Задачи департамент операций на финансовых рынках

Раздел I

Задачи департамент операций на финансовых рынках

Утверждено

Советомдиректоров

БанкаРоссии,

протоколзаседания

от23 января 1998 г. N 4

ПОЛОЖЕНИЕ

ОДЕПАРТАМЕНТЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮКРЕДИТНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙНА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ (ИНДЕКС 34)

Общие положения

1.Департамент контроля за деятельностьюкредитных организаций на финансовыхрынках (в дальнейшем – Департамент)является структурным подразделениемЦентрального банка Российской Федерации.Образован в соответствии с решениемСовета директоров Банка России (п. 2протокола N 21 от 6 мая 1996 г.).

2.Департамент в своей деятельностируководствуется федеральными законами”О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)”, “О банкахи банковской деятельности”, другимиФедеральными законами, нормативнымиактами Банка России и настоящимПоложением.

3.Структура и штаты Департаментаутверждаются председателем Банка Россиипо представлению директора Департамента,согласованному с Административнымдепартаментом Банка России.

4.Департамент имеет штамп и круглую печатьсо своим наименованием и официальныйбланк с реквизитами Департамента.

Задачи и функции департамента

5.Основными задачами Департаментаявляются:

5.1.Государственная регистрация выпусковценных бумаг кредитных организаций.

5.2.Организация лицензирования кредитныхорганизаций – профессиональных участниковфинансовых рынков и контроль за ихдеятельностью на этих рынках.

5.3.Раскрытие информации о кредитныхорганизациях в соответствии сзаконодательством о финансовых рынках.

6.Департамент в соответствии с возложеннымина него задачами выполняет следующиефункции:

6.1.Осуществляет организацию контроля задеятельностью кредитных организаций- профессиональных участников рынкаценных бумаг, осуществляющих дилерскую,брокерскую и депозитарную деятельность,деятельность по доверительномууправлению, деятельность по определениювзаимных обязательств (клиринг) и другиевиды профессиональной деятельности нафинансовых рынках.

6.2.Осуществляет в соответствии с действующимзаконодательством и нормативными актамиБанка России государственную регистрациювыпусков ценных бумаг кредитныхорганизаций, кредитных организаций синостранным участием в капитале, а такжевыпусков ценных бумаг кредитныхорганизаций, размещаемых за границей,и всех выпусков кредитными организациямиконвертируемых ценных бумаг.

6.3.

Организует контроль во взаимодействиис другими подразделениями Банка Россииза деятельностью акционерных обществ- резидентов, в капитале которых участвуетБанк России, с целью защиты интересовБанка России как акционера, в том числеанализирует предлагаемые изменения вих уставных документах, оцениваетрезультаты их финансовой деятельности,контролирует выпуск этими организациямиценных бумаг. Готовит предложения посделкам Банка России с ценными бумагамиданных организаций, осуществляетконтроль за получением Банком Россиидивидендов в случае их выплаты, готовитпредложения для руководства БанкаРоссии по назначению представителейБанка России в органах управленияданными организациями, осуществляетподготовку позиции Банка России насобраниях акционеров, контролирует вседругие аспекты деятельности БанкаРоссии как акционера.

6.4.Участвует по поручению руководстваБанка России в разработке проектовправовых актов, регулирующих вопросыфункционирования финансовых рынков.

6.5.

Разрабатывает проекты нормативныхактов Банка России и представляет ихна утверждение в установленном порядкеруководству Банка России, включаяпорядок, правила и стандарты осуществлениякредитными организациями профессиональнойдеятельности на финансовых рынках,выпуска кредитными организациямисобственных ценных бумаг (акций,облигаций, депозитарных и сберегательныхсертификатов, векселей, чеков, банковскихсберегательных книжек) и других финансовыхинструментов, порядок обращения ипогашения этих финансовых инструментов,правила совершения операций кредитныхорганизаций с финансовыми инструментами,эмитированными небанковскими эмитентами(кроме государственных ценных бумаг,вопросы регулирования которых относятсяк компетенции Департамента операцийна открытом рынке), правила проведениякредитными организациями операцийдоверительного управления, правиладепозитарного учета, правила, рекомендациии указания по организации внутреннегоконтроля в кредитных организациях засоответствием проводимых ими операцийна финансовых рынках законодательствуРоссийской Федерации и нормативнымактам Банка России о финансовых рынках,а также иной деятельности кредитныхорганизаций на финансовых рынках.Участвует в разработке проектов иныхправовых актов Российской Федерации инормативных актов Банка России повопросам, относящимся к компетенцииДепартамента.

6.6.Совместно с Департаментом валютногорегулирования и валютного контроляразрабатывает проекты нормативныхактов Банка России по вопросам порядкасовершения валютных операций и операцийнерезидентов в случаях, указанных в п.6.5, включая выпуск резидентамиеврооблигаций, ADR/GDR и производныхфинансовых инструментов.

6.7.Организует контроль за профессиональнойдеятельностью кредитных организацийна национальном и зарубежном финансовыхрынках, связанной с валютными ограничениями,а также контроль за профессиональнойдеятельностью нерезидентов на финансовыхрынках Российской Федерации.

6.8.Организует лицензирование кредитныхорганизаций как профессиональныхучастников рынка ценных бумаг.

6.9.Ведет государственный реестр ценныхбумаг кредитных организаций, подлежащихрегистрации в Банке России, государственныйреестр кредитных организаций -профессиональных участников рынкаценных бумаг, обеспечивает их раскрытие.

6.10.

Координирует деятельность действующихв территориальных учреждениях БанкаРоссии структурных подразделений,осуществляющих контроль за деятельностьюкредитных организаций на финансовыхрынках и государственную регистрациювыпусков ценных бумаг кредитныхорганизаций, рассматривает поступающиеот них материалы по фактам нарушенийкредитными организациями законодательствао финансовых рынках и готовитсоответствующие предложения руководствуБанка России.

6.11.Принимает участие в подготовке предложенийпо основным направлениям единойденежно-кредитной политики, проводимойБанком России по вопросам, относящимсяк компетенции Департамента.

6.12.Совместно с другими подразделениямиБанка России осуществляет методическоеруководство и организацию контроля засоблюдением антимонопольных правилдеятельности кредитных организаций нафинансовых рынках в соответствии сдействующим законодательством.

6.13.Разрабатывает совместно с Департаментоминспектирования методические рекомендациипо проведению инспекторских проверокдеятельности кредитных организаций нафинансовых рынках.

6.14.

Взаимодействует по поручению руководстваБанка России по вопросам соблюдениякредитными организациями законодательстваРоссийской Федерации и нормативныхактов Банка России о финансовых рынкахс правоохранительными, налоговыми,таможенными и иными органами,осуществляющими функции государственногоконтроля, с профессиональными иобщественными объединениями участниковфинансовых рынков, а также участвует врамках осуществления контроля задеятельностью кредитных организацийна финансовых рынках в проверкахкредитных организаций, проводимыхБанком России и/или этими органами.

6.15.Проводит изучение, анализ и обобщениепрактики применения законодательстваРоссийской Федерации и нормативныхактов о финансовых рынках, а такжепредложений территориальных учрежденийБанка России, кредитных организаций,других участников финансовых рынковпо вопросам своей компетенции.

6.16.По поручению руководства Банка Россиикоординирует взаимодействие БанкаРоссии с Федеральной комиссией по рынкуценных бумаг (ФКЦБ России).

6.17.По поручению руководства Банка Россиисовместно с Департаментом лицензированиябанковской и аудиторской деятельностии Департаментом пруденциальногобанковского надзора осуществляетвзаимодействие Банка России сГосударственным антимонопольнымкомитетом Российской Федерации.

6.18.

Осуществляет по поручению руководстваБанка России взаимодействие смеждународными организациями, а такжегосударственными органами, центральнымии коммерческими банками иностранныхгосударств по проблемам осуществленияопераций на финансовых рынках, организацииконтроля за ними и по вопросам обученияперсонала, занятого в сфере регулированияи контроля на финансовых рынках, -совместно с Департаментом иностранныхопераций, Управлением внешних связейи Департаментом подготовки персонала.

6.19.Рассматривает материалы о нарушениикредитными организациями законодательстваРоссийской Федерации и нормативныхактов о финансовых рынках, готовит поним заключения (кроме случаев нарушенийдоговорных отношений Банка России спрофессиональными участниками рынкагосударственных ценных бумаг).

6.20.Организует создание информационнойсети контроля за деятельностью кредитныхорганизаций на финансовых рынках, впределах компетенции участвует всоздании базы данных о деятельностикредитных организаций, а также обеспечиваетнеобходимой информацией правоохранительныеорганы в порядке и случаях, установленныхзаконодательством Российской Федерациии нормативными актами Банка России.

6.21.Принимает участие совместно с другимиструктурными подразделениями БанкаРоссии в подготовке заключений позаявкам кредитных организаций на участиев уставном капитале банков и иныхкредитных организации за границей, атакже на открытие филиалов за границей.

6.22.Разрабатывает совместно с другимиструктурными подразделениями БанкаРоссии формы финансовой и статистическойотчетности кредитных организаций,связанные с осуществлением их деятельностина финансовых рынках.

6.23.Готовит сводные аналитические материалыпо деятельности кредитных организацийна финансовых рынках и участвует вподготовке ежегодного отчета БанкаРоссии.

6.24.Осуществляет сбор информации поустановленным формам отчетностикредитных организаций по их деятельностина финансовых рынках, в установленномпорядке доводит собранную информациюдо других структурных подразделенийБанка России.

6.25.Формирует информационное досье покредитным организациям – участникамфинансовых рынков и иным субъектам,связанным с осуществлением деятельностикредитных организаций на финансовыхрынках.

6.26.Готовит отчеты по вопросам, входящим вкомпетенцию Департамента, направляя вслучае необходимости запросы втерриториальные учреждения БанкаРоссии, и представляет эти отчеты нарассмотрение руководству Банка России.

6.27.Организует систему раскрытия информациио кредитных организациях – эмитентахценных бумаг.

6.28.Организует систему раскрытия информациио кредитных организациях – профессиональныхучастниках финансовых рынков.

6.29.Организует систему раскрытия информациио кредитных организациях, осуществляющихоперации доверительного управления иоперации с производными финансовымиинструментами.

6.30.По поручению руководства Банка Россиикоординирует взаимодействие БанкаРоссии с саморегулируемыми ипрофессиональными организациямиучастников финансовых рынков по вопросамсвоей компетенции.

В цб рф создан департамент финансовых технологий

Задачи департамент операций на финансовых рынках

Банк России объявил о создании Департамента финансовых технологий. Его руководитель рассказал о политике ЦБ относительно развития финтеха в России.

В Центральном банке РФ создано новое подразделение – Департамент финансовых технологий, проектов и организации процессов, который будет отвечать за мониторинг, анализировать и оценивать применение перспективных технологий и инноваций на финансовом рынке.

Департамент будет содействовать рабочей группе (созданной ЦБ в феврале 2016 года), которая специализируется на применении финансовых технологий и инноваций при активном сотрудничестве и партнерстве участников рынка.

Руководителем Департамента назначен Вадим Калухов.

В её состав вошли представители разных департаментов Банка России и других инициативных групп (Агентства стратегических инициатив, Института развития интернета), представители клубов финансовых технологий, исследовательских компаний и участники рынка.

Главной причиной изучения финансовых технологий Банком России Калухов считает развитие финансового рынка. Банк России выступает не просто в качестве регулятора – он содействует реализации стартапов, где главная роль отводится технологическому фактору.

Сначала технология должна развиться, и только потом возникает вопрос о ее регулировании.

«В наше время информационные технологии развиваются настолько быстро, что первоначально необходимо понять, во что они превратятся в будущем. Бизнесу нужно знать, как Банк России смотрит на инновации, с какими проблемами они связаны», – говорит глава Департамента.

О блокчейне и криптовалютах

В 2016 году в ЦБ был запущен проект для изучения технологии блокчейна. Основными его задачами являются анализ и разработка подходов к применению технологии блокчейна на финансовом рынке.

Параллельно на базе распределенных реестров создаются прототипы для «обкатки» определенных моделей.

Представители рабочей группы внимательно следят за исследованиями других регуляторов в области национальных цифровых валют (полуофициальые названия – FedCoin и RSCoin, соответственно в США и Великобритании).

Калухов решил внести ясность, отделив друг от друга понятия криптовалют, блокчейна и распределенных реестров вообще:

Прежде всего, необходимо определить терминологию и разделить такие понятия, как «bitcoin», «блокчейн» и «распределенные реестры».

Bitcoin – это криптовалюта, созданная на основе технологии блокчейна.

Блокчейн – это цепь из блоков транзакций, которая содержит в себе записи о всех транзакциях сети.

Распределенные реестры – это технология обмена информацией или ценностью, которая не обязательно основана на блокчейне. Например, протокол Ripple подразумевает потранзакционный процессинг без формирования блоков.

Многие с удивлением относятся к тому, что блокчейн, являясь децентрализованной технологией, заинтересовал Банк России, который как раз является центральным администратором национального финансового рынка. Калухов объясняет это тем, что на базе распределенных реестров создаются разные иерархии сети (собственной, сопряженной) и различные способы построения сетей (открытая – Bitcoin и закрытая – R3).

По оценке специалистов ЦБ, на финансовом рынке выделяются закрытые и гибридные сети распределенных реестров с четкой идентификацией и понятными правилами.

Криптовалюты, реализуемые в открытых сетях с анонимным доступом, сложными и долгими механизмами подтверждения, автоматической эмиссией денег, сопряжены с серьезными рисками: утрата конфиденциальных данных, асимметричность информации на рынках цифровых валют, высокая ресурсоемкость и неопределенность последствий эмиссионных решений.

В вопросах регулирования Калухов придерживается того мнения, что наличие центрального администратора не противоречит идеологии распределенных реестров.

«Можно создать распределённый реестр и заложить в него правила, согласно которым один либо несколько участников обладают особыми правами. Это не означает, что центральный администратор будет отслеживать каждую транзакцию. Таким образом он сможет реагировать на потенциальные риски, которые присутствуют в любой технологии.

В открытой сети верность транзакции подтверждается самой длинной цепочкой. В закрытой цепочке с 50 участниками у 20 могут быть особые права. Тогда центральный администратор может сказать, что подтверждения этих 20 вполне достаточно и остальных ждать не нужно».

Говоря о рисках, Калухов поясняет, что при примерно одинаковых возможностях (прозрачность и доступность, потенциально низкие транзакционные издержки, устойчивость к локальным сбоям) в закрытых сетях их намного меньше.

«Слабым местом» открытых сетей является невысокая пропускная способность и потенциально высокая ресурсоемкость, риски несинхронного обновления правил сети и потери ее целостности, неопределенность конечной стоимости транзакции, высокая волатильность курсов цифровых валют и неопределенная регуляторная среда.

Риски утраты конфиденциальных данных именно при наличии открытого доступа к транзакциям, потенциальная уязвимость ПО относятся как к открытым, так и закрытым сетям.

Говоря о работе нового департамента, Калухов рассказывает, что помимо технологии блокчейна, он будет изучать возможности мобильных технологий, так как руководство ЦБ понимает, что клиенты начинают терять интерес к банкам, не обладающим хорошими мобильными приложениями.

«Повышение объема безналичных транзакций является одной из задач Банка России. Это повышает прозрачность использования средств всеми участниками финансового рынка и существенно увеличивает уровень защиты потребителей, простоту использования, общую скорость обращения средств в экономике», – считает Калухов.

По его словам, ЦБ интересуется всеми технологиями, которые способны перестроить экономические и финансовые процессы.

Особое внимание в департаменте будет уделяться кибербезопасности, дигитализации, идентификации, коллективным хранилищам больших данных (Big Data), интернету вещей, интерактивным технологиям и искусственному интеллекту, виртуализации и облачным технологиям, криптотехнологиям и подходам к Uber-изации финансового пространства.

«Нужно понять, как помочь участникам рынка в использовании тех или иных технологий, которые позволят ускорить или удешевить определенные операции либо открыть определенные сферы, которых до этого момента не существовало. Так, ранее в регионах с небольшим количеством банковских отделений люди были вынуждены выбирать из 3–4 банков. Теперь, благодаря удаленным каналам, у них будет больший выбор», – говорит Калухов.

Модернизация отчетности

Банк России убеждён в пользе датацентричного подхода к формированию отчетности. Банки перестанут заполнять какие-либо формы: все необходимые данные будут отправляться в Банк России напрямую.

Регулятор подготавливает к этому остальные банки. Так, сбор информации по форме 303 (по кредитам юридическим лицам) начался с 1 февраля 2016 года.

Применение датацентричного подхода во многом упростит другие отчетные формы.

«Сбор полной информации о портфеле кредитов юрлицам делает ненужным сбор каких-то отдельных агрегатов. Но это пока только пилотный проект, не все банки еще к этому готовы. Они просят делать это поэтапно и сообщать обо всех нововведениях заранее. Например, про формат XBRL мы говорим уже около года, а первый тестовый сбор начнется только в 2017 году», – поясняет Калухов.

В ЦБ рассматривается вопрос о том, чтобы обязать банки открывать API, как это делают регуляторы в некоторых странах Европы.

«Мы понимаем, что принуждение – не лучший способ. Последние выставки стартапов показывают, что достаточно большое внимание отводится работе с кредитной историей – дедупликации данных, их проверке, подключению к широкому списку кредитных бюро или иным источникам информации. 

Когда банк делает скоринг физлица, зачастую он обращается в 17 точек, и понятно, что и он, и каждая из этих точек несут при этом определенные трудозатраты. Действительно, есть недочет в том, что все эти API немного разные, и логично было бы их унифицировать».

Скорость развития инноваций и появление новых технологий в современном мире определяют развитие новых моделей бизнеса и экосистем. Банк России, являясь активным участником этого процесса, создаст новые возможности для проектирования бизнес-подходов на качественно новом уровне.

Банковские операции на финансовых и торгово-сырьевых рынках

Задачи департамент операций на финансовых рынках

В рамках данного направления ВТБ предлагает следующие услуги:

  • проведение конверсионных операций на межбанковском рынке со всеми основными свободно конвертируемыми валютами и валютами с ограниченной конверсией;
  • заключение конверсионной сделки «иностранная валюта/валюта РФ» на условиях Intraday Split (поставка против платежа: 1-й, 2-й, 3-й рейсы МГТУ Банка России или «ранний платеж» по долларам США и евро).

Узнать больше

В рамках данного направления ВТБ предлагает следующие услуги:

  • заключение сделок валютный, процентный, валютно-процентный своп;
  • заключение сделок валютный, процентный форвард;
  • заключение сделок валютный, процентный опцион.

Узнать больше

В рамках данного направления ВТБ предлагает следующие услуги:

  • проведение межбанковских банкнотных сделок с основными свободно конвертируемыми валютами, а также с российскими рублями;
  • прием и выдача наличной иностранной валюты и российских рублей на банковский (корреспондентский) счет и с банковского (корреспондентского) счета;
  • прием ветхих и изымаемых банкнот на инкассо;
  • размен/обмен иностранной валюты;
  • перевозка денежной наличности в кассу клиента и из кассы клиента.

В рамках данного направления ВТБ предлагает следующие услуги:

Рынок облигаций, номинированных в валюте РФ

  • покупка и продажа государственных (ГКО-ОФЗ) облигаций и облигаций корпоративных эмитентов;
  • операции РЕПО на биржевом и внебиржевом рынках (корпоративные, муниципальные и государственные облигации);
  • заключение сделок опцион на облигации.

Рынок облигаций, номинированных в иностранной валюте

  • покупка и продажа суверенных и корпоративных еврооблигаций РФ, стран СНГ и российских корпоративных эмитентов;
  • операции РЕПО с еврооблигациями.

Рынок векселей

  • выдача и оплата простых векселей ВТБ;
  • досрочная (до наступления срока платежа) оплата простых векселей ВТБ;
  • новация простых векселей ВТБ;
  • новация векселей ВТБ одного номинала на векселя ВТБ другого номинала с одинаковым сроком платежа (размен) до наступления срока платежа;
  • ответственное хранение простых векселей ВТБ без зачисления на счета депо;
  • подтверждение факта выдачи простых векселей ВТБ;
  • кредитование под залог векселей Банка ВТБ (ПАО).

Рынок акций

  • заключение сделок форвард на акции, депозитарные расписки на акции, фондовые индексы;
  • торговля опционами на акции, депозитарные расписки на акции, фондовые индексы. 

Узнать больше

В рамках данного направления ВТБ предлагает следующие услуги:

  • открытие и ведение обезличенных корреспондентских счетов в драгоценных металлах на условиях «локо Лондон», «локо Цюрих» и «локо Москва»;
  • покупка и продажа аффинированных драгоценных металлов в слитках на российском рынке, сделки на условиях «spot», «forward», а также депозитные и опционные операции на международном рынке драгоценных металлов;
  • осуществление операций с драгоценными металлами на российском и международном рынках на комиссионной основе;
  • открытие и ведение счетов ответственного хранения драгоценных металлов; 
  • размещение структурных депозитов с привязкой к динамике цен драгоценных металлов (с зачислением или без зачисления драгоценных металлов на обезличенные металлические счета).

Узнать больше

В рамках данного направления ВТБ предлагает следующие услуги:

  • покупка/продажа драгоценных металлов;
  • заключение сделок товарный форвард на драгоценные металлы;
  • заключение сделок товарный опцион;
  • заключение сделок товарный своп.

Узнать больше

ВТБ проводит сделки с различными кредитными деривативами, позволяющие не только перераспределить и уменьшить кредитный риск существующий у клиента, но и торговать им (перенести такой риск от продавца кредитного дериватива к его покупателю), включая сделки по покупке/продаже кредитных дефолтных свопов на обязательства.  

Узнать больше

В рамках данного направления ВТБ предлагает следующие услуги:

  • предоставление межбанковских кредитов в рамках установленных лимитов и/или предоставленного обеспечения;
  • привлечение межбанковских кредитов в основных свободно конвертируемых валютах и российских рублях;
  • начисление процентов на ежедневные кредитовые остатки на корреспондентских (банковских) счетах в рублях РФ и иностранной валюте;
  • предоставление овердрафта по корреспондентским счетам «Лоро» (в долларах США, евро, валюте РФ) в рамках установленных лимитов на банки-корреспонденты;
  • кредитование под залог векселей Банка ВТБ (ПАО).

Виды обеспечения для проведения межбанковских операций:

  • Залог векселей Банка ВТБ (ПАО).

В вышке будут готовить юристов, понимающих современные финансовые рынки

Задачи департамент операций на финансовых рынках

В 2018 году в Высшей школе экономики открывается новая магистерская программа «Юрист мирового финансового рынка». О программе рассказывают академический руководитель Антон Селивановский и председатель академического совета Оксана Олейник.

Юрист нового типа

Несмотря на все многочисленные прогнозы о том, что юристов заменят роботы, потребность в высококвалифицированных специалистах за последние годы только возросла. Наша программа ориентируется на подготовку риск-ориентированных юристов.

Это такие специалисты, которые умеют не только применять нормы права к складывающимся отношениям и решать квалификационные задачи, но и предвидеть возникающие на финансовых рынках риски и находить правовые средства их минимизации. На финансовых рынках в настоящее время внедряется риск-ориентированное управление, следовательно, и работа юристов должна строиться соответствующим образом.

Они должны принимать во внимание как существующие правовые риски, связанные с судебной практикой, меняющимся законодательством, так и риски финансово-экономические.

Магистерская программа «Юрист мирового финансового рынка» направлена на подготовку юриста нового типа, который работает на финансовых рынках или с финансовыми организациями.

Выпускники нашей программы будут востребованы в российских и зарубежных финансовых организациях (банках, инвестиционных компаниях, инвестиционных фондах, лизинговых компаниях); в нефинансовых организациях, которые являются клиентами и контрагентами финансовых организаций и нуждаются в квалифицированных юристах для ведения переговоров, выстраивания системы договорных связей, оптимизации правоотношений; в юридических и консалтинговых фирмах; в юридических службах органов государственной власти и инновационных компаниях.

Программа реализуется Высшей школой юриспруденции НИУ ВШЭ в партнерстве с Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР), компанией Thomson Reuters и Московской биржей. Партнеры программы будут принимать участие в проведении занятий, мастер-классов и тематических семинаров, а лучших студентов пригласят к себе на стажировку.

Конкурентные преимущества программы

Новаторство. Финансовый рынок сегодня формирует огромное количество разнообразных новых конструкций, механизмов и институтов, к примеру, криптовалюты, блокчейн, краудвестинг или автоследование, разобраться в которых может только высококвалифицированный специалист.

Наша магистерская программа — первая в России, осуществляющая подготовку юристов в области мирового финансового рынка.

В нашей программе мы стремимся не только подготовить современного юриста, знающего, как с точки зрения права функционируют финансовые рынки и финансовые институты, но и юриста с широким (профессиональным) кругозором в этой области.

Изучение смежных дисциплин. Современный юрист финансового рынка должен обладать не только необходимыми компетенциями в области права, но и разбираться в финансово-экономической составляющей рынка, а также иметь необходимые для руководителя юридического отдела управленческие навыки.

Только сочетание этих трех составляющих гарантирует успешную работу юриста на международном финансовом рынке. Именно поэтому наша магистерская программа содержит в себе три блока — правовые, финансово-экономические и управленческие дисциплины.

Это, в свою очередь, создает возможности карьерного роста выпускника нашей программы — на управленческих должностях, в подразделениях структурирования сделок или в службах комплаенса.

Например, мы будем обсуждать внедрение так называемого «электронного правосудия», когда ряд стандартных споров рассматривается не только без участия сторон, но и даже без «живого» судьи

Современность. Современный мир меняется, и эти изменения существенно влияют на право и правоприменение. Тот, кто не учтет эти изменения и не сможет к ним адаптироваться — рано или поздно проиграет в конкурентной борьбе.

Поэтому в нашей магистерской программе мы предусмотрели дополнительный образовательный блок, касающийся Fintech  (инновации на финансовом рынке) и LegalTech (инновационные технологии в работе юристов).

На программе мы будем разбираться, как работать с большими объемами информации и выуживать необходимую для решения конкретной задачи, как организовать рабочий процесс при помощи новых технологий.

Так, например, мы будем обсуждать внедрение так называемого «электронного правосудия», когда ряд стандартных споров рассматривается не только без участия сторон, но и даже без «живого» судьи — решение фактически принимает программа на основании представленных документов. Учитывая тот факт, что в России значительная доля споров (примерно 20%) связана с финансовым рынком (преимущественно с взысканием по кредитам), это направление имеет огромное значение, а его внедрение требует тщательной проработки.

Международный опыт. Важно понимать, что финансовый рынок не может быть национальным, он — интернациональный. Поэтому, создавая нашу программу, мы проанализировали опыт всех существующих аналогичных зарубежных программ и взяли лучшее. По сложившейся практике, такие программы имеют название LL.M.

Programs for Banking/Finance/Securities Law. Сердцевина у этих программ одна (и наша программа в этом смысле не станет исключением) — это профильные базовые дисциплины, связанные с банковским правом, регулированием рынка ценных бумаг.

Наряду с этим, ряд дисциплин имеют ярко выраженный интернациональный характер, к ним относятся «English Banking and Finance Law», «Международные стандарты комплаенса на финансовых рынках», «Выпуск обеспеченных облигаций (Сovered Bonds) в Европе, США и России», «Трансграничное банкротство компаний и реструктуризация бизнеса», «Трасты и их использование в международных коммерческих операциях».

Межотраслевой комплексный подход. В нашей системе образования, которая во многом продолжает работать по зашоренному советскому образцу, юристов готовят к работе в конкретных правовых отраслях (гражданское право, налоговое право, уголовное право и так далее).

Часто между этими отраслями существует «китайская стена», но в реальной жизни подобный отраслевой подход не работает. Крайне важно, чтобы юристы, которые работают на финансовом рынке, знали право, но и понимали существо финансовых операций, развитие экономики, были готовы к вторжению новых технологий как в финансовые рынки, так и в юридическую профессию.

Поэтому наша программа включает в себя все основные области, с которыми соприкасаются современные юристы: налогообложение финансовых операций, привлечение к уголовной ответственности, экономика финансовых и нефинансовых организаций, современные технологии в работе юриста на финансовом рынке.

Мы стремимся подготовить незашоренных специалистов с хорошим кругозором, которые будут понимать и как функционирует право, и как работает финансовый рынок.

— Николай Берзон, ординарный профессор ВШЭ,  

— Владимир Буренин, заведующий кафедрой международных финансов, научный руководитель магистерской программы «Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов» МГИМО(У) МИД РФ,

— Александр Вишневский, профессор НИУ ВШЭ (будет читать курс сравнительного правоведения в сфере финансовых рынков).

— Оксана Олейник, ординарный профессор ВШЭ (станет основным преподавателем на курсе «Современные проблемы права в сфере финансовых рынков»).

— Антон Селивановский, академический руководитель программы (проведет два курса «Правовое регулирование рынка ценных бумаг» и «Деривативы и сделки секьюритизации: правовое регулирование»).

Кроме того, на программе будут задействованы многие практики:

— вице-президент Внешэкономбанка Олег Иванов (он прочтет курс «Правовое обеспечение кредитования»).

— директор департамента операций на финансовых рынках ЦБ РФ Александр Каштуров,

— финансовый омбудсмен Павел Медведев,

— управляющий директор Центра ГЧП Газпромбанк Елена Бардашева,

— директор Юридического департамента ПАО Московская Биржа Александр Смирнов, — директор, региональный юрисконсульт Mastercard в России Игорь Спиранов,  

— управляющий директор управления комплаенс ПАО Сбербанк Дмитрий Хейло.

О работе в области fintech расскажут руководители известных компаний по оказанию юридических услуг:

— руководитель группы по оказанию юридических услуг для технологических проектов Делойт СНГ Артем Толкачев,

— управляющий партнёр юридической компании «Симплоер» Антон Вашкевич,

— партнер юридической фирмы «Зарцын, Янковский и партнеры» Роман Янковский,

— партнер Danilov & Konradi LLP Людмила Меркулова и другие.

Ряд курсов прочитают иностранные специалисты на английском языке

Программа также предусматривает многочисленные мастер-классы, которые будут проводить банкиры, руководители юридических служб банков, руководители юридических служб корпораций, лидеры  в области FinTech и LegalTech.

Много дисциплин по выбору.

Программа имеет большой блок дисциплин по выбору, среди которых как традиционные курсы, например, «Налогообложение финансовых операций», «Правовой режим расчетов», так и узкоспециализированные дисциплины — «Выпуск обеспеченных облигаций (Сovered Bonds) в Европе, США и России» (на английском языке), «Деривативы и сделки секьюритизации: правовое регулирование», «Международные стандарты комплаенса на финансовых рынках» и так далее.

Научно-исследовательские семинары и проекты.

Программа также предусматривает два научно-исследовательских семинара и три научно-исследовательских проекта на наиболее актуальные темы, например, «Правовой режим информации на финансовых рынках», «Правовое регулирование финтеха: криптоактивы, блокчейн, новые механизмы финансирования бизнеса» и другие.

В ходе исследовательской работы студент должен будет выполнить авторский проект по конкретному заданию преподавателя, а затем представить его и обосновать в процессе коллективного обсуждения. К обсуждению на семинарах мы также планируем приглашать экспертов индустрии.

Кого ждут на программе?

Мы формируем магистратуру для трех видов абитуриентов:

  • практикующих юристов («магистратура для взрослых»). Мы понимаем, что в настоящее время юристам, в том числе и достаточно опытным, необходимо пополнять свой арсенал все новыми знаниями и навыками, а специализированных программ, подходящих для масштабной перезагрузки, совсем не много. Наша программа прекрасно подойдет юристам, имеющим опыт работы в юридической службе финансовой организации, либо в юридической фирме, которая активно взаимодействует с финансовой организацией.
  • выпускников юридических вузов, только получивших диплом бакалавра. Для них это будет непростой, но мощный старт юридической карьеры.
  • выпускников неюридических вузов — экономистов, менеджеров, социологов, психологов, специалистов по информационным технологиям, которые работают в финансовых организациях и хотят повысить свою квалификацию в области правового обеспечения деятельности финансовых организаций. Мы создадим все условия для их обучения.

Ожидаемый минимальный набор первого года обучения — 20 платных мест и пять платных мест для иностранных граждан. Прием по квотам и олимпиадам не предусмотрен. Зачисление на программу осуществляется на конкурсной основе (портфолио), подробнее о его критериях можно прочитать здесь.

4 апреля пройдут вебинары для абитуриентов магистерских программ Высшей школы юриспруденции («Юрист мирового финансового рынка»  и «Юридический менеджмент»).

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->