Внесение изменений в лицензию управляющей компании

Содержание

Как получить лицензию на управление многоквартирными домами: требования, документы, алгоритм

Внесение изменений в лицензию управляющей компании

Несколько лет назад получение лицензии на управление многоквартирными домами стало новой темой в сфере ЖКХ.

Все пункты были расписаны в законодательстве.

Правительство предусмотрело достаточно понятную процедуру, но на практике возникают различного рода вопросы.

Попробуем разобраться в данной теме, чтобы процесс лицензирования прошел успешно.

Что это такое?

Лицензия на управление многоквартирными домами открывает допуск к работе управляющих компаний в сфере ЖКХ.

На лицевой стороне документа указывается:

  1. Название лицензии.
  2. Данные лицензиата.
  3. Номер и дата выдачи.
  4. Наименование органа, выдавшего лицензию.

Документ имеет формат А4.

С обратной стороны записываются:

  1. Район действия.
  2. Местонахождение УК.
  3. Сведения о лицензионной комиссии.

Информация о выданных лицензиях ведётся в реестре по субъектам и в федеральной базе на сайте Госжилинспекции. Данные носят публичный характер.

Подробно о том, как проверить лицензию УК в сфере ЖКХ с помощью реестра, смотри в статье по ссылке.

Кто выдает и срок действия

Лицензионная комиссия и Государственный Жилищный Надзор – структуры, которые занимаются выдачей разрешительных документов. Органом ГЖН в каждой области является жилищная инспекция. Есть регионы, где изменено название инспекции по усмотрению областного законодательства.

Комиссии создаются самостоятельно во всех регионах. В неё должно входить не более 30% представителей городских властей и законодательного собрания. 70% — это члены общественных организаций, имеют прямое отношение к жилищно-коммунальному хозяйству.

По некоторым вопросам жилищная инспекция и лицензионная комиссия — это два взаимодополняющих и взаимозаменяемых органа. Действуют согласованно при решении о выдаче, отказе, аннулировании лицензии на управление многоквартирными домами и во время проведения мероприятий по контролю и надзору за действиями УК.

Жилищные инспекции действуют достаточно давно. Как работает инспекция и осуществляет контроль над действиями УК, большинству граждан известно. Собственники жилых помещений, в случае разногласий с управляющей компанией, обращаются в инспекцию с различными жалобами на действия руководства.

Справка! Лицензионные комиссии – это одно из последних нововведений Жилищного законодательства и в деятельности УК. В Законодательстве условия и полномочия расписаны достаточно просто, но на практике возникают сложности при взаимодействии с лицензионной комиссией. Оспаривать действия сложно и очень хлопотно по времени.

Члены комиссии выполняют возложенные обязанности в соответствии с законом.

Чтобы совершать определённые действия, требовать выполнения обязательств, надо уметь разбираться в сфере ЖКХ. С другой стороны, деятельность лицензионной комиссии достаточно общая и в некоторых случаях — формальная.

В Законодательстве сформулированы два требования к кандидатам в члены комиссии:

  • обязательно наличие высшего образования;
  • стаж работы не менее двух лет в сфере ЖКХ.

Внимание! С января 2018 года лицензия выписывается органами Госжилнадзора сроком на пять лет. Основанием служит заявление соискателя, успешное прохождение экзамена, представленный пакет документов и решение комиссии. Ранее лицензия оформлялась бессрочно. Разрешения считаются действительными и распространяются исключительно в том регионе, где была получена лицензия.

Законодательная база в сфере лицензирования деятельности УК

Весь комплекс вопросов по лицензированию представляет собой отдельные части и освящается в законодательстве. Выпущено много федеральных законов, к которым прилагаются законы субъектов. Например, административные регламенты, принятые во исполнение требований законодательства.

Лицензирование регулируется нормативными актами:

Кому необходима: виды работ по обслуживанию МКД

Самый главный вопрос при подаче документов, кто может быть соискателем лицензии и кто должен сдавать квалификационный экзамен.

УК обязана заключить договор с жильцами. А чтобы заключить договор на обслуживание многоквартирного дома, надо иметь лицензию.

Примеры работ, подлежащие лицензированию:

  • сбор обязательных платежей;
  • содержание и плановый ремонт дома;
  • документооборот и сохранность документации;
  • работы на придомовой территории по благоустройству;
  • предоставление услуг по соглашению с компаниями ЖКХ;
  • аварийное обслуживание и контроль над нормальным функционированием жилого здания.

Как получить лицензию на отходы, можно узнать в статье по ссылке.

Нужна ли ТСЖ?

Лицензирование устанавливается для управляющих компаний. ТСЖ и ЖСК относятся к некоммерческим организациям. Соответственно, лицензия не требуется. Они могут жить спокойно до определённого времени, пока законодатель не решит изменить ситуацию.

Требования к соискателям

На основании Постановления разработаны и утверждены основные требования к соискателям:

  • наличие квалификационного аттестата;
  • отсутствие судимости и дисквалификации;
  • соблюдение правил предоставления услуг в МКД;
  • лицензия не должна быть аннулирована по инициативе комиссии;
  • регистрационные документы УК имеют соответствующий код деятельности по ОКВЭД;
  • предоставление финансовой отчётности и других документов, свидетельствующих об удовлетворительной работе УК.

Сдача экзамена на получение квалификационного аттестата

Сдачи экзамена и получение аттестата – процесс долгосрочный.

Управляющие проходят тестирование на знание Жилищного законодательства и проверку жилищной инспекции.

Общественные деятели, представители сферы ЖКХ и ветераны отрасли принимают решение о выдаче документа.

Рассматривается несколько подразделов в общем плане, связанные со сдачей экзамена:

  1. Подача заявления на прохождение экзамена.
  2. Экзаменационная процедура.
  3. Ожидание результата и получение аттестата.

Свидетельством об успешной сдаче экзамена служит квалификационный аттестат.

С этим и другими документы соискатель обращается в органы ГЖН с заявлением о предоставлении лицензии.

В некоторых регионах предоставляется возможность познакомиться с вопросами экзаменов и пройти пробное тестирование.

Законодатель не определил, какое количество представителей должно пройти экзамен. Вопрос численности рассматривается на местах. Но для того, чтобы была взаимозаменяемость, рекомендуется, как минимум, два представителя: руководитель и его заместитель.

В форме компьютерного тестирования разработано 200 вопросов и три варианта ответов. Надо выбрать правильный вариант. При регистрации на экзамен каждый получает индивидуальный код, согласно которому предоставляется уникальный набор из ста случайных вопросов. Экзаменуемый последовательно отвечает на вопросы в течение двух часов без возможности возврата к предыдущему заданию.

УК могут не сдать экзамен. Тогда будет отказано в выдаче лицензии. В итоге, многоквартирные дома останутся без коммунального присмотра, жильцам которых не повезло с управляющими компаниями. В течение 15 дней после официального уведомления городской администрации, должно состояться собрание собственников жилья для принятия решения о переизбрании УК.

Осторожно! Если собственники не смогут определиться, городские власти самостоятельно подберут управляющую компанию путём открытого конкурса без участия жильцов многоквартирного дома.

Порядок действий

  1. Заявление о допуске к экзамену.
  2. Проверка в реестре дисквалифицированных лиц (от 3 до 10 рабочих дней).
  3. Уведомление о допуске к экзамену (15 рабочих дней).
  4. Регистрация на экзамен и проведение экзамена.
  5. Протокол о результатах формируется автоматически, но подписывается в течение 3 рабочих дней.

  6. Результаты объявляются не позднее 5 рабочих дней с момента проведения экзамена. Уведомление отправляется электронным способом.

Внимание! Количество попыток не ограничивается, плата не взимается.

Если экзамен не назначается и в этом нет вины соискателя, можно упредить ситуацию: написать требование-претензию, обжаловать бездействие должностных лиц лицензионной комиссии в прокуратуре.

Стоимость

За лицензию надо заплатить госпошлину:

  • получение первичной лицензии — 30 000 рублей;
  • переоформление — 5 000 рублей;
  • выдача дубликата — 5000 рублей.

Если воспользоваться услугами посреднической организации, которая все заботы возьмёт на себя, расходы увеличиваются от 15000 руб. до 85000 руб.

Документы

  1. Заявление от соискателя.
  2. Учредительные документы.
  3. Квалификационный аттестат.
  4. Приказ о назначении на должность.
  5. Платёжное поручение об уплате госпошлины.

Как получить: пошаговый алгоритм

Алгоритм действий для получения лицензии условно можно разделить на два больших этапа: сдача квалификационного экзамена и подготовка документов на получение лицензии.

Срок оформления лицензии: 45 рабочих дней, если документы не возвращались на доработку.

Соискателю направляется уведомление о допуске и приглашение на экзамен. С момента подачи заявления до проведения экзамена должно пройти не более 15 дней.

На интернет-ресурсах региональных администраций расписан регламент работы жилищных инспекций и действия соискателя на получение лицензии по управлению МКД.

В представленных блоках имеется точная информация по основным направлениям:

  • дата очередного экзамена;
  • работа лицензионной комиссии;
  • сбор необходимых документов и формы, которые необходимо заполнить.

После успешной сдачи экзамена:

  1. Составляется заявка на получение лицензии.
  2. Документы рассматриваются соответствующим органом.
  3. Проводится внеплановая проверка.
  4. В итоге, заявитель получает лицензию на управление многоквартирными домами.

Казалось бы, всё просто, законодатель подробно расписывает каждый из этапов. Но детализация иногда приводит к некоторой путанице, смешивая и заменяя одно понятие другим. Отказы, которые наблюдаются на протяжении нескольких последних лет, в некоторых ситуациях по суду признаются недействительными.

Способы подачи документов

Наблюдается тенденция переводить всю отчётность в электронную форму. Поэтому, наиболее удачный способ подачи документов на оформление лицензии — через сайт Госуслуг.
Также можно воспользоваться стандартными и привычными вариантами:

  • отправить по почте;
  • подать бумаги в МФЦ;
  • лично отнести в лицензионную комиссию;
  • воспользоваться услугами представителя или через доверенное лицо.

Важно! Бумаги для должностных лиц в государственный орган отправляются таким образом, чтобы на руках оставался документ, подтверждающий отправку. Если заявка подаётся в электронном виде, желательно, продублировать заказным письмом по почте с описью вложения, либо доставить лично через канцелярию со штампом о приёме документов. Это является основанием и доказательством отправки документов.

Порядок переоформления и продления

Старые образцы полежат переоформлению. Документы с оконченным сроком действия должны быть продлены. Процедура проходит на основании заявления и документов в срок от двух дней после проведения проверки и не позже тридцати дней после регистрации заявления. Готовится мотивированное решение.

Лишение и аннулирование: основания

Инициатором лишения и аннулирования права на осуществление деятельности, согласно жк рф, может быть как контролирующий орган, так и заявитель.

В первом случае основанием служит:

  • приказ о несоответствии лицензионным требованиям и представление в комиссию фальсифицированных документов;
  • привлечение к административной ответственности за невыполненные ранее предписания ГЖН.

Если инициатором выступает управляющий, основанием аннулирования лицензии является заявление лицензиата. В течение десяти дней издаётся приказ о прекращении предпринимательской деятельности. За три последующих дня решение доводится до сведения инициатора.

Последствия работы без разрешения

Управление многоквартирным домом без лицензии наказывается, в зависимости от состава нарушения:

  • по ст.14.1.3 КоАП: грозит административный штраф от 50000 до 250000 руб., исправительные работы до 10 суток;
  • по ст. 171 УК: арест до 6 месяцев, лишение свободы до 5 лет либо налагается штраф до 1000 МРОТ.

Подробно о нюансах лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами смотрите в данном видео:

Процесс от подачи заявления до получения лицензии до сих пор сопряжён с множеством спорных вопросов. С принятием законодательных актов, было много сказано о лицензировании на управление многоквартирными домами.

Прежде чем участвовать в процедуре разрешения на лицензионную деятельность, необходимо разобраться во всех тонкостях процесса сбора и подачи документов, подготовиться к успешной сдаче экзамена на получение аттестата и пройти проверки комиссии.

Лицензия управляющей компании ЖКХ – как проверить, как получить, кто выдает, причины отказа

Внесение изменений в лицензию управляющей компании

Управляющая компания занимается техническим и санитарным обслуживанием многоквартирных зданий.

Для оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства юридическое лицо обязано заключить договор с собственниками жилья. Без лицензии управляющая компания не может обслуживать дома.

Отсутствие документа, подтверждающего законную деятельность, грозит административным штрафом, отстранением от работы.

Лицензия для управляющей компании ЖКХ

Согласно нормативному акту, вносящему изменения в действующий ЖК РФ, для управления коммерческая организация обязана регулярно подтверждать компетентность, качество проводимых работ.

По ФЗ № 485, срок лицензии для управляющей компании ЖКХ – 5 лет. Если на момент вступления нормативного акта в силу учреждение уже осуществляло деятельность, то нужно сразу получить разрешение для сотрудничества с жильцами.

Отсутствие подтверждающего документа – основание для административного наказания.

ст.1 п. 13, Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ

Как получить лицензию УК

Оформить разрешение на обслуживание жилых населенных зданий могут юридические лица, индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на управлении недвижимостью. Лицензию вправе выдавать кооперативам, товариществу собственников помещений, имеющих контроль над двумя и более домами. Документ не выдается ТСЖ, обслуживающему один дом, несколько зданий, расположенных на едином участке.

Лицензия не обладает сроком действия, однако имеет юридическую силу только на территории домашнего субъекта.

Если управляющая компания в сфере ЖКХ соблюдает предъявляемые требования, она вправе получить разрешение для обслуживания, содержания общего имущества жилого многоквартирного здания.

Документ выдает Госжилнадзор или местная комиссия, которая занимается обслуживанием собственников недвижимости.

Кто может получить лицензию

Оформление лицензии возможно при условии нахождения главного офиса УК в России. Законная деятельность невозможна без квалификационного аттестата руководителя.

Выдача документа осуществляется после сдачи экзамена, порядок проведения которого определяется вышестоящей инстанцией региона. Глава УК не должен иметь действующей судимости за экономические, тяжкие преступления, обязан работать длительный период.

Для выдачи разрешения могут потребовать выполнение правил, которые установлены муниципальными нормативными актами.

Как данный вопрос регламентируется законом

Деятельность управляющих компаний была узаконена ЖК РФ. 31.12.2017 принят ФЗ № 485, с изменениями в статьях действующего нормативного акта. С 2018 года, по п.1.3 ст.

161 Жилищного Кодекса, лицензия ЖКХ обязательна для обслуживания населенных зданий. По п.8 ст.

5 ФЗ № 485, учреждения, желающие получить разрешение, при несоответствии установленным требованиям обязаны внести изменения на протяжении полугода после вступления правового акта в действие.

ст.5 п. 8, Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ

Предъявляемые к УК требования

Для получения разрешения существуют требования Росжилнадзора к лицензируемым управляющим компаниям:

  • регистрация юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • наличие технической основы для эффективной работы: укомплектованное помещение, оборудование, инвентарь;
  • высококвалифицированные сотрудники разных специальностей;
  • неимение нарушений, невыполненных предписаний на протяжении года;
  • доступность к сведениям о проводимых мероприятиях;
  • отсутствие задолженностей.

Госжилнадзор и Лицензионная комиссия принимают решения и выдают разрешения на обслуживание и содержание жилого здания.

Выдача лицензии для деятельности в качестве УК производится по ст. 193 ЖК РФ. В нормативном документе отражены положения, которым должна соответствовать коммерческая организация, обслуживающая жилые многоквартирные дома. Требования устанавливаются по отношению к руководителю, техническому оснащению, штату сотрудников.

Перечень необходимых документов

Юридическое лицо, ИП вправе подать заявку в Государственный жилищный надзор РФ для получения разрешения на управление многоквартирными жилыми домами. Лицензирование управляющих компаний не осуществляется без заявления. Вместе с заявкой необходимо представить документы, подтверждающие соблюдение требований, согласно ст. 193 ЖК РФ. Основной перечень:

  • свидетельство о регистрации ИП или юридического лица;
  • ИНН главы организации;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • учредительные бумаги;
  • уставной документ организации;
  • справка о владении нежилым недвижимым имуществом, предназначенным для деятельности компании;
  • документы об образовании, трудовая книжка сотрудников, зачисленных в штат;
  • технические справки об исправности оборудования, инвентаря;
  • удостоверение руководителя об успешной сдаче квалификационного экзамена.

Чтобы получить лицензию на деятельность управляющей компании, начальник обязан представить свидетельство о владении нежилой недвижимой собственностью, предназначенной для работы сотрудников. В случае аренды помещения необходимо приложить договор найма.

Вместе с основными справками следует предоставить список многоквартирных домов, находящихся в зоне обслуживания.

Члены лицензионной комиссии, кроме заявления и прилагаемого пакета документов, вправе потребовать дополнительные справки о наличии судимости руководителя, свидетельства об образовании сотрудников.

Прохождение квалификационного экзамена

Лицензия для управляющей компании не выдается без подтверждения квалификации начальника. Квалификационное испытание проводится для оценки знаний, которые требуются для грамотного управления, обслуживания жилых многоквартирных домов, общения с собственниками квартир.

Перед проверкой гражданин должен своевременно подать заявление в лицензионную комиссию или Жилищную инспекцию. Для подачи прошения необходимо предъявить паспорт или доверенность, когда интересы руководителя управляющей компании представляет третье лицо. Срок рассмотрения письменного заявления на участие составляет до 15 дней.

Для получения квалификационного аттестата ЖКХ глава организации должен пройти тестирование на компьютере. Максимальное количество вопросов – 200, из которых на итоговый экзамен выводится только половина.

Время прохождения теста составляет не более 2 часов. Экзамен считается успешно сданным, если количество правильных ответов более 86 %.

В случае удовлетворительного результата выдается аттестат, действующий в течение 5 лет.

Должностные лица для работы должны получить аттестат о квалификации с пятилетним периодом действия.

Общий срок и стоимость лицензирования

Процесс лицензирования коммерческой управляющей компании – не бесплатная процедура. Стоимость получения документа складывается из суммы государственной пошлины, тарифов независимых компаний по оцениванию материальной, технической базы организации, возможного обучения сотрудников. Квалификационный экзамен для начальника проводится бесплатно.

Сумма госпошлины, согласно ст. 333.33 НК РФ, составляет 30 тысяч рублей.

Срок лицензирования, на протяжении которого происходит рассмотрение заявления, поданных юридических бумаг, – не более месяца.

Рассмотрение заявления на лицензирование проводится не более месяца.

Причины отказа в выдаче лицензии, и как быть в данном случае

Не все организации, желающие осуществлять обслуживание многоквартирных домов, могут получить разрешительный документ на работу. При невыполнении предписаний, указанных в ст. 193 ЖК РФ, контролирующий орган вправе не выдавать лицензию. Основные причины отказа:

  • действующая судимость у руководителя за средние, тяжкие, особо тяжкие преступления, незаконные действия в экономической сфере;
  • неимение квалификационного аттестата у главы организации;
  • наличие финансовых задолженностей, свидетельствующих о ликвидации компании;
  • невыполнение требований, предъявляемых на протяжении года государственной службой по надзору за жилищно-коммунальным хозяйством;
  • нахождение зарегистрированного нежилого помещения для деятельности организации за рубежом.

Частая причина отказа – несоблюдение требований, согласно ст. 161 ЖК РФ. По п.10 правового акта, УК обязана предоставлять сведения о финансовой деятельности, оказываемых услугах.

Если контролирующий орган отказал, то руководитель вправе обжаловать решение комиссии в суде или устранить проблемы, заново подать заявку.

При вторичном обращении необходимо повторно оплатить государственную пошлину.

Кто выдает лицензию управляющей компании ЖКХ

Документ оформляется в Государственном жилищном надзоре. Решение о выдаче лицензии принимает комиссия, после рассмотрения заявления, прилагаемых юридических бумаг, оценивания соответствий с требованиями.

В случае положительного ответа управляющая компания ЖКХ получает лицензию с мотивированным предложением. Дополнительно выдается бумага с указанием адресов, которые находятся в зоне обслуживания.

Внесение изменений в приложении к лицензии ЖКХ

Внесенные сведения в выданных лицензиях и сертификатах iso со временем изменяются. На протяжении действия полученного разрешения управляющая компания начинает сотрудничество с новыми жильцами многоквартирных домов. После заключения соглашения коммерческая организация должна в течение трех суток подать обновленные данные в Государственный жилищный надзор.

После обращения ведомство вносит изменения в выданное приложение к лицензии на протяжении трех дней. При удалении многоквартирного дома из списка обслуживаемых помещений управляющая компания приостанавливает деятельность по указанному адресу.

Аннулирование лицензии УК

После получения разрешения организация рискует потерять документ, если контролирующий орган выявит недостатки в процессе работы. Аннулирование лицензии для управляющей компании ЖКХ происходит после подачи в суд заявления за многократные нарушения, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Лицензионная комиссия тоже вправе обратиться в орган исполнительной власти с требованием исключить из приложения к разрешению жилые помещения, которые обслуживала УК.

Росжилнадзор контролирует деятельность управляющих компаний на протяжении всего периода работы. Если было принято решение об аннулировании, компания должна в течение трех суток передать техническую документацию на оборудование органу местного самоуправления, который впоследствии будет проводить открытый конкурс по выбору новой организации, в соответствии со статьей 161 ЖК РФ.

Управляющая компания, для обслуживания многоквартирных домов, обязана иметь лицензию. Отсутствие подтверждающего законную деятельность документа влечет к административному наказанию. За несоблюдение требований нормативного акта начисляется штраф, размер которого зависит от статуса организации, устанавливается запрет на обслуживание жилой недвижимости в течение трех лет. Проверить лицензию управляющей компании обязаны собственники помещений при заключении договора.

Новое в лицензировании управляющих организаций

Внесение изменений в лицензию управляющей компании

С нового года произошли некоторые изменения в лицензировании управляющих компаний, в частности, добавились новые требования к лицензиатам, о которых сегодня и поговорим.

При смене юридического адреса УК – переоформление лицензии

Это не новое требование, но об этом забывают практически все УК. В ходе проверок ГЖИ управляющих компаний по всей стране были выявлены неоднократные случаи изменения лицензиатами своего места нахождения.

Однако они не уведомляли об этом органы ГЖИ и не переоформляли свои лицензии. Но это является грубым нарушением, за которое может последовать серьёзный штраф для УК по ст.14.1.

3 КоАП РФ как за нарушение лицензионных требований.

Во избежание повторных ситуаций ГЖИ обращает особое внимание управляющих компаний на требование ст.18 ФЗ №99 от 04.05.2011 года “О лицензировании отдельных видов деятельности”. В этой статье закона сказано, что лицензию необходимо переоформить, если лицензиат сменил свой юридический адрес места нахождения.

Для переоформления лицензии управляющей компании нужно обратиться в региональный орган ГЖИ с соответствующим заявлением и документами после оплаты государственной пошлины в размере     5 000 рублей. Заявление с документами подаются в местный орган ГЖИ не позднее чем через 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый госреестр юридических лиц.

После получения документов ГЖИ проводит внеплановую проверку управляющей компании, по завершении которой УК получает переоформленную лицензию с указанием нового юридического адреса места нахождения. Переоформленную лицензию УК получает только в случае положительного результата проведённой ГЖИ проверки.

Обновлённые сведения лицензирующий орган вносит в реестр лицензий субъектов РФ. На весь процесс переоформления лицензии УК уходит не более 10 рабочих дней.Что будет с лицензией УК при её реорганизации

Изменения в перечне документов для получения лицензии на управление МКД

7 января 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1434 от 25.12.2015 года “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”. Данный документ вносит изменения в п.

6 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД (ПП РФ №1110 от 28 октября 2014 года “О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами”).

С 7 января 2016 года список документов для соискателей лицензии, предоставляемый в ГЖИ, пополнился. Теперь нужно также предоставлять следующие сведения:

  • копии учредительных документов юридического лица, заверенные нотариально;
  • копию приказа о назначении на должность руководителя УК соискателя лицензии.

Помимо этого в ГЖИ необходимо предоставить в составе пакета документов для получения лицензии:

  • копию квалификационного аттестата руководителя УК;
  • опись прилагаемых документов.

Непредставление руководителем управляющей компании хотя бы одного из указанных в законодательстве документов служит основанием для отказа в выдаче лицензии.Что такое реестр лицензий субъекта РФ и как исключить из него МКД

Другие изменения в лицензировании УК

Как мы уже упоминали выше, 7 января 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1434 от 25 декабря 2015 года “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

Документ дополнил Правила содержания общего имущества в МКД (Постановление Правительства РФ №491 от 13 августа 2006 года).

Теперь техническая документация на жилой дом также включает в себя:

  • документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учёта, данные о проведении их ремонта, замены, поверки, сведения об оснащении квартир собственников индивидуальными, общими (квартирными) приборами учёта, информацию о каждом установленном счётчике (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки и контрольного снятия показаний;
  • сметы и описи работ по проведению текущего ремонта и оказанию услуг по содержанию общего имущества в МКД;
  • акты проверок и выданные паспорта готовности МКД к отопительному периоду;
  • списки собственников и нанимателей помещений в МКД, лиц, использующих общее имущество в доме на основании договора управления с УК (по решению ОСС) с учётом требований законодательства РФ о защите персональных данных (152-ФЗ);
  • договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД;
  • оригиналы решений и протоколов ОСС.

Также данное Постановление Правительства РФ дополнило Правила, обязательные при заключении УК договоров с РСО (ПП РФ №124 от 14 февраля 2012 года “О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг”).

Так, в договоре ресурсоснабжения появилось дополнительное условие к уже имеющимся.

Стороны договора должны в обязательном порядке подписывать акты, фиксирующие показания ОДПУ на момент прекращения обязательств УК, в том числе в связи с исключением сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ или прекращением/аннулированием лицензии управляющей компании на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.

Также в этих Правилах появился дополнительный пункт, который гласит, что договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления МКД при исключении сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ или при прекращении действия/аннулирования лицензии.

Документ дополнил Правила осуществления деятельности по управлению МКД (Постановление Правительства РФ №416 от 15 мая 2013 года “О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами”) целым разделом.

Новый раздел VI называется “Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулированием”.

В нём говорится, что при исключении сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, при прекращении действия/аннулировании лицензии УК, датой прекращения договора управления является день, предшествующий дню начала управления МКД другой управляющей компанией, выбранной общим собранием собственников или в результате открытого конкурса (ч.5,6 ст.200 ЖК РФ).

Если способ управления МКД был изменён, то датой прекращения договора управления является день, предшествующий дню начала осуществления нового способа управления. То есть договор управления МКД будет считаться действительным между УК и собственниками до того момента, пока дом не перейдёт в управление другой управляющей компании и не будет заключён новый договор управления.

Следующий пункт данного раздела гласит, что в случае исключения сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, прекращения действия/аннулирования лицензии, то УК должна передать новой управляющей компании по отдельному акту приёма-передачи всю техническую и другую сопутствующую документацию на дом (ПП РФ №491 от 13 августа 2006 года, ПП РФ №354 от 6 мая 2011 года). Документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения.

В последнем пункте нового раздела сказано, что договоры УК с подрядными организациями на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, на проведение капитального ремонта дома прекращаются одновременно с прекращением договора управления МКД, если сведения о доме исключены из реестра лицензий субъекта РФ, действие лицензии прекращено или она аннулирована.5 существенных изменений в лицензионные требования для УК

Правовые коллизии

Однако вступившие в силу изменения вызывают некоторые правовые коллизии в трактовании жилищного законодательства. Ведь согласно ст.

200 ЖК РФ, управляющая компания при исключении сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, при прекращении действия/аннулировании лицензии должна надлежащим образом исполнять свои обязанности по управлению домом, выполнению работ и оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД по требованию российского законодательства до:

  • возникновения обязательств по управлению МКД у управляющей компании, избранной ОСС или по результатам проведённого органом местного самоуправления открытого конкурса (ч.7 ст.162 ЖК РФ);
  • возникновения обязательств по договору управления МКД, заключённому УК с ТСЖ, ТСН, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • переходом на непосредственный способ управления домом (ч.1 и 2 ст.164 ЖК РФ);
  • государственной регистрации ТСН, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива.

Таким образом, жилищное законодательство обязует управляющую компанию, лишённую лицензии или чей дом ушёл из управления, до момента передачи этого МКД другой УК продолжать вести свою деятельность по управлению и содержанию этого дома.

Но по закону у управляющей компании, лишённой лицензии, в момент прекращения её действия или с момента ухода МКД из управления автоматически пропадает право на управление многоквартирным домом и предоставление соответствующих услуги и выполнение работ по содержанию дома.

Как быть в этом случае? Ведь в этот промежуток времени УК придётся платить подрядным организациям и своим сотрудникам за содержание МКД и управление домом. Откуда брать эти средства и как их компенсировать, если уже управляющая компания не имеет права выставлять собственникам квитанции за ЖКУ?

Кроме того, управляющей компании грозит серьёзный штраф за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД

Деятельность ГЖИ

Внесение изменений в лицензию управляющей компании

Органы государственного жилищного надзора (далее – Госжилнадзор, ГЖН), которыми в подавляющем числе регионов России являются государственные жилищные инспекции (далее – ГЖИ), осуществляют не только жилищный надзор, но и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль. Кроме того, именно орган Госжилнадзора вносит изменения в реестр лицензий соответствующего субъекта РФ.

Государственный жилищный надзор

Понятие «государственный жилищный надзор» определяется частью 1 статьи 20 ЖК РФ. Указанной нормой установлено, что функции органов Госжилнадзора именно надзорные.

Причем, надзор может осуществляться в отношении не только управляющих организаций (далее – УО), ТСЖ и ЖСК, но и в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц.

А перечень требований, за исполнением которых надзирают органы ГЖН, довольно обширный.

К сожалению, на практике ГЖИ субъектов РФ чаще всего контролируют соблюдение только узкого перечня требований и осуществляют надзор только в отношении УО и ТСЖ/ЖСК. И, как многие другие надзорные органы, «страдают» избирательностью своей деятельности: в отношении одних субъектов рьяно «роют землю» в поисках нарушений, в отношении других – ни при каких условиях «не усматривают нарушений».

Например, ГЖИ имеет право обратиться в суд с иском «о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме» (часть 6 статьи 20 ЖК РФ).

Однако, несмотря на то, что довольно часто в ГЖИ поступают заявления о фальсификации протоколов общих собраний, а некоторые протоколы являются очевидно недостоверными, в подавляющем числе случаев ГЖИ не спешит их оспаривать в суде, сообщая заявителям о наличии права оспаривания у самих заявителей.

При этом оспариваемый протокол ГЖИ берет в работу и на его основании вносит изменения в реестр лицензий.

Одновременно с нежеланием действовать в одних случаях, ГЖИ зачастую активно ищут нарушения в других.

Например, если речь идет о нарушениях управляющей организацией, за которые на эту организацию можно наложить штраф, органы Госжилнадзора нередко проявляют завидное рвение в поисках нарушений.

Разрешение вопроса, продиктовано ли это рвение желанием пополнить бюджет или желанием нанести финансовый ущерб проверяемому лицу, оставим на усмотрение читателей.

Насколько реально привлечь ГЖИ к ответственности за неправомерные действия или бездействие, порассуждаем в последующих публикациях, в настоящей статье сконцентрируемся на некоторых обстоятельствах, позволяющих ГЖИ злоупотреблять своими полномочиями.

Итак, государственный орган, осуществляющий надзор, может серьезно «попортить крови» поднадзорным субъектам.

Дополнительно стоит отметить, что спецификой работы ГЖИ является то, что эти органы помимо жилищного надзора занимаются еще одним видом деятельности – в соответствии со статьей 192 ЖК РФ именно эти органы являются лицензирующими, осуществляют лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) и лицензионный контроль.

В том числе, одним из полномочий органов Госжилнадзора является внесение изменений в реестр лицензий субъекта РФ.

И такие полномочия, с учетом последствий внесения/невнесения изменений в реестры лицензий, позволяют органам ГЖИ не только осуществлять жилищный надзор и лицензионный контроль, но и прямо вмешиваться в жилищные отношения между управляющими организациями (осуществляющими управление МКД на основании лицензии) и потребителями жилищно-коммунальных услуг, принимая решения, определяющие, кто и в какой период имеет право управлять тем или иным МКД.

Реестр лицензий

Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ с 1 сентября 2014 года в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) введен Раздел X «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».

В числе прочего в ЖК РФ введено понятие «Реестр лицензий субъекта РФ» и установлено, что указанный реестр «должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат» (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).

Необходимо отметить, что изначально предполагалось, что реестры лицензий служат цели информирования неопределенного круга лиц о том, какая организация управляет тем или иным домом.

При этом частью 4 статьи 198 ЖК РФ было установлено, что при «внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса».

В свою очередь, частью 7 статьи 162 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено: «Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания».

То есть, жилищным законодательством было определено, что обязанность по управлению МКД возникала у управляющей организации с того момента, который установлен договором управления, а в случае, если договором такой момент не установлен, то не позднее 30 дней с момента подписания такого договора (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).

Однако, право УО управлять МКД могло возникнуть с этой же даты только при условии внесения в реестр лицензий сведений об этом МКД как о доме, управляемом соответствующей УО (часть 4 статьи 198 ЖК РФ)

Разумеется, таким образом возникло некоторое ограничение. Теперь управляющие организации прежде, чем начать управление многоквартирным домом, должны были направить сведения о заключении договора управления с собственниками помещений такого дома.

Немаловажно отметить, что в соответствии с частями 2-3 статьи 198 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено:
«2.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
3. В течение трех дней со дня получения указанных в части 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».

То есть, если в договоре управления не указывался срок начала действия договора, то в течение 30-дневного срока, предусмотренного для начала управления МКД, управляющая организация вполне успевала направить уведомление в орган ГЖН, который также успевал внести изменения в реестр. Если же в договоре указывалась дата начала управления МКД, необходимо было определить указанную дату с учетом срока направления уведомления и срока внесения изменений в реестр. В принципе, установленные ограничения не были так уж существенны.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->