Запрещающие административно правовые нормы примеры

Содержание

Управомочивающие обязывающие и запрещающие нормы права

Запрещающие административно правовые нормы примеры

Обязывающие нормы права — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Нормы права подразделяются на:

Управомочивающие нормы — нормы права, которые предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий.

Обязывающие нормы — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия.

Запрещающие нормы — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность воздерживаться от совершения тех или иных действий.

В тексте нормативного акта обязывающие нормы права могут начинаться словами: «обязан», «необходимо», «должен» и т.д.

Примеры обязывающих норм права:

1) Каждый обязан платить законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ).

3) Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ)

Дополнительно

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Управомочивающие нормы права

Управомочивающие нормы права — нормы права, которые предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий.

Запрещающие нормы права

Запрещающие нормы права — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность воздерживаться от совершения тех или иных действий.

Запрещающие нормы административного права примеры из коап

Запрещающие административно правовые нормы примеры

Здесь же содержится и запрет: не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде и др.

Запрещающие – содержат юридически властное предписание, предусматривающее запрет на совершение определенного вида действий. В качестве примера можно предложить нормы особенной части КоАП, поскольку каждая подобная норма предусматривает состав конкретного административного правонарушения совершение которого возбраняется.

Другим примером может служить п. 11 ст. 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которой,

вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания ания и начала подсчета избирателей запрещается.

Еще один пример– норма п. 4 ст. 41 вышеназванного закона.

В соответствии с названной нормой им является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами. Например, в соответствии с ч. 1 ст.

7 Федерального закона “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” уведомление о публичном мероприятии (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

  • Запрещающие нормы административного права примеры из коап
  • Запрещающие нормы административного права примеры из коап рф
  • Обязывающие нормы административного права примеры из коап

К гражданам, совершившим правонарушения, может быть применено физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановления о применении взыскания (применение физической силы, личный досмотр и др.).

. Право на передвижение (ст. 27 Конституции). Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Внимание

Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации. Лица, находящиеся на территории РФ, могут свободно выезжать за ее пределы.

.

Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.

Граждане РФ, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности.

Запрещающие нормы административного права примеры из коап рф

Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (в ред. от 2 ноября 2004 г.) определяет административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вместе с тем отдельные нормы данного Закона обращены к определенным подгруппам, например таким, как иностранные граждане, обучающиеся в РФ в образовательных учреждениях; иностранные работники; иностранные граждане, поступающие на военную службу по контракту и проходящие военную службу; иностранные граждане, имеющие дипломатические привилегии и иммунитеты.

По территории (масштабу) действия административно-правовые нормы классифицируются на федеральные, нормы субъектов РФ, межтерриториальные, нормы местного самоуправления, а также действующие на определенных территориях.

Федеральные нормы.

Обязывающие нормы административного права примеры из коап

Предлагается следующая их классификация.

Центральное место при этом закономерно отводится характерном для всех правовых норм выделению двух основных их видов, соответствующих целям содержащихся в них юридически властных предписаний. Это материальные и процессуальные нормы.

Материальные административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений.
Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения).

Особенностью материальных норм административного права является то, что ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статичном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих возможностей.

На наш взгляд, запрещающие нормы можно рассматривать и как своего рода разновидность обязывающих норм. По сути, запрещающие нормы формулируют должное поведение путем не указания на действие, а недопущения нежелательного действия (например, принятие посылки от неизвестного лица для перевозки в самолете).

Уполномочивающие (дозволительные) нормы.

Данная разновидность административно-правовых норм предоставляет возможность лицу в ряде случаев совершать действия по своему усмотрению, хотя и в определенных рамках.Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом».

Запрещающие нормы административного права, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме.

КоАП РФ Статья 1.6. «Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением»

«1.

N 54-ФЗ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”

Запрещающие административно правовые нормы примеры

Запрещающие административно правовые нормы примеры

Роль административно-правовой нормы в обеспечении организации и функционирования системы исполнительной власти, ее структура, виды, отличие от других норм права. Характеристика источников административного права России. Административно-правовой контроль.

Обязывающие нормы побуждают (под угрозой ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих государственных санкций) к совершению определенных действий либо к воздержанию от совершения действий, способных повлечь негативные последствия.

Понятие, виды и особенности норм административного права (стр. 1 из 2)

В отдельных случаях для акцентирования внимания адресата административно-правовой нормы на недопустимость конкретного поведения может использоваться категорический запрет.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

В качестве примера можно привести работу ГИБДД.

Если инспектор обнаруживает нарушение правил дорожного движения, то он не только начинает административный процесс с целью наложения взыскания на водителя, но и требует от участника дорожного движения впредь действовать в рамках закона.
Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере.

Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 1 ст.

9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению, причем в установленные названным Законом сроки. Данный Закон содержит также определенную систему запретов.

Следовательно, в формулировках норм на самом деле сказано больше, чем написано. Так в прописанной обязанности, мы видим право, и, наоборот: в прописанном праве, мы видим обязанность. С таким подходом к написанию законодательства становится более понятна и ясна воля законодателя.

По форме предписания административно-правовые нормы делятся прежде всего на императивные (категоричные) и рекомендательные.

Управомочивающие обязывающие и запрещающие нормы права

N 605 (в ред. от 7 декабря 2006 г.), предусмотрено, что в случае перевозки бланков паспортов сотрудниками органов внутренних дел лица, которым доверена перевозка, предупреждаются, что после получения бланков они обязаны немедленно следовать к месту назначения.

Данная классификация строится на зависимости от автора той или иной нормы. Роль критерия играют субъекты правотворчества. В том случае если норма исходит от народа, народ считается автором и создателем нормы, в которой заложена его непосредственная воля.

Например, если родители обязаны предоставить своим детям получение основного общего образования, то дети имеют право получить такое образование и требовать его. Так, граждане РФ имеют обязанность платить налоги, следовательно, государство имеет право эти налоги получать и требовать их.

Так, в соответствии с ч. 1 ст.

9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению, причем в установленные названным Законом сроки. Данный Закон содержит также определенную систему запретов.

Понятие административно-правовой нормы. Особенности её содержания и структуры

По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие: а) деятельность государственных органов, предприятий, организаций; б) поведение граждан; в) деятельность общественных и религиозных организаций; г) деятельность государственных служащих.

Запреты могут носить общий или специальный характер. Примером запрета общего характера является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения.

Отдельная группа норм – обязывающие нормы права, примеры:

  1. Каждый гражданин обязан платить налоги, установленные законом (статья 57).
  2. Каждый гражданин обязан беречь памятники культуры и истории (статья 44).
  3. Обязательно основное общее образование: получение детьми основного общего образования должно обеспечиваться родителями (статья 43).

Административно-правовые нормы имеют свои функции, заключающиеся в регулятивной, правоохранительной и воспитательной роли.

Запрещено создание общественных объединений и структур, в задачи которых входит насильственное изменение территориальной целостности, конституционного строя и т.п. (статья 13).

Для субъектов публичной власти такое предписание может включать в его обязанность избрать тот или иной вариант действий, указанный в норме (например, применить одно из альтернативных наказаний, предусмотренных за соответствующее административное правонарушение. См., например, ст. 14.22 КоАП РФ).

Функции административного права

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Материальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений: их права, обязанности, ответственность, основы взаимоотношений.

Отдельно следует упомянуть межотраслевой институт административной ответственности. Именно посредством санкций статей КоАП РФ, предусматривающих негативные последствия для нарушителей, защищаются нормы практически всех отраслей права.

Известно, что в российском обществе многие категории граждан имеют узаконенные различия в административно-правовом статусе (государственные служащие высокого ранга, герои России, участники В.О.В. и т.д.). Одним, например, разрешен бесплатный проезд, другим — нет.

Однако в подобных случаях имеются в виду права, которые приобретаются в результате реализации административной правоспособности, что само по себе не изменяет принципа ее равенства для всех граждан. Отметим, что такая классификация использует характерные для большинства отраслей права критерии, наиболее традиционно подразделяя административно-правовые нормы на материальные и процессуальные.

Например, примером материальной нормы может быть положение ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г.

Административно-правовая норма так же, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру (внутреннее строение).

Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный вовлекает несовершеннолетнего в употребление одурманивающих веществ (бензин в данном случае).

В отдельных случаях для акцентирования внимания адресата административно-правовой нормы на недопустимость конкретного поведения может использоваться категорический запрет. Пунктом 87 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15 сентября 1997 г.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Понятие и виды административно-правовых норм, особенности их реализации. Юридические факты в административном праве. Основные черты административно-правовых отношений.

При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные контрольные и надзорные органы, контролирующие соблюдение установленных определенных правил, прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о публичном мероприятии.

Такая конкретизация порождает массу вопросов. Например, основы правового статуса высших государственных органов регулируются конституционным правом. В Основном законе РФ можно найти основные права и обязанности Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ.

Следовательно, функция организации государственного управления присуща административному праву лишь отчасти.

По этому критерию они могут быть конкретизированы с учетом иерархии и компетенции органов и должностных лиц, издающих правовые акты, содержащие соответствующие нормы.

Административное правонарушение заключается в том, что виновный нарушил общественный порядок и общественную безопасность, выстрелив из оружия (охотничьего ружья) в населенном пункте (т.е. в не отведенном для этого месте), находясь при этом в состоянии опьянения.

Анализ меры административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 20.13 КоАП РФ показывает, что конфискация оружия и патронов к нему является обязательным дополнительным наказанием, а в соответствии с ст. 3.7 КоАП РФ конфискация назначается только судьей, то дело по данному адм. п\н должно было рассматриваться судьей (ч.1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами.

Что касается личной неприкосновенности, то право на нее не охватывается случаями, когда поведение гражданина является противоправным.

Административное исковое заявление 2020 пример

Возможно вас также сможет заинтересовать информация о том, что собой представляет и каково соотношение понятий.

Это различные меры поощрения, применение налоговых, тарифных льгот и т.д. Своеобразное стимулирующее воздействие на субъектов могут оказывать также меры административного принуждения, в частности, административные наказания и дисциплинарные взыскания.

Можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации.

Читать онлайн Административное право страница 2. Большая и бесплатная библиотека

Запрещающие административно правовые нормы примеры

Особенности АПН:

1. В отличие от норм других отраслей права АПН имеют собственные юридические средства защиты от невыполнения – административную ответственность, наступающую обычно во внесудебном порядке.

2. Часто АПН регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (к примеру, определение порядка взимания налогов).

3. Часто устанавливаются непосредственно самими субъектами исполнительной власти в процессе деятельности в рамках государственного управления.

Классификация АПН

По регулятивной направленности АПН разделяются на:

1) материальные (отвечают на вопрос кто? или что?) закрепляют обязанности, права и ответственность участников управленческих отношений, их административно-правовой статус);

2) процессуальные (отвечают на вопросы: как? в каком порядке? каким образом?), регулируют порядок реализации прав и обязанностей. Процессуальных норм меньше, но они обладают большей стабильностью.

По способам воздействия на поведение субъектов (основные):

1) запрещающие – содержат меру должного (обязательного) поведения, выраженную в пассивной форме; реализуются путем соблюдения (соблюдая эту норму, мы обеспечиваем ее регулятивное воздействие);

2) обязывающие – содержат меру должного поведения, выраженную в активной форме (установленное правило требует, что в конкретных пространственных и временных рамках кто-либо должен совершить активные действия); реализуются путем исполнения;

3) уполномачивающие – содержат меру возможного поведения, в них заложена диспозитивность, гражданин решает, делать ему что-либо или нет; реализуются путем использования. Если человек решил исполнить данную норму, это необходимо делать в рамках установленного правомочия.

Действие административно-правовых норм в пространстве и времени

Действие административно-правовых норм в пространстве подразумевает ограничение территории, на которой распространяется юридическая сила АПН: а) вся территория государства; б) часть территории государства (территория субъекта Федерации).

Действие АПН в пространстве.

Выделяют: 1) межтерриториальные АПН (к примеру, отраслевые нормы транспортных министерств); 2) АПН за государственной границей РФ (различного рода представительства и граждане, находящиеся в зарубежных странах); 3) АПН на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (СНГ). В пределах РФ административно-правовые нормы распространяются также на иностранных граждан.

Действие АПН во времени. По времени действия нормы административного права делятся на срочные и бессрочные: 1) большинство АПН действуют неопределенный срок – до их официального изменения либо до их отмены.

Отменить подобную норму может лишь орган соответствующего уровня, неотмененные нормы иногда сильно нарушают спокойное течение жизни; 2) некоторые АПН действуют определенный срок, обычно он указывается в самом акте (например, режим чрезычайного положения).

Законную силу АПН приобретают: 1) с момента подписания соответствующего нормативного акта (указа Президента РФ, постановления Правительства РФ); 2) с момента опубликования АПН в официальном издании: «Парламентская газета», «Российская газета» (ФЗ, ФКЗ, некоторые постановления палат, некоторые указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), «Собрание законодательства РФ» (все, кроме секретных и ДСП), «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (приказы министров, директоров, постановления комитетов – то, что имеет общесоциальное значение); 3) в срок, указанный в акте.

Важное значение имеет положение Конституции РФ о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Реализация административно-правовых норм – это процесс практического использования содержащихся в них правил поведения с целью регулирования общественных отношений, в котором участвуют все стороны данных отношений в соответствии с их административно-правовым статусом.

Способы реализации АПН:

1) исполнение – точное следование содержащимся в них юридическим предписаниям, запретам или дозволениям. Субъекты – все участники управляемых отношений;

2) применение (см. ниже);

3) соблюдение – конкретное выражение исполнения, реакция участников управляемых отношений на запреты;

4) использование – добровольное совершение субъектами правомерных деяний, связанных с осуществлением субъективных прав в сфере управления. В отличие от соблюдения и исполнения здесь субъект сам решает, воспользоваться ему правом, предоставленным АПН, или нет.

Применение административно-правовой нормы – это разрешение на ее основе конкретной ситуации в сфере госуправления правомочным на то субъектом. Применять АПН могут соответствующие субъекты исполнительной власти (должностные лица). Сопровождается принятием индивидуального правового акта (например, регистрация общественного объединения, решение по жалобе гражданина и т. п.).

Решение конкретного административного дела – исключительная компетенция исполняющего обязанности, граждане не имеют полномочий по применению АПН. Некоторые АПН применяются в судебном порядке (например, при наложении административных взысканий за совершение некоторых административных правонарушений).

АПН должна быть применена:

а) соответствующая;

б) к надлежащему субъекту;

в) при наличии оснований, предусмотренных законом или иным нормативным актом.

Виды систематизации административно-правовых норм:

1. Из-за многообразия системы источников административного права существует проблема кодификации АПН. Берется какая-либо сфера права; специалисты собирают абсолютно все действующие нормы, устаревшие отбрасывают, создают проект, вносят на рассмотрение законодателей. Конечный продукт кодификации – Кодекс.

2. Есть еще задача инкорпорации – объединения и расположения в систематизированном порядке и логической последовательности норм по важнейшим административно-правовым институтам (разные слои населения испытывают различные потребности: знать, выполнять, применять и др.). Конечный продукт инкорпорации – справочник.

История развития административного права в России

Примерно с 1935 г. в России произошло разделение административного права на три крупные ветви: 1) административное право как наука – исследует закономерности развития административного права (работы теоретиков Козлова, Алехина); 2) административное право как учебная дисциплина – важнейшая составляющая юридического образования; 3) как отрасль права.

Исторические предпосылки возникновения административного права

1. Развитие философских воззрений о роли и месте государства и государственного управления в общественной жизни; увеличение в ней роли государства.

2. Употребление в конституциях ведущих стран мира термина «разделение властей», необходимость создания государственных органов для каждой ветви власти.

3. Развитие общей теории управления (специализация, кооперация, конспирация, взаимодействие и др.).

4. Необходимость охраны общественного порядка.

5. Необходимость защиты прав граждан в условиях концентрации властных полномочий у государства и его органов.

В литературе можно встретить указания на различные этапы становления в России административной юстиции после революции 1917 года. Например, А.В. Абсалямов выделяет следующие четыре этапа в истории развития законодательства в области рассмотрения споров, возникающих из публично-правовых отношений:

1) 1917–1959 гг.: создание специальных юрисдикционных органов для рассмотрения административных споров и установление их компетенции;

2) 1959–1987 гг.: конституционное закрепление права на обжалование в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан; расширение подведомственности судов по рассмотрению административно-правовых споров;

3) 1987–1991 гг.: законодательное установление порядка обжалования в суд неправомерных действий и решений государственных органов и должностных лиц;

4) с 1991 г.: начало проведения судебной реформы, нормативное закрепление права гражданина на судебную защиту; установление права на судебную защиту в Конституции РФ 1993 г.; создание конституционных (уставных) и арбитражных судов, расширение подведомственности административных дел судами и совершенствование процессуальных форм защиты нарушенных субъективных прав.

Краткая история развития административного права России

Развитие административного права России было долгим, зависело от политических, социальных, экономических и культурных факторов в каждый конкретный период времени.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!

СКИДКА ДО 25% ТОЛЬКО СЕГОДНЯ!

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

Регулятивные и охранительные административно правовые нормы примеры в 2020 году

Запрещающие административно правовые нормы примеры

— нормы права, которые устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.

Регулятивные нормы права называют нормами позитивного регулирования.

Виды норм права

В юридической литературе выделяю различные классификации норм права.

Нормы права можно подразделить на регулятивные и охранительные.

Регулятивная норма содержит предписания, которые предоставляют определенные права, закрепляют обязанности, т.е. данная норма носит правоустановительный характер.

Регулятивные нормы могут быть:

1) обязывающими — содержат правила надлежащего поведения субъектов,

2) запрещающими — содержат запреты на совершение действий, обязанность воздерживаться от их совершения,

3) управомочивающими – дают право на совершение каких-либо правомерных действий.

Пример обязывающей нормы:

Ст. 20-1 КоБС «Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, справедливого распределения семейных обязанностей, содействия в реализации каждым из них права на материнство (отцовство), физическое и духовное развитие, получение образования, проявление своих способностей, труд и отдых.»

Пример запрещающей нормы:

Статья 19. Препятствия к заключению брака

Не допускается заключение брака:

между лицами, из которых хотя бы одно лицо состоит уже в другом браке, зарегистрированном в установленном порядке;

между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными;

между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным.

Сокрытие лицом, вступающим в брак, обстоятельств, препятствующих его заключению, является основанием для признания брака недействительным.

Пример управомочивающей нормы:

Ст. 29 КоБС: «Обязанности супругов по взаимному содержанию»

Супруги обязаны материально поддерживать друг друга.

Нуждающиеся в материальной помощи жена в период беременности, супруг, осуществляющий уход за общим ребенком до достижения им трех лет, общим ребенком-инвалидом до достижения им восемнадцати лет, общим нетрудоспособным совершеннолетним ребенком, а также нетрудоспособный супруг имеют право в судебном порядке требовать предоставления содержания от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами.

Брачным договором могут быть предусмотрены и другие случаи, при которых наступает обязанность супруга оказывать материальную помощь другому супругу.

Охранительная норма, как правило, устанавливает конкретные меры юридической ответственности либо какие-то иные принудительные способы защиты нарушенных прав и интересов.

Пример охранительной нормы:

Статья 12.7. КоАП – «Незаконная предпринимательская деятельность»

1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

1-1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, —

влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

2. Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, —

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.

В зависимости от характера содержащихся в норме предписаний они подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы являются обязательными для исполнения, правила поведения не могут быть изменены. Неисполнение императивной нормы может повлечь применения санкций. Пример императивной нормы:

Ст. 17 КоБС – «Условия заключения брака»

Для заключения брака необходимы взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста и отсутствие препятствий к заключению брака, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса.

Диспозитивная норма допускает возможность урегулирования ситуации по соглашению сторон и содержит правило поведения на случай, когда участники отношения не воспользовались этой возможностью.

Пример диспозитивной нормы:

Ст. 587 ГК — «Обязанности сторон по содержанию арендованного имущества».

1. Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором аренды.

2. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законодательством или договором аренды.

В литературе также выделяют рекомендательные нормы, т.е. нормы, закрепляющие правила поведения, приемлемые или предпочтительные для государства (чаще всего встречаются в международных договорах с участием государств).

Пример рекомендательной нормы:

Ст. 25 Конвенции между Республикой Беларусь и Республикой Словения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» (Заключена в г.Минске 06.10.2010)

«Компетентные органы Договаривающихся Государств стремятся решать по взаимному согласию любые трудности или сомнения, возникающие при толковании или применении настоящей Конвенции. Они могут также консультироваться друг с другом в целях устранения двойного налогообложения в случаях, не предусмотренных настоящей Конвенцией.»

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    -->