В настоящее время федеральный бюджет принимается на

Содержание

Дума утвердила бюджет России. Семь главных фактов о нем

В настоящее время федеральный бюджет принимается на

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении федеральный бюджет на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. В ближайшие три года власти на выполнение “майского указа” Владимира Путина направят 5,6 трлн рублей, на пенсии – около 3 трлн рублей в год. Би-би-си собрала основные факты о проекте бюджета России.

За что критикуют бюджет

Проект бюджета вызвал критику со стороны ряда экспертов. Например, экономисты РАНХиГС в своих отзывах критиковали его за большую долю закрытых статей расходов и нереалистичные прогнозы.

В Счетной палате посчитали, что правительство переоценивает возможности экономического роста, а выполнение “майского указа” Владимира Путина оказалось из-за этого под угрозой.

Критикуют бюджет и независимые эксперты. Например, Райффайзенбанк в отчете также отметил, что бюджет вряд ли поможет исполнить “майский указ”.

Кроме того, аналитики банка полагают, что расходы бюджета могут ускорить рост экономики в ближайшие три года на 0,7-1 процентный пункт.

В год он добавит к росту в среднем 0,2-0,3 процентных пункта. Но это не перекроет негативный эффект от повышения НДС и пенсионной реформы, которые в ближайшие три года снизят рост экономики на 0,4-,05 процентных пункта.

Русская служба Би-би-си выделила семь основных фактов о бюджете.

Бюджет в ближайшие годы будет профицитным

В 2019-2021 годах доходы бюджета ежегодно будут превышать расходы, а бюджет будет устойчиво профицитным.

Правительство планирует, что ежегодно в номинальным и реальном выражении, то есть с учетом инфляции, расходы бюджета будут расти.

При этом доля расходов бюджета по отношению к ВВП будет снижаться в течение всего периода. Если в 2018 году расходы составляли 17,2% ВВП, то к 2021 году их доля снизится до 16,9%.

Бюджет будет меньше зависеть от нефти и газа

Согласно пояснительной записке, доля поступлений в бюджет от нефтегазового сектора будет снижаться в ближайшие годы.

В номинальном выражении снижение будет не очень сильным: в 2018 году в бюджет поступит почти 8,7 трлн рублей от нефтегазового сектора, в 2019 году – 8,3 трлн рублей, а к 2020-2021 году объем поступлений упадет до 7,9-8 трлн рублей.

Но в относительном выражении доля нефтегазовых поступлений в бюджете сокращается сильнее.

Тем не менее, подобные поступления рассчитаны на основе относительно невысокой цены на нефть – 41,6 долларов за баррель в 2019 году и 43,3 доллара за баррель в 2021 году. Во вторник вечером нефть марки Brent торговалась вокруг отметки 77,78 доллара. Часть доходов бюджета при более высокой цене на нефть будут уходить в резервы в рамках бюджетного правила.

В пояснительной записке объясняется, что, по планам правительства, нефтегазовый сектор будет расти ниже, чем другие сектора экономики – это касается в том числе добычи и экспорта этой продукции.

Ненефтегазовые доходы будут расти, как ожидает правительство, благодаря ускорению экономики, дополнительным поступлениям от повышения НДС до 20% и других факторов. Так, поступления от НДС вырастут с 5,9 трлн рублей в 2018 году до почти 8 трлн рублей в 2021 году.

На “майский указ” потратят в 2019-2021 годах 5,6 трлн рублей

Согласно пояснительной записке, на “майский указ” президента Владимира Путина в ближайшие три года будет потрачено 5,6 трлн рублей.

“Майский указ” представлен в бюджете в виде национальных проектов. Самым дорогим национальным проектом оказалось строительство инфраструктуры. С 2019 по 2024 году на нее потратят 3,1 трлн рублей. Второй по величине проект – поддержка демографии. На нее за этот же период потратят 2,9 трлн рублей.

Согласно данным газеты “Ведомости”, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров собирается ко второму чтению создать механизм перераспределения средств между национальными проектами. Ранее министр финансов Антон Силуанов предлагал перераспределять деньги между проектами, не внося корректировки в закон о бюджете.

На развитие цифровой экономики в следующем году пойдет почти 108 млрд рублей.

Социальные расходы будут расти

Общая сумма расходов на социальный блок составит в 2019 году 6,8 трлн рублей, а к 2020 году вырастет до 7,1 трлн рублей, пишут эксперты Райффайзенбанка. Это больше, чем расходы на оборону и безопасности , которые в 2019 и 2020 годах составят соответственно 2,4 и 2,5 трлн рублей.

Большая часть расходов соцблока – это как раз раздел “Социальная политика”, финансирование которого в 2019 году составит почти 4,9 трлн рублей. Из них 3,2 трлн – это пенсионное обеспечение. Расходы на пенсии постепенно будут снижаться вплоть до 3 трлн рублей к 2021 году.

Расходы на здравоохранение в ближайшие три года вырастут с почти 635 млрд рублей в 2019 году до 837 млрд рублей в 2020 году.

Социальные расходы намного опережают, например, расходы на развитие национальной экономики, которые в 2019-2021 годах составят 2,6-2,8 трлн рублей в год.

Расходы на деятельность президента будут расти

Общегосударственные расходы в следующем году составят 1,3 трлн рублей. Из них более 20 млрд рублей будет потрачено по разделу “функционирование президента”. К 2021 году расходы на деятельность президента вырастут до 21 млрд рублей.

Правительство собирается копить резервы

Власти собираются пополнять Фонд национального благосостояния. Изначально этот фонд задумывался для создания устойчивого механизма пенсионного обеспечения людей в будущем, но в последние годы его средства тратились на различные инвестиционные проекты и, к примеру, покрытие дефицита Пенсионного фонда.

Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, в 2019-2021 годах средства ФНБ не будут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета или бюджета Пенсионного фонда.

По планам правительства, объем средств ФНБ вырастет с 3,8 трлн рублей в начале 2019 года до 11,4 трлн рублей в начале 2021 года. К этому моменту ФНБ составит 9,7% ВВП. В основном фонд будет пополняться за счет нефтегазовых доходов при цене на нефть выше, чем запланировано в бюджете.

Прогноз, который лежит в основе бюджета резко ухудшили

Проект бюджета сформирован на основе базового сценария развития экономики, который составило министерство экономического развития. Согласно этому сценарию, в ближайшие три года сохранится санкционный режим, введенный против России, цены на нефть будут снижаться. Средний курс доллара составит 63,6 – 63,8 рубля во второй половине 2019 году. К 2021 году курс составит 64 рубля за доллар.

При этом темпы роста ВВП ускорятся с 1,3% в 2019 году до 2% в 2020 году и 3,1% в 2021 году.

Фактически в 2019 году экономика России адаптируется к повышению НДС и другим реформам, а затем начнет ускоряться на фоне реализации “майского указа”, структурных изменений и роста инвестиций в основной капитал, считают в минэкономразвития.

Ранее правительство прогнозировало куда более высокие темпы роста на 2019 и 2020 годы, но их пришлось пересмотреть на фоне замедления экономики, а также после принятия решения по повышению НДС и пенсионного возраста.

В целом многие экономисты сомневаются в том, что прогнозы, составленные минэкономразвития, достаточно надежны. Претензии к ним в пояснительной записке к бюджету, например, высказали эксперты РАНХиГС.

Федеральный бюджет РФ на 2019, 2020 и 2021 года — проект и планы

В настоящее время федеральный бюджет принимается на

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Федеральный бюджет представляет собой главную смету доходов и расходов страны. От него зависит рост зарплат, сумма налогов, выполнение национальных проектов, а в итоге – рост уровня жизни. В 2019 году бюджет будет непростым – с 1 января повышается НДС, а также вступает в силу пенсионная реформа. Чего же ждать от бюджета-2019?

В России бюджетная система состоит из 3 уровней:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов РФ;
  • местные бюджеты.

Существует еще и понятие «консолидированный бюджет», но это условный бюджет, который рассчитывается как сумма показателей всех бюджетов России или отдельного региона.

Основной принцип их функционирования – независимость одного уровня от другого. Другими словами, каждый уровень власти принимает свой бюджет.

Федеральный бюджет – это основное звено бюджетной системы. В нем формируется и используется главный фонд денежных средств страны. Основная роль, которую играет федеральный бюджет в жизни страны – это перераспределение средств для того, чтобы развитие страны шло в заданном темпе.

Обобщенно механизм представить можно так: федеральный бюджет получает деньги из определенных источников и затем перераспределяет их на различные цели:

  • налоги
  • доходы от природных ресурсов
  • пошлины
  • прочие доходы
  • выплата зарплат госслужащим и работникам бюджетной сферы
  • содержание армии, полиции, государственного аппарата
  • финансирование образования, культуры, здравоохранения
  • помощь отдельным субъектам РФ

Федеральный бюджет не является частью других бюджетов, но из него могут перечисляться средства на покрытие дефицита региональных бюджетов.

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования – это разные самостоятельные бюджеты.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это общий порядок работы с ним: составление, принятие, исполнение. Он жестко регламентируется законодательством, которое устанавливает стадии процесса, их сроки, действия каждого участника.

Всего есть 5 стадий бюджетного процесса:

  1. составление проекта;
  2. рассмотрение проекта;
  3. утверждение;
  4. исполнение;
  5. рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

По каждой стадии есть свои временные рамки и порядок действий:

1. Составление проекта федерального бюджета. Окончательный срок для этого этапа установлен на 1 октября, когда проект должен быть внесен Правительством в Госдуму.

На этой стадии составляется прогноз социально-экономического развития страны, который будет основой для разработки самого бюджета.

Рассчитываются имеющиеся финансовые ресурсы и определяется, куда их целесообразно направить.

Именно на этом этапе закладываются основные параметры федерального бюджета – суммы доходов и расходов, источники покрытия дефицита, направления расходования средств, в том числе и на дотации регионам.

2. Рассмотрение проекта федерального бюджета. После того, как проект внесен, в течение 60 суток со дня внесения. Проект должен изучить профильный комитет Госдумы, после чего он рассматривается на заседании парламента в трех чтениях. По ходу чтений в проект депутаты могут вносить поправки. По каждому чтению Бюджетный кодекс определяет порядок и рассматриваемые параметры.

3. Утверждение проекта бюджета. Утвержденный проект бюджета, со всеми поправками передается в Совет Федерации в течение 5 дней после принятия. Сенат должен его рассмотреть в течение 14 дней, а после вынесения положительного решения – направить Президенту на подписание (на это дается еще 5 дней).

Законопроект о федеральном бюджете может быть отклонен на любой стадии – при рассмотрении в Госдуме и Совете Федерации, также у Президента есть право вето. После отклонения проект бюджета направляется в соответствующее ведомство для доработки.

4. Исполнение бюджета – это непосредственно получение запланированных доходов и совершение бюджетных трат согласно принятому бюджету. Происходит в течение бюджетного года – с 1 января по 31 декабря.

В течение года в бюджет могут быть внесены (и по факту неоднократно вносятся) поправки. Это связано обычно с изменениями условий, которые нельзя было предвидеть заранее (например, как обвал рубля в декабре 2014 года).

5. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета – финальная стадия, оно проходит в парламенте после окончания бюджетного года.

В последнее десятилетие бюджетный процесс на федеральном уровне в России проходит без серьезных проблем и без нарушения сроков. Основная дискуссия происходит во время принятия проекта бюджета в Госдуме, когда депутаты пытаются направить больше бюджетных средств на определенные цели.

Какие данные содержит бюджет

С 2008 года федеральный бюджет составляется не на 1, а на 3 года: на предстоящий год и двухлетний плановый период. Соответственно, принятый недавно бюджет-2019 имеет полное название «Федеральный бюджет на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Несмотря на это, бюджет проходит все стадии каждый год, причем на плановый период он «скользящий», то есть прогнозная часть пересчитывается и уточняется каждый год.

Основное содержание федерального бюджета – это смета доходов и расходов на предстоящий бюджетный год. За последние годы их суммы были такими:

Соответственно, каждый год федеральный бюджет исполнялся с дефицитом, а в 2018 году (в графике приведены плановые данные) по факту ожидается профицит в 440,6 миллиардов рублей.

За прошлые годы сальдо федерального бюджета было таким:

Как видно, за последние 5 лет сальдо федерального бюджета было отрицательным (дефицит). Отметим, что профицит ожидается по итогам 2018 года, а также он был зафиксирован в прошлые годы:

  • 2006 год – 1,994 триллиона рублей;
  • 2007 год – 1,795 триллиона рублей;
  • 2008 год – 1,705 триллиона рублей;
  • 2011 год – 0,442 триллиона рублей.

Однако профицит – это не всегда хорошо. Мнения экономистов по этому поводу разделяются: одни считают, что при профиците удается профинансировать все бюджетные расходы, а другие – что государство изымает у налогоплательщиков избыточные средства и не расходует их на нужные цели.

Параметры бюджета

Федеральный бюджет на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов был принят Госдумой 21 ноября, затем он был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.

Главный финансовый план страны строится на таких показателях:

ПоказательФактические данные за 2018 годПроект на 2019 годПрогноз на плановый период2020 год2021 год
ВВП (миллиардов рублей)101 164105 820110 732118 409
Темп роста ВВП (в процентах к предыдущему году)1,81,32,03,1
Цена на нефть марки «Юралс» (долларов США за баррель)69,663,459,757,9
Среднегодовой курс рубля к доллару США (рублей за доллар США)61,763,963,864,0
Уровень инфляция (% к декабрю предыдущего года)3,44,33,84,0

Как видно, в Правительстве ожидают в 2019 году некоторое ухудшение обстановки в экономике: инфляция ускорится до 4,3% (а по данным аналитиков, верхняя граница – 5,5%), а темпы роста экономики замедлятся до 1,3% в 2019 году.

Это – прогнозируемое влияние повышения ставки НДС с 1 января 2019 года с 18 до 20%. Правительство, однако, готово к умеренному снижению стоимости нефти и не видит причин для очередного обесценения курса рубля.

Прогнозные значения на плановый период 2020-2021 годов отражают неплохие темпы роста экономики, однако подобные плановые данные обычно пересчитываются на следующий год в сторону уменьшения.

В доходной части в 2019 году ожидается рост по всем видам поступлений в федеральный бюджет:

Виды доходов2018 годПроект на 2019 годОжидаемый темп роста, %Сумма, миллиардов рублейУдельный вес, %Сумма, миллиардов рублейУдельный вес, %
Нефтегазовые доходы5 795,239,48 298,241,643,2
НДС5 089,534,66 899,734,635,6
Акциз979,46,71 068,35,39,1
Налог на прибыль725,04,9960,34,832,5
Ввозные пошлины (кроме нефти и газа)555,23,8655,53,318,1
Прочие1 576,010,72 087,210,532,4
Всего доходов14 720,3100,019 969,2100,035,7

Бюджет РФ

В настоящее время федеральный бюджет принимается на

Слово «бюджет» происходит от древненормандского слова «bougette» и переводится, как «сумка, денежный мешок, кошелек». Оно означает определенную схему расходов и доходов объекта, которым может быть обычный человек, семья и даже целое государство в определенный период времени.

Бюджет имеет важное значение как на микро-, так и на макроэкономическом уровне для страны. Его принятием и утверждением занимаются госчиновники. Рассмотрим подробнее, что такое бюджет РФ, кем принимается, с какой периодичностью, зачем он  нужен, что означает дефицит бюджета?

Что такое бюджет РФ?

Он представляет собой один из важнейших финансовых инструментов России, включая в себя всю совокупность финансовых документов госслужб, министерств, ведомств, госпрограмм. Он отражает все источники и объемы поступления денежных средств в госказну и определяет расходы, которые будут погашаться за счет этих поступлений.

В ходе бюджетного процесса государство формирует, обсуждает и утверждает бюджет на каждый новый период, который равен году. Кассовым распределением бюджета занимается Федеральное Казначейство.

Отечественная бюджетная система состоит из бюджетов разных уровней: федеральный, региональные и местные.

Бюджет разрабатывается на каждый финансовый год, который начинается с 1 января  каждого года, и планируется на двухлетний период. С учетом этого все расходования и поступления должны быть строго рассчитаны, чтобы не возникали ситуации недостатка денег.

Кем принимается бюджет России?

Предварительная смета будущих доходов и расходов составляется Министерством Финансов России.

В ходе данного планирования чиновники определяют источники поступления денег в казну и направления, куда поступившие средства будут расходоваться.

После этого предварительный план бюджета поступает в Правительство, где он дорабатывается и конкретизируется. Подготовленный проект направляется в Госдуму, где депутаты изучают его  в 3х чтениях.

Если вдруг в первом чтении проект будет отклонен, то создается специальная группа, состоящая из представителей Правительства, Совета Федерации, Госдумы, которая занимается его доработкой, после чего проект принимается депутатами и передается на следующий уровень согласования в Совет Федерации.

В Совете Федерации происходит рассмотрение принятого бюджета и его согласование. После этого утвержденный законопроект передается на подпись президенту России.

Бюджетный проект должен вступить в действие с 1 января. Если до этой даты парламент не утверждает  его или президент накладывает запрет (вето), то такая ситуация получает название бюджетного кризиса.

Состав бюджета

Бюджет состоит из доходов и расходов.

К доходам относятся денежные поступления в безвозмездном порядке. В этот перечень входят:

  • Налоговые поступления (около 85% от общего объема поступлений).
  • Неналоговые доходы, связанные с внешнеэкономической работой, и полученные от имущества, которое находится в госсобственности (примерно 6%)
  • Целевые бюджетные поступления (9%).

К расходам относится поток денег на обеспечение выполнения госздач и функций. Все бюджетные расходы делятся на два типа:

  • Текущие, которые обеспечивают финансирование госорганов, оказывают поддержку отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий
  • Капитальные, которые расходуются на инвестиционную деятельность государства с целью увеличить свое имущество или создать его.

Цели бюджетных расходов:

  • На обеспечение национальной безопасности, поддержку нацобороны, военные цели.
  • На финансовую поддержку госсубъектов, на пополнение госзапасов, формирование госсобственности, инновационные и инвестиционные цели.
  • На социальные цели (выплата пособий, пенсий и проч.).
  • На общегосударственные интересы (проведение международной деятельности, заключение соглашений, взносы в международные организации).
  • На содержание госорганов, чиновников.

Таким образом, бюджет на законном уровне контролирует действия государства по использованию средств, регулирует приток и отток денежных средств, определяет параметры экономической политики страны и ее рамки.

Профицит и дефицит

В идеальном состоянии в бюджете должен наблюдаться баланс доходов и расходов. Однако, на практике так почти не получается. Если поступления превышают запланированные расходы, то такая ситуация называется профицитом. Если расходов больше, чем поступлений, то это – дефицит. Профицит случается намного реже, чем дефицит. Для решения дефицитной ситуации, государство может:

  • Выпускать ценные госбумаги (векселя или облигации).
  • Получать бюджетные ссуды.
  • Использовать часть средств ЦБ РФ.
  • Продавать ценные бумаги на бирже.
  • Получать кредиты от других государств и международных организаций.

Таким образом, бюджет играет важную роль для государства. Поэтому правительству важно правильно и грамотно его составить, чтобы расходовать средства максимально эффективно.

Федеральный бюджет – это… Закон о федеральном бюджете

В настоящее время федеральный бюджет принимается на

Любые социальные выплаты, реконструкции учреждений неприбыльного характера и многие другие мероприятия государственного значения в большей степени компенсируются за счет национального богатства. Его формирование и структуризация – процесс непростой и трудоемкий, и в нем мы попытаемся разобраться в данной статье.

Понятие федерального бюджета

Федеральный бюджет – это основополагающая казны любого государства, которая представляет собой систему взаимоотношений, основанных на императивных денежных средствах, являющихся неотъемлемой частью правительственных фондов. Национальное финансовое богатство в базу своего формирования принимает основные социально-экономические функции страны, из которых выделяются главные направления будущих доходов и расходов.

В свою очередь, федеральный бюджет РФ выполняет важнейшие функции в жизнеобеспечении государственной системы:

  • стимулирует социальную политику;
  • регулирует экономические процессы внутри страны;
  • принимает участие в перераспределении ВВП и национального дохода;
  • контролирует поток денежных средств.

Как мы видим, задач у этого финансового инструмента более чем достаточно, поэтому правительство подходит основательно к его формированию и структуризации, о чем мы дальше и поговорим.

Как принимается бюджет

Все мы понимаем, что федеральный бюджет – это не просто денежная масса, это огромный комплексный механизм, и каждому из нас интересно, какими принципами руководствуются чиновники при его принятии.

Как правило, казна утверждается в четыре слушания и включает в себя следующий ряд процедур:

  1. По статистическим данным ключевых отраслей оцениваются итоговые показатели за предыдущий отчетный период.
  2. Далее прогнозируется ближайшая перспектива социально-экономического развития государства.
  3. Выделяются основные моменты грядущей налоговой и бюджетной политики.
  4. На базе планов развития ключевых сфер прогнозируется консолидированный бюджет и сводный финансовый баланс.
  5. Далее прогнозируются федеральные программы различного назначения – целевого, инвестиционного и оборонного.
  6. Учитываются договоренности международного характера, имеющие какие-либо финансовые обязательства.
  7. Принимаются во внимание счета федерального бюджета по прочим расходам.
  8. Рассматривается грядущая программа, направленная на осуществление внешних займов.
  9. Рассматриваются предложения по уровню минимальной индексации социальных выплат.
  10. Приостанавливаются нормативно-правовые акты, финансирование которых не предусмотрено бюджетной политикой на следующий год.

Обязательные программы

Проект федерального бюджета как финансовый инструмент также несет определенную социальную ответственность перед своим народом, поэтому некоторые обязательные программы все же имеют место быть, однако каждая из них тщательно проверяется на соответствие. Для этого существует утвержденный законодательно четкий алгоритм действий:

  • правительству на рассмотрение предоставляется обоснование проекта с технико-экономической точки зрения, поскольку государственный аппарат должен быть уверен в необходимости финансирования той или иной процедуры с казны;
  • далее прогнозируются социальные и экологические последствия от внедрения определенной программы;
  • руководствуясь действующим законодательством, правительство принимает решение о непосредственном объеме финансирования конкретного проекта;
  • подготавливается прочая необходимая документация.

Любые детали, относящиеся к формированию и распоряжению государственной казной, регулирует настоящий нормативно-правовой акт – Федеральный Закон о федеральном бюджете.

Четкий прописанный алгоритм действий при возникновении той или иной ситуации крайне важен в современных нестабильных рыночных отношениях.

Поскольку было бы странным и весьма нецелесообразным после принятия структуры казны на текущий год распоряжаться средствами на социальные выплаты в пользу укрепления государственной обороны.

Поэтому каждое, даже незначительного характера распоряжение государственными средствами регулируется действующим законодательством и основывается на следующих принципах:

  • все поступления финансовых потоков классифицируются по группам и классам в зависимости от экономической и территориальной предрасположенности – это значит, что некоторые доходы местных бюджетов так и остаются в распоряжении округа, и наоборот;
  • при возникновении дефицита вследствие чрезмерных расходов недостающие средства покрываются, также отталкиваясь от структурной составляющей данного финансового инструмента.

В целом сложно описать механизм управления государственной казной в нескольких предложениях, но далее мы попробуем разобраться с этой сложной структурой.

Структура федерального бюджета

Все мы понимаем, что огромным комплексом движения денежных средств не в состоянии управлять лишь вышестоящие органы исполнительной власти. Федеральный бюджет – это ни с чем не соизмеримых размеров финансовый институт, и в мировой практике существует несколько общепринятых структур его регулирования:

  • банковская;
  • смешанная;
  • казначейская.

Когда-то в РФ практиковалась банковская структура, которая позволяла фиксировать движение финансовых потоков на уровне осуществления платежа и регулировалась Центральным банком. Но такая система оказалась несовершенной по причине несвоевременного отображения информации, поэтому было принято решение перейти на казначейское управление.

Управление бюджетом

Помимо принципов распоряжения, федеральный закон о федеральном бюджете также регулирует и все уровни управления данным имуществом.

Так, на первой ступени находится Главное управление федерального казначейства, которое занимается балансировкой всех текущих доходов и расходов, а также информированием об этом органов исполнительной власти.

На втором уровне располагается Управление казначейства, напрямую подчиняющееся окружным властям. Функции данного учреждения заключаются в информировании вышестоящих органов о доходах и исполнении распоряжений о расходах на своей территории.

К третьей ступени управления относятся местные городские и районные казначейства, которые осуществляют учет движения государственных средств на отведенном участке.

Функции Центрального казначейства

Все средства федерального бюджета так или иначе проходят учет сотрудниками Центрального казначейства, на которое возложен ряд важнейших функций и задач:

  • распределение доходной части бюджета между органами управления различных уровней;
  • учет любого рода платежей, в том числе и налоговых, на счетах государственного значения;
  • осуществление возвратов и взаимозачетов излишне или ошибочно перечисленных средств между казначействами всех уровней;
  • пересчет плановых показателей с учетом различного рода отсрочек и льгот;
  • установление ограничений в том или ином финансировании;
  • постоянный контроль расходов с целью эффективного распоряжения государственной казной;
  • управление всеми финансовыми потоками на банковских счетах казначейства.

Источники дохода

Кто формирует государственную казну? Давайте ознакомимся с участниками этого комплексного и беспрерывного процесса:

  1. Налогоплательщики – осуществляют постоянные и систематические перечисления, пополняют доходы местных бюджетов.
  2. Центральный банк в совокупности с коммерческими – организовывают непосредственное движение государственных денежных средств по счетам.
  3. Федеральное казначейство со своими структурными подразделениями – осуществляют учет поступивших финансов.
  4. Исполнительные органы, в том числе государственная инспекция, – являются посредниками между плательщиками обязательств и казначейством, регулируют их взаимоотношения.

Таким образом, можно сказать, что крайне важными и незаменимыми участниками этого механизма являются субъекты хозяйствования, которые имеют определенные обязательства перед страной. Но существуют также и неналоговые доходы бюджета, к которым можно отнести штрафы, пени и прочие неустойки, возникшие в ходе взаимоотношений с государственными органами.

Расходный федеральный бюджет – это результат расчетных формирований, которые в полной мере зависят от доходной части.

Размер данного сектора государственной казны напрямую пропорционален социально-экономическим потребностям как населения, так и страны в целом.

Конечно, это не значит, что они полностью удовлетворяются, тем не менее учитываются при годовом планировании. Распределяются они согласно следующим принципам:

  • отраслевому (формируется на потребностях различного рода ведомств и министерств);
  • территориальному (область участия субъектов страны, то есть населения);
  • функциональному (затраты ведутся в соответствии с заявленными целевыми программами, в числе которых могут быть затронуты социальные, экологические, научные и прочие вопросы).

Любые решения по государственным расходам принимаются непосредственно Центральным казначейством и Министерством финансов.

Баланс бюджета

Федеральный бюджет РФ за последние десятилетия не смог похвастать своей сбалансированностью, что, в принципе, нормально в мировой практике – всегда что-то превышает: либо доходы, либо расходы.

Так, в 90-е годы прошлого столетия упорно наблюдался бюджетный дефицит, а это значит, что потребностей в социально-экономическом регулировании государства было гораздо больше, чем поступлений средств от налогоплательщиков.

Однако в последние годы ситуация изменилась с точностью до наоборот, и на данный момент наблюдается устойчивый профицит национальной казны.

Регулирование федерального бюджета

Сейчас правительством установлена важнейшая задача – повышение экономической эффективности на фоне внешней политики, а это значит, что в первую очередь регулируется структура государственных финансовых запасов. Различного рода принципы управления социальными средствами регулирует ФЗ о федеральном бюджете.

Но все мы понимаем, что трудно что-либо предугадать в таких нестабильных рыночных отношениях, которые во многом зависят от международных отношений. Поэтому на фоне последних событий был создан специальный Стабилизационный фонд, ориентированный на поддержку экономического роста за счет бюджетного профицита.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->