Высший орган управления некоммерческой организации

Содержание

Ано особенности регистрации и деятельности

Высший орган управления некоммерческой организации

В форме АНО могут создаваться детские сады, общеобразовательные школы, автошколы, курсы иностранных языков, исследовательские центры, вузы, центры судебных экспертиз, центры по оказанию юридических услуг, больницы и поликлиники, спортивные клубы и оздоровительные центры, творческие студии. Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

Цели и задачи автономной некоммерческой организации

АНО является достаточно универсальной формой, в отношении видов деятельности максимально приближенной к коммерческим организациям.

В форме автономной некоммерческой организации могут создаваться негосударственные детские сады, школы, курсы иностранных языков, исследовательские центры, автошколы, вузы, больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры и т. д.

Следует иметь в виду, что условия налогообложения для АНО занимающихся образовательной  деятельностью будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц, которые будут заниматься подобной деятельностью.

АНО является единственной формой некоммерческих организаций, основной целью которой законодательно предусмотрено предоставление услуг.

Если АНО будет оказывать услуги  в качестве деятельности, приносящей доход, это должно быть предусмотрено ее уставом (п. 4 ст.

50 ГК РФ) и она должна иметь достаточное для осуществления такой деятельности имущество рыночной стоимостью не менее 10 000 руб. (п. 5 ст. 50 ГК РФ).

Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

Таким образом, высшим органом управления АНО является Общее собрание учредителей или единственный учредитель. Данный вывод можно сделать из анализа статьи 123.25 Гражданского кодекса и  ст.

29 ФЗ “О некоммерческих организациях” согласно которым, к исключительной компетенции только высшего органа управления относится назначение единоличного исполнительного органа АНО.

АНО не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Пункт 5 ст. 29 ФЗ “О некоммерческих организациях” устанавливает дополнительное условие для формирования коллегиального высшего органа управления АНО:

лица, являющиеся работниками автономной некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления этой некоммерческой организации. Как это выглядит на практике, когда учредителями являются физические лица:

 Постоянно действующий коллегиальный орган управления не является тем органом, который обязательно должен быть в структуре управления автономной некоммерческой организации (как, например, высший орган управления или единоличный исполнительный орган).

Он создается только тогда, когда учредители считают, что его функционирование позволит с большей эффективностью организовать деятельность автономной некоммерческой организации. Учредители сами могут определять компетенцию органов управления АНО в уставе.

Исключением являются образовательные АНО, где обязательно должны быть сформированы следующие коллегиальные органы управления:

  • общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации);
  • педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет).

Также могут быть сформированы, но не обязательно должны быть, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

По инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы.

ЕДИНОЛИЧНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

К компетенции Директора АНО относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией.

Директор без доверенности действует от имени АНО и осуществляет текущее руководство деятельностью Организации.

Руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за причиненный организации прямой действительный ущерб.

Убытки, причиненные в результате виновных действий директора (в том числе бывшего), возмещаются им организации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченное на основании закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица выступать от его имени (как правило, таким лицом является генеральный директор или директор организации), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Такую же ответственность несут члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто ал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в ании.

Наряду с руководителем организации и членами коллегиального органа юридического лица к ответственности за виновные действия могут быть привлечены учредители АНО, которые имеют фактическую возможность определять действия юридического лица.

В пункте 25 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.

2015 № 25 отмечается, что негативные последствия, наступившие для юридического лица, сами по себе не свидетельствуют о недобросовестности и (или) неразумности действий (бездействия) руководителя или иных вышеназванных лиц, поскольку возможность возникновения таких последствий связана с риском предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. То есть любые негативные явления или финансовые проблемы не свидетельствуют о недобросовестности или неразумности руководителя, необходимо выявить именно его намерение причинить вред, осознанное совершение недобросовестных и неразумных действий, а также причинно-следственную связь между действиями руководителя и наступившими негативными последствиями. Получается, что директор не может быть привлечен к ответственности за причиненные юридическому лицу убытки в случаях, когда его действия (бездействие), повлекшие убытки, не выходили за пределы обычного делового риска.

Дела о взыскании убытков с директора именно некоммерческой организации (в том числе бывшего) рассматриваются судами общей юрисдикции.

Суды при вынесении решений исходят из конкретных условий рассматриваемого дела. Так, например директор может быть привлечен к ответственности, в том числе бывший руководитель организации за то, что он завышал зарплаты отдельным сотрудникам, заключал на невыгодных условиях договоры об оказании консультационных услуг, организовал командировки отдельных сотрудников.

С 30 июля 2017 года вступили в силу поправки, касающиеся привлечения к субсидиарной ответственности руководителей и учредителей организаций при банкротстве.

Теперь виновными в банкротстве могут признать финансового директора и главбуха.

А привлечь к субсидиарной ответственности недобросовестных руководителей и учредителей организации кредиторы смогут даже после завершения процедуры конкурсного производства.

 Суть изменений законодательства состоит в том, что нести ответственность должны реальные, а не номинальные руководители и учредители. Поэтому номинального директора могут полностью освободить от ответственности, если он:

– докажет, что не оказывал определяющего влияния на решения компании. Допустим, заключал невыгодные сделки и выводил активы по указанию третьего лица;

– укажет на это третье лицо и (или) поможет обнаружить скрытое им имущество должника.

После заключения договора Вы также сможете получить ответы на следующие вопросы:

  • Обязаны ли образовательные организации, реализующие дополнительные профессиональные программы с применением дистанционных образовательных технологий, обеспечивать организацию питания обучающихся, а также иметь помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников?
  • При каких условиях образовательной и медицинской автономной некоммерческой организацией может применяться налоговая ставка 0 процентов?
  • Как и при каких условиях, может быть проведена государственная регистрация автономной некоммерческой организации, без нотариального заверения заявления у нотариуса.
  • Обязательна ли государственная аккредитация образовательной деятельности автономной некоммерческой организации?
  • Последствия осуществления образовательной деятельности без государственной аккредитации.
  • Как может АНО осуществлять образовательную деятельность, без получения лицензий на осуществление образовательной деятельности и без получения государственной аккредитации образовательной деятельности?
  • Вправе ли автономная некоммерческая организация оплатить услуги хостинга, если сайт принадлежит её учредителю?

После успешного прохождения государственной регистрации автономной некоммерческой организации мы можем предложить Вам разработку локальных нормативных актов, постановку и ведение бухгалтерского, налогового и кадрового учета, юридическое сопровождение деятельности АНО и представление интересов в суде по различным категориям споров.

Глава 5 Федерального Закона О некоммерческих организациях: Управление некоммерческой организацией

Высший орган управления некоммерческой организации

1.

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения — также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, — нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

2. Иными федеральными законами может предусматриваться формирование органов управления некоммерческой организацией, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также другое разграничение компетенции между органами управления некоммерческой организации.

3. В случае, если учредителем автономной некоммерческой организации является Российская Федерация, актом Правительства Российской Федерации о ее учреждении и ее уставом могут предусматриваться:

1) иные порядок формирования и срок полномочий органов управления автономной некоммерческой организацией;

2) не предусмотренные настоящим Федеральным законом органы управления автономной некоммерческой организацией;

3) иное разграничение компетенции между органами управления автономной некоммерческой организацией, чем предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

1.

Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

изменение устава некоммерческой организации;

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым — восьмым настоящего пункта.

Вопросы, предусмотренные абзацами вторым — четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством членов, присутствующих на собрании или заседании.

Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Статья 30. Исполнительный орган некоммерческой организации

1.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

2. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

Статья 30.1. Ограничения на участие отдельных категорий лиц в деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций

В состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений не могут входить лица, замещающие государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Указанные лица не вправе заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Управление автономной некоммерческой организацией

Высший орган управления некоммерческой организации
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Юр. лица » Управление автономной некоммерческой организацией

Вопросы управления автономной некоммерческой организацией урегулированы гражданским законодательством.

Статус автономной некоммерческой организации определен в ст. 123.24 – 123.25 ГК. Указанные положения конкретизированы соответствующими нормами закона «О некоммерческих организациях».

Согласно ним, АНО считается некоммерческое юридическое лицо унитарного типа, не предусматривающее членства, создающееся на базе имущественных взносов лиц для образовательных, научных, культурных и медицинских целей, а также для деятельности в иных некоммерческих сферах.

Особенности и порядок управления деятельностью АНО

Вопросы управления АНО также урегулированы гражданским законодательством.

Она предусматривает несколько способов ведения дел. В зависимости от числа участников, отличают единоличный и коллегиальный метод.

Решение о выборе способа управления этой некоммерческой структурой должен содержать ее устав. Поэтому она называется автономной. Его приятие возможно только при единогласном решении. Каждый учредитель должен согласовать правила, составляющие устав.

Единственное требование закона связно с необходимостью назначить руководителя, выбор наименования которого также осуществляет учредитель или участники. Среди вариантов может быть генеральный директор, президент, директор, управляющий, исполнительный директор и иные наименования.

Помимо структуры управления, устав автономной некоммерческой организации должен содержать положения, определяющие набор вопросов, которые решают те или иные структуры юрлица.

Статус учредителей

Помимо традиционных правомочий, связанных с принятием тех или иных решений по вопросам деятельности этой автономной структуры, учредителям предоставлен широкий набор полномочий. По сути, законодательство не ограничивает их набором вопросов, входящих в исключительную компетенцию.

Согласно действующим нормам, управление может осуществлять единственный участник или их общее собрание при создании этой некоммерческой структуры несколькими лицами. Если в их число входит публично-правовое образование, то его актами определяется порядок представительства интересов такового в ходе деятельности АНО.

Модель такого управления предполагает передачу полномочий, связанных с повседневной деятельностью. Их должен осуществлять единоличный исполнительный орган. К сфере полномочий учредителей должны относиться наиболее важные вопросы, требующие контроля. Такая схема распределения функций связана с тем, что создатель или собрание участников действуют не на постоянной основе.

Чтобы предупредить злоупотребления, которые может допустить исполнительный руководитель АНО, ее единственный учредитель или собрание участников вправе назначить (избрать) единоличный орган управления из своего состава. Это поможет усилить контроль.

Постоянно действующий коллегиальный орган АНО, его компетенция

Закон дает возможность включить в устав АНО положения, предусматривающие коллегиальный орган управления. Его деятельность осуществляется на постоянной основе.

Коллегиальный орган служит промежуточным звеном между собранием участников и руководителем. Учитывая такой статус, он может служить обязательной инстанцией для одобрения тех или иных сделок, совершаемых руководителем от имени АНО.

При включении правил в устав АНО, можно воспользоваться некоторыми положениями законодательства об АО, регулирующими статус совета директоров.

Создание такой структуры не имеет смысла, если АНО создана одним учредителем, не оперирует большим количеством имущества или не выполняет особо важной роли в жизни общества. Во всех остальных случаях, лучше создавать коллегиальный орган.

Он может иметь любое наименование. Наиболее распространенными являются наблюдательные и попечительские советы, а также управляющие советы.

Закон не устанавливает ограничений по поводу членства в них. Устав может предусматривать как избрание в коллегиальный орган учредителей АНО, так и сторонних лиц, по представлению отдельных участников.

Статус единоличного органа управления

Устав АНО должен содержать положения о наименовании руководящей должности и полномочиях лица, занимающего ее. Соответствующие положения ГК допускают ее замещение как учредителем АНО, так и лицом, не входящим в состав.

Полномочия руководителя должны иметь оперативный характер и позволять решать ту или иную проблему в кратчайшие сроки.

От учредителей потребуется сбалансированно распределить компетенцию между единоличным органом и остальными структурами АНО. С одной стороны, получение согласия на ту или иную сделку не должно быть тотальным, а с другой – существует необходимость защиты интересов АНО при совершении крупных сделок.

Закон разрешает АНО осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках тех целей, которые предусмотрены уставом. По этой причине, важно назначить руководителя, который справится с поставленными задачами и сможет контролировать бизнес-направление.

Не каждый учредитель сможет это делать в постоянном режиме. Поэтому целесообразно отыскать специалиста, разбирающегося в сфере деятельности АНО и понимающего основы ведения успешного бизнеса, а не идти на неоправданный риск.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Управление в некоммерческих организациях

Высший орган управления некоммерческой организации

Ввиду того, что некоммерческие организации, цель их создания, порядок регистрации и деятельности принципиально отличаются от организаций коммерческих, управление в некоммерческих организациях заключает в себе целый ряд тонкостей и индивидуальных моментов.

В некоммерческих организациях, для которых извлечение прибыли не является основной целью, и миссия которых строится на не всегда четко определенном принципе служения обществу, внутреннее планирование — процедура достаточно сложная. Отсюда вытекает и сложность четкой регламентации деятельности некоммерческих организаций, их регулирования и управления ими.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях» и другими законодательными актами, структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации.

В состав управления некоммерческой организацией входит высший и исполнительный органы управления.

Высший орган управления некоммерческой организацией

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение четкого соблюдения целей, для достижения которых данная организация создавалась.

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение таких вопросов как: внесение изменений в устав некоммерческой организации, определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества некоммерческой организации, формирование исполнительных органов некоммерческой организации и, в случае необходимости, досрочное прекращение их полномочий, утверждение годового бухгалтерского отчета и баланса, утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений, а также создание филиалов, открытие представительств некоммерческой организации, участие в других организациях, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Исполнительный орган управления некоммерческой организации

Основная функция исполнительного органа управления некоммерческой организацией — текущее руководство деятельностью некоммерческой организации.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным или единоличным. Для некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций Законодательством РФ предусмотрено одновременное наличие коллегиального и единоличного исполнительных органов управления.

К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение любых вопросов, не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, определенной Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими Федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

Исполнительный орган некоммерческой организации действует от имени организации без доверенности, представляет интересы организации в отношениях с государственными, общественными и иными организациями, физическими лицами, утверждает нормативные документы, регламентирующие производственную и хозяйственную деятельность организации, заключает и расторгает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банковских учреждениях, выполняет финансовые операции, принимает на работу и увольняет сотрудников, издает приказы и дает указания, обязательные для всех сотрудников некоммерческой организации.

Надзирающие и контролирующие органы

Помимо высшего и исполнительного органов управления в некоммерческих организациях могут также создаваться надзирающие и контролирующие органы: попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия).

По закону обязательно создание попечительского совета в фондах, общественных фондах и контрольно-ревизионного органа во всех видах общественных объединений.

В других некоммерческих организациях создание таких органов не обязательно, но, как правило, в большинстве учредительных документов предусматриваются периодические проверки финансовой деятельности организации специальным ревизионным органом, ревизором или аудитором, и зачастую учредители сами заинтересованы в создании попечительского совета.

Порядок формирования и ведения деятельности попечительского совета определяется уставом, который утверждается учредителями.

Как правило, для соблюдения принципа независимости попечительского совета от других органов организации учредительными документами предусматривается такая схема: первый состав попечительского совета формируется учредителями, а последующее включение новых членов совета на место выбывших происходит по решению большинства оставшихся членов.

Для работы в попечительском совете привлекаются, как правило, люди, пользующиеся уважением, обладающие необходимым опытом в области деятельности, соответствующей целям организации.

Структура органов управления НКО

Высший орган управления некоммерческой организации

При регистрации НКО и разработке ее учредительных документов наиболее важным является формирование структуры органов управления некоммерческой организации, соответствующей требованиям законодательства.

Кроме того, необходимо правильно и четко указать компетенцию и полномочия органов управления, используя формулировки, которые требует Минюст.

В отличие от регистрации коммерческих организаций, например ООО, где можно использовать типовые уставы, устав НКО разрабатывается индивидуально для каждой организации в зависимости от ее специфики и целей деятельности.

Ниже приведены примеры структур органов управления некоммерческой организации (НКО) в зависимости от выбранной организационно-правовой формы.

Ассоциация (союз)

Высший орган управления – Общее собрание членов.

Исполнительный орган – руководитель организации (директор, генеральный директор, президент и т.д.).

Автономная некоммерческая организация (АНО)

Высший орган управления – Общее собрание учредителей или единственный учредитель.

Исполнительный орган – руководитель организации (директор, генеральный директор, президент и т.д.).

Автономная некоммерческая организация является единственной некоммерческой организацией, в которой возможен выход из состава учредителей, причем этот выход будет также отражен в ЕГРЮЛ, вышедшие учредители будут исключены из ЕГРЮЛ.

Учреждение (в том числе образовательное учреждение – НОЧУ)

Высший орган управления – единственный учредитель.

Исполнительный орган – руководитель организации (директор, генеральный директор, президент и т.д.).

В случае создания и регистрации образовательного учреждения (НОЧУ) структура органов управления помимо указанной должна соответствовать требованиям законодательству об образовании, согласно которому предусматривается формирование органов, состоящих из педагогов НОЧУ.

Фонд

Высший орган управления – Коллегиальный орган управления – общее собрание учредителей или выборное Правление.

Исполнительный орган – руководитель организации (директор, генеральный директор, президент и т.д.).

В Фонде обязательным является формирование надзорного органа, члены (физические лица) которого будет выполнять свои надзорные функции на общественных началах. В состав Попечительского совета не могут входить лица, занимающие должности в органах управления Фонда (Правления, единоличного исполнительного органа).

***

Консультации специалистов компании «Юс Либерум» по вопросам, связанным с регистрацией НКО, в том числе по выбору организационно-правовой формы НКО, проводятся БЕСПЛАТНО.

Специалисты компании «Юс Либерум» имеют огромный опыт работы при регистрации НКО и готовы проконсультировать клиента по выбору наиболее правильной формы, максимально соответствующей его задачам.

Разработанные нами учредительные документы некоммерческих организаций прошли неоднократную проверку в Минюсте и полностью соответствуют нормам законодательства.

Наши юристы обладают высоким уровнем квалификации, чтобы оказать всестороннюю помощь при регистрации НКО любого вида – общественных объединений, фондов, потребительских кооперативов, учреждений, ТСЖ, ЖСК и т.д.

Они подготовят требуемый комплект документов и представят ваши интересы во всех инстанциях – Минюсте РФ, Росстате, налоговой инспекции, внебюджетных фондах (ПФ, ФСС) и банках, – тем самым значительно сэкономив время и силы на прохождение всех этапов согласования.

Услуги по регистрации НКО (некоммерческой организации)

  • Подготовка документов, необходимых для государственной регистрации НКО (некоммерческой организации) в Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе разработка устава НКО, структуры органов управления, определение целей и видов деятельности.
  • Представление подготовленных документов в Минюст РФ для государственной регистрации НКО.
  • Представление в Минюсте РФ интересов заказчика, связанных с государственной регистрацией НКО.
  • Постановка НКО на налоговый учет.
  • Получение документов, подтверждающих факт государственной регистрации НКО, в том числе свидетельства о регистрации НКО.
  • Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата (коды статистики).
  • Изготовление печати.

Дополнительные услуги при регистрации НКО

  • Постановка на учет во внебюджетных фондах (ПФ, ФСС).
  • Открытие расчетного счета.
  • Предоставление юридического адреса для регистрации НКО.
  • Получение выписки из ЕГРЮЛ.

Перечень документов, необходимых для создания и регистрации НКО

  • Название НКО.
  • Паспортные данные учредителей – физических лиц, реквизиты учредителей – юридических лиц, включая паспортные данные исполнительного органа юрлица-учредителя.
  • Паспортные данные руководителя НКО.
  • Цели и предмет деятельности НКО.
  • Адрес для регистрации НКО (в случае, если адрес предоставляет заказчик).

Наши юристы подготовят все необходимые документы для регистрации НКО, а также организуют их заверение у нотариуса в любое удобное для заказчика время без очереди.

По вопросам, связанным с регистрацией некоммерческих организаций (НКО), обращайтесь к нашим специалистам по телефонам: +7 (495) 507-99-13, +7 (495) 642-45-97.

Автономная некоммерческая организация — что это такое? Образец её устава, плюсы и минусы

Высший орган управления некоммерческой организации

Статья 10 ФЗ№7 «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые нормы деятельности АНО.

Основные их особенности таковы:

  1. Учредители, предоставившие своё имущество некоммерческой организации, утрачивают право на владение этим имуществом, оно становится собственностью АНО.
  2. Учредители не несут ответственности по обязательствам, созданной ими организации, и организация, в свою очередь, не несет ответственности за учредителей.
  3. Надзор за деятельностью некоммерческой организацией осуществляют её учредители на основании Устава организации. Эта норма закона в достаточной мере законом не урегулирована, поэтому вся ответственность за осуществление надзора за деятельностью АНО лежит на учредителях.
  4. Если учредителем организации является государство РФ, её субъект или муниципальное образование, то контроль за деятельностью АНО возлагается на орган, являющийся учредителем.
  5. Система управления организацией требует обязательного существования высшего органа управления, причём обязательно коллегиального (не менее двух человек). Должен быть создан и ответственно функционировать исполнительный орган, но он может быть как коллегиальным, так и единоличным.

Устав

Статья 28 ФЗ №7 закрепляет за Уставом автономных некоммерческих организаций право определять нормы системы управления любой автономной некоммерческой организацией.

Устав должен раскрывать структуру этой системы, права и обязанности каждой из её ветвей, компетенцию и механизм взаимодействия отдельных её звеньев.

Устав регламентирует перечень прав и обязанностей учредителей организации, их поле ответственности, формы отчётности.

Один из разделов Устава содержит формулировку целей и задач, которые ставит перед собой организация. Документом закрепляется порядок управления организацией: основные структурные звенья, направление их деятельности и компетенции.

Каким образом учредители могут реализовывать свои права и обязанности совершать надзор за деятельностью организации?

Законодательство не детализирует решение этого вопроса, передавая всю ответственность учредителям.

Те же, в свою очередь, могут организовать надзор, избрав один из предлагаемых вариантов:

  1. Самостоятельное осуществление ежемесячных или ежеквартальных проверок.
  2. Осуществление надзора через созданный учредителями поднадзорный орган.
  3. Созданная и утверждённая общим собранием Ревизионная комиссия возьмёт на себя выполнение функции контроля.
  4. Приглашение стороннего аудитора для проведения проверок.

Регистрация АНО

Решение о создании Автономной некоммерческой организации принимает учредитель (учредители), а вот разрешение на регистрацию АНО или запрет регистрации — этот вопрос лежит в ведении федерального органа исполнительной власти.

Для регистрации АНО нужно подготовить такие документы:

  • заявление о намерении создать автономную некоммерческую организацию;
  • копии паспортов учредителей, если учредители – физические лица, или выписку из ЕГРЮЛ – если учредителями являются юридические лица;
  • копию паспорта будущего руководителя АНО;
  • перечень ОКВЭД;
  • сведения о месте нахождения организации;
  • квитанцию об уплате госпошлины;

Срок регистрации АНО – до 30 дней. Размер госпошлины – 4000 рублей. Стоимость услуги регистрации – 15000 рублей.

Ликвидация

При возникновении необходимости в ликвидации некоммерческой организации учредители должны владеть информацией о самой процедуре, о сроках ее проведения, необходимого для этого пакета документов и о лицах, имеющих право на участие в прекращении деятельности организации.

При добровольном, непринудительном прекращении деятельности АНО нужно поставить в известность управление Минюста, налоговые службы, территориальные отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Этапы процедуры ликвидации:

  1. Создание учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации АНО, ликвидационной комиссии, установление порядка и сроков проведения ликвидации.
  2. В СМИ размещается объявление о ликвидации некоммерческой организации.
  3. Составление бухгалтером промежуточного баланса, отражающего наличие долгов и должников, уплате всех налогов с отметкой налоговой службы.
  4. Работа с кредиторами, погашение всех задолженностей.

После этого отводится 2 месяца для подготовки ликвидационной документации.

Инициировать ликвидацию АНО может и управление Минюста в случаях отсутствия со стороны организации деятельности, декларируемой её Уставом. Ликвидация проводится решением суда без обязательного присутствия учредителей АНО.

Документы для ликвидации:

  • заявление о государственной регистрации АНО;
  • выписка из протокола общего собрания учредителей АНО с информацией о ликвидации;
  • промежуточный баланс;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • паспортные данные учредителей;
  • копия выписки из ЕГРЮЛ, содержащая сведения об изменениях;
  • подтверждение, опубликования в СМИ объявления о ликвидации;
  • документ, подтверждающий факт уничтожения печати;

По окончании этапа подготовки документации, пакет подаётся в государственные органы, уполномоченные вести дела по ликвидации некоммерческих организаций. После этого следует ожидать решения о ликвидации.

Преимущества и недостатки некоммерческих организаций

При формировании учредительных документов АНО следует внимательно отнестись к декларированию некоторых нюансов некоммерческой деятельности: разграничение уставной и коммерческой деятельности, порядок создания имущества с помощью членских и целевых взносов учредителей, статьи использования этих поступлений. Нескрупулезное отношение к регламентированию этих вопросов в Уставе организации может «плюсы» льготного налогообложения превратить в «минусы».

Проанализируем преимущества и недостатки некоммерческих организаций в сравнении с коммерческими по некоторым направлениям:

  1. Виды деятельности. Некоммерческая организация может осуществлять только деятельность, предусмотренную учредительными документами и в соответствии с поставленными перед ней целями. В то время как коммерческое предприятие может принимать участие в осуществлении любых видов деятельности, не запрещённых законодательством РФ. Кроме того, некоторые виды деятельности, например, банковская и дилерская, могут реализовывать только коммерческие организации.
  2. Извлечение прибыли. Целью создания коммерческой организации является извлечение прибыли. Некоммерческая организация тоже может заниматься предпринимательством, но она должна быть направлена на реализацию поставленных целей и задач.
  3. Распределение прибыли. Прибыль в коммерческих предприятиях распределяется между его участниками, в то время как законодательством запрещено распределение прибыли между учредителями АНО, она должна направляться на реализацию целей организации. Но все-таки учредители АНО могут извлекать выгоду из её деятельности в виде: учредители вместе с участниками АНО могут получать услуги и блага, продуцируемые организацией, либо заработную плату за выполнение конкретных обязанностей.
  4. Ответственность учредителей. Исходя из законодательно установленных правил, учредители не несут ответственности по обязательствам организации. Проигрывают в этом пункте те коммерческие и некоторые виды некоммерческих организаций, которым предусмотрена субсидиарная ответственность по обязательствам организации или предприятия.

автономный некоммерческий обязанность организация право

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->