкурса принимаются на обучения дети льготных категорий: инвалиды, сироты, находящиеся под опекой и другие.

Стоит уделить внимание способу подачи документов.

Для удобства абитуриентов, особенно тех, кто проживает достаточно далеко от образовательного учреждения, сегодня предусмотрена возможность подачи документов посредством интернет-технологий. Для этого достаточно лишь заполнить анкету и представить копии документов. Оригиналы можно будет принести после поступления.

Особенности обучения

Среднее профессионально-техническое образование можно получить с помощью следующих форм:

  • очная;
  • очно-заочная;
  • заочная.

Диплом об окончании НПО выдается через 2–3 года, если вы поступали после окончания девяти классов, и через 1–3 года, если сначала получили базовое образование (11 классов в школе). Сроки также зависят от выбранной специальности.

Важно! Для девятиклассников срок учебы в колледже и техникуме составляют 3 – 4 года, а для всех остальных – до трех лет.

Преимущества заочной формы

Ошибочным является мнение многих абитуриентов, которые считают, что заочное обучение влечёт за собой много неоправданных проблем. Совсем наоборот, данная форма обучения открывает много возможностей.

Кроме этого, можно будет обучаться дистанционно, совмещая учебу с работой. Многие учреждения практикуют обучение через интернет.

Это довольно просто: получив определённые задания и рекомендации, необходимо их выполнить и отправить ответы и выполненные задания преподавателю в электронном виде. Посетить учреждение понадобится только во время сдачи сессии.

Заочная форма обучения предполагает вначале получение среднего образования. В этом случае профессиональную практику студент проходит на протяжении всего курса обучения: повышает уровень знаний по специальности и одновременно нарабатывает опыт. Это очень цениться работодателями.

Начальное и среднее профобразование

Каким должно быть современное профессиональное образование?

Вывод

Ознакомившись с информацией о том, что такое начальная профессиональная подготовка и чем отличается НПО от других учреждений, абитуриентам будет намного проще определиться с реализацией своих запросов, достичь поставленных целей. Если планируется дальнейшее обучение в высших учебных заведениях, значит, приоритет следует отдать колледжу. Советуем выбирать учебные заведения, находящиеся под патронатом соответствующих ВУЗов.

Технические профессии можно получить в лицее или ПТУ. Что касается специальностей гуманитарной направленности (бухгалтер или воспитатель), то лучше выбрать колледж. Какое из учебных заведений является более подходящим – решать только вам.

Что такое среднее профессиональное образование

Начальное профессиональное образование профессии

На форумах, посвященных учебе, очень часто можно встретить вопрос: Образование среднее профессиональное – это какое?».

В сущности своей среднее профессиональное образование (сокращенно СПО) – это «модернизированное» среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения.

С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

Согласно статистике, не менее 20 миллионов специалистов, официально трудоустроенных в РФ, получили СПО. Приблизительно половина этих специалистов занята в сфере обслуживания и на производстве. Еще 50% – это работники умственного труда: среднее звено персонала бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

Современная сфера СПО регулируется новым законом об образовании, который вступил в силу 01.09.2013. Отдельно следует отметить, что начальное и среднее профессиональное образование – не одно и то же.

Порядок получения среднего профессионального образования

К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов).

Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования.

Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.

Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  1. Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.
  2. Училища и техникумы. Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако существуют такие нюансы:

  1. Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств.
  2. Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению. Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов.

Дополнительные правила приема абитуриентов ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, но в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.

Приемные комиссии объявляют поступающим не позднее 1 марта:

  1. Порядок приема абитуриентов.
  2. Порядок приема на обучение на платной основе.
  3. Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием.
  4. Требования к уровню образования поступающих.
  5. Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, и информацию о формах проведения испытаний.
  6. Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это.
  7. Порядок поступления для граждан с ограниченными физическими возможностями.

До 1 июня учебные заведения должны сообщить абитуриентам:

  1. Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ с указанием форм обучения.
  2. Число бюджетных мест с указанием форм обучения.
  3. Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения.
  4. Число платных мест обучения по каждому профилю.
  5. Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний.
  6. Полные сведения об общежитии (в случае его наличия).
  7. Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.

Прием документов в ссузы полагается завершать до 20-го июня.

Диплом о СПО

Формат дипломов о среднем профессиональном образовании периодически меняется в соответствии с приказами Минобрнауки, при этом уровень защиты от подделок постоянно повышается. Дипломы советского образца действительны.

Современные правила выдачи дипломов и приложений к ним:

  1. Документы выдаются не позднее чем через 10 дней после выхода приказа об отчислении специалиста. Приложение и диплом выдаются по решению государственной экзаменационной комиссии лицам, прошедшим обучение по программам СПО и успешно сдавшим итоговые аттестационные испытания.
  2. В случае если выпускник потерял приложение или диплом либо в выданных ему документах об СПО обнаружились ошибки, равно как и если специалист сменил Ф.И.О., он имеет право требовать выдачи дубликатов диплома или приложения к нему взамен старых. Дубликаты оформляются в соответствии со стандартами, актуальными на момент подачи выпускником заявления на получение дубликатов.
  3. Диплом или его дубликат действительны даже в случае утраты приложения. При этом приложение к диплому не является действительным в случае утраты диплома и при отсутствии его дубликата.
  4. Если учебное заведение, в котором был выдан диплом, больше не ведет образовательную деятельность, то дубликаты дипломов и приложений к ним выдаются органом исполнительной власти РФ, администрирующим образовательную сферу на территории, где некогда существовало ныне ликвидированное учебное заведение, выдавшее диплом и приложение к нему.
  5. Для получения дубликатов диплома о СПО или приложения к нему выпускнику необходимо составить и подать соответствующее личное письменное заявление, которое хранится в личном деле выпускника.
  6. Если после выдачи дубликатов обнаруживаются подлинники документов, они должны быть уничтожены органом исполнительной власти РФ.
  7. Диплом выпускник может получить лично. В случае наличия нотариально заверенной доверенности диплом или его дубликат могут быть вручены доверенному лицу для передачи владельцу. Диплом или его дубликат вместе с приложением может быть отправлен выпускнику образовательным учреждением или органом исполнительной власти при помощи почтовой системы РФ.
  8. Копия диплома или его дубликата хранится в личном деле выпускника.
  9. Диплом о СПО, выданный частной образовательной структурой и имеющий установленный этой структурой формат, не может быть заменен дипломом о СПО государственного образца.

Итак, ответ на вопрос: «Что значит среднее профессиональное образование» –  формулируется так: «Это значит, что специалист обладает глубокой подготовкой по своему профилю и может занимать все основные должности среднего звена на производстве, в частных фирмах или в государственных организациях».

Начальное профессиональное образование: специальности, где учиться, перспективы, куда идти работать

Начальное профессиональное образование профессии

Начальное профессиональное образование в России известно ещё со времён Советского Союза. Именно тогда зародилась эта система. Вновь образовавшемуся тогда строю, как никогда, требовались квалифицированные кадры.

К сожалению, в 90-е годы спрос на рабочие специальности упал. Однако сегодня подобное образование опять стало популярным. Ведь оно позволяет даже подросткам получить вместе с аттестатом ещё и какую-нибудь профессию.

Что такое начальное профессиональное образование

Начальное профессиональное образование – это первая ступень в системе профобразования.  Его основная цель – подготовка квалифицированных рабочих.

Проводится она обязательно на базе основного общего образования. А некоторым специальностям можно обучиться только на основе среднего (полного) общего образования.

Соответственно, программы обучения будут разные, в зависимости от полученной ранее основы.

Преимущество профессионального образования в том, что оно позволяет не только получить теоретические знания, но и приобрести профессиональные навыки. В условиях активно развивающейся рыночной экономики это особенно востребовано.

Специалисты подсчитали, что сегодня выпускники начального профобразования составляют приблизительно 1 % от экономически активного российского населения.

Ещё один существенный плюс такого вида образования — его доступность. Поступить в учебное заведение профессионального типа гораздо проще, чем в вуз, где конкурс на новомодные сегодня специальности невероятно высок. Кроме того, устроиться на работу выпускнику среднестатистического вуза иногда гораздо сложнее, чем человеку с рабочей специальностью.

Стоит отметить тот факт, что студентам НПО всегда предоставляют место в общежитии, бесплатное питание и медицинское обслуживание.

Где получить средне-техническое образование

Профессиональное образование можно получить в училищах или лицеях

В России существует около 4000 учебных заведений, включая негосударственные, в которых существует возможность получить начальное профессиональное образование. Количество выпускников таких учреждений по некоторым данным составляет 1 700 000 человек.

Учебные учреждения начального профессионального образования делятся на два типа:

  1. Профессиональное училище (ПТУ). Большая часть образовательной программы в таких заведениях сконцентрирована на изучении предметов профессиональной подготовки. Срок обучения составляет от 1 до 2,5 лет, в зависимости от полученного ранее базового образования (полного или основного) в средней школе.
  2. Профессиональный лицей. Программа обучения в таких местах обязательно состоит из образовательной (десятого и одиннадцатого класса средней школы) и, как в училищах, профессиональной. Учатся в них от 1 до 3 лет.

Обязательно стоит отметить тот факт, что документ о получении образования в таких учебных учреждениях будет существенно отличаться.

Выпускники профтехучилища получат диплом, который предоставит им возможность работать по той специальности, на которую они выучились.

После окончания они могут продолжить своё обучение в высших заведениях не университетского уровня (колледжей и техникумов). К тому же, если профиль в таких заведениях совпадает, то срок обучения будет сокращён. Однако окончание профессионального училища не даёт права на поступление в заведения высшего университетского уровня.

Выпускники профессиональных лицеев получают другой документ об образовании.

Выданные дипломы, содержат отметки не только о профессиональном образовании, но и сведения об освоении общеобразовательной программы, соответствующей десятому и одиннадцатому классу средней школы.

Наличие такого документа предоставляет возможность поступления в высшие учебные заведения, как не университетского, так и университетского типа.

Как поступить в профессиональное техническое училище

Перед поступлением надо собрать необходимый пакет документов

Поступить в учреждения НПО гораздо проще, чем может показаться.

Некоторые училища, например, принимают даже таких выпускников школ, которые не справились с обязательным госэкзаменом. И таких заведений немало.

Без сдачи обязательного госэкзамена, зачисляют в профессиональные училища, как правило, на рабочие специальности. В частности, к ним относятся, автослесари, слесари-сантехники, сварщики, водители и т.п.

В редких случаях могут назначить какое-нибудь дополнительное испытание или собеседование. Но это происходит редко.

Скорее тогда, когда на какую-то отдельную специальность происходит увеличенный приток выпускников школ.

В медучилища, спту с педагогической направленности могут потребоваться результаты о сдачи ЕГЭ и по окончании можно будет получить диплом медико-профилактического направления или воспитателя дошкольного учреждения.

Обязательным условием для поступления является предоставление документа о школьном обучении. Чаще всего это может быть аттестат о начальном или полном среднем образовании. Некоторые учебные заведения устраивают конкурс аттестатов, но не требуют сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Медицинские, педагогические и другие специальности после окончания ПТУ

Студенты медучилища на практическом занятии

Перечень профессий, на которые можно выучиться в НПО, достаточно обширен: делопроизводители, реставраторы, рекламные и страховые агенты, ветеринарные фельдшеры, операторы, машинисты, слесари, сварщики, монтажники, механики, лаборанты, станочники, кондитеры, менеджеры, бригадиры, монтёры и многие другие.

Большой популярностью пользуются востребованные на рынке труда профессии.

К ним можно отнести: операторы ЭВМ, автослесари, специалисты в сфере торговли, секретари, кондитеры, служащие. Железнодорожные лицеи готовят дежурных по станции, проводников, помощников машинистов, электромонтёров.

На базе училища можно получить профессию в творческой области. Например, существуют заведения, которые готовят художников-оформителей, декораторов, работников ювелирной обработки. Многие профессиональные училища выпускают парикмахеров, визажистов.

Для желающих обучаться в сфере предпринимательства и туризма существуют учреждения, готовящие квалифицированные рабочие кадры по программам «гостиничное дело», «коммерция» и др.

Какой уровень образования, какие перспективы у окончивших профтехучилище

Будущие повара на занятиях в профтехучилище

Выпускники начальных профессиональных образовательных заведений после окончания ликбеза редко остаются без работы. Ведь их основная цель поступления была именно в получении конкретной профессии. Закончив учебный процесс, они уже имеют опыт практической деятельности.

К слову сказать, выпускники ВУЗов редко после окончания института или университета обладают хорошо развитыми рабочими навыками. Летняя вузовская практика не может дать полное представление о тонкостях той или иной профессии.

По окончании обучения студенты сдают экзамены по предметам и по рабочей специальности

Нередки случаи, когда люди, окончившие НПО, поступили на работу и были обеспечены целевым направлением на дальнейшее высшее образование.

Иногда работодатель больше заинтересован в таких кадрах, обучающихся без отрыва от производства, и применяющий свой уже имеющийся опыт на практике.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система начального профессионального образования в существующий сегодня период активного развития производства и сферы услуг весьма необходима.

Она позволяет не только наполнить рынок труда квалифицированными рабочими кадрами, но и избавить людей от безработицы. Ведь с рабочей профессией остаться без дела практически невозможно. Несмотря на бурно развивающуюся компьютеризацию и автоматизацию, рабочие руки будут ещё долго популярными и востребованными.

Чем колледжи отличаются от техникумов и на кого выгоднее учиться: как устроено среднее специальное образование

Начальное профессиональное образование профессии

Что вы знаете о колледжах? Нет, не о тех, что в американских фильмах, а о наших, российских. Большинство вряд ли с уверенностью сможет сказать, существуют ли они вообще. А вот и зря! Сейчас в колледже можно быстрее, чем в вузе, получить интересную специальность, да ещё и неплохо зарабатывать уже во время учёбы. Разбираемся, как сегодня устроено среднее специальное образование.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

От горнозаводских школ и техникумов до колледжей

Первые средние специальные учебные заведения в привычном нам виде, если не считать школы ремесленников на Руси, появились в XVII веке, это была система государственных горнозаводских школ. Власти разработали первые методички по «обучению искусствам и ремёслам» и воспитанию будущих рабочих.

Одним из главных популяризаторов и идеологов профессионального образования в ту пору был великий русский педагог Константин Ушинский.

Он первым начал писать о том, что на заре эпохи индустриализации в стране нужно создать систему школьного ремесленного образования.

Учёный считал, что это важно с экономической точки зрения (модернизация производства), социальной (подготовка своих специалистов) и многих других.

В итоге во второй половине XIX века в России, помимо школьной системы, начало формироваться профессиональное образование.

В конце века министр финансов Иван Вышнеградский разработал проект «Общего нормального плана промышленного образования в России» (1884), который заложил основу для создания профессиональных училищ.

Появились заведения, где слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремёслам учили по единым стандартам.

К концу 1880-х в России насчитывалось около 90 начальных технических училищ. Чаще всего это были ремесленные школы с практическим уклоном

В 90-е система начального профессионального обучения постепенно усложнялась, появились разновидности ремесленных училищ: школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы.

Резко увеличил количество средних профессиональных учебных заведений закон о промышленном образовании от 1888 года. Новые учебные заведения начали активно открываться в 90-е годы. С годами в стране начала формироваться так называемая техническая интеллигенция, которая сыграла решающую роль в модернизации промышленности и политических изменениях на рубеже веков.

В XX веке, уже во времена СССР, средние специальные образовательные учреждения поделились на два типа. В профессионально-технических училищах (ПТУ), которые чаще всего фактически были частью крупных предприятий (своеобразными корпоративными университетами), готовили будущих рабочих заводов, транспортных и сельскохозяйственных предприятий, а также строителей.

ПТУ к 1980 году в Союзе было около четырёх тысяч, в них учились почти два миллиона человек, говорится в исследовании ВШЭ. Они подчинялись профильным министерствам: промышленности, транспорта, сельского хозяйства и так далее.

Ещё были техникумы, где готовили специалистов среднего звена — например, технологов, техников, прорабов или медсестёр. Такие учебные заведения подчинялись республиканским министерствам образования.

В более чем 2,5 тысячи техникумов к 1980 году учились более 2,6 миллиона студентов. В условиях плановой экономики ПТУ и техникумы воспринимались как поставщики квалифицированных рабочих для предприятий.

В 90-е, после перехода к рыночной экономике и банкротства множества предприятий и целых отраслей экономики, спрос на рабочую силу резко упал

Кроме того, заводам, которые раньше вкладывались в оснащение техникумов и ПТУ, чтобы получать квалифицированных рабочих, теперь стало выгоднее привлекать сотрудников «со стороны». Да и учёба в средних специальных учреждения попросту перестала быть престижной. В итоге ПТУ в 90-е сократили приём студентов больше чем на треть.

Какие бывают колледжи и техникумы

В 2002–2004 годы началась реформа профессионального образования — техникумы и училища массово стали передавать в ведение региональных властей. Но некоторые учебные заведения — например, которые готовят специалистов для оборонной промышленности или IT-специалистов — оставили в федеральном подчинении.

Кроме того, те учреждения, что при СССР назывались «ПТУ», стали техникумами, а советские техникумы в большинстве своём стали «колледжами», на американский манер. В касающемся реформы постановлении правительства от 2008 года есть такие определения:

  • техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
  • колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углублённой подготовки.

Сейчас в России есть три типа средних специальных учебных заведений:

  • Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, в том числе автономные учреждения;
  • Частные образовательные учреждения среднего профессионального образования;
  • Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования.

Названия говорят сами за себя. Государственные подчиняются либо региональным, либо федеральным Министерствам образования и получают финансирование из бюджета. В них есть как платные, так и бесплатные места, а также стипендии и льготы. То же самое есть и в большинстве частных и некоммерческих техникумах и колледжах, если у них есть лицензии на образовательную деятельность.

Кем можно стать после колледжа

На самом деле, почти кем угодно: от официанта и медицинского работника до геодезиста. В средние специальные учебные заведения активно приходят современные технологии. Техникумы уже совсем не те пыльные ПТУ с безразличными преподавателями. Сегодня в развитие колледжей вновь начинают вкладываться крупные предприятия, некоторые оснащены по последнему слову техники.

Возьмём хотя бы программирование. Колледжей, где преподают дисциплины, связанные с компьютерами и информационными технологиями, сейчас действительно много. Ну а то, что программист — это перспективная, да ещё и весьма высокооплачиваемая должность, объяснять вряд ли нужно.

Зарплаты на популярных агрегаторах вакансий для специалистов в сфере IT редко начинаются меньше чем от 100 тысяч рублей

Да и к тому же начать работать, чтобы получить нужный опыт к моменту выпуска, если ты учишься писать коды, можно хоть на первом курсе или даже будучи абитуриентом. Например, можно устроиться на полставки системным администратором в какой-нибудь небольшой супермаркет или маленькую компанию. Будет неплохая доплата к стипендии.

А ещё после колледжа можно стать кинологом, геодезистом, сити-фермером, ювелиром, поваром, пилотом вертолёта — выбрать действительно есть из чего. Главное, что вы сможете заниматься тем, что действительно интересно, а не тем, что навязывает общество. Кроме того, шанс оказаться без работы будет гораздо ниже, чем у очередного юриста, экономиста или журналиста.

Летом специалисты рекрутинговой компании HeadHunter провели исследование и пришли к выводу, что в регионах сейчас больше всего растёт спрос на так называемые рабочие специальности.

Почему «так называемые» и «рабочие»? Да потому что такие обозначения приняты только у нас. Весь мир уже давно не делит людей на рабочих и «белых воротничков».

По данным HH, в российских регионах сейчас больше всего нужны специалисты в области машиностроения (26% вакансий), пищевой промышленности (13%), металлургии (9%), электроэнергетики (8%).

В 2017 году выпускники колледжей и техникумов начали сдавать демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. Его можно использовать в качестве подтверждения того, что вы владеете профессией на международном уровне (и умеете применять знания на практике). Здесь можно посмотреть список из 25 колледжей, чьи выпускники лучше всего сдают такой экзамен.

Что нужно знать абитуриентам колледжей

Что сдавать? Главное — не что придётся сдавать, а чего можно избежать. Конечно же, ЕГЭ! Да-да, представьте себе, чтобы поступить в среднее специальное учебное заведение, достаточно иметь аттестат, который выдают после 9-го класса, и сдать ОГЭ. Однако в некоторых колледжах могут быть дополнительные вступительные экзамены.

Сколько учиться? Обычно в колледжах или техникумах учатся от 2 до 3 лет, однако в некоторых случаях — например, у медицинских работников или пилотов вертолёта — обучение может затянуться и до 5–6 лет. При этом учёбу можно и продлить — например, поступить после колледжа в вуз.

А потом можно поступить в вуз? Да, при этом выпускники колледжей могут поступать только на первый курс вуза, на второй или третий сразу не получится. Это правило действует как для бакалавриата, так и для специалитета и магистратуры. В зависимости от специальности или направления выпускники колледжей учатся так же, как и обычные студенты: 4 года для бакалавров, 5–6 — для магистров.

Однако поступающему после колледжа абитуриенту могут зачесть сданные в среднем специальном учреждении экзамены, если они есть в программе вуза. Получается, что можно поступить на 1-й курс, но потом подать специальное заявление, учиться по индивидуальному плану и не ходить на те занятия, которые были в колледже.

В вуз можно поступить бесплатно? А отсрочку от армии дают? Да, выпускники колледжей могут учить в университете бесплатно, если это первое высшее образование. То же касается и отсрочки от армии.

Выпускники колледжей могут получить отсрочку от призыва только в том случае, если они не брали её до этого, во время учёбы в среднем специальном учреждении или в другом университете.

При этом отсрочку не дают дольше чем на срок обучения по программам бакалавриата и специалитета.

Сейчас в рабочие профессии приходят новые технологии, и средние образовательные учреждения становятся всё более престижными, их всё чаще выбирают выпускники школ. Однако сделать этот выбор не всегда бывает просто. В помощь школьникам существует проект по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее». Ученики 6–11-х классов проходят специальные тесты на профориентацию.

Проект состоит из нескольких этапов:

1. Комплексного тестирования.

2. Профориентационных мероприятий, где ребята знакомятся с миром профессий, пробуют свои силы и общаются с опытными наставниками.

3. Получение рекомендаций по построению индивидуального учебного плана, где есть информация о развивающих мероприятиях, курсах, кружках, доступных в его городе, и максимально подходящих под интересы и уровень знаний участника.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->