Вид во двор колодец уменьшает стоимость квартиры

Дворы-колодцы в Санкт-Петербурге: адреса, история

Вид во двор колодец уменьшает стоимость квартиры

Санкт-Петербург – город, знаменитый своими фонтанами, дворцами и… дворами-колодцами. Подобные архитектурные решения можно встретить во многих странах мира, но именно в Северной столице их очень много. Дворы-колодцы в Санкт-Петербурге – это одна из визитных карточек города, достопримечательность, которую обязательно следует увидеть своими глазами при первой же возможности.

Непридуманная история

Когда-то император Петр Первый распорядился строить по центральным улицам здания «одной фасадой». В результате данного распоряжения совсем скоро в Петербурге можно было увидеть дома, растянувшиеся на несколько кварталов. Большинство из них имели арки во внутренние дворы или сквозные подъезды. За главным зданием обычно располагались хозяйственные постройки и небольшие флигеля.

Совсем скоро начали появляться и так называемые дворы-колодцы в Санкт-Петербурге. Земля в центре города ежегодно дорожала, каждый собственник стремился получить максимум прибыли со своего участка.

Невероятно прибыльными становятся доходные дома – многоквартирные жилые здания, предназначенные для сдачи в аренду.

Их строят все состоятельные жители города, и постепенно за парадными фасадами вырастают целые лабиринты из новых построек.

Двор-колодец: признаки и основные разновидности

Традиционно «колодцем» называют двор, окруженный со всех сторон построенными вплотную друг к другу домами.

Внутренне пространство между соседними зданиями может быть достаточно большим, а может не превосходить по площади стандартную кладовку. Попасть во двор-колодец можно через арку или парадный подъезд.

Во времена СССР многие проходы были заделаны, однако туристы не унывают, и при желании всегда можно найти лаз.

Особенно поражают дворы-колодцы в Санкт-Петербурге приезжих.

Увидев подобное чудо архитектурной мысли, каждый задается вопросом: а как жить в квартире, окна которой не знают солнечного света и выходят на фасад соседнего дома? Стоит отдать должное архитекторам прошлого, в большинстве таких жилых зданий особая планировка.

Все окна, выходящие во двор-колодец, относятся к лестницам, прихожим, санузлам и кухням, а также прочим подсобным помещениям. Кроме того, на первых этажах зданий, расположенных слишком близко к соседним строениям, окон обычно и вовсе нет.

Вильгельм Пель и его грифоны

Один из самых необычных и интересных дворов-колодцев находится на Васильевском острове. За старинным фасадом дома № 18 7-й линии прячется небольшой дворик, большую часть пространства которого занимает Башня Грифонов.

Это кирпичное цилиндрическое сооружение, диаметр которого составляет около 2 метров, а высота – около 11 метров. Находится необычная достопримечательность в старинном квартале аптекарей.

Парадный фасад двора-колодца – здание, в котором располагается одна из старейших аптек города.

С середины девятнадцатого века здесь жил и работал доктор Вильгельм Пель. Множество легенд рассказывает о том, что этот человек был не только аптекарем, но и талантливым алхимиком.

Башню также связывают с именем Пеля. По некоторым версиям, внутри располагалась лаборатория ученого, по другим, она выполняла функцию вытяжки для подземной лаборатории.

Скептики верят в то, что перед ними фрагмент трубы старой котельной.

Башня Грифонов получила свое название из-за еще одного распространенного среди туристов мифа. Считается, что Пель раскрыл формулу счастья и поручил охранять его грифонам, которые и прячутся днем внутри кирпичной трубы.

На стенах башни изображены цифры, если прочесть их все – можно узнать тот самый код и добиться исполнения всех своих желаний.

К сожалению, это не более чем красивая городская легенда – «таинственные» письмена появились на Башне в 1994 году по инициативе творческой группы современных художников.

Дом Толстова

Один из самых знаменитых и красивых домов Петербурга построен по заказу графа М. П. Толстого. Точный адрес этого впечатляющего архитектурного сооружения: улица Рубинштейна, 15-17.

Толстовский дом, как его прозвали в народе, является достойным образцом северного модерна. Парадный фасад украшен высокими арками, на верхних этажах имеются лоджии.

Что примечательно, этот дом первоначально вводился в эксплуатацию с водопроводом, лифтом и прачечными. Владелец здания продумал все до мелочей, жилые помещения значительно отличаются по размеру и комфортабельности.

Все дело в том, что Толстовский дом строился как всенародный, предназначенный для жильцов различных сословий.

Сегодня не все местные жители знают о том, что за парадным фасадом этого здания скрывается сразу несколько потайных колодцеобразных двориков. Если вы решите посетить эту достопримечательность, не поленитесь заглянуть в арки.

Самые знаменитые дворы-колодцы в Санкт-Петербурге: адреса

Обычно достопримечательности данной категории не входят в туристические путеводители. Но если вы хотите увидеть истинное лицо Петербурга, рекомендуем лично побывать хотя бы в 2-3 дворах-колодцах. Будьте готовы к тому, что попасть за парадный фасад будет не совсем просто. Проходы во многие такие дворики защищены кодовыми замками, но договориться с местными жителями можно.

Одно из самых популярных у туристов мест – Двор Духов, находящийся на 4-й линии Васильевского острова. Пространства между соседними домами здесь совсем немного, а сверху крыша защищена решеткой. Если попасть внутрь и посмотреть на «небо в клеточку», можно загадать желание, и оно обязательно сбудется.

Уникальный даже по меркам Петербурга двор-кольцо находится по адресу: набережная реки Фонтанки, 92. Стоящие рядом дома действительно образуют форму правильного круга. Сам двор достаточно большой, но почему-то большинство людей в нем испытывают дискомфорт.

Интересное архитектурное явление и восьмиугольный дворик. Посетить его можно по адресу: Малый проспект, 1Б. Заходите в арку и наслаждайтесь ровным многоугольником над головой.

На самом деле дворов-колодцев в Петербурге намного больше, искать их можно самостоятельно. Просто внимательно рассмотрите карту города и отправляйтесь на прогулку.

Городские легенды и факты о петербургских колодцах

Современные дворы-колодцы в Санкт-Петербурге выглядят по-разному. Одни совсем маленькие, мрачные и захламленные, другие же напоминают европейские дворики – с аккуратными клумбами и большим количеством зелени. Большинство дворов-колодцев находится в исторических и самых дорогих районах города. А это значит, что такое жилье считается элитным.

Психологи же ничего хорошего в колодцах не видят, и считают, что подобное замкнутое пространство негативно влияет на психику людей. И все же старинные жилые дома (СПб) по-своему красивые и могут похвастаться особой атмосферой. Общественные организации и многие жители города выступают за сохранение дворов-колодцев, своевременное проведение их ремонта.

Дворы-колодцы в Санкт-Петербурге

Вид во двор колодец уменьшает стоимость квартиры

Самые популярные достопримечательности Санкт-Петербурга – это великолепные площади и храмы, памятники и музеи.

Совсем рядом за парадными фасадами расположены дворы-колодцы Санкт-Петербурга, которые можно смело назвать музеями под открытым небом.

Именно эти плотно выстроенные дома и их мрачные дворовые территории позволяют открыть другое лицо города, понять дух и историю Санкт-Петербурга.

Как появились дворы-колодцы

Строить дома «сплошной фасадой» распорядился еще Петр. Земля в Северной столице постоянно дорожала и возведение П-образных домов становилось расточительным. Недостаток земли в центре города приводит к строительству зданий, тесно примыкающих друг к другу.

Так появляются целые кварталы со сплошным фасадом. В это же время становятся популярными доходные дома. Чтобы получить  максимальную прибыль, домовладельцы застраивали свои участки как можно плотнее.

Затем они стали надстраивать до 5-6-ти этажей уличные фасады и позже – хозяйственные постройки, выходящие в дворовую территорию, а потом и ее перегораживали узкими домами-пеналами.

Так образовывались строения самой необычной формы, соединявшиеся друг с другом и появлялись дворы-колодцы с причудливыми арками и воротами. Часто помещения на первых этажах вообще не имели окон и предназначались для хозяйственных нужд.

Видимо, в одной из  таких комнат, куда почти не проникал свет, сочинял свои знаменитые произведения Ф.М. Достоевский, передавший мрачное настроение, тоску и отчаяние героям своих романов. Петербургский период жизни Н.В. Гоголя, повлиявший на все его творчество, тоже связан с пребыванием в такой темной каморке.

После революции и после войны люди были рады любой комнате и с радостью селились в такие помещения.

Петербуржцы считали, что интересные в архитектурном плане дома все равно лучше построенных на этом месте безликих новостроек.

Такие строения обычно имели два входа – один парадный, с улицы, а другой – через ворота в дворовую территорию. В Советское время ворота убрали, а сейчас их во многих местах поставили.

Гуляя по центру Санкт-Петербурга, можно увидеть самые разные дворы-колодцы – есть зеленые и чистые, вымощенные плиткой, похожие на европейские, есть настоящие архитектурные памятники, а некоторые из них – обветшалые и почти не изменившиеся за столетие.

Где-то организованы стоянки машин, а где-то стоят мусорные баки или еще хуже – образовалась помойка.

Часто парадный вход и ворота бывают закрыты на кодовые замки и попасть  сюда не так просто, но обычно жители домов идут навстречу и пропускают туристов осмотреть эту необычную достопримечательность Петербурга.

Интересное о дворах-колодцах

  • Некоторые горожане думают, что такие дома строились специально для защиты от шквалистого ветра, который постоянно дул с реки или залива. От него сложно укрыться на площадях и улицах, а внутри дворовых территорий стоит звенящая тишина. Петербуржцы говорят, что воздух здесь застаивается до такой степени, что его можно потрогать, а небо здесь особенное. Поднимешь глаза и получишь в подарок его маленький кусочек замысловатой формы.
  • Есть в городе несколько подвесных дворов, стоящих на воздушной подушке, тут под землей находится не грунт, а пустое пространство, где раньше хранились дрова и уголь. Старые металлические балки и конструкции обветшали и это создает опасность для домов и жителей.
  • Двор-колодец на 9-ой-Советской, дом №10/12 образовался в результате стыка двух домов и необычен тем, что имеет крышу. Раньше крыша здесь была стеклянной и внизу располагались клумбы с цветами и растениями, потом стекло разбилось и крышу сделали металлической. Квартиры на одной площадке этого дома относятся к разным адресам домов, одна половина – к 10, другая – к 12, а попасть сюда можно только войдя в парадную из двора дома №12.
  • На эмоциональное состояние человека оказывает влияние окружающий ландшафт. И с этой точки зрения дворы-колодцы с их замкнутым пространством создают неблагоприятную обстановку для человека, тем более что в них обычно нет зелени.
  • На Васильевском острове, на 4-ой линии, дом №5 (вход со стороны Большого проспекта в первую арку, самый дальний левый подъезд) есть небольшой Двор Духов. Попав в него, надо загадать желание и посмотреть на кусочек неба, тогда желание исполнится.
  •  Специалисты рекомендуют озеленять дворовую территорию таких домов, хотя при недостатке света это сделать это чрезвычайно трудно. А подходят для озеленения травянистые растения и кустарники неприхотливые к свету, влажному воздуху и прохладному лету.

Адреса некоторых дворов-колодцев

Кроме указанных выше, дворы-колодцы можно встретить по адресам:

  • Невский проспект, дом №3 – Двор ангела, вход через низкую широкую арку. Этот двор-колодец – один из самых оригинальных, он имеет пять углов. Если смотреть наверх, то Вы увидите фигуру в виде крыльев
  • Дворы Капеллы, анфилада которых расположена между Большой Конюшенной улицей и Дворцовой площадью. Сейчас здесь чисто и красиво, расположено несколько отелей, ресторан и кафе (открыто всегда)
  • Васильевский остров, 7 линия, дом 16 – Башня грифонов (закрыто на домофон, надо долго ждать жильцов)
  • Васильевский остров, Малый проспект, дом 40 (на июнь 2012 открыт)
  • Толстовский дом на Фонтанке, дом 54
  • Караванная улица, дом 14
  • Петроградская сторона, Малый проспект,  дом 1Б (на июнь 2012 открыт)
  • Кирочная улица, дом 24, рядом со станцией метро Чернышевская
  • наб. реки Карповки, д. 18 (на лето 2011 открыт)
  • наб. реки Фонтанки, 92 (дом-кольцо)
  • Большой проспект В.О. д.5 (на июнь 2012: вход через арку со стороны 2-й линии, д. 15, вход по брелкам)

В центре Санкт-Петербурга по улицам Рубинштейна и Гороховой, на Фонтанке и Садовой есть вереницы дворов-колодцев, где по цепочке можно пройти целый квартал, не выходя на улицу.

Проходит время и во дворах появились граффити, стоянки машин и мусорные баки, но все также здесь смотрят друг на друга окна домов. Дворы-колодцы в Санкт-Петербурге сохраняют ни с чем несравнимую архитектуру города и остаются немыми свидетелями прошедшей эпохи.

Дворы-колодцы в Москве, доходные дома, история

Вид во двор колодец уменьшает стоимость квартиры

Многие знают одну из визитных уже карточек северной столицы – дворы-колодцы. В Санкт-Петербурге эти дворы по размерам могут доходить до узкой вертикальной «трубы» в череде проходных дворов, длиной и шириной в пару метров.

Исторически система колодцев характерна для доходных домов – владельцам таких жил площадей главное было уместить больше полезных квадратов на небольшом клочке земли.

Тем ни менее в Москве можно найти эти самые дворы, что заставляют поднять голову наверх и уткнуться в небо.

Арбат, дом 51, корпус 1

И снова история про доходные дома. В середине XIX века дом под номером 51 значился во владениях статского советника Николая Васильчекова, В 1912 году новый владелец – купец Василий Панюшев, принимает решение достроить два корпуса дома для увеличения площади.

Новые корпуса в народе получили кличку «казармы» и «муравейника» за свой мрачный и аскетичный вид. В первой половине XX ст.

в доме жил литературовед Петр Коган, у которого останавливались поэт Александр Блок и писатель Анатолий Рыбаков, описывавший здание в своих произведениях.

Армянский переулок, дом 7

В Армянском переулке расположился еще один доходный дом, построенный архитектором Ивановым в конце XIX века по заказу княгини Елизаветы Абамелек-Лазаревой. В противовес дому 51 на Арбате, это здание кажется светлым и воздушным. Здесь жил мастер модерна, архитектор Иван Бони.

Большая Дмитровка, дом 7/5, строения 3-4

С начала XIX века этот дом пережил ряд реконструкций. После первой реставрации в 20-30 гг. XIX века усадьба была отдана под постойную повинность.

При реконструкции в 1854 году, чтобы увеличить внутреннюю площадь двора, были застроены арочные проезды с Камергерского переулка и надстроены третьи этажи над флигелями, а в 70-е гг. достроили северный флигель.

В 1866 году одну из квартир снимала семья Льва Толстого.

Климентовский переулок, дом 6

На углу Климентовского переулка и Новокузнецкой улицы стоит нужное здание. В 1940-х годах участок этой улицы по одноименной станции метро был пробит, вследствие чего дворовой фасад доходного дома М. И. Бабанина стал уличным. Декор здания сочетает в себе московский ампир и модернизированную неоклассику. Здесь жил артист эстрады Владимир Яхонтов.

Тверская улица, дом 12

Доходный дом в стиле модерн в 1901 году по заказу товарищества «А. Бахрушин и сыновья» был построен известным архитектором Карлом Гиппиусом. Прямо за ним архитектор возвел еще четыре доходных дома.

Весь комплекс считается ярким историко-культурным памятником и образцом московского доходного домостроения XIX-XX вв.

Здесь в кабинетах Центрпечати в 1921 году на граммофонную пластинку записали несколько речей Ленина.

Тверская улица, дом 27, строение 1

Чуть не доходя до станции метро «Маяковская», идя по тверской, можно отыскать дом 27, первое строение которого образовывает узкий дворик Т-образной формы. Это здание было построено в 1948 году архитектором И. Н. Соболевым. В середине прошлого века здесь жили писатель Александр Фадеев и актриса Ангелина Степанова.

Никитский бульвар, дом 7

В усадьбе графа Александра Толстого свои последние годы жизни провел писатель Николай Гоголь. Здесь же предположительно автор и сжег перед смертью свои рукописи. Сегодня тут располагается мемориальный центр «Дом Гоголя», а во дворе стоит памятник писателю.

Никитский бульвар, дом 12

Расположенная по этому адресу бывшая городская усадьба Власовых — М. Г. Дашкевича внесена в список объектов культурного наследия регионального значения: в своем первоначальном облике сохранились главный корпус постройки 1817 года, два флигеля (1846) и хозяйственный корпус (1846).

Солянка, дом 1, строение 2

Здесь снимался «Брат», тут находили настоящий клад, а в подвалах хранились тонны соли! На месте Соляного двора, который располагался по этому адресу с XVII по XX вв.

, было построено Московское купеческое общество, включающее шестиэтажные жилые корпуса с магазинами и лавками на первых этажах. В 1913 году во дворе комплекса нашли глиняный горшок с золотыми монетами времен Ивана IV, Федора Ивановича и Бориса Федоровича.

Также в подвале дома на Солянке снимали гибель планеты Десса из фантастического фильма «Через тернии к звездам».

И этот список можно увеличивать. Необычное кроется рядом. Не поленитесь и прогуляйтесь по этим дворам, чтобы посмотреть на столицу чуть с другого ракурса.

На дне двора-колодца: коммуналка в доме XIX века

Вид во двор колодец уменьшает стоимость квартиры
В кадре / Петербургские коммуналки

17:30, 21.02.2017

Как живется в холодной и темной квартире с душем в коридоре и склочными соседями.

Доходный дом на улице Жуковского, 33, построил в 1878 году архитектор Александр Гронвальд. За темной аркой скрывается типичный грязно-желтый двор-колодец.

В узком пространстве по углам притаились пять дверей, окна глядят друг на друга стеклами, шторами и жалюзи. За одной из дверей на третьем этаже — четырехкомнатная коммунальная квартира.

«Карповка» пообщалась с жильцом и узнала, как выжить в темной квартире со странными соседями.

В парадной полумрак. Под ногами изгибы узких старинных лестниц, обточенных за 139 лет тысячами ног. На третьем этаже со скрипом неприветливо открывается бордовая дверь. В коммуналке тоже темно. И совершенно тихо.

Коммунальные зарисовки

С первого взгляда квартира кажется даже опрятной. Вокруг нет свалок заброшенных вещей, которые по какой-то причине хозяева не выкинули еще 20 лет назад.

Но, чем дольше находишься тут, тем больше давит атмосфера уныния и запустения. Обои времен далекого расцвета Советского Союза. Двор-колодец, в который попадает слишком мало света из нескольких окон.

Прямо в коридоре за шкафом и тонкой шторкой стыдливо прячется душевая кабина на полуметровом постаменте.

— Залезать в душ ужасно неудобно. Бывает очень холодно мыться, но помещение для ванной просто не предусмотрено, — вскользь замечает местный житель Игорь.

Игорю 55 лет. Он родом из Алма-Аты. Четыре года назад его занесло в Новосибирск, а в октябре он переехал в Петербург вслед за сыном, который поступил в гимназию при СПбГУ.

По образованию мужчина архитектор, но вся его жизнь связана с фотографией и журналистикой. За его плечами несколько переездов, походы и экспедиции с житьем в палатках, юртах и даже у кочевников. Но в коммуналке он поселился впервые.

Свое лицо герой показывать не хочет — боится недовольства соседей из-за публикации.

Вытянутая пыльная кухня покрыта тусклой краской, которая в некоторых местах сильно потрескалась. На чуть прогнувшемся потолке ржавые разводы пятен.

— Протекло откуда-то сверху, — равнодушно отмечает Игорь и показывает рукой в потолок. — Грибок везде. Соседи курят, открывают окна, по пьяни забывают закрыть. И он образуется из-за перепадов температур. Сейчас здесь еще более-менее тепло, а к утру стены остывают. Становится холодно, как на улице.

Дежурств в квартире нет. Две плиты и кухонные полочки поделены между соседями и выглядят по-разному в зависимости от аккуратности хозяев. Даже взятая без спроса крышка от чужой кастрюли приводит к скандалу между хозяйками. Когда Игорь въезжал, арендодатель посоветовал не оставлять на кухне еду — предприимчивые жильцы имеют привычку «приватизировать» бесхозные продукты.

Комната-коробка во дворе-колодце

Довольно просторная вытянутая комната с высокими потолками за три метра. Две лампочки светят тускло. Одно окно с жалюзи выходит в небольшой двор. Солнечный свет, и без того редкий в Петербурге, попадает сюда, только отражаясь от соседней стены.

— Комната долго пустовала, я въехал сюда в октябре, а пытались сдать ее с июня. Дом старый. Как задумаюсь иногда, что в этой квартире в блокаду кто-то жил, умирал от голода — становится не по себе. Сначала мне совсем не хотелось сюда въезжать — мрачно. Но уже привык, — Игорь пожимает плечами и оглядывается на скромное убранство помещения.

Вокруг коричневые скучные обои в полоску с цветочками. Видно, что они новые. Но выглядят так, словно рулон купили еще до развала СССР и неожиданно вспомнили о нем в 2017-м. Пол с бежевым линолеумом, стол и раскладушка с диваном — в тон со стенами. Недалеко от входа гудит низкий советский холодильник. Комната похожа на картонную коробку изнутри.

«Здесь и не мир, и не война»

В четырехкомнатной коммуналке, помимо Игоря, живут три собственника. Хоть квартира небольшая, соседи между собой не общаются.

Первая соседка — таинственная девушка Настя, которой немного за 30. Она чистоплотная — на ее кухонной полочке всегда порядок, а плита чистая.

Второй сосед Игоря колоритнее. Ему чуть за 70 лет, и некогда он был детским писателем. Сейчас мужчина с трудом передвигается. Игорь подозревает, что дедушка прикладывался к бутылке и заработал инсульт.

В комнате у него полнейший хаос. Ему нужно несколько минут, чтобы пройти пару метров от кухни до туалета.

То ли родственники, то ли друзья подставляют дедушке стульчики, которые позволяют забраться в душевую кабинку.

— Когда я въехал, он принес мне книгу про Петербург. Хочу почитать его произведения. К сожалению, я даже имени его не знаю, но надо спросить, — рассказывает Игорь про соседа, с которым бок о бок живет почти полгода.

Третий сосед Игоря, 55-летний Володя — бывший десантник родом из Новосибирска.

— Посмотришь на него — в жизни не догадаешься, что он работал военным. К нему временами приходит сожительница. По выходным они бурно отмечают свою совместную жизнь. Я не скажу, что тут какие-то пьянки и дебоши. Но иногда он начинает ее выгонять, а она уходить не хочет.

По словам Игоря, до рукоприкладства дело еще не доходило. А вот ругань с криками и матами уже привычна. Пару раз в месяц, когда отчаявшийся сосед захлопывает перед сожительницей двери комнаты, она начинает ломиться к Игорю, чтобы он пустил ее переночевать. На часы эксцентричная дама при этом не смотрит — это может случиться и в три часа ночи, и в пять утра.

— Как-то раз она встала под моими дверями, и до самого утра я слушал ее бесконечный пьяный монолог. В пять утра сосед не выдержал, открыл дверь, сказал: «Как ты меня достала». И впустил ее внутрь. Она тут же замолчала. Не представляю, как человек может без перерыва говорить несколько часов.

Кроме того, сожительница бывшего десантника регулярно ругается по утрам с соседкой из-за душа и частенько, прилично выпив, забывает на плите готовящуюся еду. Квартиру заволакивают вонь, копоть и едкий дым. После этого кухню приходится проветривать по несколько часов.

— Однажды тут несколько часов подряд стоял крик и ор. А потом в коридоре рядом с дверью Владимира отчетливо запахло мочой. Не знаю, кто и куда это вылил, но потом несколько дней приходилось постоянно держать окна в комнате открытыми.

Не без странностей и арендодатель Игоря Дмитрий. Тучный мужчина, который увлекается эзотерикой и работает то ли массажистом, то ли «иглоукалывателем». Он никогда не принимает деньги из рук.

Плату за аренду, которую Игорь по его просьбе кладет на стол или на кровать, непременно несколько раз по-православному крестит. Пунктуальностью Дмитрий тоже не отличается.

Забирать деньги и оплачивать счета мужчина не торопится.

— Люди тут не такие, чем в том же Новосибирске. Там они простые и сердечные. А здесь, конечно, и культурнее, и вежливее, но жестче, — делится мнением о петербуржцах Игорь. — Они лучше воспитаны, но при этом больше ценят свое время.

Игорь спокойно относится к странностям своих коммунальных товарищей, а десантника с эксцентричной дамой и вовсе считает самыми приветливыми.

— Я мог бы и не переезжать сюда. Да, было страшно отпускать сына одного. Но, возможно, я искал причину уехать, — подытожил Игорь. — Здесь интересно, я люблю такие приключения. Просто я спокойно отношусь ко всему, так как очень неприхотливый.

Елизавета Митрухова

«Карповка» / Игорь Логвин

См. также:

Откровения мигранта: кто живет в самой большой коммуналке Петербурга

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->