Новые в законодательстве по пожарной безопасности

Содержание

Изменения в Правилах противопожарного режима от сентября 2019

Новые в законодательстве по пожарной безопасности

20 сентября 2019 года постановлением Правительства РФ № 1216 были внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, вступившие в силу 3 октября 2019 года. В данной статье разберем важные изменения в Правилах.

Изменение № 1.

Руководители торговых объектов с ночным пребыванием людей теперь не обязаны организовывать круглосуточное дежурство обслуживающего персонала. Ранее торговые объекты исключены не были.

Пункт 8 в новой редакции:

  1. На объекте защиты с ночным пребыванием людей (за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала.

Изменение № 2.

Ранее п. 14 содержал категорический запрет курения, теперь курение разрешено в специально отведенных местах.

Пункт 14 в новой редакции:

  1. Руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте защиты требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Запрещается курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках, за исключением мест, специально отведенных для курения табака в соответствии с законодательством.

Руководитель организации обеспечивает размещение на указанных территориях знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено». Места, специально отведенные для курения табака, обозначаются знаками «Место для курения».

Изменение № 3.

Согласно новой редакции, если помещения производственного и складского назначения имеют категорию Д, обозначать категорию на дверях в данные помещения не требуется.

Пункт 20 в новой редакции:

  1. Руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Изменение № 4.

Изменение коснулось жилых зданий.

Новый абзац п. 90:

Запрещается использование открытого огня на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнат общежитий и номеров гостиниц.

Изменение № 5.

Следующее изменение коснулось культурно-просветительных и зрелищных учреждений.

Новый п. 114_2:

114 (2).

Руководитель организации обеспечивает информирование зрителей о правилах пожарной безопасности путем трансляции речевого сообщения либо демонстрации перед началом сеансов в кинозалах видеосюжетов о порядке их действий в случае возникновения пожара (срабатывания системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, команды персонала), направлениях эвакуационных путей и выходов, а также расположении первичных средств пожаротушения.

Изменение № 6.

Изменение правил загрузки и выгрузки товаров в объектах организаций торговли

Пункт 122 в новой редакции:

  1. В рабочее время загрузка (выгрузка) товаров и тары должна осуществляться по путям, не связанным с эвакуационными выходами, предназначенными для покупателей.

Пункт 122 в старой редакции:

  1. Запрещается в рабочее время осуществлять загрузку (выгрузку) товаров и тары по путям, являющимся эвакуационными.

Изменение № 7.

Согласно изменениям в правилах размещений палат для пациентов с тяжелыми проявлениями заболеваний и для детей, они должны располагаться преимущественно на первых этажах зданий, в соответствии с проектной документацией.

Пункт 135 в новой редакции:

  1. Руководитель организации обеспечивает наличие в зданиях и сооружениях организации, в которых находятся пациенты, не способные передвигаться самостоятельно, носилок из расчёта 1 носилки на 5 пациентов (инвалидов).

Размещение палат для пациентов с тяжёлыми проявлениями заболевания, а также для детей следует предусматривать в соответствии с проектной документацией преимущественно на первых этажах зданий.

Изменение № 8.

Второе изменения в правилах противопожарного режима для медицинских организаций.

Согласно изменениям, в медицинских организациях запрещено размещать мастерские, склады и кладовые, не предусмотренные проектной документацией.

Пункт 136 (д) в новой редакции:

д) размещать в подвальных и цокольных этажах мастерские, склады и кладовые, не предусмотренные проектной документацией.

Пожарная безопасность 2018 — новое в законодательстве и процессе обучения

Новые в законодательстве по пожарной безопасности

В данном анонсе постараемся подробно осветить планируемые к принятию решения Правительства и МЧС и законодательство по пожарной безопасности в 2018 году.

Новое в законодательстве по пожарной безопасности в 2018 г.
Новое в порядке обучения по пожарной безопасности в 2018 г.

Законодательство по пожарной безопасности в 2018 г

В этом году стоит ожидать как минимум 4 нормативных правовых акта в области пожарной безопасности.

Рассмотрим их по порядку.

Перечень оборудования по пожарной безопасности

С 1 марта 2018 года будет установлен минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, включая средства измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию \ ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Загрузить Приказ МЧС России от 30.10.2017 года №478 «Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»

Ниже приведено содержание Перечня по пожарной безопасности.

Перечень по пожарной безопасности на 2018 г.
I. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения \ их элементов, в том числе диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ
  1. Техническое средство, которое предназначено для обнаружения дефектов в различных материалах, конструкциях и изделиях методами неразрушающего контроля.
  2. Техническое средство, которое предназначено для проведения пневматических испытаний трубопроводов.
  3. Техническое средство, которое предназначено для проведения гидравлических испытаний трубопроводов.
  4. Техническое средство для определения напряжения и электродвижущей силы в электрических цепях*.
  5. Техническое средство, которое предназначено для измерения давления жидкости.
  6. Техническое средство, которое предназначено для измерения давления газа.
  7. Техническое средство, которое предназначено для измерения силы тока в амперах*.
  8. Техническое средство для определения электрических активных (омических) сопротивлений*.
  9. Техническое средство, которое предназначено для измерения значений сопротивлений*.
  10. Техническое средство, которое предназначено для измерения интервалов времени с точностью до долей секунды.
  11. Техническое средство, которое предназначено для измерений наружных \ внутренних размеров и глубин отверстий.
  12. Техническое средство, которое предназначено для измерения линейных размеров.
II. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной \ охранно-пожарной сигнализации и их элементов, в том числе диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ
  1. Техническое средство для определения напряжения и электродвижущей силы в электрических цепях*.
  2. Техническое средство, которое предназначено для измерения силы тока в амперах*.
  3. Техническое средство для определения электрических активных \ омических сопротивлений*.
  4. Техническое средство, применяемое  для измерения значений сопротивлений*.
  5. Техническое средство, которое предназначено для измерения влажности и \ или температуры воздуха в помещении.
  6. Техническое средство, которое предназначено для измерения освещённости.
  7. Техническое средство, применяемое для измерения линейных размеров.
III. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, в том числе диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ
  1. Техническое средство, которое предназначено для обнаружения дефектов в разных материалах, конструкциях или изделиях методами неразрушающего контроля.
  2. Техническое средство, которое предназначено для проведения пневматических испытаний различных трубопроводов.
  3. Техническое средство, применяемое для проведения гидравлических испытаний трубопроводов.
  4. Техническое средство для определения напряжения и электродвижущей силы в электрических цепях*.
  5. Техническое средство, которое предназначено для измерения давления жидкости и газа.
  6. Техническое средство, которое предназначено для измерения силы тока в амперах*.
  7. Техническое средство для определения электрических активных \ омических сопротивлений*.
  8. Техническое средство, которое предназначено для измерения значений сопротивлений*.
  9. Техническое средство, которое предназначено для измерения интервалов времени с высокой точностью до долей секунды.
  10. Техническое средство, применяемое для измерения линейных размеров.
IV. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем  или элементов автоматических систем противодымной вентиляции, в том числе диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ
  1. Техническое средство, которое предназначено для измерения динамических давлений воздушного потока \ статических давлений в уже установившихся потоках*.
  2. Техническое средство, которое предназначено для измерения полных давлений воздушного потока*.
  3. Техническое средство, применяемое  для измерения скорости направленного воздушного потока как в трубопроводах, так и в каналах вентиляционных устройств*.
  4. Техническое средство, которое предназначено для измерения вакуумметрического или избыточного давлений воздуха*.
  5. Техническое средство, применяемое для измерения перепада давлений*.
  6. Техническое средство, которое предназначено для измерения интервалов времени с высокой  точностью до долей секунды.
  7. Техническое средство, которое предназначено для измерения линейных размеров.
  8. Техническое средство, которое предназначено для измерения температуры воздуха.
  9. Термоэлектрический преобразователь температуры*.
  10. Техническое средство, применяемое для измерения давления атмосферы.
  11. Техническое средство, которое предназначено для определения влажности воздуха.
  12. Техническое средство, которое предназначено для измерений наружных или внутренних размеров и глубин отверстий.
V. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения \ эвакуации при пожаре и их элементов, в том числе  диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ
  1. Техническое средство для определения напряжения и электродвижущей силы в электрических цепях*.
  2. Техническое средство, которое предназначено для измерения силы тока в амперах*.
  3. Техническое средство для определения электрических активных \ омических сопротивлений*.
  4. Техническое средство, которое предназначено для измерения значений сопротивлений*.
  5. Техническое средство, которое предназначено для измерения уровня звука.
  6. Техническое средство, которое предназначено для измерения линейных размеров.
VI. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем, а также их элементов
  1. Техническое средство, которое предназначено для измерения уровня освещённости.
  2. Техническое средство, которое предназначено для измерения линейных размеров.
VII. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов или  завес, в том числе диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ
  1. Техническое средство, которое предназначено для обнаружения дефектов в разных материалах, конструкциях или изделиях методами неразрушающего контроля.
  2. Техническое средство, применяемое  для проведения пневматических испытаний различных трубопроводов.
  3. Техническое средство, которое предназначено для проведения гидравлических испытаний трубопроводов.
  4. Техническое средство для определения напряжения и электродвижущей силы в электрических цепях*.
  5. Техническое средство, которое предназначено для измерения уровня давления жидкости.
  6. Техническое средство, которое предназначено для измерения давления газа.
  7. Техническое средство, которое предназначено для измерения силы тока в амперах*.
  8. Техническое средство для определения электрических активных \ омических сопротивлений*.
  9. Техническое средство, которое предназначено для измерения значений сопротивлений*.
  10. Техническое средство, которое предназначено для измерений наружных \ внутренних размеров или глубин отверстий.
VIII. Монтаж и техническое обслуживание, а также ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах
  1. Техническое средство, которое предназначено для обнаружения дефектов в различных видах  материалов, конструкций и изделий методами неразрушающего контроля.
  2. Техническое средство, которое предназначено для измерения линейных размеров.
  3. Техническое средство, предназначенное для измерений наружных или внутренних размеров или глубин отверстий.
IX. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и различных  конструкций
  1. Техническое средство, предназначенное для нанесения огнезащитных смесей методом распыления.
  2. Техническое средство, которое предназначено для измерения толщины слоя защитного покрытия.
  3. Техническое средство, предназначенное для определения температуры окружающей среды.
  4. Техническое средство, предназначенное для определения уровня влажности воздуха.
  5. Техническое средство, предназначенное для определения массы изделий.
X. Монтаж и техническое обслуживание, а также ремонт первичных средств пожаротушения
  1. Емкости, применяемые для регенерации или утилизации огнетушащих составов.
  2. Камера для окраски первичных средств пожаротушения**.
  3. Камера, используемая для сушки первичных средств пожаротушения**.
  4. Техническое средство, применяемое для определения массы.
  5. Техническое средство, предназначенное для клеймения корпусов огнетушителей или запорно-пусковых устройств.
  6. Техническое средство, применяемое для зарядки огнетушителей сообразно  видам огнетушащих веществ.
  7. Техническое средство, которое предназначено для проведения гидравлических испытаний.
  8. Техническое средство, применяемое при проведении пневматических испытаний.
  9. Инструмент и безопасный источник освещения, имеющий напряжение питания не более 36В, для выполнения работ по разборке или ремонту первичных средств пожаротушения.
  10. Техническое средство, предназначенное для измерения различных линейных размеров.

Примечание:

* — это техническое средство может применяться для измерения нескольких параметров (многофункциональное).

** — есть возможность применения комбинированных камер.

Переходим к следующему нормативному правовому акту по пожарной безопасности, требования которого начнут действовать в 2018 году.

Применение проверочных листов при плановых проверках

Постановление Правительства РФ от 28.06.2017 г. №762 в новой редакции от 04 ноября 2017 начало действовать с 16 ноября 2017 года, а отдельные положения начнут действовать с 1 июля 2018 года.

Законодатель дополнил Постановление требованиями в части применения проверочных листов при плановых проверках, а именно:

  • должностные лица органов государственного надзора во время проведения плановой проверки обязаны использовать проверочные листы \ списки контрольных вопросов;
  • использование проверочных листов \ списков контрольных вопросов осуществляется во время проведения плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • проверочные листы \ списки контрольных вопросов, которые применяются при проведении плановой проверки, содержат вопросы, которые затрагивают предъявляемые к юр. лицам и ИП обязательные требования. Соблюдение данных требований — наиболее значимо с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным и растениям, окружающей среде и объектам культурного наследия, безопасности государства и угрозы ЧС природного или техногенного характера;
  • предмет плановой проверки всех организационно-правовых форм ограничивается перечнем вопросов, включенных в вышеупомянутые проверочные листы \ списки контрольных вопросов.

Загрузить Постановление Правительства РФ от 28.06.2017 г. № 762 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Переходим к третьему НПА.

Новые требования пожарной безопасности 2018 в законодательстве

Новые в законодательстве по пожарной безопасности

1 мая 2018 года стали отправной точкой в принятии решения об ужесточении противопожарных проверок на различного типа объектах с постоянным пребыванием людей (посетителей или обслуживающего персонала).

С юридической стороны регулировать этот вопрос будет ГОСТ Р 57974 от 2017 года с внесёнными дополнениями.

Именно он определяет основные правила и требования к осуществлению плановых проверок степени пригодности к использованию отдельного оборудования и систем в целом, ответственных за противопожарную безопасность сооружения.

Согласно документу лицо, определяемое, как собственник здания обязано самостоятельно озаботиться о соблюдении утверждённого графика проверки действующих на объекте охранных, противопожарных систем. Сдача имеющихся на объекте площадей третьим лицам на праве долгосрочной аренды также не будет являться основанием к отказу или переложению таких обязанностей с такого юридического лица.

Административная ответственность за выявленные нарушения

Отдельно указанный выше национальный стандарт требования пожарной безопасности 2018 года прописывает прямую ответственность ответственного руководителя за отказ от исполнения технических предписаний. Согласно этому же циркуляру в этом случае накладывается административное взыскание, составляющее не более 200 тысяч рублей.

В случае же, когда халатность руководителя приводит к тяжким последствиям (например, причинение тяжкого вреда или смерть лица, находящегося на объекте) обязательная денежная компенсация в соответствии с КОАП начинает составлять 1 миллион рублей.

В тех случаях, когда последствия халатности владельца объекта приводят к жертвам неминуема и уголовная ответственность!

Также в обновлённом ГОСТ Р 57974-2017 указывается степень административных санкций в зависимости от иерархии ответственной стороны за пожарную безопасность объекта:

  • Компания. Границы штрафного взыскания составляют от 150 до 200 тысяч рублей;
  • Любое должностное лицо, уличённое в пренебрежении своими обязанностями контроля ПБ (пожарной безопасности). Максимальный штраф — 15 тысяч рублей, а минимальный — 6 тыс. руб.

Но на этом административный ресурс не исчерпан.

Если в ходе плановой или внезапной проверки выявляется нарушение работоспособности противопожарной системы, то дальнейшая эксплуатации организации приостанавливается до полного устранения проблемы собственником проблемы с инициализацией повторного посещения объекта надзорной инспекцией. Сам временной интервал, который даётся на проведение корректирующих, технических работ составляет 90 дней (максимальный порог установленный законодательным актом).

Кстати, касательно проверок внепланового характера — осуществляются они исключительно специалистами аккредитованной экспертной фирмы сотрудничающей с организацией или независимой структурой, работающей в паре с региональным отделением противопожарной службы.

Что проверяется и в какие сроки?

А теперь пару слов о том, в какие именно сроки национальный, противопожарный стандарт предопределяет санкционирование ответственным, руководящим лицом проверок относительно технического состояния установленных, охранных систем:

  • 1 раз в 180 дней (но не реже!). Этот режим относится к модулям противодымным и внутреннему водопроводному узлу. Особенно же строго инспектируется работоспособность автоматических/автономных устройств для ликвидации очагов возгорания. При необходимости специалисты могут активировать их аварийную активацию для оценки общей эффективности срабатывания и работоспособности;
  • 1 раз в квартал — 3 месяца — (не реже). В означенный промежуток календарного года специалисты обязаны объективно оценить техническое состояние АПС (Автоматической Пожарной Сигнализации), а также системы управления и оповещения эвакуационным процессом.

Требования к организации, занимающейся оценкой качества работы противопожарной системы

Важно! При обнаружении комиссией существенных дефектов у системы, руководитель обязан устранить их за свой счёт в отведённое актом время. При этом к данному типу работ ответственное лицо обязано привлечь компанию, сертифицированную и имеющую допуск на обслуживание противопожарных модулей. Это даёт гарантию правильного и полного устранения проблем их технического состояния.

При этом сама государственная лицензия МЧС не даёт полномочий на проведение проверок исправности систем ПЗ (Пожарной Защиты).

Она лишь подтверждает право организации заниматься осуществлением планового, технического обслуживания действующих систем охранной, противопожарной защиты.

Привлекаемая экспертная группа от организации обязана предоставить подлинный образец сертификата, указывающего на работоспособность эксплуатируемой системы. Сам же сертификат регистрируется в государственном реестре федерального комитета по стандартизации.

Напоминаем, что лучше заранее позаботиться об исправности своих противопожарных систем, заключив договор на обслуживание АПС с профессиональной, специализированной фирмой. Это не только убережёт вас от приостановки деятельности организации при негативной оценке пожарного инспектора, но и избавит от административного, а в некоторых случаях, и от уголовного преследования.

  • АПС
  • охранно-пожарная сигнализация
  • СОУЭ

Президент подписал закон о новых правилах пожарного надзора

Новые в законодательстве по пожарной безопасности

Новость для руководителей и индивидуальных предпринимателей. Глава государства Владимир Путин подписал закон, который несколько смягчает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а также вводит институт независимой оценки пожарного риска. Одновременно расширяется перечень лиц, которые смогут проводить мероприятия по государственному пожарному надзору.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

На официальном интернет-портале правовой информации появился текст закона, который позволит оптимизировать действующую систему надзора в области пожарной безопасности.

В документе, в частности, предусмотрено развитие института независимой оценки пожарного риска, урегулирование вопросов по осуществлению федерального государственного пожарного надзора, изменение штрафов за нарушение пожарной безопасности.

Независимая оценка пожарного риска

В целях снижения количества проверок в отношении юридических лиц и предпринимателей закон вводит новую форму проверки соответствия объектов требованиям пожарной безопасности – независимую оценку пожарного риска. Изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ предоставляют более широкие возможности аудиторам и экспертам в реализации полномочий в области независимой оценки пожарного риска.

Так, вводится понятие аудита пожарной безопасности, определены требования к работе эксперта и критерии заведомо ложного заключения аудитора. Недобросовестное выполнение работ в указанной сфере влечет за собой административную ответственность.

Независимая оценка рисков включает:

  • анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
  • пожарно-техническое обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты;
  • выявление возможности возникновения и развития пожара, его воздействия на людей и материальные ценности;
  • проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз;
  • подготовку заключения о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности либо разработку мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Кто будет осуществлять пожарный надзор

По мнению авторов инициативы, новые нормы позволят:

  • скорректировать действующую систему надзора;
  • устранить пробелы в правовом регулировании в области обеспечения пожарной безопасности;
  • проводить дальнейшее развитие институтов негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях.

В соответствии с предлагаемыми изменениями, полномочиями по проведению федерального государственного пожарного надзора наделяются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие деятельность на объектах обороны, а также войска:

  • национальной гвардии Российской Федерации;
  • внутренних дел;
  • государственной охраны;
  • внешней разведки;
  • мобилизационной подготовки и мобилизации.

Также к органам государственного пожарного надзора будут относиться территориальные и объектовые подразделения федеральной противопожарной службы. При этом уточняется, что сам надзор будут осуществлять с учетом риск-ориентированного подхода.

Новые штрафы за несоблюдение требований пожарной безопасности

Закон исключает из КоАП РФ ряд нарушений, за которые предприятие могли оштрафовать или приостановить его деятельность. Так, из статьи 20.4 КоАП (нарушение требований пожарной безопасности) исключаются сразу четыре части – третья, четвертая, пятая и восьмая. Две из них предусматривали за повторное нарушение административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Одновременно увеличиваются штрафы за нарушение требований пожарной безопасности для различных категорий нарушителей. В новой редакции статьи 19.

5 КоАП сказано, что за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, штраф для должностных лиц составит от 15 до 20 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет.

За аналогичное правонарушение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, накажут на 40-50 тысяч рублей, либо приостановят их деятельность на срок до 90 суток. Организациям также грозит административное приостановление деятельности либо штраф от 150 до 200 тысяч рублей.

Уточняются размеры санкций и по статье 20.4 КоАП РФ.

За нарушение требований пожарной безопасности, за исключением отдельных случаев, должностные лица могут быть оштрафованы на 6-15 тысяч рублей; ИП – на 20-30 тысяч рублей, а организации – на 150-200 тысяч рублей.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, повлекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15-30 тысяч рублей, на ИП – от 30 до 40 тысяч рублей, на компании – от 200 до 400 тысяч рублей.

Дополнительно вводится наказание за нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности). Штраф в таком случае составит от 15 до 20 тысяч рублей либо специалиста дисквалифицируют на срок от 1 года до 3 лет.

Новый закон вступит в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования, то есть 9 июня 2017 года.

Новости / Изменение законодательства в 2019 году

Новые в законодательстве по пожарной безопасности

Узнайте, каких изменений ждать в новом году, в подборке новых правил 2019 года с рекомендациями, как их применить в работе.

В рекомендации – ожидаемые в 2019 году изменения в законодательстве по охране труда, пожарной безопасности и экологии.

Правила по охране труда

С 9 апреля 2019 года начнут действовать Правила при эксплуатации промышленного транспорта (приказ Минтруда от 27.08.2018 № 553н).

Правила обязательны для организаций, которые эксплуатируют, обслуживают и ремонтируют напольный колесный промышленный транспорт и промышленный транспорт непрерывного действия.

В новых правилах требования охраны труда:

  • к эксплуатации транспорта;
  • производственным территориям;
  • организации рабочих мест;
  • проверке техсостояния транспорта и ремонту;
  • погрузочно-разгрузочным площадкам и складским помещениям и т. п.

Кроме того, планируют утвердить Правила по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах (проект Минтруда от 05.12.2018). Ориентировочный срок утверждения – май 2019 года.

В проекте Правил:

  • требования к сотрудникам, которые выполняют работы;
  • режимы труда и отдыха;
  • обеспечение безопасности работ;
  • идентификация опасностей, оценка и управление рисками;
  • организация работ с оформлением наряда-допуска;
  • требования охраны труда при осуществлении отдельных производственных процессов и т. д.

Проверки ГИТ

В 2019 году планируют дать инспекции труда полномочия привлекать предприятия к ответственности за непроведение спецоценки условий труда в случае, если в государственной информационной системе учета результатов проведения спецоценки не будет соответствующих сведений.

То есть для того, чтобы оштрафовать компанию, инспекции труда не нужно будет проводить ее проверку, она просто проверит данные на компанию в информационной системе учета.

Минтруд уже опубликовал проект первого документа, которым будут регулироваться соответствующие мероприятия по контролю предприятий.

Режим работы

С 1 января 2019 года работники получают право на оплачиваемый выходной для прохождения диспансеризации. На этот день за работником сохранятся должность и средний заработок.

Выходной для диспансеризации работники смогут получить по письменному заявлению один раз в три года, а работники-пенсионеры и предпенсионного возраста – два выходных каждый год (Федеральный закон от 03.10.2018 № 353-Ф3).

Нужно ли направить на периодический медосмотр работника, который прошел диспансеризацию, читайте в ситуации.

Пожарная безопасность

В 2019 году планируют изменить Правила противопожарного режима. Поправки, по словам чиновников, снимут избыточные и дублирующие требования пожарной безопасности в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.

Основная часть поправок касается объектов с массовым пребыванием людей.

Например, практические тренировки по эвакуации при пожаре для персонала, который работает на соответствующих объектах, нужно будет проводить не раз в полгода, а раз в квартал, и при обязательном участии работников ГПС.

Количество исправных электрических фонарей на объектах поставят в зависимость не от общего количества людей, а от количества дежурных. Для торговых объектов разрешат не организовывать круглосуточное дежурство обслуживающего персонала (проект МЧС от 04.12.2018).

Кроме того, работодателей обяжут утверждать график проверок систем с минимальной периодичностью:

Промышленная безопасность

С 1 января 2019 годавступит в силу новое положение об аттестации в области промбезопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики. В положении указано: категории работников, которые должны проходить аттестацию; порядок проведения аттестации и случаи, когда нужно проводить внеочередную аттестацию.

Кроме того, Ростехнадзор утвердит категории работников, которым для работы необходимо получить дополнительное профобразование по промбезопасности.

Нужно будет направить на учебу: ответственных за производственный контроль за соблюдением промбезопасности; членов аттестационных комиссий; работников, которые осуществляют авторский надзор или строительный контроль в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта ОПО и работников, которых определит организация.

Саму же аттестацию предполагается полностью компьютеризировать в рамках единой платформы Ростехнадзора.

Также с 1 января 2019 года начнут действовать типовые программы повышения квалификации (проект Ростехнадзора от 26.11.2018):

  • в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей, в нефтяной и газовой, в металлургической, горнорудной, угольной промышленности;
  • в области маркшейдерского обеспечения горных работ;
  • на объектах газораспределения и газопотребления;
  • к оборудованию, которое работает под давлением, к подъемным сооружениям;
  • при транспортировании опасных веществ;
  • на объектах хранения и переработки растительного сырья;
  • к взрывным работам.

Экология

С 1 января 2019 года на НВОС I категории нужно будет устанавливать системы автоматического контроля. Сведения об этих системах или программу создания систем нужно включить в программу производственного экологического контроля.

Кроме того, предприятиям, которые ведут деятельность на объектах I категории, нужно будет получить комплексное экологическое разрешение. Чтобы получить форму, предприятия начнут оформлять соответствующую заявку. Форма заявки и форма разрешения утверждены приказом Минприроды от 11.10.2018 № 510.

В заявку нужно внести информацию:

  • о продукции, которую производит организация, сырье, воде, электрической и тепловой энергии, которые использует организация, об авариях и инцидентах и реализации программ повышения экологической эффективности;
  • расчете технологических нормативов выбросов, сбросов, физических воздействий;
  • расчетах нормативов допустимых выбросов и сбросов высокотоксичных веществ и веществ, которые обладают канцерогенными, мутагенными свойствами, при наличии таких веществ в выбросах;
  • загрязняющих веществах;
  • проекте программы производственного экологического контроля и т. п.

Заявку нужно подать не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного или реконструированного объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения.

Комплексное экологическое разрешение выдадут на семь лет. Затем его можно продлить еще на семь лет, если предприятие соблюдает экологические нормативы, вовремя подает отчетность по экологии и вносит плату за НВОС.

Также с 1 января предприятиям, которые ведут деятельность на объектах II категории, нужно будет подавать декларацию о воздействии на окружающую среду. Форма декларации утверждена приказом Минприроды от 11.10.2018 № 509.

Декларацию подают раз в семь лет или чаще, если на предприятии изменились производственные процессы.

В новой декларации нужно указать сведения о виде и объеме продукции, природоохранных мероприятиях, авариях, массе выбросов загрязняющих веществ, программе производственного экологического контроля и т. п.

Декларацию заполняют от руки или на компьютере с помощью специальных программ. Сдать декларацию можно как на бумаге, так и в электронном виде. Если сдавать декларацию в электронном виде, придется использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.

Кроме того, с 1 января 2019 года сократят срок проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства с трех до двух месяцев.

По законопроекту норма о включении с 1 января в перечень объектов экологической экспертизы проектной документации объектов I категории не будет применяться при соблюдении трех условий: объекты введены в эксплуатацию или разрешение на строительство выдано до 1 января 2019 года; проектная документация объектов капитального строительства представлена на экспертизу до 1 января 2019 года или подготовка документации объектов предусмотрена проектами на выполнение работ, связанных с пользованием участков недр, содержащими углеводородное сырье, утвержденными в соответствии с законодательством о недрах до 1 января 2019 года.

Новые требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения

Новые в законодательстве по пожарной безопасности

С 1 января 2020 года в России начинают действовать требования технического регламента о требованиях к средствам обеспечения пожаротушения и пожарной безопасности (ТР ЕАЭС 043/2017).

Деловая бумага была разработана государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ее цель заключается в защите окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров.

Регламент содержит критерии средств пожаротушения и обеспечения пожарной безопасности в государствах, входящих в ЕАЭС. В приложении к нему перечислены объекты технического регулирования, попадающие под его требования.

В дополнении представлены схемы нахождения соответствия, перечислены требования к маркировке средств пожарной защиты. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 вступило в силу через 30 календарных дней после его публикации.

С момента принятия решения о тех. регламенте и до начала его действия у бизнесменов было время внести требующиеся изменения, привести средства пожаротушения в норму, утвержденную регулирующим органом.

Что изменится в 2020 году

Новый документ призван объединить правила, стандарты межгосударственного уровня. В нем прописаны определения средств, применимых для профилактики возгорания и тушения пожаров. В нем представлены правила идентификации пожаров, перечислены объекты, попадающие под его требования. В список вошли огнетушители, средства защиты от огня, а также специальная одежда.

С начала года на предприятиях и в компаниях обязательно будут использоваться средства для тушения пожаров, удовлетворяющие закону. В противном случае владельцев зданий ждут серьезные последствия.

За это время нами успешно выполнены работы на более чем 300 сооружениях, что подтверждают отзывы благодарных клиентов. В нашей компании работают инженеры с большим опытом. Мы делаем все для удобства заказчиков: приезжаем в оговоренное место в назначенное время, консультируем, в том числе специалистов смежных сфер, присылаем подготовленную документацию курьерской службой.

Сотрудничество с нами — это комфорт, удобство, гарантия достижения положительного результата. Обратитесь к нам, независимо от сложности задачи, которую предстоит решить. Мы выполним все в срок, с одобрением контролирующих органов.

Для средств, попадающих под иные технические правила, исключения не предусмотрены. Средства обеспечения пожарной безопасности должны удовлетворять требованиям всех технических регламентов Союза, их касающихся.

В техническом уставе представлено несколько десятков ключевых определений. Среди них: мобильные средства тушения пожаров, насос, пожарное оборудование, предел огнестойкости конструкции и другие. Определено каждое понятие. Отдельная глава посвящена правилам распознавания средств пожарной безопасности и тушения пожаров.

Правила определения тождественности помогают установить принадлежность средства к области применения документа.

При этом процесс установления совпадения выполняют: изготовитель (поставщик или другое уполномоченное лицо), аккредитованный орган по сертификации (входит в реестр органов, оценивающих соответствия ЕАЭС), уполномоченный орган государства, входящего в ЕАЭС (в случае гос. надзора).

Краткое содержание технического регламента

Технический регламент «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» — основа для межгосударственных стандартов и правил, в том числе по пожаротушению, уведомлению людей и их выводу из горящего здания.

В пунктах 31-34 документа говорится о требованиях к тех. средствам систем пожарной автоматики. В регламенте указано, как важно сохранить исправное состояние технических средств пожарной автоматики в случае механического воздействия. Вследствие этого можно говорить о стабильности систем в отношении к негативным влияниям внешних факторов.

Информация, представленная в 34 пункте регламента, посвящена характеристикам тех. средств систем пожарной безопасности. Среди прочих назначений системы указано обнаружение горения. Устройство правильно и своевременно реагирует на пожар, и это оказывает положительное влияние на людей, находящихся на объекте, на их имущество.

В 35 отделении говорится об устройствах, сообщающих о пожаре. Так, одна из функций СПИ состоит в контроле слаженной работы каналов связи между ПЦН и пожарной системой на сооружении.

Вслед за 35 пунктом идет 36, в котором говорится о сообщении гражданам о пожаре с помощью систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в срок, который требуется для эвакуации с объекта.

Способы информирования указаны в следующем, 37 разделе. Среди них:

  • сигнализация с помощью света, звука во все комнаты с людьми;
  • подсветка специальных знаков, расположенных на путях к выходам;
  • передача составленных текстов, сообщающих о начале эвакуации и создании условий для граждан.

И это лишь некоторые из возможных способов. Главное, что сигналы, сообщающие о факте пожара, не должны быть похожи на другие и ясно указывать на необходимость покинуть помещение. Подключение таких устройств выполняется к электрической сети и к другим линиями связи. Звуковые сигналы должны иметь одинаковую громкость, без возможности регулировки.

В 38 пункте сказано о том, что тех. средства в составе установок функционируют, независимо от систем управления и источников питания. Глава номер 40 содержит информацию об огнетушащем веществе и его показателях. В 42 пункте говорится о средствах индивидуальной защиты (СИЗ) для самих пожарных.

Стоит добавить, что такие средства разделены на десять типов, среди которых специальная одежда, костюмы изолирующие, средства защиты от падения с высоты, эффективные средства защиты кожи, органов слуха, дыхания, ног, рук, лица, глаз и головы. В обязательном порядке все СИЗ должны быть готовы к использованию и не иметь дефектов.

Задача этих средств заключается в том, чтобы уменьшить или предотвратить негативное влияние на человека.

Еще одно важное требование к СИЗ заключается в их эргономичной сочетаемости, наличии светосигнальных элементов. Необходимо, чтобы средства индивидуальной защиты работали в комплексе и не только защищали пожарных, но и способствовали эффективному поиску во время задымления, пожара и при условии сниженной видимости.

СИЗ для органов зрения и дыхания уделено особое внимание. В 45 пункте регламента говорится о том, что эти средства должны защищать пожарного от факторов, оказывающих негативное влияние на слизистую оболочку глаза и препятствующей нормальному дыханию.

В пункте 46 приведены сведения о различии СИЗ в зависимости от действия, условий их применения. Номер 49 сообщает о том, как важно сменить средство индивидуальной защиты максимально быстро, при появлении такой необходимости. В части 51 идет речь об установках компрессорных, наполнении баллонов.

В 53 — об экипировке пожарного. В пункте сказано о конструкции и особенностях изготовления одежды, ее функциях, в том числе при работе специалиста на объектах повышенной опасности. Далее в документе прописаны требования к каждому типу средств зашиты от огня.

Ознакомившись с ними, можно получить четкое представление о том, как экипируется пожарный.

Под цифрой 60 подробно расписаны средства спасения граждан при пожарах в высотных зданиях, в 61 — инструменты для выполнения необходимых работ. Далее речь идет о пожарных колонках, гидрантах и другом оборудовании, правилах его размещения на объектах. Внимание уделено лестницам, узлам пересечения противопожарных преград, противопожарным дверям и их назначению.

Под 82 номере сказано о конструкции воздуховодов, далее — о клапанах, дымовых люках, вытяжных вентиляторах. Что касается маркировки, она должна быть разборчивой, понятной, заметной и на русском языке. Если символы нельзя нанести на само средство пожаротушения, подойдет упаковка.

В частях 118-120 сказано о пометке продукции на рынке Союза единым знаком, цифрами, буквами.

В Технический регламент «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» входит 8 параграфов, 120 пунктов и приложение. Последнее содержит данные об объектах, попадающих под действие документа. Для большей наглядности данные отражены в таблице. Сведения о пожарной безопасности в уставе учитывают перспективы дальнейшего развития области.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->